Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена по военно - патриотическому направлению воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskoe_vosp..doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Черемшанская общеобразовательная средняя школа № 1»
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
«Мы - граждане своей страны»
(военно - патриотическое направление)
- Человек является, прежде всего, сыном своей страны, своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
В.Г.Белинский
Программу составила
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Плотникова Валентина Георгиевна
2011 год
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейшей задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. К сожалению школьники плохо знают историю своей страны, практически не ориентируются в традициях своего края, народа, не испытывают зачастую гордости за свою школу, город, край, Родину. Авторская программа “ Мы – граждане своей страны” поможет в решении стратегической проблемы по формированию патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества.
Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.
Программа “ Мы – граждане своей страны” тесно связана с другими предметами начальной общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительной особенностью данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. Нередко к урокам можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
- воспитание гражданина, с высокой культурой, умеющего защищать своё человеческое право.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа; прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
– учить бережному отношению к общественному достоянию;
– прививать чувство любви к своему Отечеству;
– воспитывать у молодёжи неприятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.
Предполагаемый результат к концу 4 класса
-воспитание любви к России, Татарстану, к своему народу к своей малой родине;
-гражданское общество: долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;
- закон и правопорядок: межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- воспитывать бережное отношение к своему селу, к школе.
- воспитывать чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков.
Исполнители программы
- Учащиеся
- Классные руководители
- Учителя – предметники
- Психолог
- Родители
- Общественные организации
Виды деятельности:
- получение первоначальных представлений о Конституциях России и Республики Татарстан, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Татарстан и своего села (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана)
- ознакомление с героическими страницами истории России, Татарстана, жизнью замечательных людей, явивших примером гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Татарстана (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам)
Формы организации занятий
- классные часы;
- разнообразные творческие работы и исследовательская деятельность школьников;
- предметные кружки;
- ролевая игра;
- беседы;
- КВН, соревнования, конкурсы, викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- эстафеты творческих дел;
- праздничные массовые мероприятия;
- экскурсии, походы;
- сборы, слеты, фестивали.
Принципы, положенные в основу программы.
- Этическое отношение к личности.
- Конструктивное общение.
- Личностный подход.
- Педагогическая целесообразность.
- Культуросообразность.
- Принцип событийности.
Виды деятельности:
- Игровая
- Познавательная
- Досуговая
- Спортивная
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Районная и школьная библиотеки | самостоятельно подбирать литературу по теме; работать в читальном зале библиотеки | Посещение библиотек |
Районный музей | Знакомство с краеведческим материалом | Посещение музея |
РДК | Знакомство с материалом через просмотр фильмов | Посещение кинотеатра |
Работа ведется под девизом:
«Живи, твори, дерзай – мощь Татарстана и России укрепляй!»
Содержание внеурочной образовательной программы
«Мы - граждане своей страны»
2 класс. 2 уровень. По программе 66 часов (33 недели по 1 час)
Планируемые результаты к концу первого года обучения
- К концу первого класса у детей должна быть сформирована достаточная активность и желание участвовать в следующих этапах программы.
- Ребята не должны бояться трудностей, должны быть готовы к новым событиям своей жизни.
- Должны быть знакомы с символикой и атрибутикой Татарстана, России и своего села.
- Научиться бережно относиться к окружающей природе.
- Уважительно относиться к старшим и помогать младшим.
- Уметь работать в группах и радоваться успехам каждого.
- Ощущать свою причастность к общему делу.
Программа первого года обучения « Мы – граждане своей страны» включает в себя четыре блока:
1. «Мой родной Татарстан»
2. «Моя семья и школа»
3. «Природа и мы»
4. «Сыны Отечества»
1 четверть
№ | Тема занятия | Дата провед | Колич. часов. |
Форма проведения | Элементы содержания |
1 | . Вот и стали мы на год взрослее | 1 | Игра | Знакомство с детьми | |
2 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | Игра | Ознакомить с правилами школьника | ||
3 | Мой сосед по парте | 1 | Игра | Знакомство с одноклассниками | |
4 | Адрес школы. Дорога в школу | 1 | Игра. Рисунки | Знакомство с безопасной дорогой до школы. | |
5 | Экскурсия по школе. | 1 | Экскурсия | Знакомство со школьными кабинетами, библиотекой, столовой | |
6 | Наши школьные обязанности | 1 | Беседа | Знакомство и распределение школьных обязанностей | |
7 | Традиции школы | 1 | Рассказ | Знакомство с традициями школы и школьников | |
8 | Природа моего села (посещение парков). | 1 | Экскурсия | Наблюдение | |
9 | «День пожилых людей» | 1 | Беседа. изготовление открыток | Воспитание уважительного отношения к пожилым. | |
10 | Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края | 1 | Беседа ИКТ Игра | Знакомить с разнообразием животных | |
11 | С чего начинается Родина? | 1 | ИКТ | Знакомство с понятиями «Родина» «Отчизна»… | |
12 | Россия – родина моя | 1 | Беседа | Систематизировать знания о родной стране | |
13 | Права и обязанности младшего школьника | 1 | Беседа. Дискуссия | Учимся определять что такое «можно» и что «нельзя» | |
14 | Традиции народов Татарстана. Разучивание тат. нар. игр | 1 | Игра. Беседа. | Знакомство с традициями татарского народа | |
15 | Родной край | 1 | Беседа. Практическая работа | ||
16 | Человек и его поступки | 1 | Беседа. практическая работа | Знакомство с поступками через худ. тексты | |
17 | День Конституции Республики Татарстан «Наш край Татарстан» | 1 | Беседа | Воспитание патриотизма | |
18 19 | Государственная символика Республики Татарстан | 2 | Беседа Презентация | знакомство с символикой | |
20 21 | Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» | 2 | Беседа. Игра Творческое задание | Развитие чувства коллективизма, ответственности за порученное дело | |
22 | Моя семья | 1 | Разучивание стих-й, , песен. Рисунки об осени | . Воспитание чувства семейной сплоченности | |
23 | У семейного очага. Разговор о мамах | 1 | Беседа. Рисунки о мамах | Воспитание любви к матери | |
24 | Когда ты станешь взрослым | 1 | КВН | Расширяем знания о профессиях | |
25 | Живем в России | 1 | Беседа. Слушание музыки. Рисунки | Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Работа над понятием "гражданин". Слушание песен о Родине. | |
26 27 | Москва — столица нашей Родины | 2 | Рассказ об основании Москвы. Слушание песен о Москве | Расширяем кругозор | |
28 29 | Берёза – символ России | 2 | Беседа. Разучивание песен и стихов о березе. Народная игра | ||
30 31 | Новый год у ворот. Встреча Нового года в других странах | Беседа. Разучивание песен, стих-й. ИКТ | Расширяем кругозор о новогодних символах, традициях |
Список используемой литературы:
- Закон «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Закон РФ «О государственной поддержке детских общественных организаций».
- Журналы «Семья и школа» за 2009 и 2010 гг.
- А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков «Духовно-нравственное воспитание школьников».
- В.А.Дергунов «К истокам гражданственности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Тропинка к своему Я"
Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....
Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"
Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"...
Рабочая программа "Мы - граждане России"
Рабочая программа "Мы - граждане России"...
Рабочая программа "Мы - граждане России" 2 класс
Рабочая программа "Мы - граждане России"...
Рабочая программа "Тропинка к своему я"-2класс
Внеурочная деятельность учащихся 2 классов . Уроки психологии в начальной школе....
Рабочая программа "Тропинка к своему я ".
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:-осознание себя с позиции школьника-умение адекватно вести себя в различных ситуация...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 10-12 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 10-12 летсрок реализации - 1 год...