Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
статья на тему
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»
Более 18 лет я веду краеведческие занятия в своих классах, с учащимися начальной школы. И могу сказать, что краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в формировании мировоззрения, духовно – нравственных идеалов и убеждений школьников.
«Нельзя заставить приказом Родину любить. Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать».
Воспитание любви к родной земле - именно эта задача стала заглавной в моей деятельности по внедрению краеведения в практику работы школы первой ступени.
Основной формой работы были факультативные занятия по программе краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!», разработанной мною в соавторстве с заместителем директора Муромского историко – художественного музея Субботиной Е.А..
Программа подготовлена в 1997 году. Прошла экспертизу в городском Центре по работе с педагогическими кадрами Управления образования и была рекомендована к работе в школах первой ступени.
Для успешной реализации программы курса мною разработано его
методическое обеспечение: тематическое планирование, разработки уроков, рабочие тетради для учащихся, учебное пособие в 4 –частях, изданное в 2006 году Управлением образования администрации округа Муром.
Все разработанные материалы были представлены на окружных Ярмарках педагогических идей (2002 г., 2004 г., 2006 г.), получили высокую экспертную оценку.
Выступления и представленные материалы имели большой успех у коллег. Аудитория слушателей проявила живой интерес к краеведению как актуальному направлению образования и как инновационному курсу.
Материалы учебного пособия к авторской программе «Люблю тебя, мой край родной!» были востребованы при создании регионального учебника «Наш край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty_na_soveshchanii_vipkro.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
Об опыте работы
по реализации задач краеведческого курса
окружной программы «Люблю тебя, мой край родной»
и апробации регионального курса «Наш край»
(Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»)
«Нельзя заставить приказом Родину любить.
Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне
своей надо сформировать, воспитать»
Клещевникова В.И.
(начальник Управления образования
округа Муром)
В моей педагогической деятельности краеведческое направление давно является приоритетным. Сложилось это далеко не случайно, можно сказать, «исторически».
После отмены октябрятского и пионерского движения ушел в небытие идеал дедушки Ленина, а вместе с этим, как ни парадоксально, были потеряны и многие духовно – ценностные основы, которые помогали учителю в работе по воспитанию нравственных качеств личности наших маленьких школьников. Вот тогда, в обстановке деидеалогизации общества (1986 г.), и родилась идея построить воспитательную работу в своем классе на основе музейных экскурсий по знакомству с историей родного города.
В наше сложное время мы на многое уже смотрим по – иному, многое переоцениваем, но многое и открываем для себя заново.
В первую очередь это относится к нашему историческому прошлому, которое мы, как оказывается, знаем поверхностно.
Учителю выпала честь и доля в сложное время больших перемен не только передать детям все богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России.
Более 10 лет я веду краеведческие занятия в своих классах, с учащимися начальной школы. И могу сказать, что краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в формировании мировоззрения, духовно – нравственных идеалов и убеждений школьников.
«Нельзя заставить приказом Родину любить. Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать».
Воспитание любви к родной земле - именно эта задача стала заглавной в моей деятельности по внедрению краеведения в практику работы школы первой ступени.
Основной формой работы были факультативные занятия по программе краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!», разработанной мною в соавторстве с заместителем директора Муромского историко – художественного музея Субботиной Е.А..
Программа подготовлена в 1997 году. Прошла экспертизу в городском Центре по работе с педагогическими кадрами Управления образования и была рекомендована к работе в школах первой ступени.
Для успешной реализации программы курса мною разработано его
методическое обеспечение: тематическое планирование, разработки уроков, рабочие тетради для учащихся, учебное пособие в 4 –частях, изданное в 2006 году Управлением образования администрации округа Муром (с. 21 – 22).
Все разработанные материалы были представлены (с.24 - 26) на окружных Ярмарках педагогических идей (2002 г., 2004 г., 2006 г.), получили высокую экспертную оценку.
Выступления и представленные материалы имели большой успех у коллег. Аудитория слушателей проявила живой интерес к краеведению как актуальному направлению образования и как инновационному курсу.
Материалы учебного пособия к авторской программе «Люблю тебя, мой край родной!» были востребованы при создании регионального учебника «Наш край».
