Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности
статья на тему

Веснина Светлана Валерьевна

В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация младших школьников через организацию проектной деятельности

Сегодня организация проектной  деятельности заслуживает особое внимание педагогов, т.к. именно в ней заложен большой потенциал для развития познавательного интереса школьников.

Еще в древности мудрецы говорили   «Человек рожден для мысли и действия». Эти слова как нельзя лучше отражают суть проектной деятельности в современной школе. Именно через деятельность учащиеся начальной школы познают мир, учатся мыслить.

Метод проектов не новый, он появился в педагогике в начале 20 века, но в 21 веке обрел новый смысл и получил популярность среди педагогов.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проектная деятельность дает возможность учителю привлечь учащихся к самостоятельной работе, где ученик чувствует себя комфортно, не боится ошибиться, попробовать разные пути решения проблемы.

Как же складываются отношения между учеником и учителем при такой деятельности. Объектом проектирования становится предмет, который изучается на уроке. Выбор объекта проектирование принадлежит ученикам, а учитель является координатором, помощником.

Ребенок на обычном уроке пассивен. Он не может найти своим знаниям применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Так проекты стали у учителей уникальным методом, при котором все учащиеся вовлечены в деятельность, которой заниматься детям интересно.

Проекты делятся на этапы:

1. Подготовительный. На этом этапе в классе формируются группы, формулируются задачи и определяется направление деятельности каждой группы, определяется круг источников информации, который потребуется группе. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

2. Поиск информации. На этом этапе учащиеся занимаются поиском необходимой информации, сбором данных, изучением теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Ученики могут в зависимости от подготовки работать самостоятельно дома, прибегать к помощи родителей или работать в группе под руководством учителя  после уроков.

3. Получение готового продукта. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

4. Рефлексия. Участники обсуждают и анализируют результаты проектирования (полученную информацию), делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Участники проекта высказывают свое мнение о проделанной работе, делятся впечатлениями.

существует много видов проектов. Однако, в начальной школе наиболее распространены следующие:

1. Творческий предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы 

2. Исследовательский включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование

3. Информационный, который  направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet.

Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело

Вот некоторые проекты, которые вызвали интерес учащихся:

1. Проект во2 классе «Школа вчера, сегодня, завтра…»

Этот проект готовился в рамках юбилея школы. Ученикам 2 класса было предложено послушать выступление четвероклассников о том, какой была их школа раньше – 135 лет назад. Ребят заинтересовал рассказ, и мы предложили организовать в классе проект. У детей возникли вопросы, что значит проект. Поэтому работа началась с объяснения этапов проекта.

Класс разбился на 3 группы.

Первая группа брала интервью у родителей, бабушек и дедушек. Затем их рассказы мы записывали на листы.

Вторая группа вспоминала самые интересные события в школе за период их обучения, приносили фотографии и рисунки.

Третья группа фантазировала и придумывала школу будущего.

Эта работа увлекла ребят. Некоторые даже приносили информацию и для других групп. Затем был классный час, где ребята выступали со своими сообщениями перед всеми. Особый интерес вызвали фотографии, на которых были бабушки и мамы-школьницы. Итогом работы стала газета, в выпуске которой принял участие каждый. Когда на юбилей школы приходили выпускники, то им понравилась газета детей, а ребята гордились своей работой.

2. Проект «В мире удивительных животных»

Данный проект проходил во время изучения темы «Материки и океаны». Ученики познакомились с материками, учились находить их на карте, говорили об особенностях их расположения. Но в учебниках мало рассказывалось о животном мире материков и океанов.. Ребята задавали вопросы о том, каких обитателей можно встретить на том или ином материке. Тогда я предложила ребятам начать работу над проектом «В мире удивительных животных».

1 этап заключался в том, что каждый ученик получил задание найти информацию об интересных и удивительных животных, которые обитают в разных уголках Земли.

2  этап  заключался в том, что ребята собирали информацию и оформляли её на листах (рассказ, иллюстрация).

3 этап  выступление ребят в классе

4 этап  под руководством учителя ученики создавали книгу «В мире удивительных животных». По группам готовили компьютерную презентацию.

5 этап Выступление в 1 классе с рассказом об удивительных животных нашей планеты.

6 этап Рефлексия учеников 2 класса «Мои впечатления от проекта». Ребята высказывали свое мнение о том, что было особенно интересно и что вызвало трудности.

3. Проект-урок «Планеты солнечной системы»

1 этап. За несколько дней до урока «Земля в космосе» дети были разделены на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна была найти интересную информацию об определенной планете Солнечной системы.

2 этап. Сбор информации, обсуждение в группах.

3 этап. На уроке окружающего мира дети разделились на 3 группы так, чтобы в каждой был человек, знающий об одной из планет. Проводилась викторина «Солнечная система – что мы знаем о ней».

4 этап.  На уроке труда каждая группа изготовила макет «Планеты Солнечной системы»

4. Проект на параллели 3 классов «Мы читаем Маршака»

Этот проект был посвящен юбилею С. Я. Маршака. Ребята узнали о том, что в этом году мы празднуем юбилей этого замечательного писателя из этнокалендаря. На первом этапе все ребята разбились на группы и читали произведения Маршака. Ребята сами написали афишу, в которой сообщили, какие произведения читать, какие мероприятия их ждут (после обсуждения с учителем).

На 2 этапе в 3-х классах прошли презентации детей о творчестве писателя, викторины по произведениям С. Я. Маршака, конкурс рисунков, учащиеся подготовили театральные постановки. После этого каждый класс выбрал команду и состоялся большой праздник «Мы читаем Маршака»: дети участвовали в викторине, показывали театральные постановки. Праздник всем очень понравился. Со своими постановками учащиеся 3-х классов  выступили перед первоклассниками.

5. «Почемучки»

Идея этого проекта возникла в классе, когда ребята подошли после урока окружающего мира и стали задавать много вопросов. Некоторые вопросы я написала на доске, а на классном часе сказала, что не могу сразу ответить на все вопросы, они требуют подготовки и попросила ребят мне помочь найти ответы.  Ребята сами предложили организовать проект, тогда каждый сможет поискать ответы на свои «Почему». Организаторы в классе написали афишу, предложили и другим третьеклассникам тоже поучаствовать в поиске ответов на свои «Почему».

Во всех 3 классах учащиеся придумали свой вопрос, на который дома они искали ответ, выступали в своем классе. Все ученики слушали выступления, задавали вопросы, оценивали выступления по критериям, которые сами определили. Свои оценки они записывали на листок, когда все выступили, то мы подсчитали средний балл каждого ученика, выявили лучших выступающих, которые выступали на малой конференции третьеклассников. Этот проект заинтересовал не только детей, но и их родителей. На собрании они обсуждали, какие темы выбрали их дети, что было им интересно. Родители лучше узнали интересы своих детей, а некоторые семьи включились в эту работу вместе со своим ребенком (читали литературу, готовили презентации, ходили в музей, экспериментировали и ставили опыты).

Данные проекты представлены из опыта работы учителей

ГБОУ СОШ № 138 Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»

Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности

В современном российском обществе процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего шк...