«Живая нить». Материал к уроку истоки «Ткачихи- рукодельницы» 2 класс
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Плахова Ольга Николаевна

Льняная нить проходит через всю жизнь человека: от младенчества до последнего земного облачения. Лен издавна служил идеальным материалом для создания полотна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_zhivaya_nit.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             «Живая нить»

Материал к уроку истоки «Ткачихи- рукодельницы»

2 класс

 Цвет- цветочек, в сыру землю вошел, синюю шапочку нашел.  (Лен)

             Льняная нить проходит через всю жизнь человека: от младенчества до последнего земного облачения.

     Лен издавна служил идеальным материалом для создания полотна. Еще в глубокой древности внимание человека привлекло это тонкое стройное растение, сгибающее при ветре до самой земли и снова выпрямляющее. Его легко вырвать из земли с корнем, но трудно разорвать. Оказывается, крепость придавал зеленый луб коры, как у липы, очень крепкий. Поперек стебель трудно разорвать, тогда, как вдоль легко разделить на тонкие нити. Лен - наиболее древнее после пшеницы культурное растение». Лен – кормилец, льном только и живем, льном налоги платим, свадьбы и праздники справляем», - говорили в народе.

     На Масленицу молодежь каталась с гор не просто для удовольствия - так велел обычай. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше поднимутся на полях посевы льна.

    Лен выдергивали, теребили, связывали в снопы, которые должны были дозреть в поле. Затем их обмолачивали и везли на гумно. Лен обивали, просеивали, оставляли одни стебли, которые потом вымачивали. Летом лен вымачивали в водоемах, зимой - в проруби или на снегу, затем его сушили. Сухой лен мяли ручными льномялками и трепали ручными трепалками. Про мялку в загадке говорится: «Из года в год беззубая баба кости грызет». Трепало – деревянное орудие, которое имеет вид лопасти или широкого ножа. Нарядные трепала украшались резным орнаментом и считались хорошим подарком от жениха невесте. «Сделай, миленький , трепало, чтобы сердце припадало, - поется в одной старинной частушке.

    Трепали, били, теребили лен для того, что бы очистить волокнистый внутренний слой стебля от костры. Чтобы получилась мягкая. Пушистая кудель, льняное волокно щипали, чесали железными щетками, удаляя костру- внешнюю древесную часть, а наиболее ценную внутреннюю чесали специальными гребнями. В результате только одна пятая часть из всей массы льна оставалась для изготовления нитей. Но в крестьянском хозяйстве ничто не пропадало зря. Самая грубая труха шла на подстилку скоту в хлеву, прочие отходы, »очески», шли на веревки, мешковину.

    Осенью и зимой, когда полевые работы заканчивались, девушки собирались в чьей – нибудь избе со своими прялками и заготовленной куделью. В компании ведь работать веселее - не задремлешь за работой, да и  стыдно отставать от более ловких подруг. Прядение всегда сопровождалось пением.

    В каждой деревне, селе свои прялки- резные, расписные. Мастера делали их из части дерева с корневищем. Женихи дарили нарядные прялки невестам, а те в свою очередь передавали их в наследство своим дочерям.

    Пряха садилась левым боком на донце прялки, укрепив кудель на вертикальной лопасти. Смочив пальцы левой руки слюной, девушка вытягивала ими прядево, скручивая его, а правой вращала веретено. Оно кружилось словно волчок, наматывая на себя нить.

    С веретен нити перематывались на мотовилах в мотки или пасмы. Нитки в мотках белили или красили.

   В крестьянской семье девочек пяти- семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельницы выпить с водой: что бы мастерство не пропало.В тринадцать- четырнадцать лет должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать – самостоятельно устанавливать ткацкий стан.И глядя на нарядно одетую девушку, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха- она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой. Ведь сколько она напрядет пряжи, сколько соткет полотна- столько красивых сарафанов, рубах, полотенец и много другого приготовит себе к замужеству.

«Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крушись ты, мой миленький…

В этой хороводной - игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного полотна. Но как долог и труден этот путь. И как похож он вообще на жизненный путь человека.

Загадки

Били меня, били, колотили, колотили, клочьями рвали, по полю валяли, под ключ запирали, на стол сажали. (Лен- пряжа, холст, скатерть)

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)

Пришел паук на деревянных ногах, всю избу перегородил.(Ткацкий стан)

Бежит свинка, вырезана спинка. (Челнок)

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)

МБОУ СОШ № 4

Г. Ленск Саха Якутия

Плахова О. Н.

Литература

Иванов Р. Я. Русский дом. Москва. 1991

Я познаю мир. Детская энциклопедия. АСТ-ЛТД. 1998

300 вопросов и ответов. Академия развития. 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Истоки" 2 класс тема "Город"

Использование краеведческого материала вызывает у детей большой интерес,часто удивляет. А то,что удивляет,поражает, всегда запоминается надолго,зарождает интерес к познанию,развивает память и мышление...

Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс

Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси....

Конспект урока по предмету "Истоки" для 2 класса. Тема "Ткачихи-рукодельницы"

Данный урок входит в раздел "Труд земной".  Наряду с рассказом  о традиционных технологиях трудовой деятельности ученику предлагается также понять некоторые эстетические и нравственно-этичес...

"Живая и неживая природа", урок окружающего мира. 2 класс.

Урок по программе А. Плешакова в соответствии ФГОС....

Истоки на тему : "Ткачихи-рукодельницы"

Материал может быть использован на уроках традиционной народной культуры  и ОРКСЭ...

Живое и неживое. Презентация урока окружающего мира (1 класс)

Живое и неживое. Презентация урока окружающего мира (1 класс)...