Дополнительная образовательная программа "Мой край родной
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАГАЛЬНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МБОУ Кагальницкая СОШ № 1)
Согласовано: Утверждаю:
на заседании МС Директор
МБОУ Кагальницкой СОШ№1 №1
_____________Л.А. Катьянова ________Н.А. Молодова
«______» ________2016г. «_____» _________ 2016г.
Дополнительная образовательная программа
«Мой край родной»
Возрастная категория:
10-11 лет
Срок реализации программы:
2 года
Разработчик:
педагог дополнительного образования
МБОУ Кагальницкой СОШ №1
Колесникова С.А.
Год разработки программы:
2016г.
ст. Кагальницкая
2016г.
Пояснительная записка.
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
На основе накопленного материала возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Что дает возможность получить целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Не дублируя уроки природоведения, истории, литературы, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Донского края.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Донского края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
- учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
- совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
- воспитывать у детей желание к совместной деятельности.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-7х классов. Занятия проводятся из расчёта 35 часов в год.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины, конкурсы. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями.
Учебно-тематический план 1 й год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Географическое краеведение. | 5 | 2 | 3 |
2. | Историческое краеведение. | 10 | 7 | 3 |
3. | Народная культура. | 5 | 2 | 3 |
4. | Литературное краеведение. | 3 | 1 | 2 |
5. | Экологическое краеведение | 5 | 1 | 4 |
6. | Экскурсионно-исследовательское краеведение. | 7 | 2 | 5 |
35 | 15 | 20 |
Учебно-тематический план 2 й год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Географическое краеведение. | 4 | 2 | 2 |
2. | Историческое краеведение. | 9 | 6 | 3 |
3. | Народная культура. | 6 | 2 | 4 |
4. | Литературное краеведение. | 4 | 2 | 2 |
5. | Экологическое краеведение | 6 | 2 | 4 |
6. | Экскурсионно-исследовательское краеведение. | 6 | 2 | 4 |
35 | 16 | 19 |
Содержание программы:
1 й год обучения:
Тема 1: Географическое краеведение (5 часов)
Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. География Донского края. Природа родного края.
Практические работы:
Выставка рисунков «Любимый уголок».
Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении
Ростовской области
Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ”
Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.
Оформление электронного альбома о городах Ростовской области
Тема 2: Историческое краеведение (10 часов)
Теория: Донская земля в древности. Историческое прошлое станицы. Герои Донской земли. Символика РО и станицы.
Практические работы:
Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню станицы. Оформление выставки. Выпуск презентаций в Power Point об истории Донского казачества.
Экскурсия – районный краеведческий музей
Выполнение проекта - «Какой я вижу станицу будущего».
Тема 3: Народная культура (5 часов)
Теория: Народности нашего края.
Быт, обычаи и праздники донских казаков.
Практические работы:
Выполнение проекта - «Интересное из жизни моего народа».
Творческие работы – конкурс сочинений «
Тема 4: Литературное краеведение (3 часа)
Теория: Пушкин на Дону. Лермонтов «С милого севера в сторону южную». А.П. Чехов и Таганрог. Л.Н. Толстой на донской земле. Маяковский. Поэт революции на Дону. Донской писатель Калинин. Внук степей-С. Королев.
Практические работы: чтение и заучивание стихов С. Королева
Экскурсия по Чеховским местам г. Таганрога.
Тема 5: Экологическое краеведение (5 часов)
Теория: Что ты знаешь об экологии?
Забота о зелёном друге. Охрана водоёмов, рек, родников.
Охрана животного и растительного мира родного края.
Практическая работа: Игра «Заповеди природы».
Составление красной книги природы родного края. Экологическая викторина.
Тема 6: Экскурсионно-исследовательское краеведение (7 часов)
Теория: Станица в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия в районный краеведческий музей. Встреча с ветеранами ВОВ.
Практика:
Конкурс – выставка рисунков, фотографий «Моя станица».
2й год обучения:
Тема 1: Географическое краеведение (4часа)
Теория: ст Кагальницкая на карте Ростовской области . Природа родного края.
Практические работы:
Выставка рисунков «Моя станица».
Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении
ст. Кагальницкой
Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории станицы.
Тема 2: Историческое краеведение (9 часов)
Теория: Историческое прошлое станицы. Земляки-герои. Герои современности.
Практические работы:
Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню станицы. Оформление выставки. Выпуск презентаций в Power Point о героях –земляках.
Экскурсия – районный краеведческий музей
Выполнение проекта - «Какой я вижу станицу будущего».
Тема 3: Народная культура (6 часов)
Теория: Народности нашего края.
Быт, обычаи и праздники донских казаков.
Практические работы:
Выполнение проекта - «Интересное из жизни моего народа».
Творческие работы – конкурс сочинений
Тема 4: Литературное краеведение (4 часов)
Теория: Внук степей-С. Королев.
Практические работы: чтение и заучивание стихов С. Королева
Тема 5: Экологическое краеведение (6 часов)
Теория: Экологическая обстановка в станице.
Забота о зелёном друге. Охрана водоёмов, рек, родников.
Охрана животного и растительного мира родного края.
Практическая работа:
Составление красной книги природы родного края. Экологическая викторина.
Тема 6: Экскурсионно-исследовательское краеведение (6часов)
Теория: Освобождение станицы в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия в районный краеведческий музей. Встреча с ветеранами ВОВ.
Практика:
Исследовательская работа - «История памятников станицы Кагальницкой».
Требования к обучающимся:
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о своём крае, районе, станице;
- основы исторического прошлого родного края;
- сведения о своей школе и её героях;
- Государственную символику области, станицы;
- названия улиц станицы и историю их названий;
- основные заповеди природы.
- особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
- названия растений, животных, характерных для своей местности;
- стихи и песни о родном крае.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- уметь работать над проектом;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- целенаправленно читать литературу по определённой теме;
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- вести себя в общественном месте, в природе.
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
- презентовать свою работу.
Календарно – тематическое планирование 1 года обучения:
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | дата | |||
теор | практ | |||||
Географическое краеведение (5 часов) | ||||||
1 | Географическое положение, территория и границы Донского края. Рельеф. | 1 |
| |||
2 | Полезные ископаемые | 1 | ||||
3 | Водоемы Ростовской области | 1 | ||||
4 | Города и районы области. | 1 | ||||
5 | Растительный и животный мир | 1 | ||||
Историческое краеведение (10 часов) | ||||||
1 | Первые поселения на Дону. | 1 | ||||
2 | Тайны Донской земли | 1 | ||||
3 | Дикое поле. Нашествие монголо-татар. | 1 | ||||
4 | Казаки – люди вольные. Первые казачьи городки. | 1 | ||||
5 | Жилище казака. История вещей. Посуда. | 1 | ||||
6 | Казачьи символы. | 1 | ||||
7 | Яркие страницы истории земли Донской | 1 | ||||
8 | Яркие страницы истории земли Донской | 1 | ||||
9 | Дон в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||||
10 | Символы Ростовской области | 1 | ||||
Народная культура (5 часов) | ||||||
1 | Народности донского края. | 1 | ||||
2 | Казачьи семьи. Имена и фамилии казаков. | 1 | ||||
3 | Обычаи, обряды на Дону. | 1 | ||||
4 | Обычаи, обряды на Дону. | 1 | ||||
5 | Праздники на Дону | 1 | ||||
Литературное краеведение (3 часа) | ||||||
1 | Дон литературный | 1 |
| |||
2 | А.Калинин- донской писатель. | 1 | ||||
3 | Внук степей – Сергей Королев. | 1 | ||||
Экологическое краеведение (5 часов) | ||||||
1 | Что ты знаешь об экологии? | 1 | ||||
2 | Охрана рек, родников, водоёмов. | 1 | ||||
3 | Охрана животного мира | 1 | ||||
4 | Охрана растительного мира | 1 | ||||
5 | Проект «Красная книга Ростовской области» | 1 | ||||
Экскурсионно-исследовательское краеведение (7 часов) | ||||||
1 | История станицы Кагальницкой | 1 | ||||
2 | Станица в годы Великой Отечественной войны. |
| 1 | |||
3 | Знаменитые люди станицы. |
| 1 | |||
4 | Экскурсия в районный краеведческий музей | 1 | ||||
5 | Встреча с ветеранами ВОВ. | 2 | ||||
6 | Современная станица. | 1 | ||||
Итого: 35 |
Календарно – тематическое планирование 2 года обучения:
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | дата | |||
теор | практ | |||||
Географическое краеведение (4 часа) | ||||||
1 | Географическое положение, территория и границы станицы Кагальницкой. Рельеф. | 1 |
| |||
2 | Полезные ископаемые | 1 | ||||
3 | Водоемы | 1 | ||||
4 | Растительный и животный мир | 1 | ||||
Историческое краеведение (9 часов) | ||||||
1 | Яркие страницы истории станицы Кагальницкой | 2 | ||||
2 | Символы станицы Кагальницкой | 2 | ||||
3 | Станица в годы Великой Отечественной войны | 2 | ||||
4 | Освобождение станицы от немецко-фашистских захватчиков | 1 | 2 | |||
Народная культура (6 часов) | ||||||
1 | Народности станицы Кагальницкой. | 2 | ||||
2 | Обычаи, обряды . | 2 | ||||
3 | Праздники на Дону | 2 | ||||
Литературное краеведение (4 часа) | ||||||
1 | Внук степей – Сергей Королев. | 2 | 2 | |||
Экологическое краеведение (6часов) | ||||||
1 | Экологическая обстановка в станице кагальницкой | 2 | ||||
2 | Охрана рек, родников, водоёмов. | 1 | ||||
3 | Охрана животного мира | 1 | ||||
4 | Охрана растительного мира | 1 | ||||
5 | Проект «Красная книга станицы Кагальницкой» | 1 | ||||
Экскурсионно-исследовательское краеведение (6 часов) | ||||||
1 | История станицы Кагальницкой | 1 | ||||
2 | Знаменитые люди станицы. |
| 1 | |||
3 | Экскурсия в районный краеведческий музей | 2 | ||||
4 | Встреча с ветеранами ВОВ. | 2 | ||||
Итого: 35 |
Методическое обеспечение программы.
Методические рекомендации
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в дискуссиях.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде презентаций, докладов, рисунков, сообщений для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях краеведческого кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- беседы;
- практикумы;
- интеллектуальные игры;
-библиотечные уроки;
- дискуссии;
- творческие работы;
- исследования;
- экскурсии;
- путешествия;
- викторины;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- КВН;
- праздники;
- выставки;
- походы с осмотром краеведческих объектов.
Дидактические игры:
- «Помоги почемучке!»
- «Закончи предложение!»
- «Да или нет!»
- «Какие рыбы спрятались?»
- «Назови лишнее»
- «Составь слова»
- «Угадай, чьё это меню»
- «Составь пары»
Викторины
- Викторина «Наш край»
- Викторина «Что ты знаешь об экологии»
Для кружковцев домашние задания в разумных пределах являются обязательным. Они заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Материально- техническое обеспечение.
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Ростовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
На занятиях краеведческого кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Список литературы.
- Нагорный Б. На донском меридиане. Ростовское книжное издательство 1984г.
- Венков А.В. История донского казачества. Ростов-на-Дону. 2001
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Батайск. 2002
- Астапенко М.П. Природа и история родного края. Баро пресс.2004.
- Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростовское книжное издательство 1985г.
- Нагорный Б.А. Твой край родной. Ростовское книжное издательство 1988г.
- Левченко В.С. История донского края. Ростовское книжное издательство 1975г.
- Левченко В.С. Знай свой край. Ростовское книжное издательство 1977г.
- Истоия Дона в лицах. Ростов-на-Дону.2007.
- Кияшко В. Легенда и быль донских курганов. Ростовское книжное издательство 1972г.
- Ростовская область-святыня донская. Ростов-на-Дону. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мой край родной"
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Основная цель программы:...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"
Данная программа направлена на развитие у обучающихся мотивации к познанию родного края и расширение культурного опыта. Програм...
"Алтайский край-мой край родной".
Материал об Алтайском крае....
Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»
Комплекснаяинтегрированная программа «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и переселенцев из У...
Дополнительная образовательная программа "Любим мы родной язык"
Программа «Любим мы родной язык» помогает научить детей правильно и грамотно писать, обогатить речь обучающихся, обеспечить разностороннее развитие школьников.Образовательная программа &la...
дополнительная образовательная программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию "Смоленский край, навек любимый!"
Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию....