Учебно-тематический план кружка "Мастерилка"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Пояснительная записка.
Программа относится к декоративно-прикладному искусству. Широкий простор для развития творческих начал и активности обучающихся предоставляют внеклассные занятия в объединениях разной направленности. В связи с тем, что большинство программ предполагают изучение лишь одного вида декоративно-прикладного творчества в сфере дополнительного образования «Мягкая игрушка», «Художественная вышивка», «Волшебный крючок» и т. д., в обучении появляется монотонность. Поэтому необходима программа, благодаря которой обучающиеся овладеют разнообразными видами творческой деятельности. Один из вариантов решения данной проблемы – это ведение разно видовой программы.Это увлекательная деятельность и является эффективным средством воспитания эстетической культуры, развития творческих способностей, формирования творческих умений и навыков. На занятиях используются те задания, которые носят ярко выраженный характер, как по содержанию, так и по форме, и методике исполнения.
Новизна и актуальность программы состоит в том, что обучающиеся смогут научиться не только классическим приемам обработки различных материалов, но и овладеют новыми видами творчества:квилинг, бисероплетение, изготовление своими руками праздничных подарков, по своему стилю работы, а также расширят и углубят свои знания в аппликации из соломки и сухоцветов,из бумаги и картона, при работе с бисером.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. А т.к. в наше время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, педагог сделала вывод: «Такая программа должна предусматривать создание наибольшего количества изделий для украшения быта, интерьера, которые окружают обучающихся: декоративные салфетки, панно, сувениры, открытки, украшения, игрушки». Важно, чтобы работа детей не сводилась только к выполнению технических образцов, а нацеливала их на проявление индивидуальности и получение результата своего художественного творчества.
Цель программы:
Создание условий для разностороннего развития детей, достижение ими определенного уровня мастерства, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности.
Задачи программы:
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к искусству, бережное отношение к природе и труду других людей;
- Воспитывать доброту, искренность, общительность, отзывчивость, чуткость, дружелюбие.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, сдержанность, самостоятельность, трудолюбие, выдержку.
- Формировать упорство в достижении желаемого результата.
- Формировать умение самостоятельно выражать свое мнение о своей и чужой работе.
- Формировать положительную самооценку.
- Обучающие:
- Обучить основам выполнения работ по разделам программы, научить пользоваться основными инструментами и материалами.
- Научить экономно использовать материал, пользуясь шаблонами, простейшими чертежами и схемами; соблюдать правила безопасности и труда.
- Научить самостоятельно применять полученные знания, планировать и организовывать свою работу и работу товарищей.
- Дополнить базовые знания по ИЗО и по окружающему миру.
- Развивающие:
- Развивать интеллектуальные, эмоционально-волевые качества детей: усидчивость, добросовестность, аккуратность и т. п.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Развивать фантазию, творческое воображение.
- Развивать творческую активность детей.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, познавательный интерес.
- Развивать эстетические чувства.
Уровень подготовки учащихся определяется по итогам текущего и итогового контроля ЗУНов, собеседования.
1 уровень | 1 год обучения | 2 год обучения |
Ознакомительное обучение | 4 часа в неделю 144 часа | 6 часов в неделю 216 часов |
2 уровень | 3 год обучения |
|
Углубленное обучение | 8 часов в неделю 288 часов |
|
Форм
Формы занятий:
- Вводное занятие.
- Занятие по углублению и систематизации знаний.
- Занятие по контролю ЗУНов.
- Комбинированная форма организационных занятий.
- Занятие-игра.
- Итоговые занятия.
- Конкурсы, викторины, экскурсии, беседы и т.д.
Структура занятий определяется педагогом в зависимости от цели, темы, содержания занятий. В каждом конкретном случае педагог сам выбирает тип занятий, который наиболее эффективно решает поставленные перед обучающимися задачи. Занятия могут проходить в форме беседы, теоретически, практически, комбинированно.Организация учебного процесса – индивидуально-групповая.
Психологическими и педагогическими методами осуществляется контроль личностного развития детей. При этом отслеживаются такие параметры личностного развития как уровень восприятия учащимися необходимыхЗУНов по программе, социально-психологической адаптации, творческой и интеллектуальной одаренности.
