Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"
методическая разработка (2 класс) на тему

Мулкахайнен Любовь Михайловна

Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещающих данные классы существуют тесные интегративные связи между учебными  предметами. Это нашло отражение в представленном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного урока «Графики и письма»

 для 2 класса «Особый ребенок» по теме:

«Штриховка квадратов по внутренним трафаретам».

Л.М.Мулкахайнен, учитель класса «Особый ребенок» ГБОУ С(К)ОШ №25 Петроградского р-на Санкт-Петербурга.

1.Пояснительная записка

Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок».  Овладение навыком штриховки является шагом к овладению «рисуночным письмом». Разработанный сценарий урока учитывает специфические события, произошедшие в жизни класса, однако, при небольшой корректировке, может быть использован в любом классе «Особый ребенок».

Приведу краткую характеристику класса: все пять учащихся 2 «Г» класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и три мальчика в возрасте от 8 до 15 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети  имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.

Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)

Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: математические представления и конструирование, развитие речи и окружающий мир, рисование, ручной труд)

Целью урока является освоение навыков рисуночного письма.

Задачи:

Образовательная: знакомить учащихся с возможностями рисуночного письма, повторить и закрепить способность учеников узнавать себя и других людей по фотографиям. Формировать представления о форме «квадрат». Повторить и закрепить знания по теме «Зима».

Коррекционная: развивать и корректировать мелкую моторику рук, зрительную память, пространственные представления («за окном»).

Воспитательная: поддерживать и развивать мотивацию к обучению, воспитывать эстетическое восприятие творческого процесса и его результата.

Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
  2. Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физкультминутки, пальчиковую гимнастику для разминки перед основными заданиями, но и соблюдение оптимальной эргономичной  посадки (в индивидуальных креслах) в течение урока.
  3. Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.

 

Материалы  и оборудование к уроку: два конверта формата А4, картон формата А2 (голубой или синий), мелки восковые, фломастеры, краски различных цветов (обязательно белая), трафареты квадрата, листы формата А4, кисти, клей, ножницы, подносы. Фотографии учеников 2 «Г» класса, фотографии учеников 5 «В» класса, которые занимались раньше в этом же помещении, фото их нынешнего класса. Карточки с изображением квадратов с окнами – детали дома. Изображение дерева без листьев. Фланалеграф.  Набор штампов. USB-проигрыватель, аудиозапись песни для физкультминутки.

2.Ход урока

  1. Организационная часть. Приветствие.

Учитель: «Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок!  (Звонит в колокольчик) Вот звенит у нас звонок, начинается урок! Кто хочет позвонить в колокольчик?» Кто из детей поднял руку, тот и звонит в колокольчик.

  1. Основная часть. Письмо друзьям.

Учитель: «Сегодня мы с вами будем … (Раздается громкий стук в дверь)  Кто это, интересно?»

(Из коридора появляется кто-то взрослый): « Вам письмо!»

Учитель: «Очень интересно, кто это нам написал! (открывает конверт). Ребята, это письмо от наших бывших соседей – 5 «В» класса! Помните, мы иногда с ними вместе занимались! (Учитель показывает фотографии учеников 5 «В» класса). Давайте вспомним их всех по именам! (Пальчиковая гимнастика. Учитель называет по именам всех учеников 5 «В» класса и загибает пальцы на руке – сопровождающие делают тоже самое с каждым ребенком. Повторяют с каждой рукой). А теперь  выберем из двух фотографий, своей и ученика другого класса, свою.» (Дети по очереди выбирают фотографии).

Учитель: «Молодцы! Смотрите, в письме еще фотография нового класса наших друзей! Вот что они видят за окном своего класса: деревья и снег. А мы с  вами давайте нарисуем то, что видим из нашего окна. И напишем письмо нашим друзьям! Перечислим, что мы видим за  окном: дом, деревья и снег. (Ученики указательным жестом в рамках сопряженных действий показывают на пейзаж за окном)

И начнем мы с вами наше рисуночное письмо с того, что сделаем дом из квадратов. Посмотрите, как я из квадратов сделаю дом на доске (учитель крепит на фланелеграф отдельные детали дома). А теперь вы по трафарету сделаете части дома.

