Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Савельева Любовь Сергеевна

В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения  "Краткая биография и творчество   А.С. Пушкина, Стихотворение "Вот север тучи нагоняя..." 

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова. Сквозная тема « Жизнь и творчество А.С. Пушкина » (на материале учебника Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др.)                                                   

  Класс: 2 «В»

Тип урока: решение учебной задачи

Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Обучающие:  формировать умение видеть безударные гласные в различных текстах и подбирать к ним проверочные слова.

Развивающие: развивать умение точно формулировать правила проверки безударных гласных, развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, активизировать словарный запас.

Воспитывающие:  проявлять интерес к познанию русского языка, заинтересовать поэзией А.С. Пушкина; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать дружно.

Планируемые результаты: овладевают нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; научатся читать осознанно текст художественного произведения

Метапредметные :

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, определяют последовательность действий; осознают значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка, задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности, осознают цель своего высказывания.

Используется технология интегрированных уроков

Информационно-технологические ресурсы. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.  Презентация «Безударные гласные в корне слова». Слайд  5( с деформированным предложением). Портрет А.С. Пушкина  (худ. Кипренский), учебник Литературное чтение 2класс  авт.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др, индивидуальные карточки розового цвета с четверостишием Плещеева о А.С.Пушкине; карточки жёлтого цвета с заданиями разного уровня, карточки с деформированным текстом, тетради, оценочная линеечка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения

Составила учитель начальных классов: Савельева Л.С. ГБОУ СОШ № 2. п.г.т. Усть-Кинельский

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова. Сквозная тема « Жизнь и творчество А.С. Пушкина » (на материале учебника Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др.)                                                     Класс: 2 «В»

Тип урока: решение учебной задачи

Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Обучающие:  формировать умение видеть безударные гласные в различных текстах и подбирать к ним проверочные слова.

Развивающие: развивать умение точно формулировать правила проверки безударных гласных, развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, активизировать словарный запас.

Воспитывающие:  проявлять интерес к познанию русского языка, заинтересовать поэзией А.С. Пушкина; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать дружно.

Планируемые результаты: овладевают нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; научатся читать осознанно текст художественного произведения

Метапредметные :

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, определяют последовательность действий; осознают значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка, задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности, осознают цель своего высказывания.

Используется технология интегрированных уроков

Информационно-технологические ресурсы. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.  Презентация «Безударные гласные в корне слова». Слайд  5( с деформированным предложением). Портрет А.С. Пушкина  (худ. Кипренский), учебник Литературное чтение 2класс  авт.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др, индивидуальные карточки розового цвета с четверостишием Плещеева о А.С.Пушкине; карточки жёлтого цвета с заданиями разного уровня, карточки с деформированным текстом, тетради, оценочная линеечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Мотивация к учебной деятельности. Включение в деловой ритм. Организовать внимание и восприятие.

Запись даты урока. Нацеливание на красивое грамотное письмо.

II. Актуализация знаний.

 На доске запись: ст. хи, ст. хотворение, ст. хотворный, стих

 1. Беседа с учащимися:

- Что вы можете сказать об этих словах? (Ответы детей)

- Какие слова называются однокоренными? Приведите пример.  ( Ответы детей, уточнение, дополнение)

- Как называется общая часть родственных слов?   ( Ответы детей, уточнение, дополнение)

- Какую работу нужно провести, чтобы выделить корень? Приведите пример. ( Ответы детей, уточнение, дополнение)

- В какой части слова пропущена буква? Какую работу проведём для  определения  нужной буквы?  (Ответы детей)

- В каком из данных слов гласная в сильной позиции? ( стих)

- Как называется это слово? ( проверочное)

- Как называем гласные в слабой позиции? (Ответы детей)

-Запишите слова с безударной гласной после проверочного слова и выполните всю необходимую работу.

2. Взаимопроверка. Отчёт о работе 2-3 учеников

- Молодцы! Я очень довольна вашей работой.

Проведём небольшую физкультминутку и продолжим работу. Физкультминутка «Осьминожек»

III. Формулирование темы и целей урока.

- О чём  пойдёт речь на уроке? Кто может ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока?  (Ответы детей) (Формулируют тему урока с помощью учителя ).                                                                                                                                                            - Как вы думаете, какую цель я поставила перед собой? ( Высказывают предположение. Учитель уточняет свою цель) - Какая цель вашей работы? ( Уточняют, делают вывод: научиться подбирать проверочные слова)                                                                                             - Для того, чтобы научиться грамотно писать слова, необходимо уметь слышать и видеть безударную гласную. Этим мы и займёмся на этом уроке.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по карточкам розового цвета с четверостишием Плещеева о А.С. Пушкине

- Прочитайте  про себя и вникните в смысл этих строк.

Бессмертен тот, чья муза до конца                                                                                                                                                                                           Добру и красоте не изменяла,
Кто
волновать умел людей сердца                                                                                                                                                                                                          И в них будить стремленье к идеалу.

2. Беседа по прочитанному четверостишию. Работа над лексическим значением слов.

- Все ли слова понятны вам? ( Ответы детей, уточнение, дополнение)

- Как вы понимаете слово «муза»?

- Какие выражения вам непонятны? ( Ответы детей, уточнение, дополнение)

3.Работа над  выразительным  чтением четверостишия.

-Учитель: С каким чувством писал Плещеев эти строки? Как вы их воспринимаете?                                                                    - Прочитайте, выделяя голосом те слова, которые, по вашему мнению,  выражают главную мысль этих строк                 (Читают, анализируют, делают вывод, перечитывают)                                                                                                                          - Как вы думаете, о каком известном поэте написал Плещеев эти строки? (Высказывают предположение, уточняют)

4. Рассказ учителя  (Открывает портрет А.С. Пушкина )

-Посмотрите на портрет. На это спокойное лицо, освещённое неярким мягким светом. Кто не знает имени этого великого поэта. Чудесные сказки, которые мы уже читали, стихи, поэмы, повести, романы вышли из-под его пера Он писал всю жизнь. Всегда и везде. Именно о нём строки Плещеева. О его стремлении к идеалу. Он был очень смелым и гордым человеком. Он не боялся даже самого царя. А вот царь его боялся и поэтому выслал поэта в далёкую деревню. Об этом вы узнаете в старших классах. Пушкин писал не только для своих современников, но и для тех, кто живёт сегодня и будет жить после нас. Вот и на портрете Кипренского поэт как- будто смотрит в далёкое будущее.

Продолжаем работу над  четверостишием.

- Обратите внимание на выделенные слова в четверостишие.                                                                                                                                                             - Как определить в  какой позиции находятся гласные  в корне выделенных слов? С чего начинаем эту работу?               ( Объясняют алгоритм работы с безударными гласными).                                                                                                         - Выполните эту работу в тетрадях. Взаимопроверка. (Выполняют работу)                                                                                                                                                                              (Учитель проводит физкультминутку)                                                                                                                                                                                        

V.Дифференцированная работа: создание ситуацию успеха для учащихся с разным уровнем знаний.                                       1. Работа по учебнику литературного чтения с.88.                                                                                                                                      - Учитель: Ребята, скажите, только ли в учебнике русского языка нужно обращать внимание на правописание?                                ( Ответы детей, уточнение, дополнение)                                                                                                                                                             - Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя»  учебник с. 88. и поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение  с выражением.  Найдите слова с проверяемыми безударными гласными и покажите свою готовность к ответу, взявшись за руки. ( Выполняют работу, отвечают, называют слова, подбирают проверочные)                                                                                                                                                                                     Короткая беседа. - Какие чувства  вызывает у вас это стихотворение. Какие выразительные средства использует автор, описывая приход зимы.                                                                                                                                                                        - Молодцы! Хорошо поработали!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    2. Работа по карточкам  жёлтого цвета                                                                                                                                                                                         - Перейдём к  заданиям, которые находятся на карточках жёлтого цвета. На них три разных задания. Вам можно                          выполнить только одно,  по вашему выбору. Прочитайте задания, если необходимо что-то уточнить, задайте вопрос соседу или учителю и выполняйте, записывая в тетрадь

Задание 1. Подбери и запиши к словам в столбике проверочные слова.

сестра-

письмо-

дрозды-

Задание 2. Подберите и запишите однокоренные слова с безударной гласной в корне ( не путать с формой слова)

царь-

добрый-

зимний-

Задание 3 Самостоятельно подберите 3 слова с безударной гласной в корне и запишите с проверочным словом.

Выполнение упражнения для глаз «Последи за бабочкой»

3. Работа с деформированным предложением на интерактивной доске                                                                                                   - Прочитайте слова и перетаскивая слова, составьте из них предложение .                                                                                                                             Появился, 1799, на, года, свет, Саша, 6 июня  (Составляют предложение и зачитывают получившиеся варианты)                                                                                                                                        - Вспомните, кто родился 6 июня  1799года по имени Саша? Кто догадался, о ком идёт речь?  (ответы детей)                                  - Правильно! Это А.С. Пушкин. Запишите предложение в тетрадь с красной строки.                                                                                           4. Запись под диктовку                                                                                                                                                                                 – Продолжаем работу в тетради. Запишем предложения под диктовку.  У него были брат и сестра.  Очень любила своего внука бабушка Мария Алексеевна.                                                                                                                                                 – О чём вы узнали из этих предложений?  (ответы детей)                                                                                                                         – Что ещё вы знаете о маленьком Пушкине? Составьте предложение  и продиктуйте одноклассникам. ( Предлагают варианты предложений, выбирают один из предложенных и записывают под диктовку)                                                                                 – Можно ли сказать, что у нас получился текст? Если да, то докажите.   (Ответ учащихся)                                                                                                                                                                  5. Работа над предложением.                                                                                                                                                                 – Какие орфограммы вы видите в этих предложениях? ( Называют орфограммы и правила, которые помогают правописанию слов)                                                                                                                                                                                            - Третье предложение разберите по членам предложения.   ( Выполняют работу, докладывают о проделанной работе) VI. Итог урока. Рефлексия                                                                                                                                                                            – Ребята, как вы думаете, мы хорошо поработали на уроке?                                                                                                                           - Добились мы поставленной цели?                                                                                                                                                                                                      - Что нового узнали о А.С. Пушкине? ( Ответы учащихся ).                                                                                                                            – У кого встречались трудности?  ( Ответы учащихся).                                                                                                                                                         - Как выходили из трудной ситуации?   ( Ответы учащихся ).                                                                                                   - Какое задание вам показалось особенно интересным?                                                                                                                       – Как же проверить безударную гласную на письме?                                                                                                           Самооценка                                                                                                                                                                                                    - Пришло время оценить свою работу. Возьмите свои оценочные линеечки и обведите  то количество баллов, какое, по вашему мнению, вы заслужили за работу на уроке.                                                                                                                       Оценка учителя                                                                                                                                                                                                         Я довольна вашей работой. Спасибо за старание. А теперь посмотрю, как вы оценивали свою работу. ( Проходит по рядам и оценивает работу детей, комментирует свои действия.)

Информация о домашнем здании

Повторить правила. Упр. 11 на с. 47  в Рабочей тетради  на печатной основе.  (Обучающиеся знакомятся с упражнением, уточняют, задают вопросы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс

Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...

ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).

Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...

Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс

Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Тема "Имя существительное". Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс

Тема урока: Однородные члены предложения в сказках А.С. Пушкина...