В прошлом учебном году в связи с внедрением в процесс обучения регионального курса «Наш край» в округе Муром решением ЦРПК УО был открыт проблемный семинар по теме «Совершенствование методов воспитания и развития младших школьников через краеведческий курс «Наш край». (по проблеме освоения нового курса)
Перед семинаром были поставлены задачи:
- познакомить учителей с содержанием методического обеспечения курса;
- рассмотреть методические приемы, рекомендованные автором программы Харчевниковой Е.Л., непосредственно в практике преподавания курса в школе 1 ступени;
-
Семинар, руководителем которого я являюсь, стал своего рода центром методической помощи и поддержки для учителей города в процессе освоения нового курса.
Также как и другие учителя города к освоению курса я приступила с начала прошлого учебного года. В своей практике преподавания использовала несколько скорректированный вариант тематического планирования уроков.
Новый вариант в большей степени проектировал возможность для изучения «местечкового» историко – краеведческого материала, но при этом также реализовал все поставленные программой задачи.
И это вполне оправданно, т. к. некоторые тематические уроки провести в местных условиях нашего города и района затруднительно или невозможно по причине отсутствия историко – культурных объектов, отмеченных автором программы как наиболее значимые для учебного ознакомления с историей родного края.
Содержание региональной программы
«Наш край»
2 класс Путешествие в Древнюю Русь
«...Откуда есть пошла земля Русская…»
(монах Нестор. Повесть временных лет.
Начальная русская летопись)
Учебно-тематический план.
№ | Раздел плана, темы | Кол-во часов |
Региональная программа «Наш край» | Из программы округа «Люблю тебя, мой край родной!» |
Славяне, Русь, Владимирская земля |
1 | Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир | Экскурсия «Здравствуй, музей!». Древнее племя мурома. Владимиро – Суздальская Русь. Крестители Мурома. | 2 |
2 | Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диарама обороны города от нашествия Батыя). | Сказки Муромской земли. Иван Климов. (Уч. Пособие, 1 год обучения) | 1 |
3 | История моего города/села | Мой родной город – моя малая Родина (Учебное пособие, 1 год обучения). | 1 |
4 | Урок-экскурсия по родному городу (поселку) | Экскурсия «Как жили наши далекие предки». | 1 |
5-6 | Моя родословная-летопись семьи | Страницы семейного альбома. Имя - что это? (Учебное пособие, 3 год обучения). | 1 |
Такой вариант планирования занятий по краеведению был представлен на первом заседании семинара и одобрен аудиторией слушателей. Скорректированный вариант также давал возможность использовать педагогам в работе учебное пособие к краеведческой программе округа, имеющееся в школьных библиотеках. А это решало большую проблему в начале 2006 – 2007 учебного года: образец регионального учебника для учащихся 2 класса поступил в школы лишь к концу 1 учебной четверти.
Работая по авторской программе «Люблю тебя, мой край родной!» я использовала в планировании уроков блоковую структуру. Один блок – это три урока: введение в тему, экскурсия, обобщающее занятие. В каждом четвертном разделе рассматривалось 2 – 3 блока.
Такая структура дает возможность достаточно цельно изучить общую тему каждой четверти и приобрести ученикам навыки краеведческой деятельности.
При освоении регионального курса «Наш край» по возможности я также использовала блоковый вариант изучения общей темы раздела года.
Экскурсия «Здравствуй, музей!». Древнее племя мурома. Владимиро – Суздальская Русь. Крестители Мурома. | 2 |
Сказки Муромской земли. Иван Климов. (Уч. Пособие, 1 год обучения) | 1 |
Мой родной город – моя малая Родина (Учебное пособие, 1 год обучения). | 1 |
Экскурсия «Как жили наши далекие предки». | 1 |
Страницы семейного альбома. Имя - что это? (Учебное пособие, 3 год обучения). | 1 |
Это удавалось особенно тогда, когда в плане имели место экскурсии.
Урок – экскурсия и музейный урок несколько отличаются по назначению и форме проведения. Но оба являются важной составляющей любого краеведческого курса.
Экскурсия любого вида и музейный урок дают возможность детям «потрогать время», познакомиться учащимся с историко – краеведческими объектами в их естественных условиях, дают возможность прямого контакта с культурой разных эпох. А это особо важно для формирования эмоционально - ценностного отношения учащихся к историко - культурному наследию своего народа.
1 сентября, начало школьного года, это праздник. Своих ребят я веду в музей, на первую экскурсию по краеведению. Малышей удивляет все: кости мамонта, наконечники стрел, черепки старинных горшков. И хотя эта экскурсия носит больше созерцательный характер, т. к. учитывается возраст маленьких экскурсантов, это - первые знания моих ребят о прошлом, об истории родного города.
На экскурсии дети узнают о древнем племени мурома и делают первое открытие о происхождении названия города. Знакомясь с легендой о мальчике Креке, хранителе огня, узнают какую роль играл огонь в жизни древнего человека и наших предков.
Это открытие поможет малышам выполнить творческое домашнее задание, подготовить рисунок на тему «Как жили наши далекие предки». (помощь родителей не отклоняется)
В познавательном диалоге дети знакомятся и с новыми словами. Работа по обогащению словарного запаса учащихся ведется систематически на каждом уроке по краеведению.
Музейные уроки можно разделить по назначению.
Вводные предшествуют изучению учебного материала по теме. Они проводятся с целью накопления фактического материала для теоретических обобщений и выводов.
Другие, напротив, проводятся с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по изучаемой или изученной теме на базе вещественных и письменных исторических памятников.
Аудиторные занятия дают простор творчеству самому учителю, предполагают разные формы проведения и использование активных приемов обучения. Игры, викторины, решение кроссвордов, конкурсы, заочные путешествия, драматические постановки – это стержень, который удерживает внимание и провоцирует интерес к содержанию урока.
Ярким примером использования разных форм работы в структуре урока может служить занятие «Там на неведомых дорожках» (открытый урок, проводился в рамках работы городской творческой группы по истории; материал позже использован в разработке урока по теме «Народные верования» 1 раздела региональной программы «Славяне». На протяжении всего занятия ведем с ребятами познавательный поиск – ищем ответ на вопрос: «Что это – загадочная Русь?». Вспоминаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья …», знакомимся с рассказом Ст. Романовского «Родина». Работая над значением слова «Русь», незаметно для себя мои маленькие исследователи выстраивают цепочку понятий - Родина – Русь – Россия – устанавливая их незримую историческую связь.
Вместе с героями поэмы – сказки Пушкина А.С. проникают в глубину веков. Путешествуя по «неведомым дорожкам» далекого сказочного прошлого, наблюдают и оценивают поступки героев, отмечают особенности одежды, вооружение витязей и былинных богатырей. Так приходят к заключению и осознанию факта, что с течением времени мир меняется.
В практической работе, сопоставляя образы древних славянских мифов с героями русских народных сказок и Муромского сказочника Ивана Климова, убеждаются в том, что народ бережно, с любовью, хранит свою культуру и историю.
Драматическая постановка – отрывок «Повести о Петре и Февронии», представленный на заключительном этапе урока, иллюстрирует понятия добра и зла, еще раз доказывая: сказка, былина, миф – это образная кладовая, что передает знания о нашем прошлом из поколения в поколение.
Наиболее трудная, но действенная форма активизации творческого потенциала школьника, способствующая формированию исторического сознания и пробуждению ощущения сопричастности к историческому процессу – это историко – этнографические игры, во время которых моделируется некая «знаковая» ситуация.
Моделирование культурно – исторических образов (фрагментов) на уроке в классе или в музее осуществляет глубокое усвоение учебного материала.
Знания, полученные в результате особым образом организованной исследовательской работы, привлекают и чувственные восприятия детей. Оставляют эмоциональный след в душе ребенка – ощущение радости и удовольствия.
Моя задача – определить такой этап урока, где моделирование будет наиболее уместно. Создавая условную модель культурно – исторического фрагмента, провоцирую ребят к поиску ответов на проблемные вопросы по изучаемой теме.
Таким образом можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к самому процессу познания, провоцировать желание к исследованию, к поиску информации, возбудить познавательный интерес.
Уже, как аксиома, принимается, что все объясненное, готовое интересует ребенка меньше, чем сам процесс исследования, открытия.
В гончарной мастерской. Село Коровино, