"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»
статья на тему

Горденкова Нина Васильевна

Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»

Горденкова Н.В.

МАОУ лицей №6

В настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Мы постоянно слышим о том, что человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причина - потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, и если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Вот почему экологическое образование становится  составной  частью  нравственного воспитания. Это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.  Экологическое образование младшие школьники получают на уроках окружающего мира, но для полноценного воспитания этого мало, поэтому в своей практике не один год использую проектную деятельность. Дети - народ активный, любознательный, им постоянно хочется что-то сделать, поделиться своими впечатлениями со сверстниками или со старшими друзьями, родителями, учителями. Поэтому проектная деятельность так по душе этим непоседам. Ребята учатся не только задавать вопросы, но и искать на них ответы. А ещё им нравится делиться своими находками с друзьями, одноклассниками, учителем. Идёт своеобразное соревнование друг с другом, у кого больше и интереснее найденный материал. Для детей это игра, которая помогает развитию любознательности, целеустремлённости, мышления, речи, умению ориентироваться в информационном материале, самостоятельно конструировать свои знания, а ещё грамотно преподнести окружающим собранную информацию. Им нравится быть в роли «открывателей», особенно если они видят, с каким интересом слушает их аудитория.  Конечно, младшие школьники не могут полностью самостоятельно разработать проект. Огромная нагрузка ложится на учителя. «Проект» - специально организованный  учителем   и  самостоятельно  выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих  работ (продукт).

 В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

 По продолжительности различают:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные — на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время. 

Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

Этапы работы над проектом

Содержание работы

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Актуальность темы.
  2. Идея исследования.
  3. Замысел исследования.
  4. Объект исследования (с кем или с чем работать).
  5. Предмет исследования (что будут исследовать).
  6. Цель исследования.
  7. Задачи.
  8. Гипотезы (что возможно и при каких условиях).
  9. Диагностический инструментарий.
  10. Критерии оценки ожидаемых результатов.
  11. Прогноз возможных негативных последствий.
  12. Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1) подготовительный;

2) практический;

3) обобщающий;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (внедренческий)

- выступление;

- презентация;

- участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д.

- вывод и рецензирование.

Начальный этап.

Выбирая тему, прежде всего, думаю о том, насколько она заинтересует детей. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. Ученики моего класса второй  год  являются активными участниками детского экологического движения «Зелёная планета», в связи с этим организована проектная деятельность по экологии.  Стартом экологического воспитания послужил проект -  «Человек разумное существо». В ходе проекта, очень много говорили о человеке как составной части природы, и что он  человек разумный может сделать для природы. Совместно приняли решение оказать посильный вклад в природосбережения, в результате последовала череда интересных проектов: «Деревья-живые памятники истории», «Сбережём бумагу -сохраним дерево», «Сохраним первоцветы», «Ель без топора».  Каждый  из этих проектов переплетался с другим, а итог одного проекта  становился  началом следующего. Все эти проекты межпредметные,  выходят за рамки школьной программы. 

Основной этап состоит из трех важных шагов.

  1. Подготовительный - анализ способов и целей работы в группах.

Он включает в себя:

- выявление исходного уровня;

- разработку проекта;

- подготовку к предстоящему исследованию.

  1. Практический

- поиск источников необходимой информации;

- сбор материала;

-  анализ возможных трудностей;

- освоение проектной технологии;

- организация мониторинга;

- создание условий;

  1. Обобщающий – подведение итогов.

- обработка данных исследования, обсуждение;

- соотнесение результата исследования с поставленными целями;

- корректировка гипотезы;

- оформление и описание хода и результатов исследования;

- разработка практических рекомендаций.

Заключительный этап

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Виды презентации проектов: научный доклад,  деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция;

- инсценировка; - театрализация; - игры с залом; - диалог исторических или литературных персонажей;- спортивная игра; - спектакль; - путешествие; - реклама; -акция;- пресс-конференция.

Убеждена, что проектная деятельность,  даёт большой результат в экологическом воспитании. Изучая и познавая закономерности природы, участвуя в исследованиях, проводя акции, ребята осознанно подходят  к природоиспользованию, у них формируется новый экологический тип мышления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности

В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы....

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности

В современном российском обществе процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего шк...