Рабочая программа "Экология"
рабочая программа (3 класс) на тему

Салфетова Анна Александровна

Пояснительная записка

к курсу «Экология для младших школьников»

3 класс

 

Курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом курс позволит более реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_ekologiya.doc59 КБ
Microsoft Office document icon ekologiya.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зам.директора по УР

______________(                    )                                   КАЛЕНД АРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

«__»________20__ г.                                                                                     НА __________________УЧЕБНЫЙ ГОД

              Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ___________________________________________________                        ПРЕДМЕТ____________________________________

              КЛАСС____________________________________________________________                        КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ______________

              КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ПОЛУГОДИЕ_______________________________                         КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОДУ_________________

              ПРОГРАММА ________________________________________________________________________________________________________________

              БАЗОВЫЙ  УЧЕБНИК_________________________________________________________________________________________________________

              ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО:

              КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ_____             ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ_____             ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ_____           ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ_____

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока. Метод обучения

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

ТСО

наглядности

Дата проведения

план

факт

1-2

Выясняем, что такое экология.

Организм и окружающая среда.

Классификация экологических связей.

      2

вводный

Разъяснение сущности и значения экологии на основе примеров.

Знать: определение науки экологии.

Уметь: устанавливать связи между живой и неживой природой, связи между природой и человеком.

Фронтальный опрос

Таблица «Экологические связи»

3-5

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.

Экскурсия по местности.

Виды,  их происхождение, признаки.

Упражнения в распознавании видов.

     3

комбинир

Практическая работа по распознаванию встречающихся на пришкольном участке видов растений, деревьев, кустарников, насекомых, птиц и т.д.

Знать: характерные отличительные признаки видов, встречающихся в данной местности.

Уметь: объяснять происхождение названий некоторых видов с целью их запоминания.

Практическая работа.

Игровые

Упражнения.

Атлас-определитель «От неба до земли».

Карточки.

Гербарии.

6

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

Представители редких организмов.

    1

комбинир

Особенности внешнего вида, распространения, поведения редких видов. Причины их сокращения. Необходимые меры охраны.

Знать: виды редких животных и растений.

Уметь: их распознавать и сохранять.

Изготовление индивидуальной Красной книги.

Красная книга.

7-8

Изучаем способы охраны природы.

Охраняемые природные территории.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

    2

комбинир

Заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки, питомники.

Знать: охраняемые природные территории.

Знакомство с 3-4 конкретными заповедниками по выбору.

Сообщения, видеоматериал.

9-11

Выясняем роль неживой природы в жизни живого.

Солнце и жизнь.

Воздух и жизнь.

Вода и жизнь.

    3

комбинир

Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения.

Роль ветра в жизни растений и животных.

Приспособления животных к недостатку влаги.

Знать: объекты неживой природы.

Уметь: устанавливать экологические связи.

Фронтальный опрос

Тесты

Таблицы

12

Открываем жизнь в почве.

Разнообразие живых обитателей почвы.

    1

комбинир

Растения, животные, грибы, черви, кроты.

Знать: типичных жителей почвы, особенности их строения и образа жизни.

Уметь: сохранять и поддерживать земляных обитателей для поддержания почвенного плодородия.

Рисунки

Сообщения

Таблица «Жизнь в почве».

13-16

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

Многообразие растений.

Многообразие животных.

Грибы и лишайники.

    4

комбинир

Знакомство с интересными  представителями изученных групп растений, животных и грибов, а также хвощей, плавунов и лишайников.

Знать: группы и объекты живого  мира.

Рисунки

сообщения

энциклопедии

17-20

Изучаем экологические связи в живой природе.

Экологические связи на примере дубового леса.

Понятия «прямые» и «косвенные» связи.

Экологическая пирамида.

Пищевая сеть.

    4

комбинир

Значение знаний об экологических связях для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной  связи организмов с окружающей средой.

Знать: экологические связи в живой природе.

Уметь: прослеживать последствия нарушения экологических связей.

Фронтальный опрос

Таблицы

Схемы

21-25

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Охраняемые растения.

Лекарственные растения.

Охраняемые животные.

Истории спасения.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

    5

комбинир

Особенности внешнего строения и распространения  охраняемых растений.

Лекарственные свойства и правила сбора растений.

Причины сокращения численности животных и меры их охраны.

Истории спасения бобра, соболя, стерха.

Знать: виды охраняемых животных и растений.

Уметь: направлять свою деятельность на охрану  и спасение редких видов.

Сообщения

Видеоматериал

Красная книга

26

Мастерим домики для птиц.

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

    1

Практическая работа

27-29

Учимся передавать свои знания другим ребятам.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе, экологических памяток.

Экологический КВН.

 Экскурсия с учащимися других классов или дошкольника-

ми.

    3

Беседы

КВН

экскурсия

Передача  своих знаний путем практической деятельности своим младшим товарищам или взрослым.

Уметь: пропагандиро-

вать  природоохранную деятельность  экологического содержания.

Экологические памятки

КВН

экскурсия

30-31

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Пути попадания вредных веществ в организм человека и меры предосторожности.

    2

комбинир

Кожа, органы дыхания, пищеварения и влияние окружающей среды на них.

Очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ.

Знать: факторы влияния среды на здоровье человека, пути их попадания в организм.

Уметь: бытовыми способами снижать вредное влияние загрязнения на здоровье.

Фронтальный опрос

Контрольная работа

Сообщения

Таблицы

видеоматериал

32-33

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

Загрязнение моря нефтью при авариях.

Радиоактивное загрязнение среды.

     2

комбинир

Влияние нефти на обитателей моря и побережья.

Исключение загрязненного района из места отдыха людей.

Чернобыльская АЭС.

Экологические прогнозы.

Знать: последствия аварий для окружающей среды.

Уметь: применять экологические знания как основу своей деятельности по охране природы.

Фронтальный опрос

сообщения

видеоматериалы

34

Подводим итоги нашей работы за год.

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности.

     1

итоговый



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к курсу «Экология для младших школьников»

3 класс

Курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом курс позволит более реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...