Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»
материал (2 класс) на тему

Кудряшова Ирина Владимировна

программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_duh._-_nravst.docx28.41 КБ
Файл planirovanie.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Красковская средняя общеобразовательная школа № 55»

                                                                                                                                                                                                                     

«Утверждаю»

                                                                                                                                                                                                  Директор школы

 _________________/ С. И. Колечкин/

                                                                                                                                                                                                           30.08.2012г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению

«Разноцветный мир»

1 «в» класс

Составитель: Пышкина И.В.,

                                                                                                                                                                                                      Учитель первой категории

                                                           2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Разноцветный мир» для  1-В класса, для обучающихся 7-8 лет разработана в соответствии:

  • с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 года (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177850) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (М. Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения),
  • с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной  программы образовательного учреждения, (М.Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
  • с Концепцией модернизации Российского образования;
  • с Законом  Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
  • с Концепцией содержания непрерывного образования;
  • с Образовательной программой МОУ «КСОШ №55»;
  • с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «КСОШ №55»;
  • Учебным планом МОУ «КСОШ №55» на 2012 – 2013 учебный год.
  •  с Положением о Рабочей программе;
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,  воспитанников(смотри ООП ОУ).
  • с требованиями ГОСТ 6.30 Р-3003

Рабочая программа «Разноцветный мир» составлена в соответствии с миссией МОУ «КСОШ №55», требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовании.

     Данная программа составлена на основе авторской программы О.Г.Селивановой, Е.В. Араслановой "Мой разноцветный мир" , Киров 2010

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия и их результат.

     На решение этой задачи направлена реализация образовательной программы МОУ «КСОШ №55», где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир"  О.Г.Селивановой, Е.В. Араслановой. Киров 2010. Программа имеет цели, задачи, календарно-тематическое планирование и адресована уч-ся 1-в  класса, 7-8 лет.

Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Цели и задачи программы.

Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Основные задачи:

  • воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
  • воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
  • воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
  • привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества;
  • изучение исторического прошлого родного края;
  • формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование культуры межнационального общения;
  • формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
  • формирование традиций в коллективе;
  • создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Ценности: Почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.

Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; свобода совести и вероисповедания; свобода личная и национальная; служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).

Доверие к людям; институтам государства и гражданского общества. Нравственный выбор. Смысл жизни. Справедливость. Милосердие. Честность. Достоинство. Любовь. Жизнь. Родная земля.

Основные принципы организации воспитания.

  • Принцип открытости.

Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.

  • Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  • Принцип деятельности.

Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

  • Принцип свободы участия.

Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

  • Принцип обратной связи.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

  • Принцип сотворчества.

Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

  • Принцип успешности.

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

Самоуправление в классном коллективе.

Наш классный коллектив – это маленькое государство. Необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность свою и другого человека.

Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:

  1. Люби свою семью и делай её лучше.
  2. Цени и оберегай своё Отечество.
  3. Доброе дело – дороже богатства.
  4. В дружбе – сила.
  5. Хорошо учись, чтобы быть успешным.
  6. Принимай активное участие в делах класса и школы.

Работа  кружка строится по направлениям:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: Смысл жизни; Справедливость, Милосердие; Честность; Достоинство; Любовь;

Тема 1. Что такое этика и этикет?

        Знания об этических нормах и правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Умение вести себя в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, на выставке.      

        Знание о возможном негативном влиянии на человека некоторых компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

   

Тема 2. Что такое эмоции и чувства и какую роль они играют в жизни человека?

Понятия «эмоции» и «чувства» и их роль в познании себя и окружающего мира. Эмоции и чувства,  помогающие  и мешающие учиться. Распознавание своих эмоций и чувств и управление ими. Укрепление веры в собственные силы.  Преодоление своих страхов. Умение анализировать свое эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями.

Тема 3. Как научиться понимать себя и других людей?

       Умение  приветствовать взрослых и сверстников, благодарить их, приносить свои извинения, высказывать просьбу, проявлять внимание и уважительное отношение  к родителям, старшим, доброжелательное отношение к ровесникам и младшим. Умение вести себя как девочка. Умение вести себя как мальчик. Умение анализировать и различать хорошие и плохие поступки, свои и других людей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Умение радоваться успеху другого.

Тема 4. Почему необходимо уметь сотрудничать с другими?

Учебное сотрудничество. Потребность работать в паре, группе. Открытость к общению. Взаимодействие ученика с учителем. Взаимодействие ученика с товарищами.

Умение распределять роли в процессе совместной деятельности. Освоение позиции Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе. Умение отстаивать свое мнение или отказываться от него в случаях более сильной аргументации одноклассников. Понимание и принятие позиции взрослых: родителей, других родственников, незнакомых людей. Умение поддерживать и продолжать мысль собеседника. Умение  ориентироваться в ситуации общения и принимать правильные решения, участвовать в учебном диалоге.

Планируемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся второго класса в сфере воспитания свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,

мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение новогоднего праздника для сверстников и для младших классов (разработка дизайн" проекта

оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа.

Личностные результаты:

  • ценностное отношения к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
  • любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
  • приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве,  о социальной политике государства.
  • у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
  • ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
  • появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
  • дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия на этом этапе не планируется.



Предварительный просмотр:

Поурочно-тематическое планирование

№ п/п

занятия

Дата

Кол-во часов

Тема

Основное содержание

Средства (оборудование)

I.   Что такое этика и этикет? (8 ч.)

1-3

3

       Что такое этика?  

Умение вести себя в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, на выставке.      

       

Знания об этических нормах и правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе..

Плакаты, иллюстрации.

4-5

2

Компьютер и его влияние на нас

Знание о возможном негативном влиянии на человека некоторых компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

Справочная литература

6-7

2

Что такое «хорошо», и что такое «плохо»

Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Иллюстрации, справочная литература.

8

1

Проект. Защита проекта.

Фотографии, плакаты, иллюстрации.

Что такое эмоции и чувства и какую роль они играют в жизни человека? (8 ч.)

9-10

2

Что такое эмоции?

Понятие «эмоции» и их роль в познании себя и окружающего мира

11-12

2

Что такое чувства?  

Понятие «чувства»  и их роль в познании себя и окружающего мира

ИКТ, справочная литература.

13-14

2

Распознавание своих эмоций и чувств и управление ими.

Эмоции и чувства, помогающие  и мешающие учиться..

Плакаты, иллюстрации. Экспонаты.

15

1

Практическое занятие «Светофор»

.Умение анализировать свое эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями. Укрепление веры в собственные силы.  

Художественная литература.

16

1

Практическое занятие «Мой страх-мой враг»

Преодоление своих страхов

Как научиться понимать себя и других людей? (9 ч.)

17

1

Азбука добрых слов

Умение  приветствовать взрослых и сверстников, благодарить их, приносить свои извинения,

ИКТ. Справочная литература.

18-19

2

Как стать воспитанным?

Умение высказывать просьбу, проявлять внимание и уважительное отношение  к родителям, старшим, доброжелательное отношение к ровесникам и младшим.

ИКТ. Справочная литература

20

1

Я – настоящая принцесса

Умение вести себя как девочка.

21

1

Я – настоящий рыцарь

Умение вести себя как мальчик.

ИКТ. Справочная литература.

22-23

2

Поступки хорошие и плохие

Умение анализировать и различать хорошие и плохие поступки, свои и других людей.

24-25

2

Дружбой надо дорожить

Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Умение радоваться успеху другого.

Почему необходимо уметь сотрудничать с другими? (9 ч.)

26

1

Учись учиться

Учебное сотрудничество. Потребность работать в паре, группе.

Буклеты, видео, фотографии,

27-28

2

Учись общаться

Открытость к общению. Взаимодействие ученика с учителем. Взаимодействие ученика с товарищами.

Подборка игр, развлечений.

29-30

2

Учись выполнять свою роль

Умение распределять роли в процессе совместной деятельности. Освоение позиции Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе.

Материалы для изготовления подарков. Образцы.

31

1

Учись спорить

Умение отстаивать свое мнение или отказываться от него в случаях более сильной аргументации одноклассников.

32

1

Учись понимать старших

Понимание и принятие позиции взрослых: родителей, других родственников, незнакомых людей.

33

1

Учись дискуссии

Умение поддерживать и продолжать мысль собеседника. Умение  ориентироваться в ситуации общения и принимать правильные решения, участвовать в учебном диалоге.

Список литературы:

  1. О.Г.Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010
  2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
  3. Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
  4. Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое воспитание 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2009
  5. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. Москва. Дрофа, 1996
  6. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Учебник. Введение в историю. Москва. Дрофа, 1997

Согласовано.

Протокол заседания

методического объединения учителей

начальной школы

от 28 августа 2012г.№1

Согласовано.

Зам.директора по УВР

____________/Горохова Т.В. /

29 августа 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир"  О.Г.Селивановой...

Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному воспитанию "Дорогою добра"

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от 1 до 4 классов. Включает разделы:"Школьный и внешкольный этикет", "Православная культура", "В трудолюби...

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей 7 лет

В программе есть пояснительная записка и тематика проводимых занятий  по данному направлению...

программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

программа разработанна к УМК С.Т. Погорелова для 1 класса....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мой родной край" (для младших школьников 1-4 год обучения)

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность...