Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»
материал (2 класс) на тему
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_duh._-_nravst.docx | 28.41 КБ |
planirovanie.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Красковская средняя общеобразовательная школа № 55»
«Утверждаю»
Директор школы
_________________/ С. И. Колечкин/
30.08.2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению
«Разноцветный мир»
1 «в» класс
Составитель: Пышкина И.В.,
Учитель первой категории
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Разноцветный мир» для 1-В класса, для обучающихся 7-8 лет разработана в соответствии:
- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 года (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177850) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (М. Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения),
- с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, (М.Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
- с Концепцией модернизации Российского образования;
- с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
- с Концепцией содержания непрерывного образования;
- с Образовательной программой МОУ «КСОШ №55»;
- с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «КСОШ №55»;
- Учебным планом МОУ «КСОШ №55» на 2012 – 2013 учебный год.
- с Положением о Рабочей программе;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников(смотри ООП ОУ).
- с требованиями ГОСТ 6.30 Р-3003
Рабочая программа «Разноцветный мир» составлена в соответствии с миссией МОУ «КСОШ №55», требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовании.
Данная программа составлена на основе авторской программы О.Г.Селивановой, Е.В. Араслановой "Мой разноцветный мир" , Киров 2010
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия и их результат.
На решение этой задачи направлена реализация образовательной программы МОУ «КСОШ №55», где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир" О.Г.Селивановой, Е.В. Араслановой. Киров 2010. Программа имеет цели, задачи, календарно-тематическое планирование и адресована уч-ся 1-в класса, 7-8 лет.
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Цели и задачи программы.
Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества;
- изучение исторического прошлого родного края;
- формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- формирование традиций в коллективе;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Ценности: Почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.
Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; свобода совести и вероисповедания; свобода личная и национальная; служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).
Доверие к людям; институтам государства и гражданского общества. Нравственный выбор. Смысл жизни. Справедливость. Милосердие. Честность. Достоинство. Любовь. Жизнь. Родная земля.
Основные принципы организации воспитания.
- Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.
- Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности.
Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
- Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
- Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
- Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Самоуправление в классном коллективе.
Наш классный коллектив – это маленькое государство. Необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность свою и другого человека.
Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:
- Люби свою семью и делай её лучше.
- Цени и оберегай своё Отечество.
- Доброе дело – дороже богатства.
- В дружбе – сила.
- Хорошо учись, чтобы быть успешным.
- Принимай активное участие в делах класса и школы.
Работа кружка строится по направлениям:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: Смысл жизни; Справедливость, Милосердие; Честность; Достоинство; Любовь;
Тема 1. Что такое этика и этикет?
Знания об этических нормах и правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Умение вести себя в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, на выставке.
Знание о возможном негативном влиянии на человека некоторых компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Тема 2. Что такое эмоции и чувства и какую роль они играют в жизни человека?
Понятия «эмоции» и «чувства» и их роль в познании себя и окружающего мира. Эмоции и чувства, помогающие и мешающие учиться. Распознавание своих эмоций и чувств и управление ими. Укрепление веры в собственные силы. Преодоление своих страхов. Умение анализировать свое эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями.
Тема 3. Как научиться понимать себя и других людей?
Умение приветствовать взрослых и сверстников, благодарить их, приносить свои извинения, высказывать просьбу, проявлять внимание и уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к ровесникам и младшим. Умение вести себя как девочка. Умение вести себя как мальчик. Умение анализировать и различать хорошие и плохие поступки, свои и других людей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Умение радоваться успеху другого.
Тема 4. Почему необходимо уметь сотрудничать с другими?
Учебное сотрудничество. Потребность работать в паре, группе. Открытость к общению. Взаимодействие ученика с учителем. Взаимодействие ученика с товарищами.
Умение распределять роли в процессе совместной деятельности. Освоение позиции Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе. Умение отстаивать свое мнение или отказываться от него в случаях более сильной аргументации одноклассников. Понимание и принятие позиции взрослых: родителей, других родственников, незнакомых людей. Умение поддерживать и продолжать мысль собеседника. Умение ориентироваться в ситуации общения и принимать правильные решения, участвовать в учебном диалоге.
Планируемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся второго класса в сфере воспитания свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение новогоднего праздника для сверстников и для младших классов (разработка дизайн" проекта
оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа.
Личностные результаты:
- ценностное отношения к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства.
- у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
- ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
- появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
- дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия на этом этапе не планируется.
Предварительный просмотр:
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п занятия | Дата | Кол-во часов | Тема | Основное содержание | Средства (оборудование) |
I. Что такое этика и этикет? (8 ч.) | |||||
1-3 | 3 | Что такое этика? Умение вести себя в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, на выставке.
| Знания об этических нормах и правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.. | Плакаты, иллюстрации. | |
4-5 | 2 | Компьютер и его влияние на нас | Знание о возможном негативном влиянии на человека некоторых компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. | Справочная литература | |
6-7 | 2 | Что такое «хорошо», и что такое «плохо» | Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | Иллюстрации, справочная литература. | |
8 | 1 | Проект. Защита проекта. | Фотографии, плакаты, иллюстрации. | ||
Что такое эмоции и чувства и какую роль они играют в жизни человека? (8 ч.) | |||||
9-10 | 2 | Что такое эмоции? | Понятие «эмоции» и их роль в познании себя и окружающего мира | ||
11-12 | 2 | Что такое чувства? | Понятие «чувства» и их роль в познании себя и окружающего мира | ИКТ, справочная литература. | |
13-14 | 2 | Распознавание своих эмоций и чувств и управление ими. | Эмоции и чувства, помогающие и мешающие учиться.. | Плакаты, иллюстрации. Экспонаты. | |
15 | 1 | Практическое занятие «Светофор» | .Умение анализировать свое эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями. Укрепление веры в собственные силы. | Художественная литература. | |
16 | 1 | Практическое занятие «Мой страх-мой враг» | Преодоление своих страхов | ||
Как научиться понимать себя и других людей? (9 ч.) | |||||
17 | 1 | Азбука добрых слов | Умение приветствовать взрослых и сверстников, благодарить их, приносить свои извинения, | ИКТ. Справочная литература. | |
18-19 | 2 | Как стать воспитанным? | Умение высказывать просьбу, проявлять внимание и уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к ровесникам и младшим. | ИКТ. Справочная литература | |
20 | 1 | Я – настоящая принцесса | Умение вести себя как девочка. | ||
21 | 1 | Я – настоящий рыцарь | Умение вести себя как мальчик. | ИКТ. Справочная литература. | |
22-23 | 2 | Поступки хорошие и плохие | Умение анализировать и различать хорошие и плохие поступки, свои и других людей. | ||
24-25 | 2 | Дружбой надо дорожить | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Умение радоваться успеху другого. | ||
Почему необходимо уметь сотрудничать с другими? (9 ч.) | |||||
26 | 1 | Учись учиться | Учебное сотрудничество. Потребность работать в паре, группе. | Буклеты, видео, фотографии, | |
27-28 | 2 | Учись общаться | Открытость к общению. Взаимодействие ученика с учителем. Взаимодействие ученика с товарищами. | Подборка игр, развлечений. | |
29-30 | 2 | Учись выполнять свою роль | Умение распределять роли в процессе совместной деятельности. Освоение позиции Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе. | Материалы для изготовления подарков. Образцы. | |
31 | 1 | Учись спорить | Умение отстаивать свое мнение или отказываться от него в случаях более сильной аргументации одноклассников. | ||
32 | 1 | Учись понимать старших | Понимание и принятие позиции взрослых: родителей, других родственников, незнакомых людей. | ||
33 | 1 | Учись дискуссии | Умение поддерживать и продолжать мысль собеседника. Умение ориентироваться в ситуации общения и принимать правильные решения, участвовать в учебном диалоге. |
Список литературы:
- О.Г.Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010
- Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
- Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
- Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое воспитание 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2009
- В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. Москва. Дрофа, 1996
- В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Учебник. Введение в историю. Москва. Дрофа, 1997
Согласовано.
Протокол заседания
методического объединения учителей
начальной школы
от 28 августа 2012г.№1
Согласовано.
Зам.директора по УВР
____________/Горохова Т.В. /
29 августа 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир" О.Г.Селивановой...
Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному воспитанию "Дорогою добра"
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от 1 до 4 классов. Включает разделы:"Школьный и внешкольный этикет", "Православная культура", "В трудолюби...
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей 7 лет
В программе есть пояснительная записка и тематика проводимых занятий по данному направлению...
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
программа разработанна к УМК С.Т. Погорелова для 1 класса....
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мой родной край" (для младших школьников 1-4 год обучения)
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность...