Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения "Краткая биография и творчество А.С. Пушкина, Стихотворение "Вот север тучи нагоняя..."
Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова. Сквозная тема « Жизнь и творчество А.С. Пушкина » (на материале учебника Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др.)
Класс: 2 «В»
Тип урока: решение учебной задачи
Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Обучающие: формировать умение видеть безударные гласные в различных текстах и подбирать к ним проверочные слова.
Развивающие: развивать умение точно формулировать правила проверки безударных гласных, развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, активизировать словарный запас.
Воспитывающие: проявлять интерес к познанию русского языка, заинтересовать поэзией А.С. Пушкина; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать дружно.
Планируемые результаты: овладевают нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; научатся читать осознанно текст художественного произведения
Метапредметные :
Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, определяют последовательность действий; осознают значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка, задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности, осознают цель своего высказывания.
Используется технология интегрированных уроков
Информационно-технологические ресурсы. Ноутбук, проектор, интерактивная доска. Презентация «Безударные гласные в корне слова». Слайд 5( с деформированным предложением). Портрет А.С. Пушкина (худ. Кипренский), учебник Литературное чтение 2класс авт.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др, индивидуальные карточки розового цвета с четверостишием Плещеева о А.С.Пушкине; карточки жёлтого цвета с заданиями разного уровня, карточки с деформированным текстом, тетради, оценочная линеечка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения
Составила учитель начальных классов: Савельева Л.С. ГБОУ СОШ № 2. п.г.т. Усть-Кинельский
Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова. Сквозная тема « Жизнь и творчество А.С. Пушкина » (на материале учебника Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др.) Класс: 2 «В»
Тип урока: решение учебной задачи
Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Обучающие: формировать умение видеть безударные гласные в различных текстах и подбирать к ним проверочные слова.
Развивающие: развивать умение точно формулировать правила проверки безударных гласных, развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, активизировать словарный запас.
Воспитывающие: проявлять интерес к познанию русского языка, заинтересовать поэзией А.С. Пушкина; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать дружно.
Планируемые результаты: овладевают нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; научатся читать осознанно текст художественного произведения
Метапредметные :
Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, определяют последовательность действий; осознают значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка, задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности, осознают цель своего высказывания.
Используется технология интегрированных уроков
Информационно-технологические ресурсы. Ноутбук, проектор, интерактивная доска. Презентация «Безударные гласные в корне слова». Слайд 5( с деформированным предложением). Портрет А.С. Пушкина (худ. Кипренский), учебник Литературное чтение 2класс авт.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др, индивидуальные карточки розового цвета с четверостишием Плещеева о А.С.Пушкине; карточки жёлтого цвета с заданиями разного уровня, карточки с деформированным текстом, тетради, оценочная линеечка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности. Включение в деловой ритм. Организовать внимание и восприятие.
Запись даты урока. Нацеливание на красивое грамотное письмо.
II. Актуализация знаний.
На доске запись: ст. хи, ст. хотворение, ст. хотворный, стих
1. Беседа с учащимися:
- Что вы можете сказать об этих словах? (Ответы детей)
- Какие слова называются однокоренными? Приведите пример. ( Ответы детей, уточнение, дополнение)
- Как называется общая часть родственных слов? ( Ответы детей, уточнение, дополнение)
- Какую работу нужно провести, чтобы выделить корень? Приведите пример. ( Ответы детей, уточнение, дополнение)
- В какой части слова пропущена буква? Какую работу проведём для определения нужной буквы? (Ответы детей)
- В каком из данных слов гласная в сильной позиции? ( стих)
- Как называется это слово? ( проверочное)
- Как называем гласные в слабой позиции? (Ответы детей)
-Запишите слова с безударной гласной после проверочного слова и выполните всю необходимую работу.
2. Взаимопроверка. Отчёт о работе 2-3 учеников
- Молодцы! Я очень довольна вашей работой.
Проведём небольшую физкультминутку и продолжим работу. Физкультминутка «Осьминожек»
III. Формулирование темы и целей урока.
- О чём пойдёт речь на уроке? Кто может ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока? (Ответы детей) (Формулируют тему урока с помощью учителя ). - Как вы думаете, какую цель я поставила перед собой? ( Высказывают предположение. Учитель уточняет свою цель) - Какая цель вашей работы? ( Уточняют, делают вывод: научиться подбирать проверочные слова) - Для того, чтобы научиться грамотно писать слова, необходимо уметь слышать и видеть безударную гласную. Этим мы и займёмся на этом уроке.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по карточкам розового цвета с четверостишием Плещеева о А.С. Пушкине
- Прочитайте про себя и вникните в смысл этих строк.
Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца И в них будить стремленье к идеалу.
2. Беседа по прочитанному четверостишию. Работа над лексическим значением слов.
- Все ли слова понятны вам? ( Ответы детей, уточнение, дополнение)
- Как вы понимаете слово «муза»?
- Какие выражения вам непонятны? ( Ответы детей, уточнение, дополнение)
3.Работа над выразительным чтением четверостишия.
-Учитель: С каким чувством писал Плещеев эти строки? Как вы их воспринимаете? - Прочитайте, выделяя голосом те слова, которые, по вашему мнению, выражают главную мысль этих строк (Читают, анализируют, делают вывод, перечитывают) - Как вы думаете, о каком известном поэте написал Плещеев эти строки? (Высказывают предположение, уточняют)
4. Рассказ учителя (Открывает портрет А.С. Пушкина )
-Посмотрите на портрет. На это спокойное лицо, освещённое неярким мягким светом. Кто не знает имени этого великого поэта. Чудесные сказки, которые мы уже читали, стихи, поэмы, повести, романы вышли из-под его пера Он писал всю жизнь. Всегда и везде. Именно о нём строки Плещеева. О его стремлении к идеалу. Он был очень смелым и гордым человеком. Он не боялся даже самого царя. А вот царь его боялся и поэтому выслал поэта в далёкую деревню. Об этом вы узнаете в старших классах. Пушкин писал не только для своих современников, но и для тех, кто живёт сегодня и будет жить после нас. Вот и на портрете Кипренского поэт как- будто смотрит в далёкое будущее.
Продолжаем работу над четверостишием.
- Обратите внимание на выделенные слова в четверостишие. - Как определить в какой позиции находятся гласные в корне выделенных слов? С чего начинаем эту работу? ( Объясняют алгоритм работы с безударными гласными). - Выполните эту работу в тетрадях. Взаимопроверка. (Выполняют работу) (Учитель проводит физкультминутку)
V.Дифференцированная работа: создание ситуацию успеха для учащихся с разным уровнем знаний. 1. Работа по учебнику литературного чтения с.88. - Учитель: Ребята, скажите, только ли в учебнике русского языка нужно обращать внимание на правописание? ( Ответы детей, уточнение, дополнение) - Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя» учебник с. 88. и поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение с выражением. Найдите слова с проверяемыми безударными гласными и покажите свою готовность к ответу, взявшись за руки. ( Выполняют работу, отвечают, называют слова, подбирают проверочные) Короткая беседа. - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение. Какие выразительные средства использует автор, описывая приход зимы. - Молодцы! Хорошо поработали! 2. Работа по карточкам жёлтого цвета - Перейдём к заданиям, которые находятся на карточках жёлтого цвета. На них три разных задания. Вам можно выполнить только одно, по вашему выбору. Прочитайте задания, если необходимо что-то уточнить, задайте вопрос соседу или учителю и выполняйте, записывая в тетрадь
Задание 1. Подбери и запиши к словам в столбике проверочные слова. сестра- письмо- дрозды- Задание 2. Подберите и запишите однокоренные слова с безударной гласной в корне ( не путать с формой слова) царь- добрый- зимний- Задание 3 Самостоятельно подберите 3 слова с безударной гласной в корне и запишите с проверочным словом. |
Выполнение упражнения для глаз «Последи за бабочкой»
3. Работа с деформированным предложением на интерактивной доске - Прочитайте слова и перетаскивая слова, составьте из них предложение . Появился, 1799, на, года, свет, Саша, 6 июня (Составляют предложение и зачитывают получившиеся варианты) - Вспомните, кто родился 6 июня 1799года по имени Саша? Кто догадался, о ком идёт речь? (ответы детей) - Правильно! Это А.С. Пушкин. Запишите предложение в тетрадь с красной строки. 4. Запись под диктовку – Продолжаем работу в тетради. Запишем предложения под диктовку. У него были брат и сестра. Очень любила своего внука бабушка Мария Алексеевна. – О чём вы узнали из этих предложений? (ответы детей) – Что ещё вы знаете о маленьком Пушкине? Составьте предложение и продиктуйте одноклассникам. ( Предлагают варианты предложений, выбирают один из предложенных и записывают под диктовку) – Можно ли сказать, что у нас получился текст? Если да, то докажите. (Ответ учащихся) 5. Работа над предложением. – Какие орфограммы вы видите в этих предложениях? ( Называют орфограммы и правила, которые помогают правописанию слов) - Третье предложение разберите по членам предложения. ( Выполняют работу, докладывают о проделанной работе) VI. Итог урока. Рефлексия – Ребята, как вы думаете, мы хорошо поработали на уроке? - Добились мы поставленной цели? - Что нового узнали о А.С. Пушкине? ( Ответы учащихся ). – У кого встречались трудности? ( Ответы учащихся). - Как выходили из трудной ситуации? ( Ответы учащихся ). - Какое задание вам показалось особенно интересным? – Как же проверить безударную гласную на письме? Самооценка - Пришло время оценить свою работу. Возьмите свои оценочные линеечки и обведите то количество баллов, какое, по вашему мнению, вы заслужили за работу на уроке. Оценка учителя Я довольна вашей работой. Спасибо за старание. А теперь посмотрю, как вы оценивали свою работу. ( Проходит по рядам и оценивает работу детей, комментирует свои действия.)
Информация о домашнем здании
Повторить правила. Упр. 11 на с. 47 в Рабочей тетради на печатной основе. (Обучающиеся знакомятся с упражнением, уточняют, задают вопросы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс
Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...
ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).
Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...
Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс
Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"
Тема "Имя существительное". Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс
Тема урока: Однородные члены предложения в сказках А.С. Пушкина...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...