Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
учебно-методический материал

Бекирова Зарема Ахмедовна

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formitrovanie_duhovno_-_nravstvennyh_tsennostey.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД».

Цели проекта: Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.

Перед учениками была сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, есть ли у нас в классе дети которые дружат друг с другом.

Второй этап (планирование деятельности).

Дети разделились на три подгруппы, каждая из которых проводила исследование в своей области, придумали название своей группе, распределили роли и обязанности в группе. Так в классе образовались три команды: Хранители мудрости, Эксперты, Сочинители.

Хранители мудрости

  1. Подобрать 10-15 пословиц о дружбе
  2. Зачитать 4-5 пословиц, которые больше всего понравились
  3. Провести с ребятами класса игру «Продолжи пословицу» - читается первая часть пословицы, а ребята должны её закончить (играют те ребята, которые не в вашей группе)-3-4 пословицы
  4. Провести с детьми игру «Расставь правильно» - на доске в первом столбике на отдельных листах будут написаны 3 пословицы, во втором столбике вперемешку будут окончания этих пословиц- ребятам нужно будет расставить в нужном порядке.
  5. Распечатать на пословицы из первого пункта на листе; распечатать пословицы для игр.
  6. Нарисовать эмблему «Дружбы»
  7. Защитить свой проект на уроке.

Эксперты

  1. Провести анкетирование у ребят класса
  2. Проанализировать анкеты, выявить количество детей, ответивших «Да», «Нет» по каждому вопросу.
  3. Записать результат анализа анкет и отдать их классному руководителю
  4. Нарисовать эмблему «Дружбы»
  5. Защитить свой проект на уроке.

Сочинители

  1. Отработать вариант сказки о дружбе
  2. Найти информацию о том, что такое синквейн.
  3. Записать алгоритм составления синквейна
  4. Сочинить своей группой 2-3 синквейна о дружбе, друге или близких людях.
  5. Защитить свой проект на уроке.
  6. На уроке провести с ребятами класса упражнение «Составь синквейн о дружбе»
  7. Попросить 3-4 желающих прочесть написанный синквейн.
  8. Нарисовать эмблему «Дружбы»

Третий этап (практически- деятельностный). 

Хранители мудрости – занимались поиском пословиц и поговорок о дружбе. Эксперты – провели с детьми класса анонимную анкету, с вопросами, которые наиболее точно могут показать картину класса на тему дружбы, отношений ребят в детском коллективе класса и в поведении детей в различных ситуациях. Сочинители- изучали в группе, что такое синквейн, писали синквейн о дружбе, разучивали сценарий к сказке. Все команды рисовали эмблемы на тему «Дружба».

Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).

За день до презентации проекта, дети представили свой материал, провели самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к результатам исследования, о трудностях и положительных моментах.

Что удалось достичь из намеченного? Благодаря чему? Кому?

Что было хорошего? За счет чего? Кого?

Что стоит использовать и дальше? Почему?

Что не получилось? Почему?

Какие подсказки мы можем сделать себе на будущее?

Чему учились? Научились? В каких ситуациях? Каким образом?

Кому сказать «спасибо»?

Пятый этап - реализация проекта и его презентация.

Оборудование: 1. Музыкальные записи.

2. Компьютерная презентация.

3. «Цветики-семицветики» из цветной бумаги.

4. Карточки со словами пословиц.

5. Атрибуты к сценке

6. Эмблема

7. Рисунки детей.

Ход мероприятия.

I Орг. момент.

У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

II Вступительное слово.

У.: Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

  • Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
  • Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?

III Цель занятия.

У.: О чем будем говорить сегодня на уроке? Прочтите, как называется тема нашего урока. Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.

IV Беседа.

Наш разговор начнем с одной из версий возникновения слова «друг».

Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

V. У.: Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?

Как он стал относиться к друзьям?

У.: Кого мы называем другом?

Какие качества друга вы считаете главными?

Каких бы друзей вам хотелось иметь?

Сейчас мы это выясним.

У.: Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

VI Презентация детских проектов.

У.: В ходе подготовки к нашему уроку вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание - исследование. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

  1. «Эксперты»

Представление проекта:

-сообщает, какую анкету они провели с ребятами класса и ее результаты;

- упражнение «Положительные качества друга».

  1. «Сочинители»

Представление проекта:

- показ сценки о дружбе;

-рассказывает о том, что такое «синквейн» и как его составить;

-знакомит с 1-2 синквейнами, которые составили в группе;

-предлагает каждому попробовать составить свой синквейн.

  1. «Хранители мудрости»

Ученик представляет проект своей группы:

-рассказывает, сколько пословиц о дружбе они собрали;

-зачитывает 1-2 наиболее понравившиеся;

-играют с остальными учениками в «Продолжи пословицу».

У.: Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

И эти друзья помогают нам понять, что такое дружба, друг.

У.: Хочется верить, что все эти задания заставили вас еще раз задуматься о значимости дружбы и о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом были настоящие друзья. И еще, я надеюсь, что, работая над проектами, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом.

VII Рефлексия «Цветики-семицветики»

У.: Я каждому даю волшебный «цветик-семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка.

Цветы крепятся на лист ватмана.

У.: Посмотрите, какая у нас получилась поляна друзей!

VIII Песня о дружбе.

IX Итог.

X Домашнее задание.

У.: Конечно, о дружбе и друзьях мы будем еще говорить.

Я предлагаю вам организовать в классе видео- альбом посвященный дружбе, где вы поместите все ваши результаты исследования, синквейны, рисунки, цветики-семцветики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности

В современном российском обществе процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего шк...