Дети с помощью взрослых на подносах и столах выполняют штриховку восковыми мелками  квадратов по внутренним трафаретам. Помощники вырезают получившиеся квадраты.

Учитель: «Теперь мы с вами приклеим части дома на наш большой рисунок. Дети приклеивают квадраты индивидуально с педагогом. Молодцы! Смотрите, я нарисую окна на нашем доме!» (Учитель рисует фломастером окна).

Учитель: «Ребята, а что у нас еще на улице есть? Правильно, деревья! Сейчас мы будем с вами рисовать красками деревья! Деревья зимой все без листьев, одни ветки! (Учитель показывает изображение дерева). Выберите цвет, каким будите рисовать! Ученики выбирают из двух цветов: один цвет коричневый, другой – любой яркий. Учитель в рамках сопряженных действий выполняет с учениками рисунок дерева на общем рисунке. Учитель во время рисования проговаривает, что деревья рисуем с помощью линий: «Ребята, чтобы нарисовать дерево, нам надо рисовать разные линии: длинные и короткие».

Учитель: «Какой красивый дом у нас получился! А вокруг – деревья! Не  хватает только снега! Ведь зимой всегда есть снег! А еще зимой холодно. Как мы показываем, что нам холодно? (Учитель и ученики обнимают себя руками). А давайте, ребята, научимся греться зимой! У нас есть веселая песенка!

Физкультминутка (См. Приложения)

Учитель: «Ребята, мы отдохнули и научились греться. И теперь будем рисовать снег на нашем письме-рисунке. (Учитель пальцем белой краской рисует точки на общей картине. Ученики повторяют его действия). Все, ребята, наше письмо друзьям готово! Осталось нам с вами подготовить конверт. Вы сейчас поставите штампы-марки. (Учащиеся по очереди делают «марки» на конверте. Учитель называет то, что изображено на каждом штампе.)

  1. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель: «Ребята, вы все молодцы. Отлично поработали! Давайте повторим, что мы делали на уроке. (Учитель показывает и прикрепляет на фланелеграф карточки с изображениями предметов и называет действие с ними). Мы начали урок, позвонили в звонок, а потом получили письмо от наших друзей – учеников 5 «В» класса. Вспомнили, как их всех зовут. Решили написать им письмо и рассказать, что мы видим за окном нашего класса зимой. Вы заштриховали квадраты, нарисовали деревья и снег. Вы сделали письмо-рисунок, подготовили конверт, поставили штампики-марки и теперь мы можем его отправить нашим друзьям!

А наш урок закончился (звонит в колокольчик): вот звенит у нас звонок,  и закончился урок!»

3.Приложения

Физкультминутка (Музыка и слова Е.Железновой)

Слова песни

Действия учеников

Вот так холод, вот мороз

Больно щиплет нос

Ученики дотрагиваются до носа

Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней

Дети трут носы

Будем ножки согревать – прыгать и скакать

Ученики в рамках сопряженных действий топают ногами

Очень холодно стоять, стали ножки замерзать.

Крепче стал мороз никак, мерзнем стоя так.

Ученики обхватывают себя руками.

Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком.

Ученики в рамках сопряженных действий топают ногами

Чтобы ручки согревать будем мы махать

Ученики машут руками вверх-вниз

И в ладоши будем бить, локтями шевелить

Ученики хлопают в ладоши.

  1. Библиография

Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н.  Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.:  ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002

Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю  вашему вниманию разработку и...

Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе

Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...

Методическая разработка интегрированного урока "Альтернативное чтение"

Урок является первым этапом реализации проекта "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по "Программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отс...

Учебно - методическая разработка интегрированного урока "Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение. I класс, 5 вид коррекции"

Повторение сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Развитие творческих способностей, самомассаж с помощью шишек. Инсценеровка задачи....

Методическая разработка интегрированного урока математики 1 класс. Повторение

Данный урок был разработан в рамках участия в конкурсе "Открытие года". Урок представляет собой интегрировнное занятие по математике, окружающему миру и технологии....