Методическая разработка интегрированного урока "Альтернативное чтение"
методическая разработка (2 класс) на тему
Урок является первым этапом реализации проекта "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по "Программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_alternativnoe_chtenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интегрированного урока «Альтернативное чтение»
для 2 класса «Особый ребенок» по теме:
«Обыгрывание стихотворения про зиму:
«В лесу родилась елочка…».
Л.М.Мулкахайнен, учитель класса «Особый ребенок» ГБОУ С(К)ОШ №25 Петроградского р-на Санкт-Петербурга.
1.Пояснительная записка
Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок». Освоение учащимися с тяжелой умственной отсталостью литературных произведений весьма затруднено. Поэтому в нашей школе разрабатывается и реализуется проект «Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений изучаемых по «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Разработка данного урока является частью проекта.
Приведу краткую характеристику класса: все пять учащихся 2 «Г» класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и три мальчика в возрасте от 8 до 15 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.
Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)
Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, социально-бытовая ориентировка).
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Зима».
Задачи:
Образовательная – продолжать обучать учащихся воспринимать стихи, создавать соответствующие образы; обобщать знания детей о зимних явлениях природы, о лесных обитателях (заяц, волк). Продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы, картинки)
Коррекционная – корректировать и развивать зрительное восприятие, долговременную память. Корректировать мелкую моторику рук и продолжать развивать речевой аппарат.
Воспитательная – повышать мотивацию к занятиям, развивать эстетическое восприятие через просмотр мини спектакля.
Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
- Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физкультминутки, но и соблюдение оптимальной эргономичной посадки (в индивидуальных креслах) в течение урока.
- Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.
Методы
На уроке применен метод театрализации, который разрабатывается в ходе реализации проекта «Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений изучаемых по «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
Данный метод включает в себя элементы кукло- и сказкотерапии.
Материалы и оборудование к уроку: колокольчик, мягкие игрушки (лошадка) и их изображения; подносы, тазики с имитацией снега из ваты и бумаги (если есть снег на улице – показать настоящий снег в тазу); ель искусственная, елочные украшения; красные шапки; пиктограммы «Ель новогодняя», «Шапка»; изображения героев мини спектакля; фланелеграф.
Для мини спектакля: аудиозаписи, магнитофон, игрушки для театра («Заяц», «Волк», «Старичок»), декорации.
Ход урока
- Организационная часть. Звонок на урок.
Учитель (звонит в колокольчик): «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! Ребята, кто хочет позвонить?» Звонит в колокольчик тот ученик, кто поднял руку.
2. Основная часть. Путешествие в зимний лес.
Учитель: «Ребята, скоро Новый год! На этот большой праздник обязательно наряжают елку (показ пиктограммы «Новогодняя ель»). А елочки растут в лесу! Давайте совершим путешествие в лес! Какое время года сейчас? Посмотрите в окно! Деревья без листьев, идет снег - зима! (Ученики могут показать рукой на улицу, за окно).
А зимой, ребята, очень холодно! Как мы показываем, что нам холодно? (Дети обнимают себя руками). Посмотрите, что мы можем одеть, чтобы не замерзнуть! (показ пиктограммы «Шапка»). Что это? (кто-то из детей может показать на свою голову). Правильно – это шапка. Давайте оденем красивые шапочки! (Дети одевают шапки – кто сам, кому помогают взрослые).
Поедем мы в лес на лошадке (показ игрушки каждому ребенку). Как лошадка цокает копытами? (Некоторые дети говорят сразу и подсказывают другим). А как лошадка разговаривает? («Звуковой теннис» с каждым учеником).
Как, ребята, мы едем в лес на лошадке? (Обыгрывание потешки. См. Приложение 1)
Мы приехали в лес и увидели елочку! (Показ елки. Каждый ребенок трогает елочку) Вот она какая, пушистая и немного колючая!
В лесу родилась елочка, в лесу она росла.
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!»,
Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай»!
Ребята, а вы знаете, что такое снег? Давайте посмотрим и потрогаем его! (Дети трогают настоящий снег. Учитель дает характеристику снегу – «холодный, тает на руках, превращается в воду»). А у нас есть игрушечный снег. Давайте укроем нашу елочку снегом! (Дети по очереди берут «снег» из тазиков и сыпят на елку).
Какая красивая елочка у нас получилась! Смотрите, ребята, кто это? Зайка! (Учитель показывает игрушку «Зайка», один из учеников может называть Зайку).
Трусишка, зайка серенький под елочкой скакал.
А какое мы знаем стихотворение про зайку?
Физкультминутка (См. Приложение 2)
Зайка у нас ускакал, потому что услышал, как кто-то зарычал! (Взрослые дружно рычат). Это волк прибежал! (Ученики знакомятся с игрушкой «Волк»)
Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях – старичок:
Срубил он нашу елочку под самый корешок.
Ребята, посмотрите, какие красивые дровенки, саночки у нашей лошадки! А это старичок (ученики рассматривают санки с лошадкой, игрушку «Старичок»). А срубил Старичок елочку, чтобы привезти ее на праздник к деткам!
И вот она нарядная на праздник к нам пришла
И много, много радости детишкам принесла!
Давайте, ребята, украсим елочку! (Ученики держат в руках елочные украшения и по очереди украшают елку).
А теперь мы посмотрим маленький спектакль и послушаем песенку с участием всех наших героев!
(Взрослые за декорациями показывают мини спектакль. Звучит песня «В лесу родилась елочка…»)
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: «Ребята, наш урок заканчивается. Сейчас мы вспомним, зачем мы с вами пошли в лес и кого мы там встретили. (Учитель по очереди прикрепляет на фланелеграф изображения основных героев и предметов прошедшего урока). Мы отправились в лес за елкой, потому что скоро Новый Год. Поехали мы на лошадке, нашли красивую елочку, встретили Зайку и Волка, увидели Старичка на саночках, который срубил елочку для праздника, а мы нарядили ее. Все молодцы!
Вот звенит у нас звонок, и закончился урок! ( Учитель звонит в колокольчик) С Наступающим Новым Годом нас всех!
3.Приложения
Приложение 1
Слова потешки Действия учеников
Еду –еду, в лес приеду! На лошадке | Дети ритмично стучат себя по коленям (кто сам, кто в рамках сопряженных действий). |
В красной шапке | Дети рукой показывают шапки на голове. |
В лапоточках | Дети дотрагиваются до обуви (или взрослые трогают обувь учеников). |
По кочкам, по кочкам | Взрослые трясут коляски, в которых находятся дети. |
В ямку – бух! | Дети наклоняются к полу. |
Приложения 2
Слова потешки Действия учеников
Зайка серенький сидит и ушами шевелит | Дети держат руки у головы и шевелят ими |
Вот так, вот так он ушами шевелит. | |
Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. | |
Вот так, вот так надо лапочки погреть! | Дети трут ладошку о ладошку. |
Зайке холодно стоять Надо зайке топотать | Дети топают ногами. |
Вот так, вот так, надо зайке топотать! |
4. Библиография
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Стихотворение и песня «В лесу родилась елочка…» сл. Р.А. Кудашева,
муз. Л.К. Бекман
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю вашему вниманию разработку и...
Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе
Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...
План-конспект методической разработки интегрированного урока с пояснениями по использованию материала в практической деятельности учителя
КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ...
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещ...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения "Краткая биография и творчество А....
Методическая разработка: Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство
Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство2 классТема: Чтение рассказа «Жалко птичек».Цель: Формировать правильное чтение через знакомство с произведением.Задач...