Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
статья (3 класс) на тему
"Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А,Сухомлинский.. В статье рассмотрен процесс формирования читательской компетентности через технологию проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makovkina_r.n.formirovanie_chitatelskih_kompet_-_kopiya.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
«Чтение должно стать для ребенка
очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником
богатой духовной жизни»
В.А. Сухомлинский
Одним из механизмов формирования читательской компетентности является технология проектной деятельности. В процессе работы над проектом мы можем наблюдать с одной стороны, целенаправленную педагогическую деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате формируется читающий учащийся, который владеет необходимым уровнем читательской деятельности, способный самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность:
- извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
-основываясь на собственных размышлениях о прочитанном интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Давайте проследим как формируются читательские компетенции на примере работы над проектом «Живая память».
Погружение в проект.
На уроке окружающего мира в ходе изучения темы «Моя семья» ребята 3А класса выяснили, что во многих семьях есть семейные архивы, хранятся семейные реликвии.
Из материалов работ учеников прошлых лет ребята узнали о том, что прабабушка Комаровой Софьи, ученицы 7 «В» класса Епишкина Валентина Павловна представлена к боевым наградам, а статья «Вечная память тебе, освободитель» в газете «Кузнецкий рабочий» посвящена Константину Тимофеевичу Семенцову, дедушке ученицы 11 «Б» класса Корницкой Екатерины.
На занятиях внеурочной деятельности «Я и мир», «Добрый день для добрых дел» гимназисты читали произведения о мужественных людях, слушали рассказы о пионерах – героях, работали с рубрикой «Жить - Родине служить» журнала «Добрята», общались с участником Великой Отечественной войны дедушкой учеников 3А класса Илясовых Андрея и Димы Михаилом Ивановичем Поповым.
Все эти мероприятия побудили ребят узнать, а есть ли в их семьях родственники- участники Великой Отечественной войны, и создать альбом «Книга нашей памяти».
Т.о. мы видим, учитель на этом этапе проектной деятельности организует читательское пространство, подобрав материал для чтения, и создаёт условия для развития у младших школьников высокой мотивации к читательской деятельности.
На организационном этапе учитель грамотно и ненавязчиво осуществляет руководство работой, не навязывает ученикам информацию, а направляет их самостоятельный поиск. Для решения поставленной задачи ребята обращались к дополнительной литературе, изучали семейные архивы, писали сообщения о своих родственниках, готовили презентации, делали рисунки, учили и сочиняли стихи, писали биографические эссе о некоторых членах своей семьи.
Вся деятельность учащихся на этом этапе была направлена на формирование способностей к использованию дополнительных ресурсов, систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации; на формирование ученика, который умеет самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой; владеет рациональными приёмами работы с текстом; умеет передать события; готов к принятию различных форм организации читательской деятельности.
Этап презентации и обсуждение полученных результатов требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов проектно-исследовательской деятельности. В классе был проведен «Урок мужества», на котором ребята представили результаты своей работы. Альбом «Книга нашей памяти» пополнился новыми материалами. По окончанию 4 класса альбом был передан в школьный музей. Творческие разнообразные продукты проектной деятельности позволяют сделать вывод об устойчивом формировании у учащихся готовности к принятию различных форм организации читательской деятельности, владению устным и письменным общением.
Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Чтобы повысить уровень текстовой деятельности учащихся учителя нашей гимназии включают в процесс обучение сетевые технологии.
Участие в сетевых проектах позволяет учащимся обсуждать прочитанное не только среди одноклассников, но и обмениваться мнениями со сверстниками-читателями других школ, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях), решать проблемы творческого и поискового характера; организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере; набирать текст на родном язык. К тому же, мотивация школьников, которым предстоит презентовать свой материал на более широкую аудиторию, возрастает. Они более ответственно относятся к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент участия первоклассников в сетевом проекте «Чудеса в решете». Фрагмент.
Интернет, телевидение, компьютерные игры оттесняют интерес к чтению книг на второй план. Но «Тот, кто нам мешает - тот нам поможет» - говорил один небезызвестный персонаж. Повышать читательский интерес ребёнка можно используя, в том числе, и цифровые технологии.
МБНОУ «Гимназия №44» включена в перечень базовых организаций для проведения практической части стажировочной площадки по «Модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития и поддержки сетевых методических объединений» и получила комплект оборудования для библиотеки:
- комплект библиотекаря для управления системой выдачи книг, позволяющий в автоматизированном режиме осуществлять библиотечное обслуживание обучающихся электронными изданиями на персональные мобильные устройства (планшеты, смартфоны);
- оборудование для проведения проектной и исследовательской деятельности обучающихся: интерактивная доска, документ камера, многофункциональное устройство, сочетающее в себе функции принтера и сканера;
- специализированное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата).
ЛитРес:Библиотека задействует смартфоны и планшеты школьников в образовательных целях, комплексно решая проблему обеспеченности школьных библиотек литературными произведениями, изучаемыми в школьной программе, книгами для внеклассного чтения, исследовательской, проектной деятельности и книгами для патриотического воспитания; способствует развитию творчества и познавательной активности школьников через чтение произведений художественной литературы, формированию читательских компетенций школьников.
Использование инновационного оборудования позволяет расширить доступ к актуальным информационно-образовательным ресурсам обучающихся и педагогов, сделать работу с учебной информацией увлекательной и эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.
Первое заседание проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода". Знакомство в творческой гру...
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».Тема на сегодняшний день актуальна, так как одной...
Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности
В современном российском обществе процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении младшего шк...