Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"
методическая разработка (2 класс) на тему
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещающих данные классы существуют тесные интегративные связи между учебными предметами. Это нашло отражение в представленном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_uroka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интегрированного урока «Графики и письма»
для 2 класса «Особый ребенок» по теме:
«Штриховка квадратов по внутренним трафаретам».
Л.М.Мулкахайнен, учитель класса «Особый ребенок» ГБОУ С(К)ОШ №25 Петроградского р-на Санкт-Петербурга.
1.Пояснительная записка
Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок». Овладение навыком штриховки является шагом к овладению «рисуночным письмом». Разработанный сценарий урока учитывает специфические события, произошедшие в жизни класса, однако, при небольшой корректировке, может быть использован в любом классе «Особый ребенок».
Приведу краткую характеристику класса: все пять учащихся 2 «Г» класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и три мальчика в возрасте от 8 до 15 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.
Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)
Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: математические представления и конструирование, развитие речи и окружающий мир, рисование, ручной труд)
Целью урока является освоение навыков рисуночного письма.
Задачи:
Образовательная: знакомить учащихся с возможностями рисуночного письма, повторить и закрепить способность учеников узнавать себя и других людей по фотографиям. Формировать представления о форме «квадрат». Повторить и закрепить знания по теме «Зима».
Коррекционная: развивать и корректировать мелкую моторику рук, зрительную память, пространственные представления («за окном»).
Воспитательная: поддерживать и развивать мотивацию к обучению, воспитывать эстетическое восприятие творческого процесса и его результата.
Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
- Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физкультминутки, пальчиковую гимнастику для разминки перед основными заданиями, но и соблюдение оптимальной эргономичной посадки (в индивидуальных креслах) в течение урока.
- Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.
Материалы и оборудование к уроку: два конверта формата А4, картон формата А2 (голубой или синий), мелки восковые, фломастеры, краски различных цветов (обязательно белая), трафареты квадрата, листы формата А4, кисти, клей, ножницы, подносы. Фотографии учеников 2 «Г» класса, фотографии учеников 5 «В» класса, которые занимались раньше в этом же помещении, фото их нынешнего класса. Карточки с изображением квадратов с окнами – детали дома. Изображение дерева без листьев. Фланалеграф. Набор штампов. USB-проигрыватель, аудиозапись песни для физкультминутки.
2.Ход урока
- Организационная часть. Приветствие.
Учитель: «Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок! (Звонит в колокольчик) Вот звенит у нас звонок, начинается урок! Кто хочет позвонить в колокольчик?» Кто из детей поднял руку, тот и звонит в колокольчик.
- Основная часть. Письмо друзьям.
Учитель: «Сегодня мы с вами будем … (Раздается громкий стук в дверь) Кто это, интересно?»
(Из коридора появляется кто-то взрослый): « Вам письмо!»
Учитель: «Очень интересно, кто это нам написал! (открывает конверт). Ребята, это письмо от наших бывших соседей – 5 «В» класса! Помните, мы иногда с ними вместе занимались! (Учитель показывает фотографии учеников 5 «В» класса). Давайте вспомним их всех по именам! (Пальчиковая гимнастика. Учитель называет по именам всех учеников 5 «В» класса и загибает пальцы на руке – сопровождающие делают тоже самое с каждым ребенком. Повторяют с каждой рукой). А теперь выберем из двух фотографий, своей и ученика другого класса, свою.» (Дети по очереди выбирают фотографии).
Учитель: «Молодцы! Смотрите, в письме еще фотография нового класса наших друзей! Вот что они видят за окном своего класса: деревья и снег. А мы с вами давайте нарисуем то, что видим из нашего окна. И напишем письмо нашим друзьям! Перечислим, что мы видим за окном: дом, деревья и снег. (Ученики указательным жестом в рамках сопряженных действий показывают на пейзаж за окном)
И начнем мы с вами наше рисуночное письмо с того, что сделаем дом из квадратов. Посмотрите, как я из квадратов сделаю дом на доске (учитель крепит на фланелеграф отдельные детали дома). А теперь вы по трафарету сделаете части дома.
Дети с помощью взрослых на подносах и столах выполняют штриховку восковыми мелками квадратов по внутренним трафаретам. Помощники вырезают получившиеся квадраты.
Учитель: «Теперь мы с вами приклеим части дома на наш большой рисунок. Дети приклеивают квадраты индивидуально с педагогом. Молодцы! Смотрите, я нарисую окна на нашем доме!» (Учитель рисует фломастером окна).
Учитель: «Ребята, а что у нас еще на улице есть? Правильно, деревья! Сейчас мы будем с вами рисовать красками деревья! Деревья зимой все без листьев, одни ветки! (Учитель показывает изображение дерева). Выберите цвет, каким будите рисовать! Ученики выбирают из двух цветов: один цвет коричневый, другой – любой яркий. Учитель в рамках сопряженных действий выполняет с учениками рисунок дерева на общем рисунке. Учитель во время рисования проговаривает, что деревья рисуем с помощью линий: «Ребята, чтобы нарисовать дерево, нам надо рисовать разные линии: длинные и короткие».
Учитель: «Какой красивый дом у нас получился! А вокруг – деревья! Не хватает только снега! Ведь зимой всегда есть снег! А еще зимой холодно. Как мы показываем, что нам холодно? (Учитель и ученики обнимают себя руками). А давайте, ребята, научимся греться зимой! У нас есть веселая песенка!
Физкультминутка (См. Приложения)
Учитель: «Ребята, мы отдохнули и научились греться. И теперь будем рисовать снег на нашем письме-рисунке. (Учитель пальцем белой краской рисует точки на общей картине. Ученики повторяют его действия). Все, ребята, наше письмо друзьям готово! Осталось нам с вами подготовить конверт. Вы сейчас поставите штампы-марки. (Учащиеся по очереди делают «марки» на конверте. Учитель называет то, что изображено на каждом штампе.)
- Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: «Ребята, вы все молодцы. Отлично поработали! Давайте повторим, что мы делали на уроке. (Учитель показывает и прикрепляет на фланелеграф карточки с изображениями предметов и называет действие с ними). Мы начали урок, позвонили в звонок, а потом получили письмо от наших друзей – учеников 5 «В» класса. Вспомнили, как их всех зовут. Решили написать им письмо и рассказать, что мы видим за окном нашего класса зимой. Вы заштриховали квадраты, нарисовали деревья и снег. Вы сделали письмо-рисунок, подготовили конверт, поставили штампики-марки и теперь мы можем его отправить нашим друзьям!
А наш урок закончился (звонит в колокольчик): вот звенит у нас звонок, и закончился урок!»
3.Приложения
Физкультминутка (Музыка и слова Е.Железновой)
Слова песни | Действия учеников |
Вот так холод, вот мороз | |
Больно щиплет нос | Ученики дотрагиваются до носа |
Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней | Дети трут носы |
Будем ножки согревать – прыгать и скакать | Ученики в рамках сопряженных действий топают ногами |
Очень холодно стоять, стали ножки замерзать. | |
Крепче стал мороз никак, мерзнем стоя так. | Ученики обхватывают себя руками. |
Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком. | Ученики в рамках сопряженных действий топают ногами |
Чтобы ручки согревать будем мы махать | Ученики машут руками вверх-вниз |
И в ладоши будем бить, локтями шевелить | Ученики хлопают в ладоши. |
- Библиография
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю вашему вниманию разработку и...
Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе
Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...
План-конспект методической разработки интегрированного урока с пояснениями по использованию материала в практической деятельности учителя
КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ...
Методическая разработка интегрированного урока "Альтернативное чтение"
Урок является первым этапом реализации проекта "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по "Программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отс...
Учебно - методическая разработка интегрированного урока "Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение. I класс, 5 вид коррекции"
Повторение сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Развитие творческих способностей, самомассаж с помощью шишек. Инсценеровка задачи....
Методическая разработка интегрированного урока математики 1 класс. Повторение
Данный урок был разработан в рамках участия в конкурсе "Открытие года". Урок представляет собой интегрировнное занятие по математике, окружающему миру и технологии....