В программе используются приемы педагогического контроля и оценки.
Виды и формы контроля.
Система контроля ЗУНов обучающихся включает в себя следующие компоненты:
1.Предварительный-собеседование, анкетирование. 2.Текущий- проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. 3.Периодический-проверяется степень усвоения ЗУНов по разделу.4.Итоговый- направлена на учет полученных ЗУНов обучающимися. Проводится по окончании полугодия, по году и по окончанию 3 лет. Форма проведения итогов: викторина, праздник, итоговое занятие программы .
Принципами контроля ЗУНов являются:
- Принцип объективности.
- Принцип систематичности.
- Принцип наглядности.
В качестве формы оценки реализации программы используется наблюдение за проявлением ЗУНов в процессе работы обучающихся, а также разработанная система диагностики результатов обучения на промежуточных этапах и в конце учебного года. Для групп 1-го года обучения используется входная диагностика.
Промежуточная диагностика результативности, проведенная в конце 1-го полугодия, направлена на оценку творческой деятельности обучающихся, и позволяет педагогу своевременно корректировать ход художественного развития ребенка.
Главная функция оценки на занятиях – этическая: поддержать, стимулировать творческую активность детей, поощрять или в тактичной форме указать на ошибку. В качестве поощрения лучшие работы детей участвуют в городских, областных выставках и конкурсах.
Основными формами и методами педагогического контроля по усвоению образовательной программы являются:
- Наблюдение –метод;
- Входная диагностика-метод;
- Итоговое занятие – метод;
- Фронтальный опрос – форма;
- Тестирование – форма;
- Взаимоконтроль-форма;
- Участие в выставках (полугодовые, годовые, итоговые, городские, областные)-форма.
Результаты вносятся в диагностическую таблицу.(Приложение №1-№5).
Помимо учебной деятельности с учащимися объединения проводится просветительская работа: подготовка и проведение мероприятий, ставших традициями в объединении – спортивные соревнования, «День именинника», «Новогодний Ералаш», «День защитника Отечества», «Женский день-8 марта»; экскурсии, встреча с родителями.
На занятиях применяются моменты эмоциональных разрядок, шуток, улыбок, поговорок, что позволяет создать доброжелательный психологический климат.На протяжении всего занятия педагогом осуществляется индивидуальный подход к ребенку.
Когда есть деятельность, должен быть результат. Очень важно в любом деле подвести итог своей деятельности, особенно в учебном процессе. В результате освоения программы дети получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.
Ожидаемый результат:
В процессе обучения по трем годам дети овладевают рядом умений и навыков, которые отражаются в следующих компетенциях.
1 – ый год обучения.
Должны знать:
- Основы культуры труда: организация рабочего места, использование инструментов по назначению, бережный расход материалов;
- Правила безопасности труда;
- Способы обработки соломки: холодный и горячий;
- Приемы аппликации из соломки;
- Способы окрашивания соломки;
- Способы изготовления изделий из глаженой соломки;
- Основные отличия бумаги от картона:
- Название и назначение инструментов, применяемых при обработке бумаги, картона; правила обращения с ними;
- Приемы обработки бумаги, способы соединения деталей;
- Правила разметки необходимых материалов с помощью шаблонов и линейки;
- Приемы соединения и скрепления деталей различными способами: клеем, ниткой, проволокой;
- Что такое бисер, рубка, стеклярус; способы их отличия;
- Инструменты,материалы и приспособления для работы с бисером;
- Цветовое решение в изделии;
- Основной способ бисероплетения: фенечки различной сложности, параллельное плетение;
- Название и назначение инструментов, применяемых при обработке природных материалов; правила обращения с ними;
- Способы сушки и хранения природного материала и сухоцвета;
- Технологию выполнения поделок из природного материала, сухоцвета, бросового материала, семян и ракушек.
