Информационно-познавательный урок “Огонь – друг, огонь – враг. Новогодние опасности”
классный час (1 класс)

Светлана Петровна Будз

Цели: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; разобрать ситуации возникновения пожара в помещении,

учить детей правилам безопасного обращения с огнём, научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; познакомить с правилами пожарной безопасности в Новый год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный урок  “Огонь – друг, огонь – враг. Новогодние опасности”

Цели: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; разобрать ситуации возникновения пожара в помещении,

учить детей правилам безопасного обращения с огнём, научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; познакомить с правилами пожарной безопасности в Новый год.

Оборудование: иллюстрации для оформления доски;  игра «Украсим ёлку»: искусственная ёлка и предметы для  украшения; игра «Пазлы»:  хлопушка, петарды, бенгальские огни;  игровые ситуации: ёлка, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло (плотная ткань), песок, сковорода, кружка с водой, полотенце; памятка «Как вести себя при пожаре у новогодней ёлки».

Виды используемых на уроке средств ИКТ: видеоролик  детской песенки «Пожарных», мультфильмы «Волшебная книга МЧС. Безопасный Новый год. Мультсериал от МЧС», «Азбука безопасности. Невесёлые петарды»

                                                   Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Звучит детская песенка «Пожарных»

- О ком эта песенка?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?

II. Чтение отрывка из художественного произведения  и обсуждение.

«Огонь – друг, огонь – враг»

      Жил-был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим врагом всего живого.

      Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой!». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек,  со мной силой мериться!» А человек стоял на своём: «Давай! Давай!» Огонь согласился.

Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить».

       Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом.

       Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них и гулять по лесам, деревням и городам, и тогда снова может прийти беда.

Т.Рафикова

Обсуждение. Ответы на вопросы.

- Когда мы говорим, что огонь – друг? (Обогрев наших домов, приготовление пищи и т.д.)

- Когда мы говорим, что огонь – враг? ( Игры со спичками, использование пиротехники и т.д.)

III. Игра «Если возник пожар»

- А в каком случае огонь становится врагом, мы узнаем из игры «Если возник пожар» (дополните словечко).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в…? (квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…? (утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками…? (играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…? (газом)

Столб огня чердак объял.

Кто петарды…? (зажигал)

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…? (костер)

Свечки ставлю на сосну

Стоп! Предотврати…? (беду)

Дым увидел – не зевай.

И пожарных…? (вызывай)

Это всем должно быть ясно.

Что шутить с огнем…? (опасно)

Помни каждый гражданин,

Этот номер… (101)

- Подумайте, о каком празднике идёт речь?

Этот праздник любит каждый,
Этот праздник каждый ждет,
Для детей он самый важный,
А зовется — ……(Новый год!)

- А какой это праздник? Опишите его (Весёлый, радостный и т.д.)

- А как ваша семья готовится к этому празднику? (Украшаем дом гирляндами, мишурой, наряжаем ёлку, покупаем бенгальские огни и т.д.)

Будет елка наша яркой,
В разноцветной мишуре,
Принесет Мороз подарки
И подарит детворе!

     

     Новый год – это один из самых любимых праздников, долгожданных и волшебных. Весь мир в ожидании чуда! Именно этим отличается Новый год от других праздников. Любовь к этому празднику объединяет всех людей. Народная мудрость гласит: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь». Вот и стараются в каждой семье создать неповторимую атмосферу новогоднего веселья. К сожалению, в суматохе праздничных дней большинство людей забывают о тех опасностях, которые могут поджидать нас среди всеобщей радости и новогодних чудес. 

       - Какие же опасности могут нас окружать в новогодние праздники? (Ответы детей)

        Основной причиной несчастных случаев во время праздников является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности. Нередко основными причинами пожаров у новогодней ёлки является применение бенгальских огней, фейерверков, хлопушек, петард, ракетниц и использование свечей. Всё это сейчас продаётся в большом количестве в наших магазинах. Главное не забывать, что шутки с огнём плохи, и всегда следует соблюдать технику безопасности.

Просмотр мультфильма «Волшебная книга МЧС. Безопасный Новый год. Мультсериал от МЧС»

Ссылка:https://yandex.fr/video/preview?filmId=12380411428595690814&text=ютюб+конспект+новогодние+опасности+для+детей

Обсуждение просмотренного мультфильма.

- Как  и где лучше устанавливать ёлку? (Устанавливать ёлку следует на твёрдую поверхность, желательно на специальную подставку, чтобы она не шаталась)

- Чем категорически запрещается украшать ёлку? (Категорически запрещается украшать ёлку ватой, бумагой и свечами – может произойти пожар)

Украшать свечами елки

Строго запрещается,

Потому что от свечей

Елка загорается!

Загореться может вата,

Снять игрушки эти надо:

 Материал огнеопасный,

 А ваш труд совсем напрасный!

- Каковы правила пользования гирляндами?  (Прежде чем украшать ёлку гирляндами  следует убедиться, что все провода целые и нет оголённых проводков).

 Игра «Украсим ёлку»

Перед ребятами искусственная ёлочка и разнообразные предметы  для украшения: вата, бумажные снежинки, свечи, игрушки, хлопушки, мишура, дождик и т.д. Задача ребят выбрать  правильные предметы для украшения и пояснить свой выбор.

Игра « Пазлы»

Дети работают в трёх группах. Каждая группа собирает картинку. Результат: хлопушка, петарды, бенгальские огни. Учитель демонстрирует эти предметы.

- Как пользоваться хлопушками? (Перед запуском хлопушек обязательно ознакомьтесь с инструкцией вместе с взрослыми. Родители должны пояснить, как правильно держать хлопушку в руке и пользоваться ею. Не  направлять хлопушку в сторону людей)

- Что же делать, если ёлка всё-таки загорелась? (Обесточить гирлянду, вывести людей и вызвать пожарную службу; если возможно, то приступить к тушению: завалить на пол ёлку, накрыть плотной тканью, залить водой (засыпать песком либо использовать огнетушитель)

- Как пользоваться бенгальскими огнями? Где его можно зажечь? (Поджигать только в присутствии взрослых на открытом воздухе. Перед использованием внимательно осмотреть поверхность. На ней не должно быть сколов и ярко выраженных неровностей. Если состав нанесен неравномерно или местами отваливается от металлического основания, от использования такого огня  лучше отказаться – возможно, у нее истёк срок годности. При горении отваливающиеся куски пиротехнического состава могут попасть на одежду и обувь.  Можно держать бенгальский огонь только за металлическую часть на расстоянии вытянутой руки. Нельзя прикасаться к горящему или только что потухшему бенгальскому огню, а также держать его вертикально, потому что можно получить ожоги. Нужно потухший бенгальский огонь  класть в стакан с водой)

Накрепко запомните:

В новогодней комнате

Жечь бенгальские огни

Извините, ни-ни-ни!

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. Невесёлые петарды» Ссылка:https://yandex.fr/video/preview/?text=мультфильм%20невесёлые%20петарды&path=wizard&parent-reqid=1608568122087699-781122057483656470100107-production-app-host-vla-web-yp-91&wiz_type=vital&filmId=78524099762188076

Обсуждение просмотренного мультфильма.

- Какие вы сделали выводы после просмотра мультфильма? (Огнеопасные игрушки могут зажигать только взрослые)

Рубрика «ЭТО НАДО ЗНАТЬ!»

 Петарды — это не игрушка, и призывают взять на вооружение несколько советов:

  • если салют не сработал, не пытайтесь зажечь его второй раз. Не наклоняйтесь над конструкцией и не заглядывайте внутрь нее, так как возможно, что петарда начнет стрелять в любой момент. Правильно будет залить ее водой и утилизировать.
  • никогда не зажигайте уличную пиротехнику вблизи жилых домов и в помещениях. Безопасное расстояние при использовании петард — 20 метров от жилой зоны.
  • отправляясь на улицу взрывать салюты, захватите с собой воды. В экстренном случае можно будет затушить воспламенение.
  • если на улице сильный, порывистый ветер, лучше отложите запуск фейерверков на другой день.

Предложил однажды Рома 

Фейерверк устроить дома 

Из двенадцати ракет, 

Пока мамы с папой нет. 

Рома взял ракеты в руки, 

Я поджёг четыре штуки. 

Не пришлось повеселиться – 

Оба мы лежим в больнице. 

Обожгли носы и щёки. 

С фейерверком шутки плохи!

        Все пиротехнические изделия могут приобретать только взрослые и только в специальных магазинах. Ни в коем случае нельзя детям  покупать огнеопасные игрушки и самостоятельно пользоваться ими.

         В случае малейших признаков загорания немедленно сообщите в Службу спасения – 112 или в пожарную службу по номеру 101.

IV. Конкурс знатоков правил пожарной безопасности.

                                                              Игровые ситуации

1) У вас загорелась ёлка. Какими должны быть ваши действия? (Предметы для наглядности: ёлка, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло (плотная ткань), песок).

Ответ: обесточить, накрыть влажной тканью, при необходимости позвонить «101» и вызвать пожарный наряд.

2).На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? (Предметы для наглядности: сковорода, кружка с водой, полотенце).

 Ответ: выключить газ, накинуть влажное полотенце.

3).На тебе горит одежда после запуска пиротехнического изделия. Что будешь делать? Ответ: надо упасть на пол, землю снег, накрыться влажной тканью, бежать нельзя.

V. Памятка «Как вести себя при пожаре у новогодней ёлки».

VI. Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто задорный и весёлый

Ёлку дома наряжал,

Свечи, вату и бумагу

Для украшения не брал?

(Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто поджёг петарду дома,

Подпалил потом ковёр?

 У кого под вечер дома

Был серьёзный разговор?

(Ребята молчат)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём нельзя!

Может быть пожар, друзья!

(Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушёл!

(Ребята молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

О ком из вас так говорят?

(Это я, это я, это все мои друзья!)

Новый год кто отмечает,

Правила не нарушает?

Кто послушным был всегда,

Скажет громко он тогда….

 (Это я, это я, это все мои друзья!)

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите фразу.

Сегодня мы говорили…

Сегодня я узнал…

Своим друзьям  я посоветую…

Чтобы праздник удался, нужно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь-друг, огонь-враг!

Конспект урока с примененим игровых технологий...

Занятие-практикум "Огонь-друг, огонь- враг"

причины возникновения пожара в жилище, правила поведения при пожаре....

Огонь – друг, огонь – враг.

внеклассоное мероприятие для учеников 2-х классов...

КТД "Огонь -друг, огонь - враг человека"

мероприятие для проведения Дня безопасности  в лагере дневного пребывания...

"Огонь - друг, огонь - враг"

Цель данного мероприятия: закрепить знание основ пожарной безопасности....

Разработка конспекта урока "Огонь - друг, огонь - враг"

Конспект урока "Огонь друг, огонь враг?"Урок повторения и обобщения;На уроке учащиеся обобщат и систематизируют все полученные знания ранее, усвоят понятие что огонь бывает другом, а бывает ...