Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
методическая разработка (1 класс) на тему
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуальность данного направления современной педагогики, соответствие требованиям ФГОС НОО. Даны рекомендации по организации деятельности в урочное и внеурочное время. В работе имеется приложение с практическим материалом: примеры уроков, памятки и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii._setyamina_e.a._kursy_200.docx | 83.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра начального образования
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Выполнил: слушатель по программе № 200-3
учитель начальных классов МОУ гимназии №12 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Сетямина Елена Анатольевна
Проверил:
Николаева Марина Владимировна,
доктор педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой начального образования
Волгоград – 2013
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации посвящены раскрытию путей формирования коммуникативных универсальных учебных действий через организацию и проведение проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
Методические рекомендации предназначены учителям, работающим в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., организаторам внеурочной деятельности, родителям, помогающим детям в реализации проектной деятельности. В пособии рассмотрены приемы и методы проектной деятельности, позволяющие развивать творческую самостоятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия. Рекомендации основаны на разработках ведущих педагогов и психологов, практическом опыте учителей, в том числе и учителей начальных классов гимназии.
Предлагаются разработки уроков, занятия внеурочной деятельностью, памятки для учителей.
Сетямина Е.А., учитель начальных классов
МОУ гимназии №12 г. Волгограда,
высшая квалификационная категория,
телефон 8-906-402-91-19
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка 4-14
2. Содержание методических рекомендаций 15-27
3. Заключение 28-29
4. Список использованной и рекомендуемой литературы 30-31
5. Приложения 32-50
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность методических рекомендаций
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, информационно насыщенном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Результаты исследований психологов О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (для обследования были взяты ученики 1-2 классов). Учащихся эгоцентричного типа выявлено 18% от испытуемых и неуверенного типа 32%. Этих учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений, как правило, эти обучающиеся становятся «не принимаемыми» в коллективах. К дружелюбному типу могут быть отнесено около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная, позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.
Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойтись нельзя.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» .
Выдвижение на первый план цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, рассмотрение предметных знаний и умений, как средств их достижения находят отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования . Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Это является целью и основным результатом образования младших школьников . Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Во ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы».
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д .
Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Речь не идёт о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для первоклассника это будет его проект. Думаю, на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована.
Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и также обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.
В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:
-принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
-принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
-принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
-принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
-принцип свободного выбора: темы проекта, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
-принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.
-принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности» .
Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Осуществление метода проектов может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.
На первом этапе - постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.
На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.
На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.
Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно-деятельного подхода.
Методическое обеспечение системы работы над формированием коммуникативных УУД через проектную деятельность
Информационное обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов).
Организационно-методическое обеспечение
- Создание целевого методического объединения по проблеме.
-Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
- Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
-Участие в районных и городских мероприятиях по данной теме.
- Изучение обобщения опыта работы педагогов.
- Мониторинг работы системы.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Результативность применения проектного метода заключается в следующем:
- в процессе проектной деятельности учащиеся приобретут общеучебные умения и навыки:
Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
1.2. Цель составления методических рекомендаций
Цели составления методических рекомендаций:
- раскрыть возможности проектного метода по формированию коммуникативных универсальных учебных действий;
- оказать методическую помощь педагогам в организации проектной деятельности в урочное и внеурочное время;
- дать педагогам практические рекомендации по преодолению затруднений в организации проектной деятельности;
- на примерах методических разработок показать пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий при реализации проектного метода.
1.3 Краткое описание ожидаемого результата от использования методических рекомендаций
Использование методических рекомендаций позволит учителям осознанно и системно использовать проектный метод в своей работе, как средство формирования коммуникативных УУД, научит приемам организации, позволит правильно сориентировать родителей, оказывающих помощь своим детям, и как следствие позволит педагогу повысить мотивацию школьников к изучению отдельных предметов, занятию исследовательской деятельностью, повышению информационой грамотности, сохранению психического и физического здоровья.
1.4. Обоснование особенностей методических рекомендаций
В данных методических рекомендациях сделан акцент на формирование коммуникативных универсальных учебных действий через осуществление проектной деятельности. Даны подробные рекомендации по преодолению трудностей при организации и осуществлении проектов. Методические рекомендации могут быть полезны и педагогам, и воспитателям, и родителям.
2. СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Классификация, требования и этапы проектной деятельности
Виды проектов:
По доминирующей в проекте деятельности:
- практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);
- исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);
- информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);
- творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
- ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
По характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные.
По количеству участников проекта:
- индивидуальные;
- групповые.
По продолжительности:
- мини-проекты (укладываются в 1 урок);
- краткосрочные (4-5 уроков);
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Требования к учебному проекту:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
- планирование действий по разрешению проблемы;
- наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации);
- определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта;
- представление конечного продукта деятельности.
Этапы проектной деятельности младших школьников:
- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
2.2. Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД через проектную деятельность
Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД через проектную деятельность может быть представлена следующими направлениями:
- такое построение урока, где необходима работа в парах, группах;
- кружковая работа по предмету или организация внеурочной деятельности. Создание программы внеурочной деятельности общекультурной направленности, например, «Юный исследователь»;
- работа по консультированию и продвижению групповых и индивидуальных проектов;
- проведение внеклассных мероприятий предметной направленности, в том числе с приглашением и участием родителей;
- участие в школьной научно – практической конференции с защитой учебных проектов;
- участие в районном туре научно-практической конференции «Я – исследователь» и т.п.;
- участие в творческих, научно-практических конкурсах, чтениях разного уровня.
2.3. Основные условия применения метода проектов
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
2.4. Организационно-управленческие и педагогические действия
- учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности);
- использование дополнительных средств вовлечения детей в содержание через проектирование и решение проектных задач;
- моделирование проектных задач, позволяющее организовать групповое (возможно, разновозрастное) общение;
Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
2.5. Общие правила для педагогов-организаторов проектной деятельности:
- старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями;
- ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;
- стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
- в процессе работы не забывайте о воспитании школьника;
- старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также;
- оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать;
- не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое;
- помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно;
- не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций;
- учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки;
- учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;
- учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций;
- старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач;
- обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению, учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде;
- старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию;
- помогите детям управлять процессом собственного исследования;
- уровень изучаемых проблем, стратегии и механизмы реализации проекта, формы представления итоговых результатов и степень поддержки проектного коллектива учителем должны соответствовать реальным возможностям детей. Начиная знакомить первоклассников с проектной деятельностью, необходимо соблюдать осторожность, учитывая уровень их готовности к самостоятельной работе, сотрудничеству, к анализу и рефлексии, принимать во внимание психофизиологические особенности детей этого возраста. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем;
- проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее);
- на этапе формирования проектного коллектива нужно грамотно распределить функции между участниками проекта, тем самым обезопасив ключевые направления проекта;
- погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся;
- в ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».
- планируя проектную работу, учителю необходимо учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности;
- относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов;
- наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся;
При выполнении проекта учащимися, безусловно, возрастает нагрузка на учителя:
- т.к. учащиеся не могут еще работать с литературой, очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы, в первом классе поиск свести к минимуму - найти ответ в одном источнике;
- рабочий шум может перерасти в общение в конфликт;
-могут возникнуть психологические коммуникативные проблемы между детьми.
2.6. Возможные трудности у учащихся
Для ученика сложность может вызвать:
- постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
- поиск пути их решения;
- осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
- аргументация выбора;
- сравнение полученного результата с требуемым;
- корректировка (при необходимости) результата;
- объективная оценка самой деятельности.
2.7. Работа с родителями, оказывающими помощь детям в создании проектов
- родители должны быть аргументировано убеждены учителем в необходимости участия в проектной деятельности;
- родители должны знать суть проектной деятельности и ее этапов;
- им важно знать о предъявляемых требованиях к процессу и результату выполнения;
- заинтересовать самих родителей в выполнении проектов детьми через картину ожидаемых результатов и положительных изменений;
- объяснить родителям степень оказываемой ими помощи детям;
- родители должны всячески стимулировать детей к этой работе;
- необходимо преодолеть «негативизм» родителей.
2.8. Возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей могут быть следующие:
- помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
- записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идет формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идет обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. В этом случае возможные действия родителей таковы: прикинуть с ребенком выходы по каждой задаче, разбит объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе - изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы может понадобиться вмешательство взрослых, если замечены случаи несправедливого распределения обязанностей. Дети часто нуждаются в раскрытии функций и содержания той или иной обязанности.
На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта. Участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту - ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта
2.9. Организация групповой работы
Организация проектной деятельности часто связана с разделением класса на творческие группы.
Перед началом образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам:
- у учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу и только на неё, всё, что мешает ей, должно быть исключено;
- при любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе. Что даст возможность организатору оценивать, контролировать нормы групповой работы.
В процессе образования групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе.
Возможные виды групп:
- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему;
- по выбранной теме проектной работы;
- по уровню сложности задания. В этих случаях самоопределение участника, выбирающего группу, сразу привязывается к содержанию мыслительной работы.
То, каким образом протекает процесс образования группы, сильно влияет на запуск будущей мыслительной работы. Здесь необходимо учитывать ряд важных факторов. Как правило, необходимо произвести максимум возможных изменений состояния учащихся, что обычно достигается с помощью:
- жёсткой регламентации времени на группообразование;
- смены партнёров по обсуждению (обычно вводится норма количества участников на одну группу: 7-8 человек, не более);
- смены места расположения учащегося в классе;
- изменения конфигурации рабочих мест (сдвигание парт, перестановка стульев);
- подчинение формы организации рабочего пространства исключительно одной цели – удобству обсуждения;
- нормирования будущей работы;
- особой чёткости и внятности операционных команд, отдаваемых преподавателем;
- разделения преподавателем момента внеорганизационного объяснения целей и задач групповой работы, момента начала выполнения учащимися точных процедур по образованию групп и по запуску работы в них, момента окончания работы групп, момента слушания (просмотра) результатов работы каждой группы, момента организации (в случае необходимости) дискуссии по предложенным групповым решениям, момента подведения итогов (вывода, рефлексии по проделанной работе) и т.д.
2.10. Система работы по организации конструктивного диалога, спора
В начальной школе необходима система работы, направленная на формирование умения конструктивно спорить. Под умением конструктивно спорить следует понимать совокупность умений доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно выстраивать высказывание. Соблюдать культуру речевого поведения. Определять и использовать невербальные средства общения (знаковая символика).
Система работы по формированию умений конструктивно спорить предполагает:
- необходимость и достаточность сведений: о споре (его отличии от ссоры); об аргументах, как составляющих доказательства; этикет общения…
- основные умения: правильно определять предмет спора; осуществлять доказательство, опровержение высказанной точки зрения; задавать вопросы и отвечать на них; правильно оформлять высказывание; делать вывод, соблюдая при этом этические нормы общения;
- вспомогательные умения: развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления (особенно логического), умения слушать, определять настроение оппонента по невербальным средствам общения (мимике, жестам, положению тела).
При правильной организации работы по формированию культуры спора в начальной школе, дети усваивают следующие понятия:
- доказательство – это обоснование истинности чего-либо;
- опровержение – обоснование ложности чего-либо;
- аргумент, контраргумент, тезис, истина – составляющие доказательства.
Когда и как следует начинать работу по формированию культуры конструктивного спора? Чем раньше, тем лучше, в начальной школе уже с первого класса во время занятий использовать тексты – коллизии, содержащие элементы спора, создавать специальные ситуации спора, привлекать учащихся к рефлексии. С целью лучшего осознания учащимися особенностей конструктивного спора использовать следующие вопросы:
- Можно ли после такого спора остаться друзьями? Почему?
- Достигнута ли цель спора? Почему?
- Какие правила спора (не) были нарушены?
- Понятно ли оформлен результат?
- Кто прав в споре? Докажи! и т.п.
На начальном этапе в тренинговом порядке, полезно проводить игровые формы работы: инсценирование фрагментов сказок; игровые приёмы: «Потерялся (аргумент) к тезису», «Подбери подходящий аргумент для опровержения версии» (игра: «собери ягоды в корзинку» - где «ягоды» и есть аргументы).
В процессе такой работы желательно создать «Свод хороших правил» для совместной работы. Будет лучше, если дети сами постепенно откроют эти правила для себя, от организатора требуется система работы в этом направлении. Открытые нормы сотрудничества, используются детьми в ходе всей работы и учёбы в начальной школе. При правильно организованной групповой работе формируется целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При грамотной организации и использовании методических рекомендаций в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перейдут на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличится. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличится. Участие детей в проектной деятельности успешно повлияет на формирование коммуникативной компетентности. Следствием грамотной работы над проектом повысится уровня качества знаний; появятся условия для разностороннего развития личности, формирования способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизируется учебная мотивация.
Учитель, правильно организующий общение детей в группах, парах, общение ученик-ученик, ученик-учитель, ребенок-взрослый будет способствовать повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Проектная деятельность обязательно впишется как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности. При грамотном соблюдении всех рекомендаций по организации этапов проектная деятельность будет эффективна и в урочной, и во внеурочной деятельности. Участие учащихся в проектной деятельности будет стимулировать мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повысит потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бычков А.В. Метод творческих проектов в современной школе.- М.: Аркти, 2000
2. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности школьников.- Ижевск, 2010
3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. На соискание научной степени кандидата пед. наук. – Барнаул, 1998
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа. – 2005. - №9
5. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач. школа. – 2004. - №2
7. Козина Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС //Управление начальной школой №1. М. 2012
8. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007
9. Новикова Т.П. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. Образование. – 2000.- №7
10.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
12. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
15. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
16.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
17. Проектные задачи в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010
18. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем..; в 4-х томах. Т4. – М.: генезис, 2001
19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск:изд. Пеленг, 1996
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011
21. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебное методическое пособие / Автор-составитель Татарченкова С.С., Телешов С.В.; под ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации ведущих ученых и педагогов по формированию коммуникативных УУД
На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Но в ситуации стихийного, не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных учеников очень по-разному, но в большинстве случае неудовлетворительно. Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.
Между тем на уроках в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.
Личностный эффект совместной деятельности акцентируется В.Я. Ляудис (1984). По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.
Наиболее значительный вклад в создание принципиально иной модели обучения, – обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину (1989) и В.В. Давыдову (1996), а также их последователям – В.В. Рубцову (1998) и Г.А. Цукерман (1993). В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной и средней школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
Хотя экспериментальный опыт реализации принципов учебного сотрудничества В.В. Рубцова, В.В. Репкина, А.К. Марковой, С.Ю. Курганова, Г.А. Цукерман и их сотрудников не может быть прямо перенесен в контекст существующей системы образования, тем не менее, он дает полезные ориентиры в отношении средств и способов стимуляции развития коммуникативных действий.
В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила (Шипицына, 1995). Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Например, это проектные задания, а также специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие общения у младших школьников и подростков (Битянова, 2002). Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время (Фопель, 2000). Другие – могут входить как часть в курс русского языка в младших классах или «Ознакомление с окружающим миром» (Шустова, 1990). Можно проводить их и как самостоятельные занятия.
Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д. В то же время исследования показывают, что уровень коммуникативной подготовки учителя начальных классов зачастую совершенно недостаточен (Шустова, 1990; Жаркова, 1998).
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Такой тип деятельности может быть рекомендован, в первую очередь, для организации занятий по курсу «Технология».
Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:
- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;
- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;
- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;
- эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе постановки и решения задач;
- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла;
- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения («смешанные»), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с высоким исходным уровнем. Учащиеся с низким уровнем обобщений (эмпирическим) обнаруживают больший прогресс при работе с учениками, обнаруживающими более высокий уровень обобщения (Чарнецкая Р.Т., 1990).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила для учащихся при работе в группах
- Каждый имеет право выбора места, партнёра, задания;
- каждый имеет право высказаться;
- каждый должен понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) – это дисциплинирует мысль;
- каждый должен уметь слушать: не перебивать говорящего, уметь задать вопрос на понимание: «Я правильно понял, что…?», правильно адресуя его;
- заявлять о желании высказаться при помощи поднятой руки или установленного в группе жеста;
- любая точка зрения имеет право быть высказанной и услышанной;
- каждый должен доказывать свою точку зрения, позицию по проблеме;
- необходимо согласовывать мнения и принимать единую точку зрения, в случае невозможности этого, иметь право на индивидуальность вкуса;
- не отвергать сразу не понятую мысль, а обдумывать услышанное (задать вопрос на понимание);
- каждый должен при оценивании другого обязательно оценивать и себя;
- каждый должен соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.п.);
- каждый должен понимать то, что любой человек имеет право на ошибку;
- стараться увидеть состояние партнера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Занятие по внеурочной деятельности. 1-й класс. «Клуб юных затоков – мыслим – творим – исследуем!»
Эпиграф: « Лучше иногда задавать вопросы,
чем знать наперед все ответы» (Дж. Тэрбер)
Тема: Как задавать вопросы?
Цель: учить правильно задавать вопросы.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
Поднимите руки, кому удалось подобрать новый материал по теме.
-Что вам показалось труднее всего в этом задании?
-Какие сведения собрали?
-Давайте рассмотрим собранный материал.
Учащиеся рассказывают о том, что и в каких источниках они нашли.
-Сегодня мы продолжим учиться правильно задавать вопросы.
III.Практическая работа.
Задание 1. Вопросы домашних животных.
Подумайте, о чем хотели бы вас спросить домашние животные, если бы умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали? Что интересует собаку, кошку, попугая?
Слайд :
Картинка с изображением животного и вопросы: кто? что? где? когда? как?
Например: на рисунке изображена кошка. Она «спрашивает»:
-Кто я?
-Что я умею делать?
-Где я живу?
-Когда я охочусь?
-Как заботится обо мне хозяйка?
Примечание. Картинок может быть и больше для большего количества тренировок. У детей недолжно оставаться непонятных моментов, по возможности потренироваться каждому.
Задание 2. Игра "Данетка"
Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".
Темы для "данеток" :
Какое имя я загадал?
Какой цвет я задумал?
Какую страну я задумал?
Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?
Задание 3. Еще одна чудесная старая игра, которая развивает и речь, и внимание, и умение задавать нужный вопрос, предугадывая результат.
Ведущий говорит: ''да'' и ''нет'' не говорите, черный с белым не носите". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
- Вы поедете на бал? -Хотелось бы там побывать.
- Вы хотите купить черное платье? - Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу? - Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье? - Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным? - Да(!).
Проигрыш! Надо было, например, сказать "Разумеется".
IV. Итог занятия.
-Как правильно задавать вопросы?
-Для чего это нужно?
Учитель: - Я думаю, что теперь вы сможете правильно задать вопрос родителям об интересующем вас объекте и получить четкий ответ.
Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранному объекту
Рекомендации учителю:
Как научить детей задавать вопросы?
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: "Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь". «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится». «Хочешь быть умным - научись задавать вопросы». Постарайтесь быть точными, когда отвечаете на детский вопрос. Если не знаете ответ – признайте это. В таком случае у ребенка тоже будет смелость сказать: «Я не знаю» - в том случае, если ему зададут сложный вопрос. Можете также предложить вместе заглянуть в какую-нибудь детскую энциклопедию. Хорошо, когда дети знают, где можно отыскать ответ. Будьте творческими и помните правило, которому стоит научить ребенка: «Самый глупый вопрос тот, который не прозвучал». Потому что, не задав вопрос, мы не узнаем ответа, который может быть очень важен для нас.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План урока-проекта:
- актуализация знаний учащихся;
- постановка проблемы исследования;
- выдвижение гипотез (предположений);
- работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);
- презентация «продукта» исследования;
- общие выводы по итогам проектной деятельности.
Этапы исследовательской деятельности учащихся:
- постановка проблемы;
- изучение сведений по данной проблеме;
- подбор методик исследования и проведение исследования;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- выводы по итогам исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Возможные темы проектов:
Моя любимая цифра
Моя любимая буква
Мое любимое стихотворение
Мои любимые игрушки
Мое любимое животное
Мой портфель
Профессии моих родителей
Мое любимое занятие
Волшебные правила здоровья
Дорога и мы
Корабли
Праздники моей семьи
Что я знаю о моих предках
Имя моей улицы
История одного памятника
Трудный путь хлеба
Мой учебник
Золотая осень
Матушка-зима
Любимые сказки
Любимые загадки
Любимые скороговорки
Символы моей Родины
Поможем пернатым
Путешествие вокруг гимназии
Экологическая сказка
Степной календарь
Волшебные правила здоровья
Секреты здоровья
Комнатные растения в моем классе
Пернатые друзья
Математическая сказка
Букет вежливых слов
Вместе делаем книгу
Удивительное рядом
Из истории вещей
Кругосветное путешествие
Красная книга Волгоградской области
Защитим планету вместе
Нет пагубным привычкам
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Памятка учителю
«Как сформировать универсальные учебные действия?»
Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, обучает навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной коммуникативной ситуации.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Вариант плана реализации межпредметного проекта
«Красавица – осень»
1. Русский язык: написание сочинений-описаний по теме проекта с предварительной подготовкой
2. Литературное чтение: чтение рассказов, стихов, сказок по теме. Делают подборку литературы для книжки-малышки
3. Окружающий мир: экскурсия в осенний парк по составленному плану наблюдений, сбор природного материала
4. Технология: составление поделок (панно, аппликации, объемные композиции по выбору групп) «Дары осени», «Осенняя корзина» и пр.
5. Изобразительное искусство: выполнение иллюстраций к литературным произведениям или по впечатлениям от экскурсии, возможно составление общего альбома из иллюстраций и любимых стихотворений об осени.
Вариант плана реализации проекта «Моя семья» во внеурочное время
1. Знакомство с семьями детей (через рассказы учащихся, показ фотографий, семейных реликвий).
2. Создание книги «Моя семья» (каждый ученик создает страницу о своей семье).
3. Проведение праздника «В семейном кругу» (изготовление герба, флага семьи, рисование плакатов, разучивание стихов, песен);
4. Совместный поход с семьями (театр, кино, музей, в природу по составленному плану мероприятий, развлечений, конкурсов и т.д.)
Такого рода тематическая проектная деятельность требует организации деятельности по сбору и систематизации различной информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
1. Альбом,
2. газета,
3. гербарий,
4. журнал, книжка-раскладушка, книжка-малышка
5. коллаж,
6. коллекция,
7. костюм,
8. макет,
9. модель,
10. музыкальная подборка,
11. наглядные пособия,
12. паспарту,
13. плакат,
14. план,
15. серия иллюстраций,
16. сказка,
17. справочник,
18. стенгазета,
19. сувенир-поделка,
20. сценарий праздника,
21. учебное пособие,
22. фотоальбом,
23. экскурсия
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Класс: 1-й
Тема: «Солнечная система»
Цель урока:
Образовательные:
1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.
2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения учащихся.
2. Развивать творческие способности.
Воспитательные:
1. Повышать интерес к учебному процессу.
2. Воспитывать ответственность за порученное дело.
Ход урока:
Орг. момент:
Проверка домашнего задания:
Проектная деятельность:
1 этап: Погружение в проект.
Учитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением компьютеров игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно в глубины океана. От космических спасателей пришло письмо-обращение к школьником планеты Земля. В нём говорится, что космические пираты захватили инопланетный корабль, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили спасатели, но они не ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы отправить освобождённых на их родную планету, нужны сведения о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам?
Мы придумаем игру «Помоги жителям разных планет отправиться домой».
Задачи:
1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы.
2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.
3. Приготовиться к выступлению.
2 этап: Организация деятельности:
Учитель распределяет учеников на группы.
Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.
№ | Название планеты | Отличительные черты планеты |
|
|
|
После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.
В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.
3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению.
Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны.
№ по удаленности от Солнца | Название планеты | Отличительные черты данной планеты | Какими отличительными чертами должны обладать жители? |
1. | Меркурий | Первая планета от солнца. Самая горячая. (до +340) | Н: обитатели живут в пузыре из воды. |
2. | Венера | Нет облаков. Нет воздуха. | Н: у жителей нет носа. Не дышат. Или в специальном скафандре. |
3. | Земля | Есть воздух. Много воды. | Человек. |
4. | Марс | Красная планета. Марс-бог войны. | Жители красного цвета. Возможны мечи. |
5. | Юпитер | Самая крупная планета. | Жители очень крупные. Спец. приборы для перемещения. |
6. | Сатурн | Кольца. Спутники планеты. | Жители имеют пояса. |
7. | Уран | Нет твердой поверхности. | Жители летают. |
8. | Нептун | Самая удаленная от солнца, значит самая темная. | На теле жителей фонарики. |
9. | Плутон | Оказался не планетой |
4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе является коллективная игра.
Правила игры: «Мы летим на космическом корабле в космическом пространстве. В одном из сражений с космическими пиратами, мы освободили пленных жителей разных планет. Жителей нужно отправить домой на их планеты. Определите по внешнему виду, на какой планете живет данное существо.
Учащиеся с увлечением рассматривают картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить.
Итог урока:
Какие знания и умения вам пригодились на сегодняшнем уроке?
Дети, конечно, ответят вам, что им пригодились знания об объектах солнечной системы. Расскажут, что пригодилось умение работать самостоятельно, слушать друг друга, умение работать с таблицей и т.д.
На меленьком листе бумаги дети рисуют смайлик, который отображает настроение после этого урока и кладут его в конверт. (Все дети нарисовали улыбку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.
О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...