Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
статья на тему
В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоретическая основа этих понятий и рекомендации учителя для практической деятельности ученика и педагога в рамках реализации курса "Социокультурные истоки". Выступление сопровождается презентацией. Рекомендуется учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования, ведущим занятия по курсу "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_seminare_po_teme.odt | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре по теме
«Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
Активные формы обучения
(выступление сопровождается презентацией)
1. В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения .
- Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.Активное занятие является основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся.
3. Аспекты активных форм обучения и воспитания.
Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:
3. 1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий предмета «Истоки»
3.2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать и слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.
3.3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью (развитие способности выделить главное в содержании и главное в личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к согласию.
3.4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая особенности восприятия и мышления, предполагает формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.
- Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл служения Отечеству, заключается в том, что учащиеся получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самореализоваться, а не репрезентовать себя в обществе.
4. Методика АФО строится на основе следующих принципов:
1). Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях.
2). Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников тренинга.
3). Принцип диалогового общения, предусматривающий общение в группе на уровне «взрослый-взрослый», что связано с осмыслением способов достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому мнению.
4). Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития учащегося и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.
5). Принцип психологической безопасности и доверия в группе Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга учащиеся испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.
- 6.)Принцип творческой позиции участников тренинга. В ходе тренинга создается креативная среда, характеризующаяся проблемностью обсуждаемых вопросов, неопределенностью вариантов выполнения задания, принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений участников группы.
5. Виды активных занятий:
Разновидности ресурсного круга (на мотивацию, углубление знаний, рефлексию, на развитие целостного восприятия :
Я вижу.... Я слышу.... Я чувствую...)
Работа в паре (обсуждение вопросов урока, развитие коммуникативных навыков, поиск совместных решений)
Работа в четвёрке (первая малая группа)
Работа в семёрке.
Мнемотехника (на развитие целостного восприятия)
Активный экзамен.
6. Активные формы обучения имеют этапы проведения:
1. Подготовительный этап – это создание атмосферы доверия, взаимоуважения, постановки цели на предстоящую работу. На этом этапе более активен педагог. Работа строиться в форме беседы, диалога, используется музыкальное оформление, или сюрпризный момент, заранее подбирается оборудование.
2. Основной этап. Здесь активность передается детям. Роль педагога –направляющая, поддерживающая. Педагог наблюдает за самостоятельной работай детей, анализирует успехи и неудачи в общении детей.
3. Заключительный этап.
На этом этапе идет анализ и оценка педагогом результатов работы при анализе акцент делается на положительные результаты определяется то, что научиться в будущем, подчеркивается важность совместной работы группы.
- Развитие УУД в активных формах обучения.
Коммуникативные УУД : ресурсный круг, работа в паре, четвёрке, семёрке.
Регулятивные УУД :ресурсный круг, работа в паре, четвёрке, семёрке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное сопровождение к выступлению на городском семинаре по работе над проблемой обучения детей мигрантов.
Основные блоки работы над программой по обучению детей мигрантов....
Выступление на городском семинаре. Система внеурочной деятельности младшего школьника при реализации ФГОС НОО.
Настоящее...будущее и прошлое......
Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
Цель мониторинга Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей мл...
Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...
Выступление на городском семинаре Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»
Выступление на городском семинаре по теме: "Приемы и методы формирования УУД умений младших школьников на уроках литературног чтения в рамках реализации ФГОС НОО"...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» п...
Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»
Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»...