Программа внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Реализация ФГОС нового поколения начата в нашей школе с 2010 г. Учителями первых классов была проделана огромная работа по созданию документов. Мы можем поделиться Программой по организации внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности младших школьников | 73.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение гимназии г. Уржума Кировской области
Рассмотрено | Утверждаю |
На педагогическом совете «___»____________2010г. Протокол №____________ | Директор ГОУ гимназии г. Уржума _____ Д.Н. Феофилатов «______»_______2010г. |
Программа
внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир»
1в класс
Составители:
Соболева Г.К., учитель начальных классов
Уржум
2010 г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир» строится на основе программы «Мой разноцветный мир», разработанной О.Г. Селивановой, Е.В . Араслановой (Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2010 г. )
«Цель и задачи программы внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир»
- Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовно-нравственному развитию; реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного самообразования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
В области формирования личностной культуры:
- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
- принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за свои результаты;
В области формирования личностной культуры:
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
В области формирования социальной культуры:
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
- Ценностные установки программы «Мой мир» (современный воспитательный идеал и базовые ценности).
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, к своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества);
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания (нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о младших и старших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике);
Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие);
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое);
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, (экологическое воспитание): родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
3. Планируемые результаты
Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности:
- 1 уровень – приобщение обучающихся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (учитель – ученик);
- 2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (ученик – ученик);
- 3 уровень - получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия (социальные субъекты – ученик).
Эффекты реализации программы внеурочной деятельности «Мой мир» – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Соотношение направлений внеурочной деятельности, разделов Программы, предлагаемых кружков
Направления внеурочной деятельности | Раздел программы | Кружки ГОУ гимназии |
1. Военно- патриотическое | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | «Родничок» «Юный инспектор движения» |
2. Научно-познавательное | Воспитание творческого отношения к учению, осознание роли знаний и науки в жизни человека и общества | «Умнички» «Развитие познавательных способностей» «Инфознайка» «Риторика» |
3. Общественно-полезная деятельность | Воспитание трудолюбия, творческого нравственного отношения к труду | «Муравьишки |
4.Спортивно- оздоровительное | Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | «ЗОЖ» «Спортивные игры» |
5. Проектная деятельность | Воспитание дисциплинированности, настойчивости, коммуникабельности в выполнении учебных проектов. | Проектная деятельность |
6. Художественно-эстетическое | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | «Веселые голоса» «Изостудия» «Рукодельница» |
Содержание Программы внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир»
Раздел 1. Военно -патриотическое направление. Я и моя Родина.
Модуль 1 . С чего начинается Родина? (7ч)
Что означают наши имена, отчества, фамилии? Что такое семья? Почему люди живут семьями? Кто такие родственники, предки, потомки? Что такое генеалогическое древо и родословная семьи? Кто я ? Кто мои друзья? Мои увлечения? Какой я школьник?
Модуль 2. Что такое национальность и народ? ( 4ч)
Что такое национальность? Что я знаю о людях других национальностей? Почему люди имеют разную национальность? Какова моя национальность? Почему я могу гордиться моей семьей? Какие национальные традиции соблюдаются в твоей семье?
Модуль3.Когда язык мой - друг мой(4ч)
Почему появился язык? Почему люди говорят на разных языках? Что такое родной язык? Что портит родной язык? Каково значение русского языка в моей жизни? На каких языках говорят в твоей семье? Для чего изучают языки других народов? Как помочь человеку, не владеющему русским языком?
Модуль 4. Кто придумал праздники и почему их так любят люди? (8ч)
Как возникли праздники? Какие праздники бывают? Какие праздники являются семейными (Новый год, дни рождения, памятные даты)? Как сделать семейный праздник радостным? Как получать и дарить подарки? Какие праздники отмечаются в твоей семье? Какие традиции празднования сложились в твоей семье? Как поздравить с праздником друга? Праздники нашего класса? Праздники моей школы?
Модуль 5. Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность? (6ч)
Для чего придуман этикет? Почему люди приветствуют друг друга? Надо ли здороваться с незнакомыми людьми? Как вести себя дома? Что должен делать и на что имеешь право? Почему возникают конфликты? Как договариваться о правах и обязанностях в семье? Каковы мои законные права и обязанности в семье?
Модуль 6. Что такое общество и государство? (4ч)
Какие права и обязанности у членов моей семьи? Чем отличается моя семья от других семей? Какую семью ты хотел бы создать?
К концу года обучающийся должен
Знать:
- фамилию, имя, отчество своих родителей, бабушек, дедушек, свою;
- что означает его фамилия, имя , отчество;
- состав семьи, родной язык семьи, национальность членов семьи, основные традиции;
- основные права и обязанности членов семьи и свои;
Уметь:
- строить отношения в семье и школе без конфликтов;
- пользоваться правилами этикета в школьной жизни, при взаимоотношениях в семье;
УУД
- коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);
- учет разных мнений и умение обосновать в личностных отношениях собственное;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Ожидаемый результат:
Ценностное отношение к своей семье и ее родословной,
Ценностное отношение к учению, педагогам, своей школе, любовь к школе.
