Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир"
рабочая программа (1 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир"  О.Г.Селивановой, Е.В. Араслановой. Киров 2010. Программа имеет цели, задачи, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Свеча

Свечинского района Кировской области

Печать

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ пгт Свеча

_______________С.А. Шабанов

 «___» ________________2011  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Разноцветный мир»

Составители:

Мочалова Надежда Николаевна

Шабалина Елена Витальевна

пгт Свеча, 2011

Пояснительная записка

Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников.

Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Цели и задачи программы.

Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Основные задачи:

  1. воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
  2. воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
  3. воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
  4. привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества;
  5. изучение исторического прошлого родного края;
  6. формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
  7. формирование культуры межнационального общения;
  8. формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
  9. формирование традиций в коллективе;
  10. создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Ценности: Почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к

России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.

Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; свобода совести и вероисповедания; свобода личная и национальная; служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).

Доверие к людям; институтам государства и гражданского общества. Нравственный выбор. Смысл жизни. Справедливость. Милосердие. Честность. Достоинство. Любовь. Жизнь. Родная земля.

Основные принципы организации воспитания.

  1. Принцип открытости.

Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.

  1. Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  1. Принцип деятельности.

Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

  1. Принцип свободы участия.

Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

  1. Принцип обратной связи.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

  1. Принцип сотворчества.

Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

  1. Принцип успешности.

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

Самоуправление в классном коллективе.

Наш классный коллектив – это маленькое государство. Необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность свою и другого человека.

Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:

  1. Люби свою семью и делай её лучше.
  2. Цени и оберегай своё Отечество.
  3. Доброе дело – дороже богатства.
  4. В дружбе – сила.
  5. Хорошо учись, чтобы быть успешным.
  6. Принимай активное участие в делах класса и школы.

Работа  кружка строится по направлениям:

«С чего начинается Родина?», «Что такое национальность и народ?», «Когда язык мой – друг мой?»,  «Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?», «Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность?»,  «Что такое общество и государство?»

Ожидаемый результат:

  1. ценностное отношения к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
  1. любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
  2. приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве,  о социальной политике государства.
  3. у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
  4. ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
  5. появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
  6. дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.

Тематическое планирование

занятия

Тема

Форма организации

Средства (оборудование)

I. С чего начинается Родина? (10часов)

1

Понятие «Родина», «страна», «государство».

Комплексное занятие.

Плакаты, иллюстрации.

2-4

Возникновение у людей имён, отчеств, фамилий.

Комплексное занятие.

Справочная литература

5

Понятие «семья» и история её возникновения.

Комплексное занятие.

Иллюстрации, справочная литература.

6

Роль семьи в жизни современного человека.

Ролевая игра.

Костюмы, иллюстрации.

7

Понятия «родственники», «предки», «потомки».

Комплексное занятие.

Фотографии родственников.

8

Генеалогическое древо рода.

Комплексное занятие.

Плакаты.

9-10

Родословная семьи.

Проект. Защита проекта.

Фотографии, плакаты, иллюстрации.

II. Что такое национальность и народ?(4часа)

11

Понятия « национальность» и «народ».

Комплексное занятие.

Иллюстрации. ИКТ.

12

История возникновения национальностей.

Комплексное занятие.

ИКТ, справочная литература.

13

Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа.

Экскурсия в краеведческий музей.

Плакаты, иллюстрации. Экспонаты.

14

Представление о национальном характере.

Экскурсия в библиотеку.

Художественная литература.

III. Когда язык мой – друг мой? (3 часа)

15

Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык».

Комплексное занятие.

ИКТ. Справочная литература.

16

История возникновения языка.

Комплексное занятие.

ИКТ. Справочная литература

17

«Вначале было слово». Русский язык – как язык межнационального общения.

Комплексное занятие.

ИКТ. Справочная литература.

IV. Кто придумывает праздники и почему их так любят люди? (4 часа)

18-19

Понятие «праздник». Государственные, семейные, религиозные, профессиональные.

Проект. Защита проектов.

Буклеты, видео, фотографии,

20

Традиции проведения семейных праздников.

Праздник (дни рождения).

Подборка игр, развлечений.

21

Подарки.

Комплексное занятие.

Материалы для изготовления подарков. Образцы.

V. Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность? (8 часов)

22

Основы этики семейных отношений.

Ролевая игра.

Подборки сценок, стихов.

23

Понятие «родные люди», «близкие люди».

Комплексное занятие с приглашением родных и близких.

Фотографии, видео.

24

Роль матери в семье.

Праздник.

материалы для проведения конкурсов.

25

Роль отца в семье.

Мастер-класс.

Выставка совместных работ

26

 Обязанности родителей по воспитанию собственных детей.

Комплексное занятие.

Конституция

27

Обязанности детей заботиться о своих родителях.

Комплексное занятие.

Подборки сценок, стихов.

28

Права членов семьи.

Комплексное занятие.

Конвенция о правах человека.

29

Правила разрешения семейных конфликтов.

Комплексное занятие.

Подборки сценок, стихов.

VI. Что такое общество и государство?(4 часа)

30

Понятие «общество» и его социальная структура.

Экскурсия в библиотеку.

Справочная литература.

31

Понятие «наше государство», «гражданин».

Встреча с инспектором ПДН.

Плакаты, иллюстрации.

32

Представления об этике межличностных отношений.

Праздник.

Подборки сценок, песен, стихов.

33

Элементарные сведения о социальной политике государства.

Комплексное занятие с приглашением социального работника.

Фотографии, видео.

Список литературы:

  1. О.Г.Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010
  2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
  3. Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
  4. Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое воспитание 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2009
  5. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. Москва. Дрофа, 1996
  6. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Учебник. Введение в историю. Москва. Дрофа, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...