Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через организацию проектной деятельности
статья (4 класс)

В современном российском обществе процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего школьного возраста.   Процесс формирования коммуникативных УУД в рамках занятий в начальной школе необходимо требует педагогического сопровождения, использования определённых форм, с помощью которых организуется внеклассная работа, имеющая своей целью формирование коммуникативных УУД. В ходе анализа научной литературы выделяются преимущества коммуникативных УУД в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  коммуникативных УУД у младших школьников  через организацию проектной деятельности

Аннотация: в современном российском обществе процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего школьного возраста.   Процесс формирования коммуникативных УУД в рамках занятий в начальной школе необходимо требует педагогического сопровождения, использования определённых форм, с помощью которых организуется внеклассная работа, имеющая своей целью формирование коммуникативных УУД. В ходе анализа научной литературы выделяются преимущества коммуникативных УУД в проектной деятельности.

Ключевые слова: младшие школьники, коммуникации, универсальные учебные действия,   проектная деятельность, педагогические условия,   мотивация.

В современном обществе одной из целей образования является воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданской идентичности, ответственности за собственные действия, последствия своих решений и поступков, а также желание к приобретению навыков общения и проявлению уважения помимо своей собственной, родной культуры, интерес к культурным и языковым процессам других этносов.

Для того, чтобы стать социально успешным членом общества, необходимо владеть умениями и навыками к установлению межличностных и межкультурных связей. Это становится обязательным условием, что определяет рост потребности в более широком использовании компонента коммуникативного  развития в образовательно-воспитательном процессе.

В ряде регионов России мультикультурное пространство сложилось исторически, эти регионы насыщенны различными традициями и коммуникативными взаимосвязями, что делает более высокими требования коммуникативным процессам и проявлениям коммуникативной компетентности и коммуникативных компетенций личности школьников.

Термин «компетентность», как психологическая характеристика, включает в себя не только операционно-технологическую и когнитивную составляющие, а также этическую, мотивационную, поведенческую и социальную.

Так как основа компетентности заключается в определенных способностях, то у каждой способности должна быть своя компетентность. Поэтому, видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в умственной сфере, в физической культуре, практическая, общеучебная, творческая, исполнительская, техническая, художественная, а также психологическая, педагогическая, социальная и др. [1].

Проанализировав разнообразные трактовки понятия «компетентность», можно определить следующую структуру:

а) непосредственные элементы первого уровня - компетенции;

б) набор компонентов, входящих в каждую из компетенций.

Также, необходимо помнить, что компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: представления, знания, программы действий, систем отношений и ценностей, которые потом выявляются в компетентностях человека. Поэтому важно обозначить круг этих основных компетенций, которые в дальнейшем могут проявиться в качестве компетентностей.

В настоящее время идет процесс не только установления смысла понятия коммуникативной компетенции, но предпринимаются активные попытки построить структуру данного феномена. Коммуникативная компетенция как сложное системное образование имеет неоднородную структуре и не может быть сведена только к системе определенных знаний. При всем многообразии подходов к ее определению можно выделить ряд структурных компонентов, которые включаются в ее структуру чаще всего.

Обращаясь к проблеме коммуникативной компетенции младших школьников, необходимо отметить важность формирования их культуры коммуникации.

Если говорить о понятии «коммуникативной культуры», то современная научная литература характеризует его относительной новизной.

Осмыслить и всесторонне исследовать данной понятие представляется возможным с применением нормативно-этического подхода к коммуникативным проблемам. Определяя коммуникативную культуру в качестве совокупности культурных норм, знаний и ценностей, которые используются в коммуникативном процессе, включая и общение, необходимо учитывать, что, прежде всего, она является управленческим процессом в сфере общения.

Общение является многоаспектным процессом, который является предметом изучения ряда наук.

Прежде всего, обмен информацией подразумевает вступление с собеседником в контакт, с последующей попыткой общего понимания.

Подход педагогики к определению общения заключается в его формулировке как «взаимодействия двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из факторов психического и социального развития ребёнка».

Именно этот подход необходимо учитывать в условиях сегодняшней реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, когда одной из наиболее актуальных задач становится задача формирования коммуникативных «универсальных учебных действий» (УУД) школьников начального звена.

Понятие коммуникативных «универсальных учебных действий» предполагает:

- обеспечение у младших школьников социальной компетентности, умения  интеграции в коллектив сверстников и реализацию эффективного продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; способность к слушанию собеседника и ведению диалога с ним;

 - способность к признанию возможностей существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- изложение собственного мнения, аргументированной точки зрения и определенная аналитическая оценка событий;

- договорные умения касательно распределения функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля, адекватной оценке своего собственного поведения и поведения окружающих; готовность к конструктивному разрешению конфликтов путем учета интересов сторон и сотрудничества»  [3].

Итак, процесс формирования  коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) представляется актуальной социальной проблемой, особенно в отношении  младшего школьного возраста, и, в конечном итоге – в отношении всего общества.

Какие же умения, коммуникативные действия развились в ходе проектно-исследовательской деятельности? Это умение брать инициативу на себя, организовывать совместные действия, планировать общие способы работы, интегрировать в группу сверстников, таким образом у учащихся развивалось умение взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми. Умение слушать, слышать друг друга, аргументировать, высказывать свое мнение, в частности в начале девочки не могли брать интервью у учащихся, стеснялись. Но с каждым новым вопросом интерес у детей  возрастал, и пропадали сомнения.

Прежде чем включать проектную деятельность в учебный процесс, учитель должен подготовить все условия для ее осуществления. Процесс организации формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности будет успешным только при соблюдении определенных педагогических условий [4].

Первым педагогическим условием формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности является наличие социально или личностно значимой для школьников проблемы. С точки зрения учителя данное условие предполагает решение учебно-воспитательных и развивающих задач в учебном процессе.

  Второе педагогическое условие – это обеспечение и стимулирование высокой мотивации исследовательской деятельности. Для учителей развитие мотивации учащихся является первоочередной задачей, так как, безусловно, мотивация – это неиссякаемый источник энергии для самостоятельности и творческой активности. Мотивацию учащихся можно стимулировать за счет прояснения школьникам актуальности проблемы, практической и социальной пользы проекта, оптимального сочетания заданий поискового и исследовательского характера.

Третьим педагогическим условием является реализация личностно-деятельностного и дифференциально-целостного подходов к организации формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности. Это условие подразумевает активное личностное участие школьников в проектной деятельности, когда учитываются интересы, характер, особенности мыслительной деятельности каждой личности. Сущность целостного подхода заключается в непрерывной подготовке школьников к самостоятельному исследованию, проходящая как процесс решения учебных задач от более простых к сложным до тех пор, пока они сами не смогут самостоятельно провести поисково-исследовательскую работу.

 Четвертое условие формирования проектной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимовлияние учебной и проектной деятельности, то есть целью учебной деятельности учащихся является получение базовых знаний и умений, а внеклассная проектная деятельность должна интегрировать эти знания и умения и применять их для решения учебных проблем.

Пятым условием формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности является обеспечение отношений сотрудничества между участниками проекта. Участники проекта должны сообща разработать цели и задачи проекта, совместно проявлять инициативу, уметь высказывать свои мысли, вследствие этого учитель должен формировать отношения сотрудничества между участниками на одной мотивационной основе.

Таким образом, результатом успешно организованной учителем проектной деятельности будет ощущение гордости и радости у школьника за полученный результат от реализованного проекта. Очень важно при завершении работы над проектом предоставить детям возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Присутствие родителей на презентации проекта также положительно повлияет на самооценку ребенка.

Список литературы

  1. Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. – М., 2016.
  2. Бодалев Л.А. Личность и общение. – Москва: Международная педагогическая академия, 1993.
  3. Большой словарь иностранных слов. – М., 2008
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. – М., 2010.
  5. Лебединцев В.Б. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. – Волгоград, 2012.

            6.Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – Т.61. - № 6. – С. 136-138.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками". Цель: совершенствование научно-методических знаний в области проектной деятельности младших школьников....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...