Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир" О.Г.Селивановой, Е.В. Араслановой. Киров 2010. Программа имеет цели, задачи, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Свеча
Свечинского района Кировской области
Печать УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ пгт Свеча _______________С.А. Шабанов «___» ________________2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Разноцветный мир»
Составители:
Мочалова Надежда Николаевна
Шабалина Елена Витальевна
пгт Свеча, 2011
Пояснительная записка
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников.
Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Цели и задачи программы.
Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества;
- изучение исторического прошлого родного края;
- формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- формирование традиций в коллективе;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Ценности: Почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к
России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.
Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; свобода совести и вероисповедания; свобода личная и национальная; служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).
Доверие к людям; институтам государства и гражданского общества. Нравственный выбор. Смысл жизни. Справедливость. Милосердие. Честность. Достоинство. Любовь. Жизнь. Родная земля.
Основные принципы организации воспитания.
- Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.
- Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности.
Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
- Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
- Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
- Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Самоуправление в классном коллективе.
Наш классный коллектив – это маленькое государство. Необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность свою и другого человека.
Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:
- Люби свою семью и делай её лучше.
- Цени и оберегай своё Отечество.
- Доброе дело – дороже богатства.
- В дружбе – сила.
- Хорошо учись, чтобы быть успешным.
- Принимай активное участие в делах класса и школы.
Работа кружка строится по направлениям:
«С чего начинается Родина?», «Что такое национальность и народ?», «Когда язык мой – друг мой?», «Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?», «Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность?», «Что такое общество и государство?»
Ожидаемый результат:
- ценностное отношения к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства.
- у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
- ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
- появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
- дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Форма организации | Средства (оборудование) |
I. С чего начинается Родина? (10часов) | |||
1 | Понятие «Родина», «страна», «государство». | Комплексное занятие. | Плакаты, иллюстрации. |
2-4 | Возникновение у людей имён, отчеств, фамилий. | Комплексное занятие. | Справочная литература |
5 | Понятие «семья» и история её возникновения. | Комплексное занятие. | Иллюстрации, справочная литература. |
6 | Роль семьи в жизни современного человека. | Ролевая игра. | Костюмы, иллюстрации. |
7 | Понятия «родственники», «предки», «потомки». | Комплексное занятие. | Фотографии родственников. |
8 | Генеалогическое древо рода. | Комплексное занятие. | Плакаты. |
9-10 | Родословная семьи. | Проект. Защита проекта. | Фотографии, плакаты, иллюстрации. |
II. Что такое национальность и народ?(4часа) | |||
11 | Понятия « национальность» и «народ». | Комплексное занятие. | Иллюстрации. ИКТ. |
12 | История возникновения национальностей. | Комплексное занятие. | ИКТ, справочная литература. |
13 | Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа. | Экскурсия в краеведческий музей. | Плакаты, иллюстрации. Экспонаты. |
14 | Представление о национальном характере. | Экскурсия в библиотеку. | Художественная литература. |
III. Когда язык мой – друг мой? (3 часа) | |||
15 | Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык». | Комплексное занятие. | ИКТ. Справочная литература. |
16 | История возникновения языка. | Комплексное занятие. | ИКТ. Справочная литература |
17 | «Вначале было слово». Русский язык – как язык межнационального общения. | Комплексное занятие. | ИКТ. Справочная литература. |
IV. Кто придумывает праздники и почему их так любят люди? (4 часа) | |||
18-19 | Понятие «праздник». Государственные, семейные, религиозные, профессиональные. | Проект. Защита проектов. | Буклеты, видео, фотографии, |
20 | Традиции проведения семейных праздников. | Праздник (дни рождения). | Подборка игр, развлечений. |
21 | Подарки. | Комплексное занятие. | Материалы для изготовления подарков. Образцы. |
V. Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность? (8 часов) | |||
22 | Основы этики семейных отношений. | Ролевая игра. | Подборки сценок, стихов. |
23 | Понятие «родные люди», «близкие люди». | Комплексное занятие с приглашением родных и близких. | Фотографии, видео. |
24 | Роль матери в семье. | Праздник. | материалы для проведения конкурсов. |
25 | Роль отца в семье. | Мастер-класс. | Выставка совместных работ |
26 | Обязанности родителей по воспитанию собственных детей. | Комплексное занятие. | Конституция |
27 | Обязанности детей заботиться о своих родителях. | Комплексное занятие. | Подборки сценок, стихов. |
28 | Права членов семьи. | Комплексное занятие. | Конвенция о правах человека. |
29 | Правила разрешения семейных конфликтов. | Комплексное занятие. | Подборки сценок, стихов. |
VI. Что такое общество и государство?(4 часа) | |||
30 | Понятие «общество» и его социальная структура. | Экскурсия в библиотеку. | Справочная литература. |
31 | Понятие «наше государство», «гражданин». | Встреча с инспектором ПДН. | Плакаты, иллюстрации. |
32 | Представления об этике межличностных отношений. | Праздник. | Подборки сценок, песен, стихов. |
33 | Элементарные сведения о социальной политике государства. | Комплексное занятие с приглашением социального работника. | Фотографии, видео. |
Список литературы:
- О.Г.Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010
- Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
- Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
- Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое воспитание 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2009
- В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. Москва. Дрофа, 1996
- В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Учебник. Введение в историю. Москва. Дрофа, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...