Учебно-тематический план кружка "Мастерилка"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Пересыпкина Наталья Владимировна

 

Пояснительная записка.

Программа  относится к декоративно-прикладному искусству. Широкий простор для развития творческих начал и активности обучающихся предоставляют внеклассные занятия в объединениях разной направленности. В связи с тем, что большинство программ предполагают изучение лишь одного вида декоративно-прикладного творчества в сфере дополнительного образования «Мягкая игрушка», «Художественная вышивка», «Волшебный крючок» и т. д., в обучении появляется монотонность. Поэтому необходима программа, благодаря которой обучающиеся овладеют разнообразными видами творческой деятельности. Один из вариантов решения данной проблемы – это ведение разно видовой программы.Это увлекательная деятельность и является эффективным средством воспитания эстетической культуры, развития творческих способностей, формирования творческих умений и навыков. На занятиях  используются те задания, которые носят ярко выраженный характер, как по содержанию, так  и по форме, и методике исполнения.

Новизна и актуальность программы состоит в том, что обучающиеся смогут научиться не только классическим приемам обработки различных материалов, но и овладеют новыми видами творчества:квилинг, бисероплетение, изготовление своими руками праздничных подарков, по своему стилю работы, а также расширят и углубят свои знания в аппликации из соломки и сухоцветов,из бумаги и картона, при работе с бисером.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. А т.к. в наше время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, педагог сделала вывод: «Такая программа должна предусматривать создание наибольшего количества изделий для украшения быта, интерьера, которые окружают обучающихся: декоративные салфетки, панно, сувениры, открытки, украшения, игрушки». Важно, чтобы работа детей не сводилась только к выполнению технических образцов, а нацеливала их на проявление индивидуальности и получение результата своего художественного творчества.

 

Цель программы:

Создание условий для разностороннего  развития детей, достижение ими определенного уровня мастерства, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности.

Задачи программы:

  1.  Воспитательные:
  • Воспитывать интерес и любовь  к искусству, бережное отношение к природе и труду других людей;
  • Воспитывать доброту, искренность, общительность, отзывчивость, чуткость, дружелюбие.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, сдержанность, самостоятельность, трудолюбие, выдержку.
  • Формировать упорство в достижении желаемого результата.
  • Формировать умение самостоятельно выражать свое мнение о своей и чужой работе.
  • Формировать положительную самооценку.
  1. Обучающие:
  • Обучить основам выполнения работ по разделам программы, научить пользоваться основными инструментами и материалами.
  • Научить экономно использовать материал, пользуясь шаблонами, простейшими чертежами и схемами; соблюдать правила безопасности и труда.
  • Научить самостоятельно применять полученные знания, планировать и организовывать свою работу и работу товарищей.
  • Дополнить базовые знания по ИЗО и по окружающему миру.
  1. Развивающие:
  • Развивать интеллектуальные, эмоционально-волевые качества детей: усидчивость, добросовестность, аккуратность и т. п.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Развивать творческую активность детей.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, познавательный интерес.
  • Развивать эстетические чувства.

Уровень подготовки учащихся определяется по итогам текущего и итогового контроля ЗУНов, собеседования.

1 уровень

1 год обучения

2 год обучения

Ознакомительное

обучение

4 часа в неделю

144 часа

6 часов в неделю

216 часов

2 уровень

3 год обучения

 

Углубленное обучение

8 часов в неделю

288 часов

 

 

 

Форм

 

Формы занятий:

  • Вводное занятие.
  • Занятие по углублению и систематизации знаний.
  • Занятие по контролю ЗУНов.
  • Комбинированная форма организационных занятий.
  • Занятие-игра.
  • Итоговые занятия.
  • Конкурсы, викторины, экскурсии, беседы и т.д.

Структура занятий определяется педагогом в зависимости от цели, темы, содержания занятий. В каждом конкретном случае педагог сам выбирает тип занятий, который наиболее эффективно решает поставленные перед обучающимися задачи. Занятия могут проходить в форме беседы, теоретически, практически, комбинированно.Организация учебного процесса – индивидуально-групповая.

Психологическими и педагогическими методами осуществляется контроль личностного развития детей. При этом отслеживаются такие параметры личностного развития как уровень восприятия учащимися необходимыхЗУНов по программе, социально-психологической адаптации, творческой и интеллектуальной одаренности.

В программе используются приемы педагогического контроля и оценки.

Виды и формы контроля.

Система контроля ЗУНов обучающихся включает в себя следующие компоненты:

1.Предварительный-собеседование, анкетирование.                      2.Текущий- проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия.            3.Периодический-проверяется степень усвоения ЗУНов по разделу.4.Итоговый- направлена на учет полученных ЗУНов обучающимися. Проводится по окончании полугодия, по году и по окончанию 3 лет. Форма проведения итогов: викторина, праздник, итоговое занятие программы .

Принципами контроля ЗУНов являются:

  1. Принцип объективности.
  2. Принцип систематичности.
  3. Принцип наглядности.

В качестве формы оценки реализации программы используется наблюдение за проявлением ЗУНов в процессе работы обучающихся, а также разработанная система диагностики результатов обучения на промежуточных этапах и в конце учебного года. Для групп 1-го года обучения используется входная диагностика.

Промежуточная диагностика результативности, проведенная в конце 1-го полугодия, направлена на оценку творческой деятельности обучающихся, и позволяет педагогу своевременно корректировать ход художественного развития ребенка.

Главная функция оценки на занятиях – этическая: поддержать, стимулировать творческую активность детей, поощрять или в тактичной форме указать на ошибку. В качестве поощрения лучшие работы детей участвуют в городских, областных выставках и конкурсах.

Основными формами  и методами педагогического контроля по усвоению образовательной программы являются:

  • Наблюдение –метод;
  • Входная диагностика-метод;
  • Итоговое занятие – метод;
  • Фронтальный опрос – форма;
  • Тестирование – форма;
  • Взаимоконтроль-форма;
  • Участие в выставках (полугодовые, годовые, итоговые, городские, областные)-форма.

Результаты вносятся в диагностическую таблицу.(Приложение №1-№5).

Помимо учебной деятельности с учащимися объединения проводится просветительская работа: подготовка и проведение мероприятий, ставших традициями в объединении –  спортивные соревнования, «День именинника», «Новогодний Ералаш», «День защитника Отечества», «Женский день-8 марта»; экскурсии, встреча с родителями.

На занятиях применяются моменты эмоциональных разрядок, шуток, улыбок, поговорок, что позволяет создать доброжелательный психологический климат.На протяжении всего занятия педагогом осуществляется индивидуальный подход к ребенку.

Когда есть деятельность, должен быть результат. Очень важно в любом деле подвести итог своей деятельности, особенно в учебном процессе. В результате освоения программы дети получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.

Ожидаемый результат:

В процессе обучения по трем годам дети овладевают рядом умений и навыков, которые отражаются в следующих компетенциях.

1 – ый год обучения.

Должны знать:

  • Основы культуры труда: организация рабочего  места, использование инструментов по назначению, бережный расход материалов;
  • Правила безопасности труда;
  • Способы обработки соломки: холодный и горячий;
  • Приемы аппликации из соломки;
  • Способы  окрашивания соломки;
  • Способы изготовления изделий из глаженой соломки;
  • Основные отличия бумаги от картона:
  • Название и назначение инструментов, применяемых при обработке бумаги, картона; правила обращения с ними;
  • Приемы обработки бумаги, способы соединения деталей;
  • Правила разметки необходимых материалов с помощью шаблонов и линейки;
  • Приемы соединения  и скрепления деталей различными способами: клеем, ниткой, проволокой;
  • Что такое бисер,  рубка, стеклярус; способы их отличия;
  • Инструменты,материалы и приспособления для работы с бисером;
  • Цветовое решение в изделии;
  • Основной способ бисероплетения: фенечки различной сложности, параллельное плетение;
  • Название и назначение инструментов, применяемых при обработке природных материалов; правила обращения с ними;
  • Способы сушки и хранения природного материала и сухоцвета;
  • Технологию выполнения поделок из природного материала, сухоцвета, бросового материала, семян и ракушек.

Должны уметь:

  • Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы;
  • Экономно расходовать материал при разметке с помощью шаблонов и линейки;
  • Соблюдать безопасность труда;
  • Составлять план изготовления изделия, изготовить и оформить его;
  • Пользоваться условными обозначениями при разметке (линии сгиба, места нанесения клея);
  • Контролировать свои действия в процессе работы, определяя их последовательность;
  • Правильно выбирать инструменты и выполнять необходимые действия с ними;
  • Выполнять приемы обработки: бумаги (сгибание, резание, склеивание); соломки (удаление узелков, разрезание вдоль стебля и разглаживание ); природного материала (сушка, хранение);
  • Изготавливать простые изделия из бисера, подбирая цветовые сочетания;
  • Изготавливать аппликации из соломки, подбирая ее по цвету, ширине соломинок;
  • Изготавливать аппликации из бумаги и объемные игрушки;
  • Изготавливать поделки из природного материала и аппликации из сухоцвета, бросового материала, ракушек.

 

Компетенции обучающихся

 

 

 

 

Общекультурная

 

 

Способен к проявлению доброты, искренности, отзывчивости.

Проявляет эстетические чувства.

Обладает развитой эмоциональной сферой.

Соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни.

 

 

 

Коммуникативная

Способен взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Умеет самостоятельно выражать мнение о своей и чужой работе.

Способен к эмоциональным переживаниям.

 

 

 

Деятельностная

Владеет приемами работы с различными инструментами и материалами.

Самостоятельно применяет полученные знания.

Способен экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасности труда.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-tematicheskiy_plan_2-go_goda_obucheniya.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – тематический план

2 – го года обучения.

раздел, тема

количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

2

2

-

2.

«Золотая соломка».

36

9

27

2.1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ.

2

2

-

2.2

Заготовка и предварительная обработка соломы для аппликации.

2

-

2

2.3

Аппликация из плоской соломки.

12

4

8

2.4

Экскурсия на природу.

2

-

2

2.5

Сюжетно-тематические композиции.

16

2

3

2.6

Организация итоговой выставки. Итоговое занятие.

2

1

1

3.

«Бумага и мы»

58

11

47

3.1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ.

2

2

-

3.2

Заготовка полос бумаги для квилинга.

2

-

2

3.3

Композиция из цветов.

8

1

7

3.4

Снеговик. Снежинки. Морозные узоры.

8

2

6

3.5

Выполнение елки и елочных игрушек.

14

2

12

3.6

Выполнение подарков.

4

1

3

3.7

Новогодняя открытка.

6

1

5

3.8

Сюжетно-тематические композиции.

12

1

11

3.9

Организация итоговой выставки. Итоговое занятие.

2

1

1

4.

«Мир бисера».

62

9

53

4.1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ.

2

2

-

4.2

Технология изготовления цветов дугами, петельным плетением, игольчатым.

2

1

1

4.3

Выполнение тюльпанов, нарциссов на основе плетения дугами.

20

1

19

4.4

Выполнение сирени петельным плетением.

8

1

7

4.5

Выполнение мимозы игольчатым  плетением.

6

1

5

4.6

Выполнение ветки цветущей яблони на основе петельного плетения.

12

1

11

4.7

Сюжетно - тематические композиции.

2

2

-

4.8

Экскурсия «Весенние цветы».

2

-

2

4.9

Организация итоговой выставки. Итоговое занятие.

2

2

-

5.

«Флористика».

28

5

23

5.1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ.

        2

      2

       -

5.2

Композиции из яичной скорлупы, из сухоцветов, из природного материала.

12

1

11

5.3

Сюжетная  аппликация.

12

1

11

5.4

Организация итоговой выставки. Итоговое занятие.

2

2

-

6.

Работа с родителями, викторины, конкурсы,  праздники, диагностика.

28

28

-

7.

Подведение итогов за 2-ой учебный год.

2

2

-

Итого:

216

66

150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...