Программа дополнительного образования "Мой край родной"
рабочая программа (2,3,4 класс) по теме
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.
Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Астраханского края.
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов, работающими в городе Астрахани и Астраханской области, на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и резервного времени в изучении учебных тем, а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Для внедрения программы можно использовать часы вариативной части учебного плана, а также часы, отводимые на кружковую работу и классные часы. Программу можно рассматривать в качестве дополнительной к основной общеобразовательной программе начальных классов.
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.izmeneniya..docx | 88.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 18 имени 28 Армии» города Астрахань
Образовательная программа
по краеведению
«Мой край родной»
Возраст детей: 7-10 лет.
Срок реализации: 3 года (2-4 кл.)
Автор программы - Суменкина Елена Петровна,
учитель начальных классов высшей категории
МОУ «СОШ №18 им. 28 Армии».
Утверждена
Методическим советом
Протокол №___ от _________
Председатель педагогического совета
________________________________
Астрахань – 2011
Информационная карта образовательной программы.
- Учреждение: МОУ «СОШ № 18 имени 28 Армии» г. Астрахань.
- Ф.И.О. педагога: Суменкина Елена Петровна.
- Название программы: образовательная программа по краеведению кружка «Мой край родной».
- Направленность: краеведение.
- Вид программы: дополнительная образовательная.
- Срок реализации: 3 года.
- Возраст обучающихся: 2-4 классы (7-10 лет)
- Целевая установка: Создание условий для развития личности ребенка, формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей народов Астраханского края.
- Уровень освоения: общеобразовательный.
- Рецензенты -
1. Лыгина Елена Евгеньевна, зам. директора по УВР МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный» г. Астрахань.
2.Климова Зоя Алексеевна, зам. директора по УВР МОУ «СОШ №18 им.28Армии» г.Астрахань.
Пояснительная записка.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Работая с малышами, которые пришли из детского сада, всё больше убеждаюсь в том, что дети хотят больше знать о своём городе, районе. К сожалению, замечаю, что многие ребята не владеют элементарными знаниями о родном городе. Для пополнения их «багажа знаний» приходится проводить тематические мероприятия на классных часах.
На основе накопленного материала возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Не дублируя уроки природоведения, истории, чтения, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Астраханского края.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Астраханского края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
- учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
- совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
- воспитывать у детей желание к совместной деятельности.
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов, работающими в городе Астрахани и Астраханской области, на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и резервного времени в изучении учебных тем, а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Для внедрения программы можно использовать часы вариативной части учебного плана, а также часы, отводимые на кружковую работу и классные часы. Программу можно рассматривать в качестве дополнительной к основной общеобразовательной программе начальных классов.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
2 класс.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Географическое краеведение. | 1 | 1 | 2 |
2. | Историческое краеведение. | 4 | 4 | 8 |
3. | Народная культура. | 1 | 7 | 8 |
4. | Православное краеведение. | 1 | 1 | 2 |
5. | Литературное краеведение. | 1 | 3 | 4 |
6. | Экологическое краеведение | 1 | 1 | 2 |
7. | Экскурсионно-исследовательское направление. | 1 | 7 | 8 |
Итого: | 10 | 24 | 34 |
Содержание программы 1 года обучения:
Тема 1: Географическое краеведение (2 часа)
Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес и район школы.
Практические работы:
Выставка рисунков «Любимый уголок».
Тема 2: Историческое краеведение (8 часов)
Теория: Наш город. Историческое прошлое. Древние животные Астраханского края. Астраханцы – герои Великой Отечественной войны.
Современные здания. Юго-Восток-2 вчера и сегодня.
Первые школы и гимназии города Астрахань (автобусная экскурсия).
Ими гордится наша школа.
Практические работы:
Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню города. Оформление выставки.
Экскурсия – Первые школы и гимназии города Астрахань
Выполнение проекта - «Какой я вижу школу будущего».
Тема 3: Народная культура (8 часов)
Теория: Народности нашего края.
Астрахань – театральная. Театр юного зрителя – ТЮЗ.
Областной драматический театр им. С.М.Кирова.
Концертный зал областной филармонии.
Практические работы:
Выполнение проекта - «Интересное из жизни моего народа».
Экскурсии – посещение Центральной площади в дни празднования Дня города, посещение концертов коллективов города.
Посещение ТЮЗа, Драмтеатра.
Тема 4: Православное краеведение (2 часа)
Теория: Русский праздник «Рождественская неделя» с песнями, играми и гаданиями.
Практические работы: Игры в Рождественскую неделю.
Тема 5: Литературное краеведение (4 часа)
Теория: Поэт М.Луконин.
Знакомство с книгой «Астраханский Кремль».
Практические работы: чтение и заучивание стихов М.Луконина.
Литературная гостиная – «Мой любимый город» (стихи об Астрахани).
Тема 6: Экологическое краеведение (2часа)
Теория: Что ты знаешь об экологии?
Забота о зелёном друге.
Охрана животного мира родного края.
Практическая работа: Игра «Заповеди природы».
Тема 7: Экскурсионно-исследовательское направление (9 часов)
Теория: Астраханский Кремль.
Экскурсия «Мой дом, улица, школа».
Первая школа и гимназия Астрахани.
Мир чистой воды.
Практика: рассмотрение детских площадок и аттракционов у дома.
Конкурс – выставка рисунков «Мой двор».
Исследовательская работа - «Улица, на которой находится наша школа».
Ожидаемые результаты 1-го года обучения -
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о своём городе, районе;
- основы исторического прошлого родного города;
- сведения о своей школе и её героях;
- историю Астраханского Кремля;
- музеи и театры города;
- названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;
- 2-3 произведения М. Луконина;
- что изучает наука экология;
- основные заповеди природы;
- зимние православные праздники.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- целенаправленно читать литературу по определённой теме;
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- вести себя в общественном месте, в природе.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
3 класс.
№ | Название темы. | Количество часов | ||
Теория. | Практика. | Всего. | ||
1. | Историческое краеведение. | 5 | 6 | 11 |
2. | Народная культура. | 1 | 9 | 10 |
3. | Православное краеведение. | 2 | 1 | 3 |
4. | Литературное краеведение. | 1 | 1 | 2 |
5. | Географическое краеведение. | 1 | 1 | 2 |
6. | Экологическое краеведение | 1 | 1 | |
7. | Экскурсионно-исследовательское направление, производственные экскурсии. | 1 | 4 | 5 |
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Содержание программы 2 года обучения:
Тема 1: Историческое краеведение (11 часов)
Теория: Символика Астраханской области.
Белый город.
Улицы города.
Астраханская область в 1941-1945 годы.
Астраханцы – герои Великой Отечественной войны.
Практические работы:
Подарок своими руками ветеранам ВОВ.
Экскурсии «Достопримечательности города».
Тема 2: Народная культура (10 часов)
Теория: Народности нашего края.
Астрахань – театральная.
Театр юного зрителя – ТЮЗ.
Областной драматический театр им. С.М.Кирова.
Концертный зал областной филармонии.
Астраханская государственная консерватория.
Музыкальный театр.
Фольклор Астраханских татар.
Практические работы:
Татарские игры, песни, танцы.
Посещение ТЮЗа, Драмтеатра.
Тема 3: Православное краеведение (3 часа)
Теория и практика: Православные храмы и соборы.
Знакомство с историей храмов различных конфессий города.
Посещение церкви Иоана Златоуста, Казанский собор.
Тема 4: Литературное краеведение (2 часа)
Теория: О чём расскажут улицы города?
Практические работы: Литературная гостиная «Любимый город».
Тема 5: Географическое краеведение (2 часа)
Теория: Природа нашего края -
в сухих степях и полупустыне;
в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги;
в пустыне.
Практические работы: проект – «Любимый уголок родного края».
Тема 6: Экологическое краеведение (1час)
Практические работы: Занимательные задачи о родном крае.
Тема 7: Экскурсионно-исследовательское направление, производственные экскурсии (5 часов)
Теория: Морская Флотилия.
Астрахань рыбацкая.
Практические работы: производственная экскурсия в с.Икряное «Астрахань рыбацкая»
Ожидаемые результаты 2-го года обучения -
Учащиеся должны знать:
- государственную символику Астраханского края;
- военное прошлое родного города;
- основные улицы родного города, историю их названия;
- музеи и театры города;
- особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
- названия растений, животных, характерных для своей местности;
- отличительные особенности храмов различных конфессий г. Астрахань;
- 3-4 промышленных предприятия Астраханской области;
- стихи и песни о родном крае.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- уметь работать над проектом;
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте,
- различать наиболее распространённые в Астраханском крае виды растений и виды животных;
- охранять растения и животных.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
4 класс.
№ | Название темы. | Количество часов | ||
Теория. | Практика. | Всего. | ||
1. | Историческое краеведение. | 2 | 3 | 5 |
2. | Географическое краеведение. | 6 | 3 | 9 |
3. | Экологическое краеведение | 3 | 7 | 10 |
4. | Экскурсионно-исследовательское направление, производственные экскурсии. | 2 | 8 | 10 |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
Содержание программы 3 года обучения:
Тема 1: Историческое краеведение (5 часов)
Теория: Астраханский округ в годы войны.
Астраханцы - герои Великой Отечественной войны.
История 28 Армии.
Практические работы: Встреча с интересными людьми.
Тема 2: Географическое краеведение (9 часов)
Теория: Природа нашего края.
Формы поверхности нашего края. Загадочные бугры Бэра.
Водоёмы.
Растительность и животный мир.
Что даёт нам наш край родной.
Практические работы: исследование бугров Бэра. (4-х часовая экскурсия)
Что даёт нам наш край родной.
Тема 3: Экологическое краеведение (10часов)
Теория: Астраханский государственный природный биосферный
заповедник (8-ми часовая экскурсия).
Практические работы: решение экологических задач «Помоги Почемучке!»
Игра – «Что ты знаешь об экологии».
Тема 4: Экскурсионно-исследовательское направление (10 часов)
Теория: Набережные и мосты Астрахани.
Аэродромы. Профессия лётчика.
Страусиная ферма.
Практические работы: Оформление исследовательских работ - «Животный и растительный мир бэровского бугра», «Животный и растительный мир Астраханского биосферного заповедника».
Экскурсия в музей Газпрома.
Экскурсия на страусиную ферму «В гости к бабе Фросе».
Ожидаемые результаты 3-го года обучения -
Учащиеся должны знать:
- особенности природы своего края (положение на карте), погоды и её изменений по временам года, наиболее распространённые виды почв;
- формы поверхности нашей области;
- важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве своего края;
- об Астраханском государственном природном биосферном заповеднике;
- историческое прошлое родного края( история 28 Армии, герои-астраханцы ВОВ);
- историко-архитектурные памятники;
- что даёт нам наш край родной.
Учащиеся должны уметь:
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте;
- определять изученные свойства полезных ископаемых, воды, местных почв;
- различать наиболее распространённые в Астраханском крае растения и животные;
- охранять растения и животных.
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
- презентовать свою работу.
Календарно – тематическое планирование курса
за 2 класс
№ п/п | Занятие | Кол. час. | Дата |
1 | Беседа «Мы – астраханцы». | 1 | |
2-3 | Экскурсия «Мой дом, улица, школа». Аттракционы у дома. | 2 | |
4 | Конкурс – выставка рисунков «Мой двор». | 1 | |
5-6 | Праздник День города. Прогулка по центральной площади. | 2 | |
7 | Конкурс рисунков, посвящённых Дню города. Оформление выставки. | 1 | |
8-9 | Исследовательская работа «Улица, на которой находится наша школа». | 2 | |
10 | Беседа «Улица М. Луконина» | 1 | |
11-12 | Обзорная пешеходная экскурсия по Кремлю. | 2 | |
13 | Посещение библиотеки. Рассматривание книги «Астраханский Кремль» | 1 | |
14-15 | Автобусная экскурсия «Первые школы и гимназии Астрахани» | 2 | |
16 | Дискуссия « Какой я вижу школу будущего». Выставка рисунков. | 1 | |
17-18 | Посещение драмтеатра. Новогоднее представление. | 2 | |
19-20 | Производственная экскурсия «Аквалайф». «Мир чистой воды». | 2 | |
21-22 | Экскурсия в Центр славянской культуры «Добродея» в с. Евпраксино (русский праздник с песнями, играми и гаданиями на суженого-ряженого). | 2 | |
23 | Беседа «Ими гордится наша школа». | 1 | |
24 | Посещение школьного музея Боевой Славы. | 1 | |
25 | Викторина «Наш край». | 1 | |
26-27 | Посещение выставки «Древние животные Астраханского края». Просмотр научного фильма. | 2 | |
28-29 | Автобусная экскурсия по городу. | 2 | |
30.-31 | Астрахань театральная. Посещение ТЮЗа. | 2 | |
33 | КВН «Астрахань – жемчужина у моря» | 1 | |
34 | Подведение итогов. Фотовыставка «Где мы были в Астрахани» |
Календарно – тематическое планирование курса
за 3 класс
№ п/п | Занятие | Кол. час. | Дата |
1-4 | День Знаний. Экскурсия в музей г. Камызяка «Русский арбуз». Посещение огорода лекарственных растений. | 4 | |
5-6 | Прогулка по Белому городу. | 2 | |
7 | Конкурс стихов, посвящённый родному краю. | 1 | |
8. | Библиотечный урок «О чём расскажут улицы города» | 1 | |
9-10 | Обзорная автобусная экскурсия «Улицы моего города» | 2 | |
11 | Викторина «Улицы города» | 1 | |
12 | Беседа «Символика Астраханской области». | 1 | |
13-14 | Экскурсия «Астрахань – театральная» | 2 | |
15-16 | Посещение драмтеатра. Новогоднее представление. | 2 | |
17-20 | Работа в группах. Составление презентаций «Достопримечательности города». | 4 | |
21-22 | Весёлый калейдоскоп. Фольклорно-развлекательная программа в с. Татарская Башмаковка «Астраханские татары». | 2 | |
23 | Беседа «Природа нашего края». Просмотр видеофильма. | 1 | |
24 | Экскурсия «В гости к морякам Каспийской флотилии» | 1 | |
25 | Чтение книги «Созвездие Славы» | 1 | |
26 | Экскурсия в Музей Боевой Славы имени 28 Армии. | 1 | |
27 | Встреча с интересными людьми (Ветераны 28 Армии). | 1 | |
28-29 | Путешествие в с. Икряное «Астрахань рыбацкая» | 2 | |
30. | Занимательные задачи о родном крае. | 1 | |
31-33 | Православные храмы и соборы. | 3 | |
34 | Подведение итогов. Фотовыставка. | 1 |
Календарно – тематическое планирование курса
за 4 класс
№ п/п | Занятие | Кол. час. | Дата |
1. | День Знаний. Экскурсия в парк планета. | 1 | |
2-9 | Экскурсия в Астраханский государственный природный биосферный заповедник. | 8 | |
10 | Семинар «Формы поверхности нашего края». | 1 | |
11-13 | Занятие на колёсах. «Загадочные бугры Бэра». | 3 | |
14 | Беседа «Водоёмы Астраханского края» | 1 | |
15-16 | Экскурсия «Набережные и мосты Астрахани». | 2 | |
17 | Работа в группах «Растительность малой Родины» | 1 | |
18 | Работа в группах «Животный мир Астраханской области». | 1 | |
19 | Викторина «Помоги почемучке!» | 1 | |
20-21 | Экскурсия в музей Газпрома. | 2 | |
22- | Праздник «Что даёт нам наш край родной» | 1 | |
23 | В гости к военным лётчикам (посещение Военного аэродрома) | 1 | |
24 | Чтение и обсуждение книги «Созвездие славы». | 1 | |
25 | Встреча с интересными людьми. | 1 | |
26-27 | Астраханский округ в годы войны. Возложение цветов на могилу Неизвестного солдата в Братском садике. | 2 | |
28-31 | Экскурсия на страусиную ферму «В гости к бабе Фросе» | 4 | |
32 | КВН «Моя Малая Родина» | 1 | |
33 | Викторина «Что ты знаешь об экологии» | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Беседа «Астрахань вчера, сегодня, завтра». Награждение лучших учащихся. | 1 |
Методическое обеспечение программы.
Методические рекомендации
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в дискуссиях.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде презентаций, докладов, рисунков, сообщений для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях краеведческого кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Темы для бесед: «Мы – астраханцы», «Улица М. Луконина», «Ими гордится наша школа», «Символика Астраханской области», «Водоёмы Астраханского края», «Природа нашего края», « Астраханский округ в годы войны», «Астрахань вчера, сегодня, завтра».
Конкурсы: Конкурс – выставка рисунков «Мой двор»; конкурс рисунков, посвящённых Дню города; конкурс стихов , посвящённые родному краю.
Выставки: «Древние животные Астраханского края». Фотовыставка «Где мы были в Астрахани», « Какой я вижу школу будущего».
Экскурсии: «Мой дом, улица, школа», обзорная пешеходная Экскурсия по Кремлю, автобусная экскурсия «Первые школы и Гимназии города Астрахани», « Какой я вижу школу будущего», экскурсия в Центр славянской культуры «Добродея» в с. Евпраксино, автобусная экскурсия по городу, экскурсия в музей г. Камызяка «Русский арбуз», прогулка по Белому городу, обзорная автобусная экскурсия «Улицы моего города», экскурсия «Астрахань – театральная», «В гости к морякам Каспийской флотилии», в Музей Боевой Славы школы № 18 имени 28 Армии, в с.Икряное «Астрахань рыбацкая», Православные храмы и соборы , экскурсия в парк « Планета», в Астраханский государственный природный биосферный заповедник, «Набережные и мосты Астрахани», « В гости к военным лётчикам (посещение Военного аэродрома), экскурсия на страусиную ферму «В гости к бабе Фросе».
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- беседы;
- практикумы;
- интеллектуальные игры;
- занятия на колёсах;
-библиотечные уроки;
- дискуссии;
- творческие работы;
- исследования;
- экскурсии;
- путешествия;
- викторины;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- КВН;
- праздники;
- выставки;
- походы с осмотром краеведческих объектов.
Дидактические игры:
- «Помоги почемучке!»
- Почему в заповеднике проводят кольцевание птиц?
- Почему завезённого в наши водоёмы толстолобика называют рыбой-санитаром?
- Почему лох распространён в наших прирусловых лесах?
- Почему тростниковые заросли в низовьях Волги называются «крепями»?
- Почему зимой не свиристит кузнечик, не слышно гудение шмеля и писка комара?
- Почему бытует народное выражение «чибис на хвосте воду принёс»?
- Почему змеи считаются очень полезными пресмыкающимися?
- Почему пищит комар?
- Почему лягушек и жаб полезно держать в садах и огородах?
- Почему щука - хищник летом не опасна для окружающих?
- Почему рака считают санитаром водоёма?
- Почему птицы во сне не сваливаются с ветки, на которой сидят?
- «Закончи предложение!»
- Астраханская область граничит с …
- Я живу в городе …
- В нашем крае добывают…
- Крупные водоёмы Астраханской области …
- Нефть применяют ….
- Охраняемые растения родного края…
- «Да или нет!»
Имеются ли в Астраханской области
- Заповедники
- Заказники
- Памятники природы
- Моря
- Рогатые орехи
- Болота
- Горы …. и какие?
- «Какие рыбы спрятались?»
Бовал
Знаас
Торёс
Дукса
Тапвол
Алгебу
- «Назови лишнее»
Лотос, кувшинка, чилим, одуванчик, кубышка.
- «Составь слова»
Составь как можно больше слов из слова «Астрахань»
- «Угадай, чьё это меню»
- Черви, мухи, муравьи, комары.
- Гниющие листья, растения, корневища.
- Мальки, головастики, лягушата.
- Насекомые, улитки, клопы, пчёлы, черви.
- «Составь пары»
Комары
Мокрицы
Миноги
Иволги
Рачки
Птицы
Насекомые
Рыбы
Сценарий игры КВН - «Моя малая Родина»
Учитель: Астраханский край, край удивительной природы – наша родная земля. Она взрастила нас и щедро одарила полноводной Волгой и рыбными богатствами Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей.
Сегодня мы проводим игру КВН, где вам предстоит ответить на вопросы, решить кроссворды. И самое главное, узнаете много интересного о своём родном крае.
Представление команд и их капитанов.
I Давайте посмотрим на физическую карту Астраханской области. 1 команда расскажет о формах поверхности нашего края.
- Бэровские бугры (ровная и гладкая поверхность низменности в южной части нарушается появлением своеобразных возвышенностей – бугров).
- Гора Большое Богдо (высота 150 м) – высокая точка области.
- Прикаспийская низменность.
- 4Песчаные холмы.
II Учитель: Астраханская область богата полезными ископаемыми. В области работают различные предприятия по переработке полезных ископаемых. 2 команда познакомит нас с основными богатствами нашего края:
- Песок и глина
- Нефть и природный газ
- Поваренная соль
- Известняк
Учитель: поваренная соль, добываемая в озере Баскунчак, обрабатывается комбинатом «Бассоль», гипс эксплуатируется акционерным обществом «Минерал», глина используется для кирпично-черепичного производства, песок перерабатывают на стекольном, кирпичном заводах и заводах железобетонных изделий.
III Учитель: на поверхности земли часто встречаются разных размеров углубления. Это водоёмы. Какие же водоёмы встречаются в нашем крае? Слово предоставляется 3 команде.
- Река Волга (притоки Ока –правый, Кама – левый), (рукава – Ахтуба, Бузан, Бахтемир, Кигач, Болда, Камызяк, Табола)
- Озеро Баскунчак
- Каспийское море.
IV Учитель: догадайтесь, что в природе называют кормилицей? О почвах Астраханского края расскажут ребята 4 команды.
….
А ещё ребята 4 команды расскажут, какой же адрес имеет наша Астраханская область.
….
Вывод: Астраханская область находится на юго-востоке европейской части России. Она вытянута вдоль реки Волги, граничит с Волгоградской областью, Калмыкией, Казахстаном и на юге омывается Каспийским морем. Сердце области, главный город – Астрахань.
V Учитель: А в какой природной зоне находится наш край?
На землях области расположены сухие степи, или полупустыни. А на юге и юго-востоке раскинулась полоса пустынных земель. Об особенностях зоны полупустынь и пустынь расскажут ребята 5 команды.
VI Учитель: а теперь нам необходимо узнать, на сколько вы внимательно слушали своих товарищей.
- Разгадать кроссворд: вписать формы рельефа Астраханской области так, чтобы по горизонтали получилось слово «равнина».
р | а | в | н | и | н | а |
(Бугры, овраг, низменность, гора)
- Составить как можно больше слов из слова «Астрахань».
- Заполнить кроссворд: впишите три распространённых в Астраханской области полезных ископаемых, начинающихся с буквы «Г»
(Газ, гипс, глина)
- Какие рукава Волги спрятались?
БАТУХА (Ахтуба)
МИРХАБТЕ (Бахтемир)
НАЗЬКИ (Кизань)
ЗАНБУ (Бузан)
ЧАГИК (Кигач)
VII Учитель: Для того, чтобы выполнять следующие задания, нам необходимо получить информацию по некоторым вопросам.
- 1 команда расскажет о растительном мире полупустыне и пустыне.
- 2 команда, а вы расскажете о животном мире засушливых территорий.
- А сейчас пойдёт речь о животных, которые вызывают у многих людей отвращение и даже страх. Об этих животных рассказывают множество небылиц. На самом же деле они очень интересные и чаще всего безобидные существа, и очень нужны природе, в том числе и человеку. Догадались, о ком расскажет 3 группа?
Об удивительном мире пресмыкающихся. (Потомки земноводных, тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. Всю жизнь эти животные ползают – «пресмыкаются». (Живут на суше, но умеют хорошо плавать)).
- Тысячи километров проводов в наших пустынных и полупустынных местностях служат пристанищем для всевозможных птиц. О птицах края песков расскажут ребята 4 группы.
- Но птицы обитают не только в степи. В лесах дельты, в тростниковых зарослях у воды также обитают птицы. Так вот о птицах, живущих у воды расскажет 5 группа.
- А кто бывал на водоёмах у дельты Волги? Нашему взору откроется великолепная картина разнообразной растительности. Итак, о влаголюбивых растениях расскажут дети 1 группы.
- Учащиеся 2 группы ответят на вопрос: Есть ли в Астраханском крае леса?
- Где они произрастают? Какие деревья их составляют? (Деревья Астраханского края).
Вывод: Не зря дельту Волги и Волго-Ахтубинскую пойму называют оазисом. Именно здесь, вдоль берегов рек, как ленточки на просторах области, растут деревья, их называют ленточными лесами.
Наиболее распространённые ивовые леса. Есть леса из лоха. Лох невысокое колючее дерево. Листья, цветы, веточки покрыты чешуйками и волосками, которые спасают растение от палящего солнца. Он (лох) не боится соли. Семена используются как лекарство, плоды – в пищу.
А ещё в Астраханской области есть тутовые леса или шелковицы.
(Астраханцы с гордостью могут отметить. Что наш край – богатейший край добычи рыбы в стране. О наших рыбах поведают дети 3 группы.
- Учитель: Изучая природу, мы узнали, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её: уничтожать животных, срывать растения, - то связи нарушатся. А поскольку человек – часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Вот почему необходимо изучать, каким растениям и животным надо помочь. Для этого издаётся Красная книга. Страницы книги разноцветные. По цвету страниц сразу видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.
Красная страница – могут исчезнуть в самые ближайшие годы.
Жёлтая страница – численность пока велика, но неуклонно сокращается.
Белая страница – вообще редкие на Земле растения
Зелёная – здесь собраны растения и животные, которые человеку уже удалось спасти.
Итак, с растениями и животными из Красной книги вас познакомят ребята 4 группы.
- И теперь остаётся ответить на последний вопрос: Что даёт наш край стране? Пожалуйста, 5 группа.
VIII Учитель: Послушав информацию по родному краю, мы теперь можем приступить к выполнению следующих заданий:
1.Зачеркни лишнее:
Кабан, сайгак, лисица-корсак, заяц-русак, заяц-беляк, верблюд, медведь. (Заяц-беляк, медведь).
2.Впиши влаголюбивые растения:
К | ||||||||
(Кувшинка, кубышка, камыш) 3. Вычеркни буквы, что в этой таблице встретятся дважды и выяснишь ты, какой зверь на песке оставил следы: Э Ш В З И М О Е С А К И О Т Я Р Б Ш Ж Т З Х Л Х А Ю М С Ж К Э Д Я (верблюд) 4.Какие рыбы спрятались? БОВАЛ (вобла) ЗНААС (сазан) ТОРЁС (осётр) ДУКСА ( судак) ТАПВОЛ (плотва) АЛГЕБУ (белуга) 5.Блиц - вопросы о родном крае.
6.Игра «Помоги «почемучке»!»
IX Учитель: Итак, осталось подвести итоги конкурсов. Пока жюри подсчитывают баллы, я вас хочу познакомить с рубликой «Из экологического досье».
|
X Слово жюри.
Награждение.
XI Итог мероприятия. Богатства природы небезграничны, а удивительная красота – ранима. Только любовно оберегаемая природа сможет сделать нашу страну богатой, счастливой, процветающей, а людей добрыми, улыбчивыми и здоровыми.
Викторины
- Викторина «Наш край»
- На скольких островах расположен город Астрахань?
- Каково происхождение Лебединого озера?
- Как называется курорт с лечебными грязями в Астраханской области?
- Когда возник курорт Тинаки?
- Когда был образован Астраханский государственный заповедник?
- Назовите самые плодородные почвы Астраханской области, как образовались и где находятся?
- Предлог с игрой соедини ты, и чудо вдруг произойдёт: цветок душистый, знаменитый перед тобою расцветёт.
- Я глубока и многоводна, и вся страна гордится мной. А впереди союз прибавить – и стану птицей я лесной.
- Какой район Астраханской области самый большой?
- Какой район Астраханской области самый маленький?
- Назовите самого маленького зверька Астраханской области.
- Какая птичка Астраханской области самая маленькая?
- Какая рыба Астраханской области строит гнездо?
- Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки?
- Какая птица «ловит» овощи?
- Какое озеро самое большое в мире?
- Где зимуют наши водоплавающие птицы?
- Какой самый крупный злак в пойме и, в особенности в дельте реки Волги.
- В каком году прошёл по улицам Астрахани первый троллейбус?
- Викторина «Что ты знаешь об экологии»
- Назови три важнейшие заповеди природы.
- Что такое экология?
- Что такое природное равновесие?
- Что ты знаешь о «Красной книге»?
- Из каких растений можно составлять букет?
- Что ты сказал бы людям, если бы стал цветком?
- Назови 5 растений Астраханского края, которые нуждаются в особой охране.
- Какой самый страшный враг «камышовых степей»?
- Какие животные помогают дышать земле?
- Какие растения нашего края пострадали за свою красоту.
- Что такое кислотные дожди?
- Когда люди всего мира отмечают День охраны окружающей среды?
- Назовите высшую форму охраны природы в России.
- Составь письмо – обращение к людям Земли о том. Что надо беречь природу.
Для кружковцев домашние задания в разумных пределах являются обязательным. Они заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Материально- техническое обеспечение.
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран, телевизор с DVD-приставкой, музыкальный центр.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Астраханской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты. Во-первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты младший школьник сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
На занятиях краеведческого кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Список литературы.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1.АкимушкинИ.И. Мир животных. – М., Мысль, 1990.
2.Бондарев Д.В.Астраханский заповедник.– М.Советская Россия.,1982. 3.Девочкин Н.И. Путеводитель по Астрахани. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970.
4.Вендров.С.Л. Жизнь наших рек – Л., Гидрометиздат,1986.
5.Марков А.С. Были Астраханского края. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1976.
6.Красная книга (животные). – М.: Россельхозиздат, 1985.
7. Красная книга (животные). – М.:Просвещение, 2005.
8. Красная книга (растения). – М.: Россельхозиздат, 1988.
9. Красная книга (растения). – М.:Просвещение, 2007.
10.Никифорова Н. А. Рабочая тетрадь по природоведению «Природа нашего края». – Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1996.
11.Никифорова Н.А. Учебно-методические материалы по природе Астраханского края. – Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 2000.
12. Сердитов С.Н. Природоведение. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1973.
Рекомендуемая литература для учителей:
1.Астрахань: Литературно-художественный сборник. – Астрахань, 1998.
2. Белевич Е.Ф. Особенности развития и строения дельты Волги. – Известия АН СССР. «География». – 1991.
3.Девочкин Н.И. Путеводитель по Астрахани. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970.
4. Вендров С.Л. Жизнь наших рек – Л., Гидрометиздат,1986.
5.Лосев Г.А. Краткий конспект флоры долины Нижней Волги.// Деп. В ВИНИТИ 30.07.87.
6.Марков А.С. Были Астраханского края. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1976.
7. Никифорова Н.А. Дидактический и занимательный материал по природе Астраханского края. – Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1997.
8. Никифорова Н.А. Учебно-методические материалы по природе Астраханского края. – Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 2000.
9.Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г. Природа и история Астраханского края. – Астрахань: Изд-во Астраханского педагогического института, 1996.
10. Хрестоматия по истории Астраханского края. – Астрахань, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Рабочая программа (2 класс) по теме: программа внеурочной деятельности (интенсив) "Мой край родной"
Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа дополнительного образования "Мой родной край"
Разработанная программа ориентирована на знакомство детей с обычаями, традициями, трудом людей, проживающих в данной местности, природой и своеобразием животного мира, знакомство с художниками, поэтам...
Дополнительная образовательная программа "Мой край родной
Рабочая программа "Мой край родной"...
Рабочая программа по курсу "Край родной, как ты чудесен!"
Рабочая программа по курсу "Краеведение"...
Отчёт о внеурочной деятельности по программе «Знай свой край родной» 2 «б» класс
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развит...