Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
статья (3 класс) по теме
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным способом создания "естественной среды", т.е условий , максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.В качестве примера организации проектной работы в начальной школе предлагаю индивидуальный проект под названием "Как жить в ладу с природой" ученика 3"А" класса Чичкова Михаила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poisk_novyh_metodov_obucheniya.rar | 734.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Стандарты второго поколения (ФГОС).
Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию
проектной деятельности.
«Пять шагов на пути к цели».
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования , достижение новых образовательных результатов . ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества , соответствующего современным запросам личности , общества и государства.
На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
Наиболее эффективным способом создания «естественной среды»,т.е условий , максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем .
По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности и существует как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов , которые получают учащиеся , были «осязаемыми» : если это теоретическая проблема , должно быть конкретное ее разрешение, оформленное в виде информационного продукта , если практическая проблема , должен быть конкретный продукт, готовый к использованию. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.С этой целью в МОУ СОШ №10 "Успех" ежегодно проходят конференции (несколько этапов) под общим названием «Первые шаги в науку»,где учащиеся с 1по 7 классы предлагают свои проекты , которые представлены в различных секциях: биология, социология, химия, экология, валеология, зоология и т.д.
В качестве примера организации проектной работы в начальной школе предлагаю индивидуальный проект под названием «Как жить в ладу с природой» ученика 3 класса Чичкова Михаила.
Прежде чем ученик начнет работать над проектом, необходимо, чтобы он определился в самых общих чертах относительно своего проектного замысла. Размышления ученика могут начинаться с ситуативной рамки ( например: «Почему у нас такая некрасивая пришкольная территория?»).Формы организации самоопределения учащихся относительно своего будущего проекта могут быть разнообразными. Например, предварительная консультация с руководителем проекта .Здесь следует отметить , что ученик редко приходит с описанием проблемной ситуации. Обычно его слова такие - «интересно узнать», «хочу сделать так» или «это нужно сделать». С помощью серии вопросов ( «Когда это было?». «Что ты увидел?», «Что тебе запомнилось?», «Что тебе понравилось?» и т.д) руководителю проекта нужно вернуть ученика к той ситуации , в которой возникла эта идея , попросить рассказать о ситуации, что в ней не устроило ученика.
Так произошло и с Мишей. Этим летом он ездил с родителями на машине на Черное море. И по дороге замечал, что некоторые города совсем не хуже нашего, а некоторые ему понравились даже больше, чем Самара.
А 1 сентября Михаил был в Сочи и видел, как сочинские школьники идут в школы. Они были такие счастливые и веселые. А какие у них красивые школы, сколько там зелени и цветов, какие там школьные дворы!!!
Когда Миша вернулся домой, то, к сожалению, стал замечать, что в нашем городе не так уютно и красиво. И его школа совсем не похожа на те, что он видел в Сочи. А школьный двор больше похож на площадку для выгула собачек. Территория пришкольного участка плохо огорожена и там нет даже элементарных спортивных сооружений для детей.
Администрация школы ,оказывается, уже много лет решает проблемы школьного двора. Но……
Так возник вопрос: « А может и нашу пришкольную территорию можно облагородить, сделать красивой и уютной?».
С этого вопроса и стала определяться тема проекта.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логики. Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.
1 этап- Поисковый –определение и анализ проблемы .Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной ситуацией ( школы в городе Сочи!) и реальной ( пришкольный участок нашей школы!!!!). В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск, направленный на обоснование идеальной ситуации (работа с теоретической литературой «Город Сочи» ,социологический опрос учащихся 1-6 классов «Как должна выглядеть наша пришкольная территория?» ). Для детализации сведений о реальной ситуации использовались : метод наблюдения за территорией, социологический опрос учащихся 1- 6 классов «Как вы оцениваете нашу пришкольную территорию?».
2 этапом проектной деятельности является Аналитический -определение целей , задач и продуктов проекта:
Цель проекта: разработать и воплотить в жизнь программу «Голубая аллея» ( улучшение состояния пришкольной территории через озеленение ).
Задачи :
- Проведение социологического опроса в школе с целью оценки учащимися состояния пришкольного участка.
2. Создание плана обустройства пришкольной территории
3. Привлечение внимания районной администрации к данной проблеме
Продукт : Голубая аллея ( ежегодная посадка голубых елей учащимися 1-х классов).
На этом этапе проходила работа с информацией. Проведенный анализ анкет показал :
-учащиеся хотели бы иметь другую пришкольную территорию ( со спортивной площадкой, с озеленением пришкольного участка, с лавочками, с клумбами ).
-учащиеся оценили пришкольную территорию по-разному:
1-2 классы «Хорошая»
3-6 классы «Плохая».
3 этап- Практический –выполнение плана работ.
К проектной деятельности неплохо бы привлекать и родителей. В данном проекте родители Миши приняли активное участие. Мишин папа нашел в интернете спутниковый снимок пришкольной территории и помог в разработке плана ее обустройства, а мама помогла составить презентацию на компьютере и отредактировать текст. А дальше встал вопрос:«Как привлечь районную администрацию к вопросу улучшения нашего пришкольного участка?».Миша вместе с мамой записались на прием к депутату Городской Думы Халлиулову М.М. На этой встрече была показана презентация Миши и озвучены проблемы:
- необходимость улучшения территории пришкольного участка,
- введение хорошей традиции в школе по посадке голубых елей.
Депутат с пониманием отнесся к вопросам, затронутым в Мишиной работе, и обещал помочь.
4 этап- Презентационный- подготовка презентационных материалов и презентация продукта.
Презентация Мишиной работы была на разных этапах прохождения конференции «Первые шаги в науку» ( школьный, районный и городской туры) и ставила собой цель: просвещение и формирование общественного мнения к экологическим проблемам . Девятилетний ребенок поднимал проблемы, касающиеся не только школы, но и всего города в целом. Это и озеленение города, и поддержание чистоты в нем, и создание детских площадок, которых так не хватает малышам, и само отношение людей к родному городу.
Этот проект был одним из наиболее ярких выступлений учащихся на конференции «Первые шаги в науку».
5 завершающий этап проектной деятельности - Контрольный -анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта.
Проект заканчивается не тогда, когда получен продукт, не тогда , когда достигнут результат, и даже не тогда, когда продукт проектной деятельности представлен на презентации. Завершение работы над проектом предполагает обсуждение и оценку результатов деятельности. Оценкой Мишиного проекта явилось торжественное закладывание голубой аллеи на пришкольном участке, на котором присутствовал депутат Городской Думы Халлиулов М.М, администрация МОУ СОШ №10 «Успех» в лице директора Шипуш В.Ф ,завуча Ивановой Г.Н, родители учащихся и просто прохожие. Сколько радости было в глазах детей! Каждый ребенок принял участие в посадке первой ели. Торжественно была вбита памятная табличка. Дети стали сразу договариваться , кто и когда будет приходить и поливать елочку. Этот проект захватил всех! И это только начало большого и нужного дела!
Деятельность Миши была оценена очень высоко , и мы надеемся , что положительный пример нашей школы будет подхвачен другими, и мы все вместе сделаем наш город еще лучше!
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 «Успех» г.о Самара
Евсюкова Ольга Юрьевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности
В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы....
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...
"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»
Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....
Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
quot;Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А,Сухомлинский.. В статье расс...
Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности
В современном российском обществе процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении младшего шк...