Должны уметь:
- Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы;
- Экономно расходовать материал при разметке с помощью шаблонов и линейки;
- Соблюдать безопасность труда;
- Составлять план изготовления изделия, изготовить и оформить его;
- Пользоваться условными обозначениями при разметке (линии сгиба, места нанесения клея);
- Контролировать свои действия в процессе работы, определяя их последовательность;
- Правильно выбирать инструменты и выполнять необходимые действия с ними;
- Выполнять приемы обработки: бумаги (сгибание, резание, склеивание); соломки (удаление узелков, разрезание вдоль стебля и разглаживание ); природного материала (сушка, хранение);
- Изготавливать простые изделия из бисера, подбирая цветовые сочетания;
- Изготавливать аппликации из соломки, подбирая ее по цвету, ширине соломинок;
- Изготавливать аппликации из бумаги и объемные игрушки;
- Изготавливать поделки из природного материала и аппликации из сухоцвета, бросового материала, ракушек.
Компетенции обучающихся
Общекультурная
| Способен к проявлению доброты, искренности, отзывчивости. Проявляет эстетические чувства. Обладает развитой эмоциональной сферой. Соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни. |
Коммуникативная | Способен взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Умеет самостоятельно выражать мнение о своей и чужой работе. Способен к эмоциональным переживаниям. |
Деятельностная | Владеет приемами работы с различными инструментами и материалами. Самостоятельно применяет полученные знания. Способен экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасности труда. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-tematicheskiy_plan_2-go_goda_obucheniya.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план
2 – го года обучения.
№ | раздел, тема | количество часов | ||||||||
всего | теория | практика | ||||||||
1. | Введение. | 2 | 2 | - | ||||||
2. | «Золотая соломка». | 36 | 9 | 27 | ||||||
2.1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ. | 2 | 2 | - | ||||||
2.2 | Заготовка и предварительная обработка соломы для аппликации. | 2 | - | 2 | ||||||
2.3 | Аппликация из плоской соломки. | 12 | 4 | 8 | ||||||
2.4 | Экскурсия на природу. | 2 | - | 2 | ||||||
2.5 | Сюжетно-тематические композиции. | 16 | 2 | 3 | ||||||
2.6 | Организация итоговой выставки. Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | ||||||
3. | «Бумага и мы» | 58 | 11 | 47 | ||||||
3.1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ. | 2 | 2 | - | ||||||
3.2 | Заготовка полос бумаги для квилинга. | 2 | - | 2 | ||||||
3.3 | Композиция из цветов. | 8 | 1 | 7 | ||||||
3.4 | Снеговик. Снежинки. Морозные узоры. | 8 | 2 | 6 | ||||||
3.5 | Выполнение елки и елочных игрушек. | 14 | 2 | 12 | ||||||
3.6 | Выполнение подарков. | 4 | 1 | 3 | ||||||
3.7 | Новогодняя открытка. | 6 | 1 | 5 | ||||||
3.8 | Сюжетно-тематические композиции. | 12 | 1 | 11 | ||||||
3.9 | Организация итоговой выставки. Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | ||||||
4. | «Мир бисера». | 62 | 9 | 53 | ||||||
4.1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ. | 2 | 2 | - | ||||||
4.2 | Технология изготовления цветов дугами, петельным плетением, игольчатым. | 2 | 1 | 1 | ||||||
4.3 | Выполнение тюльпанов, нарциссов на основе плетения дугами. | 20 | 1 | 19 | ||||||
4.4 | Выполнение сирени петельным плетением. | 8 | 1 | 7 | ||||||
4.5 | Выполнение мимозы игольчатым плетением. | 6 | 1 | 5 | ||||||
4.6 | Выполнение ветки цветущей яблони на основе петельного плетения. | 12 | 1 | 11 | ||||||
4.7 | Сюжетно - тематические композиции. | 2 | 2 | - | ||||||
4.8 | Экскурсия «Весенние цветы». | 2 | - | 2 | ||||||
4.9 | Организация итоговой выставки. Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | ||||||
5. | «Флористика». | 28 | 5 | 23 | ||||||
5.1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. ТБ. | 2 | 2 | - | ||||||
5.2 | Композиции из яичной скорлупы, из сухоцветов, из природного материала. | 12 | 1 | 11 | ||||||
5.3 | Сюжетная аппликация. | 12 | 1 | 11 | ||||||
5.4 | Организация итоговой выставки. Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | ||||||
6. | Работа с родителями, викторины, конкурсы, праздники, диагностика. | 28 | 28 | - | ||||||
7. | Подведение итогов за 2-ой учебный год. | 2 | 2 | - | ||||||
Итого: | 216 | 66 | 150 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...