План-конспект урока"Огонь-друг или враг человека"
методическая разработка (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №12 г. Элиста Республика Калмыкия
Тема урока:
« Огонь- друг или враг человека»
Разработка урока по основам пожарной безопасности
Подготовила:
Тикеева Галина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12г. Элиста»
Республика Калмыкия
2012г.
Цели урока:
- расширить представления детей о том , как люди научились добывать и хранить огонь
- меры предосторожности при общении с огнем дома
- отработка действий учащихся при возникновении пожара
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с загадками.
Стенд. Выставка детских книг. Б.С.Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»
С.Я.Маршак « Кошкин дом», « Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
К.И.Чуковский «Путаница» Л.Н.Толстой «Пожар», « Пожарные собаки»
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока (Слайд 1-2)
«Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.» ( Огонь)
- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним. Выясним, чем же огонь является для человека – другом или врагом.
III. Работа по теме урока (Слайд3)
-Когда-то , в давние времена людей было мало на земле. Как звери бродили они по лесам, гоняясь за добычей, ели сырое мясо, дикие плоды и коренья, покрывались звериными шкурами и от непогоды прятались в пещерах и в дуплах деревьев. Разум был у них как у малых детей: они были беспомощны в устройстве своей жизни и беззащитны против хищных зверей и грозных сил природы.
Прометей сжалился над людьми и захотел им помочь. Он отправился к своему другу Гефесту, сыну Зевса, божественному кузнецу и мастеру. Н а острове Лемнос в глубине огнедышащей горы, была мастерская Гефеста. Жарко горел в огромном горне священный огонь, без которого невозможно никакое искусство и мастерство. Три одноглазых великана-Циклопа работали в мастерской Гефеста. Две статуи, которые он сам отлил из золота двигались как живые, по мастерской и хромой бог –кузнец опирался на них при ходьбе. Прометей застал Гефеста за работой- бог –кузнец ковал огненные стрелы-молнии для Зевса-Громовержца. Прометей стоял и смотрел на искусную работу Гефеста. Когда же Циклопы стали мехами помогать раздувать огонь в горне и сверкающие искры разлетелись по всей мастерской, Прометей поймал священную искорку и спрятал в пустой тростинке, которую держал в руке. Эту тростинку с искрой священного огня Прометей принес людям, и люди зажгли от нее повсюду на земле костры, очаги и горны. Люди научились бороться с природой, добывать и обрабатывать скрытые в недрах земли медь и железо, золото и серебро, и делать себе из них домашние вещи, оружия и украшения. Люди стали строить жилище из дерева и камня, окрыленные парусами, чтобы плавать по рекам и морям. Диких животных и заставили Люди приручили диких животных и заставили коня носить на себе человека, а коз и корову кормить его и от овцы стали брать теплую и прочную шерсть для одежды. Свет от священного огня прояснил мысли людей, пробудил их дремлющий ум, зажег в их сердцах стремление к счастью.
И многому еще научил Прометей людей с помощью священного огня. Он научил их варить целебный сок растений, который помогает при болезнях и ранах и люди избавились от постоянного страха смерти. Прометей открыл им науку числа и научил записывать знаками слова, чтобы передавать свои мысли тем . кто живет далеко. С гордостью смотрел Прометей как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде.
Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь- враг, оставивший свои следы в истории всех эпохи народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. Огонь-враг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возник-нуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер
дефект электропроводки, неисправности печи и т.д.
-Как можно узнать, что начался пожар?
-дым -треск
-запах горелого -искры
- огонь
Наибольшую опасность при пожарах представляют паника. Известны случаи, что при возникновении даже незначительного загорания люди , преувеличивая опасность с криком бросались к выходам, выражая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам ,ушибам и даже к гибели людей. У детей отсутствует эта защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятие не имеет, что надо делать во время пожара , чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями , одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать их в задымленных помещениях порой нелегко.
- Какой номер необходимо набрать при пожаре?
