Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
учебно-методический материал
Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formitrovanie_duhovno_-_nravstvennyh_tsennostey.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД».
Цели проекта: Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Перед учениками была сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, есть ли у нас в классе дети которые дружат друг с другом.
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на три подгруппы, каждая из которых проводила исследование в своей области, придумали название своей группе, распределили роли и обязанности в группе. Так в классе образовались три команды: Хранители мудрости, Эксперты, Сочинители.
Хранители мудрости
- Подобрать 10-15 пословиц о дружбе
- Зачитать 4-5 пословиц, которые больше всего понравились
- Провести с ребятами класса игру «Продолжи пословицу» - читается первая часть пословицы, а ребята должны её закончить (играют те ребята, которые не в вашей группе)-3-4 пословицы
- Провести с детьми игру «Расставь правильно» - на доске в первом столбике на отдельных листах будут написаны 3 пословицы, во втором столбике вперемешку будут окончания этих пословиц- ребятам нужно будет расставить в нужном порядке.
- Распечатать на пословицы из первого пункта на листе; распечатать пословицы для игр.
- Нарисовать эмблему «Дружбы»
- Защитить свой проект на уроке.
Эксперты
- Провести анкетирование у ребят класса
- Проанализировать анкеты, выявить количество детей, ответивших «Да», «Нет» по каждому вопросу.
- Записать результат анализа анкет и отдать их классному руководителю
- Нарисовать эмблему «Дружбы»
- Защитить свой проект на уроке.
Сочинители
- Отработать вариант сказки о дружбе
- Найти информацию о том, что такое синквейн.
- Записать алгоритм составления синквейна
- Сочинить своей группой 2-3 синквейна о дружбе, друге или близких людях.
- Защитить свой проект на уроке.
- На уроке провести с ребятами класса упражнение «Составь синквейн о дружбе»
- Попросить 3-4 желающих прочесть написанный синквейн.
- Нарисовать эмблему «Дружбы»
Третий этап (практически- деятельностный).
Хранители мудрости – занимались поиском пословиц и поговорок о дружбе. Эксперты – провели с детьми класса анонимную анкету, с вопросами, которые наиболее точно могут показать картину класса на тему дружбы, отношений ребят в детском коллективе класса и в поведении детей в различных ситуациях. Сочинители- изучали в группе, что такое синквейн, писали синквейн о дружбе, разучивали сценарий к сказке. Все команды рисовали эмблемы на тему «Дружба».
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
За день до презентации проекта, дети представили свой материал, провели самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к результатам исследования, о трудностях и положительных моментах.
Что удалось достичь из намеченного? Благодаря чему? Кому?
Что было хорошего? За счет чего? Кого?
Что стоит использовать и дальше? Почему?
Что не получилось? Почему?
Какие подсказки мы можем сделать себе на будущее?
Чему учились? Научились? В каких ситуациях? Каким образом?
Кому сказать «спасибо»?
Пятый этап - реализация проекта и его презентация.
Оборудование: 1. Музыкальные записи.
2. Компьютерная презентация.
3. «Цветики-семицветики» из цветной бумаги.
4. Карточки со словами пословиц.
5. Атрибуты к сценке
6. Эмблема
7. Рисунки детей.
Ход мероприятия.
I Орг. момент.
У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
II Вступительное слово.
У.: Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
- Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?
III Цель занятия.
У.: О чем будем говорить сегодня на уроке? Прочтите, как называется тема нашего урока. Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.
IV Беседа.
Наш разговор начнем с одной из версий возникновения слова «друг».
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
V. У.: Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
У.: Кого мы называем другом?
Какие качества друга вы считаете главными?
Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
У.: Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
VI Презентация детских проектов.
У.: В ходе подготовки к нашему уроку вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание - исследование. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- «Эксперты»
Представление проекта:
-сообщает, какую анкету они провели с ребятами класса и ее результаты;
- упражнение «Положительные качества друга».
- «Сочинители»
Представление проекта:
- показ сценки о дружбе;
-рассказывает о том, что такое «синквейн» и как его составить;
-знакомит с 1-2 синквейнами, которые составили в группе;
-предлагает каждому попробовать составить свой синквейн.
- «Хранители мудрости»
Ученик представляет проект своей группы:
-рассказывает, сколько пословиц о дружбе они собрали;
-зачитывает 1-2 наиболее понравившиеся;
-играют с остальными учениками в «Продолжи пословицу».
У.: Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
И эти друзья помогают нам понять, что такое дружба, друг.
У.: Хочется верить, что все эти задания заставили вас еще раз задуматься о значимости дружбы и о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом были настоящие друзья. И еще, я надеюсь, что, работая над проектами, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом.
VII Рефлексия «Цветики-семицветики»
У.: Я каждому даю волшебный «цветик-семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка.
Цветы крепятся на лист ватмана.
У.: Посмотрите, какая у нас получилась поляна друзей!
VIII Песня о дружбе.
IX Итог.
X Домашнее задание.
У.: Конечно, о дружбе и друзьях мы будем еще говорить.
Я предлагаю вам организовать в классе видео- альбом посвященный дружбе, где вы поместите все ваши результаты исследования, синквейны, рисунки, цветики-семцветики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...
Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
quot;Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А,Сухомлинский.. В статье расс...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе совместно-распределенной деятельности
Статья в Сборнике материалов Республиканской НПК...
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности
В современном российском обществе процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении младшего шк...