Календарно-тематическое планирование кружка «Родничок»
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Дата | ||
Модуль | По плану | Фактически | |||
1. | Мы теперь не дошколята, мы теперь – ученики. | 1 | 5 | 03.09 | |
2. | Что означает мое имя, фамилия. Мои друзья. Что значат их имена? | 1 | 1 | 10.09 | |
3. | Мои увлечения. | 1 | 1 | 17.09 | |
4. | История школы. | 1 | 4 | 24.09 | |
5 | Гимназии 20 лет. Гимн гимназии. | 1 | 4 | 01.10 | |
6. | Я родился осенью, зимой. Моя мечта. | 1 | 1 | 15.10 | |
7 | День именинника. | 1 | 1 | 22.10 | |
8 | Праздник народного единства. Гимн гимназии. | 1 | 2 | 29.10 | |
9. | Мои родители учились в гимназии. | 1 | 1 | 05.11 | |
10. | Моя семья. Родственники, предки, потомки. | 1 | 1, 2 | 12.11 | |
11 | 1сентября – наш первый праздник в школе. | 1 | 1 | 26.11 | |
12 | Мои друзья. | 1 | 3,2 | 03.12 | |
13 | Я ученик, друг, товарищ. | 1 | 1 | 10.12. | |
14. | Родной язык. Красота русского языка. Слова- вредители. | 1 | 3 | 17.12 | |
15 | На каком языке говорят в моей семье? | 1 | 3 | 24.12 | |
16 | Встреча Нового года в гимназии. Как встретим праздник в моей семье? | 1 | 4 | 31.12 | |
17 | Уржум новогодний. Рождество. Сказочный рассказ. Какие традиции празднования сложились в твоей семье | 1 | 4. | 14.01 | |
18 | Как живешь гимназия? Конфликты, ссоры в школе и дома. | 1 | 5, | 21.01 | |
19 | Что такое генеалогическое древо и родословная семьи? | 1 | 1 | 28.01 | |
20 | Национальность членов моей семьи. Национальные традиции. | 1 | 2 | 04.02 | |
21 | На каких языках говорят в моей семье? Для чего нужно изучать другой язык.? | 1 | 3 | 11.02 | |
22 | Мой папа в армии служил. Как поздравить с праздником друга? | 1 | 4 | 18.02 | |
23 | Моя мама. Как получать и дарить подарки? | 1 | 4 | 04.03 | |
24 | Для чего придуман этикет?. Приветствие при встрече. | 1 | 5 | 11.03 | |
25 | Как нужно вести себя дома? Что ты должен и на что имеешь право? | 1 | 5 | 18.03 | |
26 | Права и обязанности членов моей семьи. Как нужно договариваться о выполнении прав и обязанностях. | 1 | 5 | 25.03 | |
27 | Что ты должен делать и на что имеешь право? | 1 | 5 | 01.04 | |
28 | Почему возникают конфликты в семье? | 1 | 6 | 08.04 | |
29 | Каковы законные права и обязанности в семье? | 1 | 6 | 22.04 | |
30 | Мои родственники- участники Великой Отечественной войны. Как мы поздравляем с праздником 9 мая | 1 | 4 | 29.04 | |
31 | Отличие моей семьи от других. | 6 | 06.05 | ||
32 | Какую семью ты хотел бы создать? | 1 | 6 | 13.05 | |
33 | Итоговое занятие «Это я, это моя семья!» | 1 | 1-6 | 20.05 |
Ресурсное обеспечение:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г)
- Декларация прав ребёнка (1959 г.)
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Закон «Об образовании»
- Конституция Российской Федерации
- Сборник стихов «Завещаем молодым» г. Уржум, 1993г
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Москва « Просвещение» 1990 г
- Помещиков, Карпов «Уржум» Волго-Вятское издательство, 1987 г.
- «История Кировской области» Волго-Вятское издательство, 1975
- Серия «Нравственное образование в России» «Азбука нравственности» Методическое пособие 1-4 класса для учителя под редакцией Э.П.Козлова Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2008 г
- Серия «Нравственное образование в России» Программа курса «Основы морали 1-11 кл.» Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2009 г
- Диск «Азбука нравственности» Учебник для 1 класса общеобразовательной школы
- Диск « азбука нравственности» Методическое пособие для общеобразовательной школы 1-4 кл.
- Сайт «akokirov.ru»
- Сайт «akokirov.rumunizipal”
- Сайт гимназии г.Уржума
- Сайт «narod.ru»
Раздел 2. Научно-познавательное направление. Я и мое учение.
Модуль 1. Какую роль в жизни людей играет учение? «Умнички» (9ч) РПС(7ч)
Для чего люди учатся? Как учились дети в прошлом? Для чего учусь я? Что дает мое учение мне и млей семье? Как учились мои родители? Что мне нравиться в школе? С какими первыми трудностями я сталкиваюсь и как их преодолеть? Как рассказать родителям о моих успехах и проблемах в учении?
Модуль 2. Что помогает мне хорошо учиться? «Умнички» (6ч) РПС(12ч)
Что такое внимание и как его развивать? Какая у меня память и как научиться лучше запоминать? Как я воспринимаю предметы? Как научиться выделять главное? Что такое причина и следствие? Как устанавливать причинно-следственные связи? Как научиться сравнивать объекты? Как находить закономерности в числах, буквах и словах? Как научиться формулировать правила?
Модуль 3. Как самостоятельно организовать свое учение? «Умнички» (6ч) РПС(4ч)
Что значит самостоятельные задания? Как правильно выполнять самостоятельные задания на уроке? Как задать учителю вопрос на уроке? Как и когда лучше готовить уроки дома? Как и когда готовиться к следующему учебному дню? Как родители могут оказать помощь в приготовлении уроков? Как научиться оценивать свою деятельность?
Модуль 4. Что такое эмоции и чувства, какую роль они играют в обучении? «Умнички» (6ч) РПС(4ч)
Что такое эмоции? Что такое чувства? Какие эмоции и чувства помогают учиться , а какие мешают? Как распознать свои эмоции и чувства? Когда на уроках тебе интересно? Когда на уроках тебе бывает грустно? Как сказать учителю, что не понял материал?
Модуль 5. Почему в учении необходимо уметь сотрудничать с другими? «Умнички»(6ч ) РПС(6ч)
Как правильно отвечать и спрашивать на уроке? Как работать в пар и группе? Какие правила помогают сотрудничать? Что такое дружба и как научиться дружить? Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»? Почему иногда родители возражают против твоей дружбы?
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
о способах развития наглядно-действенного и наглядно- образного мышления.
Знать :
- Правила игр «Переставь карточку», «Прыгающий заяц», «»Путешествие насекомых»;
- Что помогает хорошо учиться;
- Правила поведения на уроке, занятиях;
- Что такое эмоции и чувства, какую роль они играют в учении;
Уметь:
- Решать одновариативные и многовариативные задачи «Переставь карточку», «Прыгающий заяц», «Путешествие насекомых»;
- Составлять задачи игры «Переставь карточку», «Прыгающий заяц», «Путешествие насекомых»;
- Уметь работать в группах, паре, организовывать самостоятельную работу;
УУД
- Формировать положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- Формировать адекватное содержательное представление о школе, предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
- Формировать предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки — дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
Календарно- тематический план кружка «Умнички»
№ | Название раздела, темы.
| Количество часов | Модуль | Дата | ||
По плану | Фактически | |||||
Игра «Переставь карточку» | 14 ч | |||||
1. | Знакомство с правилами игры «Переставь карточку» | 1 | 1 | 06.09 | ||
2. | Игра «Переставь карточку» | 1 | 1 | 13.09 | ||
3. | Игра «Сделай как я» | 1 | 5 | 20.09 | ||
4. | Игра «Карточка наоборот» | 1 | 4 | 27.09 | ||
5 | Решение игровых действий «Переставь карточку» | 1 | 1 | 04.10 | ||
6. | Игра «Переставь карточку» | 1 | 3 | 11.10 | ||
7 | Игра «Переставь карточку» | 1 | 2 | 18.10 | ||
8 | Решение игровых действий «Найди место для карточки» | 1 | 1 | 25.10 | ||
9. | Игра «Переставь карточку с двумя перестановками» | 1 | 1 | 01.11 | ||
10. | Игра «Переставь карточку с двумя и тремя перестановками» | 1 | 4 | 08.11 | ||
11 | Игра «Переставь карточку с тремя перестановками» | 1 | 3 | 15.11 | ||
12 | Игра «Переставь карточку с тремя перестановками» Составление одновариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 2 | 22.11 | ||
13 | Игра «Переставь карточку. Придумай сам задачу"Составление многовариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 2 | 29.11 | ||
14 | Игра «Переставь карточку. Придумай сам с тремя перестановками» | 1 | 2 | 06.12 | ||
Игра «Прыгающий заяц» | ||||||
14. | Знакомство с правилами игры «Прыгающий заяц» | 1 | 1 | 13.12 | ||
15 | Игра «Прыгающий заяц". Отработка правил игры. | 1 | 1 | 20.12 | ||
16 | Решение простых задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 2 | 27.12 | ||
17 | Игра «Прыгающий заяц . Игра в два хода» | 1 | 2 | 10.01 | ||
18 | Игра «Прыгающий заяц. Загадка в два хода»» | 1 | 3 | 17.01 | ||
19 | Составление задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 3 | 24.01 | ||
20 | Составление задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 4 | 07.02 | ||
21 | Составление задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 4 | 14.02 | ||
Игра «Путешествие насекомых» | 12 ч | |||||
22 | Правила игры «Путешествие насекомых. Ход гусеницы» | 1 | 1 | 21.02 | ||
23 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночный ход гусеницы» | 1 | 1 | 28.02 | ||
24 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночный ход гусеницы на девятиклеточном поле» | 1 | 3 | 14.03 | ||
25 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночный ход гусеницы на девятиклеточном поле.» | 1 | 3 | 21.03 | ||
26 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночных ход муравья» | 1 | 4 | 28.03 | ||
27 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночных ход муравья на 16-клеточном поле» | 1 | 4 | 04.04 | ||
28 | Игра «Путешествие насекомых .Перемещение гусеницы в два хода» | 1 | 4 | 04.04 | ||
29 | Игра «Путешествие насекомых. Двухходовое перемещение гусеницы» | 1 | 5 | 11.04 | ||
30 | Игра «Путешествие насекомых. Двухходовое перемещение муравья» | 1 | 5 | 18.04 | ||
31 | Игра «Путешествие насекомых. Двухходовое перемещение муравья на 16-клеточном поле» | 1 | 5 | 25.04 | ||
32 | Игра «Путешествие насекомых . Поочередное перемещение гусеницы и муравья» | 1 | 5 | 16.05 | ||
33 | Игра «Путешествие насекомых . Поочередное перемещение гусеницы и муравья» | 1 | 5 | 23..05 |
Ресурсное обеспечение:
А. З. Зак «Развитие умственных способностей младших школьников » Москва «Просвещение» 1994 г.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Развитие познавательных способностей»
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Модуль | Дата | ||
По плану | Фактически | |||||
1. | Игра «Имена», «Найди пару» | 1 | 5 | 08.09 | ||
2. | Игра «Найди, где спрятано», «Веселые ладошки» | 1 | 5 | 15.09 | ||
3. | Игры «Определи игрушку», «Запретный номер» | 1 | 5 | 22.09 | ||
Диагностика познавательных процессов 4ч | ||||||
4. | Диагностика особенностей развития памяти. | 1 | 2 | 29.09 | ||
5 | Диагностика особенностей развития внимания. Игра «Лишнее движение» | 1 | 2 | 13.10 | ||
6. | Диагностика развития внимания. Игра «Запретное движение» | 1 | 2 | 20.10 | ||
7 | Диагностика творческого мышления. | 1 | 2 | 27.10 | ||
Упражнения на развитие познавательных процессов (20 ч ) | ||||||
8 | Игры на развитие творческого мышления. | 1 | 1 | 03.11 | ||
9. | Игры на развитие воображения | 1 | 4 | 10.11 | ||
10. | Игры на развитие внимания | 1 | 4 | 24.11 | ||
11 | Игры на развитие памяти | 1 | 2 | 01.12 | ||
12 | Игры на развитие пространственного мышления | 1 | 4 | 08.12 | ||
13 | Игры на развитие внимания, логики. | 1 | 4 | 15.12 | ||
14. | Игры на развитие восприятия и наблюдательности | 1 | 2 | 22.12 | ||
15 | Выделение признаков объекта. Игры на развитие внимания, воображения. | 1 | 5 | 29.12 | ||
16 | Выделение существенных признаков. Игры на развитие внимания, памяти. | 1 | 5 | 12.01 | ||
17 | Узнавание объектов по заданным признакам. Игры на развитие логического мышления. | 1 | 5 | 19.01 | ||
18 | Выделение общих признаков групп объектов | 1 | 2 | 26.01 | ||
19 | Деление объектов на группы по заданному основанию | 1 | 2 | 02.02 | ||
20 | Словесная характеристика группы объектов | 1 | 2 | 09.02 | ||
21 | Понятие сравнения. Виды сравнения | 1 | 1 | 16.02 | ||
22 | Нахождения причинно- следственных связей | 1 | 1 | 02.03 | ||
23 | Нахождение закономерности в числах и фигурах | 1 | 1 | 09.03 | ||
24 | Нахождение закономерности в буквах и словах | 1 | 3 | 16.03 | ||
25 | Решение логических задач | 1 | 3 | 23.03 | ||
26 | Решение логических задач | 1 | 3 | 30.03 | ||
27 | Решение логических задач | 1 | 3 | 07.04 | ||
Итоговая диагностика развития познавательных процессов 6 ч | ||||||
28 | Итоговая диагностика развития памяти | 1 | 2 | 21.04 | ||
29 | Итоговая диагностика развития внимания | 1 | 2 | 28.04 | ||
30 | Итоговая диагностика развития воображения | 1 | 2 | 405.05 | ||
31 | Итоговая диагностика развития творческого мышления | 1 | 1 | 11.05 | ||
32 | Итоговая диагностика развития воображения | 1 | 1 | 18.05 | ||
33 | Итоговая диагностика развития творческого мышления | 1 | 1 | 25.05 |
Ресурсное обеспечение:
- Арасланова Е.В. «Особенности содержания и методики преподавания учебного курса
«Развитие познавательных способностей младших школьников» Киров 2006 г.
- Холодова «Умнички»
Раздел 3. Общественно – полезная деятельность. Я и труд.
Тема 1. Что такое труд и почему люди трудятся? (15ч)
Что значит пословица «труд кормит, а лень портит»? что я умею делать и чему хотел бы научиться? Как беречь свою одежду и обувь и ухаживать за ними? Как я могу помочь родителям на кухне: что я могу приготовить, умею ли накрыть на стол, мыть посуду? Как сделать уборку в своей комнате? Как я могу помогать родителям дома, в саду? Кто из нашей семьи больше нуждается в моей помощи? Как правильно просить другого человека о помощи? Как благодарить за труд? Что значит уважать труд другого человека?
Тема 2. Что такое профессии и как ее выбрать? (5ч)
Почему говорят: «Все профессии важны, все профессии нужны»? Какие профессии были у твоих бабушек и дедушек? Какова профессия твоих родителей и почему они ее выбрали? Какими трудовыми достижениями городиться твоя семья? Что такое трудовая династия? Кем ты хочешь быть? Что значит поговорка: «Любой труд – почетен»? Что такое хобби? Какое хобби есть в твоей семье? Чем ты занимаешься в свободное время?
Тема 3. Что такое творческий труд? (13ч)
Когда труд приносит человеку радость? Когда труд вызывает у человека негативные эмоции? Как сделать труд радостным? Как дружба помогает в труде? Почему вместе трудиться веселей? Какие правила помогают дружно трудиться? Что ты можешь делать своими руками? Как украсить комнату или класс к празднику? Как своими руками изготовить поздравительную открытку?
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
об общественно-полезном труде.
Знать :
- Что такое труд и почему трудяться люди;
- Что такое профессии и как ее выбрать;
- Что такое творческий труд;
Уметь:
- Уметь ухаживать за собой, одеждой;
- Соблюдать порядок и чистоту в классных помещениях, ухаживать за комнатными растениями;
- Изготавливать изделия для других, проявлять творчество в выборе образца изделия;
УУД
- Формировать стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- Формировать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- Формировать способность осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Календарно- тематическое планирование кружка «Муравьишки»
№ | Название раздела, темы
| Количество часов | Модуль | Дата | |
По плану | Фактически | ||||
1. | Дежурство по школе: соблюдение порядка и чистоты в классных комнатах; | 1 | 1 | 02.09 | |
2. | Уход за комнатными цветами. Рыхление, полив. | 1 | 1 | 10.09 | |
3. | Дежурство по столовой: сервировка стола, уборка посуды, столов после еды; Правила гигиены при выполнении работ. | 1 | 1 | 17.09 | |
4. | Подарки к празднику День Учителя. Выбор подарка. Изготовление. Вручение. Правила пользования материалами и инструментами. | 1 | 2 | 24.09 | |
5 | Уборка пыли в классной комнате. Полив, рыхление комнатных цветов. | 1 | 1 | 01.10 | |
6. | Дежурство в столовой: сервировка стола, уборка посуды. | 1 | 1 | 15.10 | |
7 | Экскурсия в парк. Сбор семян растений для зимующих птиц. | 1 | 1 | 22.10 | |
8 | Изготовление подарков к празднику «День именинника» Экономное отношение к используемым инструментам и материалам. | 1 | 3 | 29.10 | |
9 | Уход за комнатными растениями. | 1 | 1 | 05.11 | |
10 | Уборка в классе: сбор обрезки бумаги. Оформление выставки поделок «Последний листок» | 1 | 3 | 12.11 | |
11 | Оформление коллективной работы «Наш букет» Экономное отношение к используемым инструментам и материалам. | 1 | 3 | 26.11 | |
12 | Подготовка оформления к празднику «Посвящение в гимназисты» | 1 | 3 | 03.12 | |
13 | Операция «Птичья столовая» .Наблюдение за зимующими птицами, определение корма. Виды кормушек из бросового материала. Изготовление. | 1 | 1 | 10.12 | |
14 | Лепка из снега «Снежная крепость» Размещение кормушек в школьном дворе. Кормление птиц | 1 | 1 | 17.12 | |
15 | Украшение класса к Новому году. | 1 | 3 | 24.12 | |
16 | Уборка пыли в классной комнате. Полив, опрыскивание растений. | 1 | 1 | 31.12 | |
17 | Разборка и складирование новогодних украшений классной комнаты. Уборка в раздевалке. | 1 | 2 | 14.01 | |
18 | Изготовление сигнальных карт, знака «Дежурный», Изучение правил работы с ручными инструментами. Оформление выставки «Мир тропиков» | 1 | 2 | 21.01 | |
19. | Изготовление эмблем «Мы участники Малых олимпийских игр» Экономное отношение к используемым инструментам и материалам. | 1 | 2 | 28.01 | |
20 | Кормление зимующих птиц. Наблюдение за птицами. Подготовка корма. | 1 | 1 | 04.02 | |
21 | Проект «Помощь детскому саду» изготовление пособий. Как организовать дело в группе. | 1 | 3 | 11.02 | |
22 | Изготовление подарочных сувениров к праздникам «23 февраля», «8 марта» . Выбор сувенира для пап и мам. Изготовление. | 1 | 3 | 18.02 | |
23 | Изготовление подарков мамам. Оформление классной комнаты к празднику «День мам» | 1 | 3 | 04.03 | |
24 | Изготовление скворечников. Изучение правил работы с ручными инструментами | 1 | 3 | 11.03 | |
25 | Подготовка к проведению операции «Наш подарок 20-летию гимназии». Выбор растений. Подготовка семян. Посев. Уход за посадками. | 1 | 3 | 18.03 | |
26 | Уход за рассадой. Полив, рыхление. | 1 | 3 | 25.03 | |
27 | Комплектование классной игротеки, библиотеки. | 1 | 1 | 01.04 | |
28 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, пыли) Черенкование растений. | 1 | 1 | 08.04 | |
29 | Уборка участка от мусора. | 1 | 1 | 29.04 | |
30 | Ремонт книг в школьной библиотеке. Изучение правил работы с ручными инструментами | 1 | 2 | 06.05 | |
31 | Наблюдение за птицами, размещением в скворечниках . | 1 | 1 | 13.05 | |
32 | Подготовка оформления к празднику «До свидания, первый класс» | 1 | 3 | 20.05 | |
33 | Высаживание рассады в грунт. Оформление клумбы «Наш подарок 20-летию гимназии» | 1 | 3 | 27.05 |
Ресурсное обеспечение:
Сайты «narod.ru”, «Детские электронные презентации», «Началка»
Раздел 5. Спортивно-оздоровительное направление Я и мое здоровье.
Модуль 1 . Что такое здоровье и как его сохранить? (14ч)
Ч то значит быть здоровым? Какие виды здоровья существуют? Что такое физическое здоровье человека? Что значит поговорка : «В здоровом теле –здоровый дух»? что такое болезнь и как от нее избавиться? Как можно помочь больному человеку? Как в твоей семье заботятся о сохранении здоровья? Что ты знаешь о своем здоровье?
Модуль 2. Что такое гигиена? (4 ч)
Что такое личная гигиена? Как правильно ухаживать за телом? Что такое кожа, почему и как о ней заботиться? В чем нуждаются твои волосы? Как правильно заботиться о полости рта? Почему важно быть аккуратным? Что произойдет, если человек не будет соблюдать правила личной гигиены?
Модуль 3.Какова роль физической культуры и спорта в сохранении здоровья? (9ч)
Что такое физическая культура? Что такое спорт? Какова роль движения, активности, упражнений в сохранении здоровья? Что значит фраза : «Движение – это жизнь»? Какие физические упражнения укрепляют здоровье человека? Как в твоей семье заботятся о соблюдении режима двигательной активности?
Модуль 4. Что вредит здоровью человека? (6ч)
Как сохранить здоровье? Что вредит твоему здоровью? Что значит нездоровый образ жизни? Для чего тебе нужен режим дня? Почему неправильное питание вредит здоровью? Для чего нужно двигаться и заниматься спортом? Почему люди не заботься о своем здоровье? Как заботятся о здоровье в твоей семье?
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
о здоровом образе жизни;
Знать :
- Что такое здоровье и как его сохранить;
- Что такое гигиена;
- Какова роль физкультуры и спорта в сохранении здоровья;
- Что вредит здоровью человека;
Уметь:
- Выполнять режим дня , соблюдать правильную посадку при письме, соблюдать правила гигиены;
- Повышать двигательную активность в течение дня через участие в подвижных играх на свежем воздухе, динамических паузах, играх на переменах;
- Соблюдать правила безопасности, не допускать травм;
УУД
- формировать познавательные мотивы, проявлять интерес к новому;
- формировать умение ориентироваться на другую точку зрения, отличную от собственной, проявлять уважение к иной точке зрения;
Календарно-тематическое планирование кружка «Здоровый образ жизни»
№ | Название раздела, темы.
| Количество часов | Дата | ||
Модуль | По плану | Фактически | |||
1. | Как нужно отдыхать на перемене. Правила техники безопасности во время перемен, подготовке к прогулке, прогулках. Правила проведения коллективных игр. | 1 | 1 | 07.09 | |
2. | Личная гигиена при пользование туалетом. Правила техники безопасности при движении по лесенкам | 1 | 2 | 14.09 | |
3. | Как нужно правильно сидеть при письме. Физкультминутки – мои верные помощники. | 1 | 1 | 21.09 | |
4. | «Успевайки» и «неуспевайки» Режим дня. | 1 | 4 | 28.09 | |
5 | Как развивать память .Память. Виды памяти. Тренажеры развития. Игра. «Что изменилось?» | 1 | 1 | 05.10 | |
6. | Про орехи, репку и зубную щетку. | 1 | 2 | 12.10 | |
7 | Двигаться, двигаться, двигаться. Организация подвижных игр на свежем воздухе, в помещении. | 1 | 3 | 19.10 | |
8 | Как нужно чистить зубы. | 1 | 2 | 26.10 | |
9. | Твой домашний стадион. | 1 | 3 | 09.11 | |
10. | Спички- детям не игрушка. | 1 | 4 | 15.11 | |
11 | Лыжные прогулки всей семьей. | 1 | 3 | 23.11 | |
12 | Как уберечься от гриппа. | 1 | 2 | 30.11 | |
13 | Какие продукты нужны зимой. | 1 | 4 | 07.12 | |
14. | Для чего нужен носовой платок | 1 | 1 | 14.12 | |
15 | Как подготовить лыжи к прогулке. | 1 | 3 | 21.12 | |
16 | Отдыхаем активно зимой. Санки, лыжи, коньки всегда с тобой! | 1 | 3 | 28.12 | |
17 | Береги пищу. | 1 | 1 | 13.01 | |
18 | Как уберечься от обморожения. Как нужно одеваться зимой. | 1 | 1 | 20.01 | |
19 | Чтоб не случилось беды. О детском травматизме. | 1 | 1 | 27.01 | |
20 | «Малые олимпийские игры» | 2ч | 3 | 03.02 | |
21 | Организация подвижных игр на перемене. | 1 | 3 | 10.02 | |
22 | Первая помощь. Звонок «03» | 1 | 1 | 17.02 | |
23 | Чем вредны вредные привычки? | 1 | 4 | 03.03 | |
24 | Праздник спорта «Папа, мама и я - спортивная семья» | 1 | 3 | 10.03 | |
25 | Мое психологическое здоровье. Приемы, снимающие напряжение. | 1 | 1 | 17.03 | |
26 | Как обработать рану. Первая помощь. | 1 | 1 | 24.03 | |
27 | Как компьютер может быть другом, а не врагом? | 1 | 4 | 07.04 | |
28 | Опрятность и красота внешнего вида. | 1 | 4 | 21.04 | |
29 | Правила дорожного движения. Правила пешехода. | 1 | 1 | 28.04 | |
30 | Твой верный друг-велосипед. Где можно кататься на велосипеде? | 1 | 1 | 05.05 | |
31 | Наказание за незнание. Опасные растения леса. | 1 | 3 | 12.05 | |
32 | Итоговое занятие. Выставка рисунков «Я за Здоровый образ жизни!» | 1 | 1-4 | 19.05 | |
Итого 33 ч |
Ресурсное обеспечение:
Н.Коростылев «50 уроков здоровья для маленьких и больших» Детская литература 1991г;
И. Семенова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой» Москва, Педагогика 1989г;
О.Н. Козак «Путешествие в страну игр» Союз, Санкт-Петербург 1997г;
С. Прокофьева. Г. Сапгир «Румяные щечки» Москва, «Физкультура и спорт» 1974г.
Раздел 6.Проектная деятельность. Мои проекты.
Модуль 1. Что такое проект? (7ч)
Что такое проект и проектная деятельность? Для чего это нужно? Чему мне надо научиться , чтобы успешно разрабатывать проекты? Фантазирование – это хорошо или плохо? Какие приемы фантазирования существуют? (Д.Родари «Грамматика фантазии»? )
Что такое проблема? Как определить тему проекта? Как поставить цель проекта? Какие проекты разрабатываются учащимися нашей школы?
Модуль 2. Как превратить информацию в знания? (14ч)
Что такое информация? Какие источники информации существуют? Какие источники информации существуют в нашей школе? Что такое знания? Как можно сообща получать информацию?
Модуль 3. Что планирование и проектирование?(12ч)
Ч то такое индивидуальный и коллективный проект? Каковы этапы работы над проектом? Как определить проблему проекта? Как выбрать тему проекта? Что такое замысел? Как определить шаги по воплощению замысла проекта? Как организовать время работы над проектом? Как родители могут помочь в разработке проекта? Как оценить проект?
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
о проектной деятельности
Знать :
- Что такое проект;
- Как превратить информацию в знания и умения;
- Что такое планирование и проектирование;
Уметь:
- С помощью взрослых разрабатывать проекты;
- Пользоваться различными источниками(книги, видео- аудио продукция, Интернет ) для создания проекта;
- Уметь планировать этапы воплощения проекта, участвовать в реализации;
УУД
- Формировать умение договариваться, находить общее решение;
- формировать умение аргументировать предложение, убеждать и уступать, способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- Формировать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Календарно- тематическое планирование кружка «Проектная деятельность»
№ | Название раздела, темы
| Количество часов | Форма занятия | Дата | |
По плану | Фактически | ||||
Проект «Наш класс» | 4 | ||||
1. | Комплектование классной библиотеки. | 1 | 1 | 02.09 | |
2. | Комплектование классной игротеки. | 1 | 1 | 09.09 | |
3. | Подбор игр на свежем воздухе, переменках | 1 | 2 | 16.09 | |
4. | Комплектование классной игротеки. | 1 | 1 | 23.09 | |
Проект Международный день матери | |||||
5 | Подбор стихов, песен. | 1 | 2 | 30.09 | |
6. | Подбор фотографий мам, рисование портретов. | 1 | 3 | 14.10 | |
Проект Парад наук | |||||
7 | Подбор стихов, загадок про помидор. | 1 | 2 | 21.10 | |
8 | Обсуждение сценария, распределение ролей. | 1 | 2 | 28.10 | |
9. | Выступление на празднике «Во саду ли, огороде…» | 1 | 3 | 03.11 | |
Проект «Посвящение в гимназисты» | |||||
10. | Распределение ролей, выбор чтецов. Разучивание песен, стихов. | 2 | 1 | 11.11 | |
11 | Подготовка к празднику «Посвящение в гимназисты…» Разучивание песен, стихов. | 1 | 2 | 25.11 | |
Проект «Встреча Нового года» | |||||
12 | Изготовление газеты «Солнышко» | 1 | 1 | 02.12 | |
13 | Разучивание песен , стихов к Новому году. | 1 | 2 | 09.12 | |
14. | Разучивание песен , стихов к Новому году | 1 | 2 | 16.12 | |
15 | Разучивание песен , стихов к Новому году | 1 | 2 | 23.12 | |
16 | Праздник «Встречаем Новый год вместе» | 1 | 3 | 30.12 | |
17 | Коллективное раскрашивание газеты «Солнышко»
| 1 | 1 | 13.01 | |
Неделя Русского языка и риторики | |||||
18 | Подготовка рисунков, стихов . | 1 | 20.01 | ||
19 | Выступление на закрытии недели. | 1 | 3 | 28.01 | |
Малые олимпийские игры | 2 ч | ||||
20 | Изготовление эмблем, выбор участников команд | 1 | 2 | 03.02 | |
21 | Участие в спортивных мероприятиях олимпиады | 1 | 3 | 10.02 | |
День Мам и пап. | 3ч | ||||
22 | Изготовление подарков мамам и папам. Подготовка выступления.
| 2 | 17.02 | ||
23 | Выбор сценария, распределение ролей, номеров выступления. | 1 | 2 | 03.03 | |
24 | Праздник «День Мам» | 1 | 3 | 05.03 | |
Проект «20-летие гимназии» | 4 ч | ||||
25 | Обсуждение подарка школе «Зеленый подарок» Выбор цветов. | 1 | 2 | 17.03 | |
26 | Фотографирование на уроках, переменах.прогулках. | 2 | 24.03 | ||
27 | Выбор фоторабот «Как живешь, родная школа» | 1 | 3 | 07.04 | |
28 | Подготовка презентации « В гостях у класса» | 1 | 3 | 21.04 | |
Проект «До свидания, первый класс» | 4ч | ||||
29 | Выбор сценария, распределение ролей. | 1 | 2 | 28.04 | |
30 | Разучивание стихов, песен, оформление портфолио. | 1 | 3 | 05.05 | |
31 | Разучивание стихов, выпуск классной газеты. | 1 | 3 | 12.05 | |
32 | Праздник «До свидания. Первый класс!» | 1 | 3 | 30.05 | |
Итого | 33 ч |
Ресурсное обеспечение:
- Н.А. Рыжова «Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект»
Москва, Карапуз-Дидактика 2007 г.
- Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы),
Москва, Просвещение , 2009г.
- Климантова О.А. «О проектной деятельности в начальной школе», Москва, Просвещение , 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир" О.Г.Селивановой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разноцветный мир" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Программа дополнительного образования "Разноцветная палитра"
Детское творчество имеет важное значение в процессе становления человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Изобразительное искусство, пластика, художестве...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разноцветный мир»1 класс
Внеурочная деятельность...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов " Разноцветные тропинки"
Программа внеурочной деятельности социального направления " Разноцветные тропинки", для учащихся 1-4 классов...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...