Но иногда в жизни случается так, как написано в стихотворении С. Я.Маршака»Рассказ о неизвестном герое»
- Ищут пожарные
Ищет милиция
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет 20
-Вот таких героев в нашей стране сотни. Все они, не людей дожидаясь пожарных рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизнь других и награждены медалями «За отвагу при пожаре»
1)Конкурс «Отгадай загадку»
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажег,
Не смотри , не жди, не стой,
А залей его…( водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те… (отнять)
Шипит и злится,
Воды боится
С языком , а не лает,
Без зубов , а кусает…( огонь)
Летела мошка-
Осиновая ножка
На стог села-
Всё сено съела. ( спичка)
Что бывает ,если птички
Зажигают дома спички ( пожар)
2) –Из каких произведений взяты следующие строчки?
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите ! ( К.Чуковский « Путаница»)
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницу команда,
От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»)
И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском , щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом
Озирается кругом , машет красным рукавом. ( С.Маршак « Кошкин дом»)
IV. Закрепление
-Внимательно рассмотрите картинки и объясните, почему произошел пожар.
(слайды4-7)
-Что вы будете делать, если произойдет пожар.
-убегу
- спрячусь в шкафу
- позову на помощь
-начну тушить
-вызову пожарную охрану.
. Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем, год за годом вырастаем.
Правила запоминаем и всегда их выполняем.
Кроссворд
1 | 10 | |||||||||||||||||
г | о | р | я | ч | и | й | ||||||||||||
9 | о | |||||||||||||||||
н | з | |||||||||||||||||
7 | е | е | ||||||||||||||||
в | 2 | о | п | а | с | н | о | с | т | ь | 11 | |||||||
н | ч | к | о | |||||||||||||||
3 | я | д | о | в | и | т | ы | й | а | 4 | ш | к | а | ф | ч | и | к | |
м | с | н | ||||||||||||||||
а | 8 | т | о | |||||||||||||||
5 | о | с | т | о | р | о | ж | н | ы | й | ||||||||
е | с | ы | ||||||||||||||||
л | т | й | ||||||||||||||||
ь | р | |||||||||||||||||
6 | н | о | ж | н | и | ц | ы | |||||||||||
ы | й | |||||||||||||||||
й |
По горизонтали:
1. Нельзя прикасаться к чайнику, стоящему на огне, так как он …
2. Открытая электрическая розетка- это…
3.Нельзя пробовать стиральный порошок, так как он…
4. … с открытыми дверцами может оказаться опасным
5. … человек старается уберечь себя от опасностей
6.Чтобы резать бумагу нужны…
По вертикали:
7. Если вы осторожный и … даже дома с вами ничего не случится
8. Нож- это … предмет
9.Если произошел… случай. надо вызвать скорую помощь
10 . Электрическая … может быть опасной, если сунуть в нее пальцы
11. Высовываться в открытое … опасно
V.Итог урока (Слайд8 )
- В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?»
(ответы детей)
Использованная литература:
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2006
2.А.А. Плешаков. «Окружающий мир», 2 класс( учебник)
3.Ю.В. Зайцев «Мифы Древней Греции» М. « Белый город» 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку"Огонь- друг или враг человека"
Начальная школа...
Огонь друг и(или) враг?
в ходе классного часа предстоит узнать-огонь-это друг и враг, огонь это друг ИЛИ враг...
План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.
План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...
Огонь- друг твой или враг?
Разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности...
Информационно-познавательный урок “Огонь – друг, огонь – враг. Новогодние опасности”
Цели: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; разобрать ситуации возникновения пожара в помещении,учить детей правилам безопасного обращения с огнём, научить детей...
План конспект к уроку по предмету "Человек". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Наливание жидкости в кружку».
Цель: закрепить знания детей о видах чайной посуды; обогащение сенсорного опыта ребенка. Наливание жидкости в кружку. Наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кр...
Разработка конспекта урока "Огонь - друг, огонь - враг"
Конспект урока "Огонь друг, огонь враг?"Урок повторения и обобщения;На уроке учащиеся обобщат и систематизируют все полученные знания ранее, усвоят понятие что огонь бывает другом, а бывает ...