Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
статья (3 класс) по теме

Евсюкова Ольга Юрьевна

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным способом создания "естественной среды", т.е условий , максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом  появляется  исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.В качестве примера организации проектной работы в начальной школе предлагаю индивидуальный проект под названием "Как жить в ладу с природой" ученика 3"А" класса Чичкова Михаила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poisk_novyh_metodov_obucheniya.rar734.8 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Стандарты второго поколения (ФГОС).

Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию

проектной деятельности.

«Пять шагов на пути к цели».

Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается  в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования , достижение новых образовательных результатов . ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества , соответствующего современным запросам личности , общества и государства.

На первый план выходит личность школьника, способность  к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Наиболее эффективным способом   создания  «естественной среды»,т.е условий , максимально приближенных к реальным, является  метод проектов. При работе над проектом появляется  исключительная возможность формирования у школьников определенного  набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем .

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности и существует  как принципиальный способ  планирования  и осуществления изменения реальности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Очень важно, чтобы  результаты выполненных проектов , которые получают учащиеся , были  «осязаемыми» : если это  теоретическая проблема , должно быть конкретное ее разрешение, оформленное в виде информационного продукта , если практическая проблема , должен быть конкретный продукт, готовый к использованию. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.С этой целью в МОУ СОШ №10 "Успех" ежегодно проходят конференции (несколько этапов) под общим названием «Первые шаги в науку»,где учащиеся с 1по 7 классы предлагают свои проекты , которые представлены  в различных секциях: биология, социология, химия, экология, валеология, зоология и т.д.

В качестве примера организации проектной работы в начальной школе предлагаю  индивидуальный   проект под названием «Как жить в ладу с природой» ученика 3  класса  Чичкова Михаила.

Прежде чем  ученик начнет работать над проектом, необходимо, чтобы он определился  в самых общих чертах  относительно своего проектного замысла.  Размышления ученика  могут начинаться с ситуативной рамки ( например: «Почему у нас такая некрасивая пришкольная территория?»).Формы организации самоопределения учащихся относительно  своего будущего проекта могут быть разнообразными. Например, предварительная консультация с руководителем проекта  .Здесь следует отметить , что ученик редко приходит с описанием проблемной ситуации. Обычно его слова такие - «интересно узнать», «хочу сделать так» или «это нужно сделать». С помощью серии  вопросов ( «Когда это было?». «Что ты увидел?», «Что тебе запомнилось?», «Что тебе понравилось?» и т.д) руководителю проекта нужно вернуть ученика  к  той ситуации , в которой возникла эта идея , попросить рассказать о ситуации, что в ней не устроило ученика.

Так произошло и с Мишей.  Этим летом он  ездил с родителями на машине на Черное море. И по дороге замечал, что некоторые города совсем не хуже нашего, а некоторые ему понравились даже больше, чем Самара.

 А 1 сентября Михаил был в Сочи и видел, как сочинские школьники идут в школы. Они были такие счастливые и веселые. А какие у них красивые школы, сколько там зелени и цветов, какие там школьные дворы!!!

Когда Миша  вернулся домой, то, к сожалению, стал замечать, что в нашем городе не так уютно и красиво. И его школа совсем не похожа на те, что он видел в Сочи. А школьный двор больше похож на площадку для выгула собачек.  Территория  пришкольного участка плохо огорожена  и там нет даже элементарных спортивных сооружений для детей.

Администрация школы ,оказывается, уже много лет решает проблемы школьного двора. Но……

Так возник вопрос: « А может и нашу пришкольную территорию можно облагородить, сделать красивой и уютной?».

С этого вопроса и стала определяться тема проекта.

Метод проектов  как педагогическая технология не предполагает жесткой  алгоритмизации действий, но требует следования логики. Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.

1 этап- Поисковый –определение и анализ проблемы .Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной ситуацией ( школы в городе Сочи!) и реальной  ( пришкольный участок нашей школы!!!!). В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск, направленный на обоснование идеальной ситуации  (работа с теоретической литературой   «Город  Сочи» ,социологический опрос учащихся 1-6 классов  «Как должна выглядеть наша пришкольная территория?» ). Для детализации сведений о реальной ситуации использовались : метод наблюдения за территорией, социологический опрос учащихся  1- 6 классов «Как вы оцениваете нашу пришкольную территорию?».

 2 этапом проектной деятельности является Аналитический -определение целей , задач и продуктов проекта:

Цель проекта: разработать и воплотить в жизнь программу «Голубая аллея» ( улучшение состояния пришкольной территории через озеленение ).

Задачи :

  1. Проведение  социологического опроса  в школе с целью оценки учащимися состояния пришкольного участка.

2.  Создание плана обустройства пришкольной территории

     3. Привлечение внимания районной администрации к данной проблеме

     Продукт : Голубая аллея ( ежегодная посадка голубых елей  учащимися  1-х классов).

На этом этапе проходила работа с информацией. Проведенный анализ анкет показал :

-учащиеся хотели бы иметь другую пришкольную территорию   ( со спортивной площадкой, с озеленением пришкольного участка, с лавочками, с клумбами ).

    -учащиеся оценили  пришкольную территорию  по-разному:

1-2 классы «Хорошая»

3-6 классы «Плохая».

3 этап- Практический –выполнение плана работ.

К проектной деятельности неплохо бы привлекать и родителей. В данном проекте родители Миши приняли активное        участие. Мишин папа нашел в интернете спутниковый снимок пришкольной территории и помог  в разработке  плана ее обустройства, а мама помогла составить презентацию на компьютере и отредактировать текст. А дальше встал вопрос:«Как привлечь районную администрацию к вопросу улучшения  нашего пришкольного участка?».Миша вместе с мамой записались на прием к депутату Городской  Думы  Халлиулову М.М. На этой встрече была показана презентация Миши и озвучены проблемы:

  1. необходимость улучшения территории пришкольного участка,
  2. введение хорошей традиции  в школе по посадке голубых елей.

Депутат с пониманием отнесся к вопросам,  затронутым в Мишиной работе, и обещал помочь.

4 этап- Презентационный- подготовка презентационных материалов и презентация продукта.

Презентация Мишиной работы была на разных этапах прохождения конференции «Первые шаги в науку» ( школьный, районный и городской туры) и ставила собой  цель: просвещение и формирование общественного мнения к экологическим проблемам . Девятилетний  ребенок поднимал проблемы, касающиеся не только школы, но и всего города в целом. Это и озеленение города, и поддержание чистоты в нем, и создание детских площадок, которых так не хватает малышам, и само отношение людей к родному городу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Этот проект был одним из наиболее ярких выступлений учащихся на конференции «Первые шаги в науку».

5 завершающий этап проектной деятельности - Контрольный -анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта.

Проект заканчивается не тогда, когда получен продукт, не тогда , когда достигнут результат, и даже не тогда, когда продукт проектной деятельности представлен на презентации. Завершение работы над проектом предполагает обсуждение и оценку результатов деятельности. Оценкой Мишиного проекта явилось торжественное закладывание голубой  аллеи на пришкольном участке, на котором присутствовал депутат Городской Думы  Халлиулов  М.М, администрация МОУ СОШ №10 «Успех» в лице директора Шипуш В.Ф ,завуча Ивановой Г.Н, родители учащихся и просто прохожие. Сколько радости было в глазах детей! Каждый ребенок принял участие  в посадке первой ели. Торжественно была вбита памятная табличка. Дети стали сразу договариваться , кто и когда будет приходить и поливать елочку. Этот проект захватил всех!  И  это только начало большого и нужного  дела!

Деятельность Миши была оценена очень высоко , и  мы надеемся , что положительный пример нашей школы будет подхвачен  другими, и мы все  вместе  сделаем наш город еще лучше!

           

Учитель начальных  классов МБОУ СОШ №10 «Успех» г.о Самара  

 Евсюкова Ольга Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности

В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы....

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»

Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности

В современном российском обществе процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего шк...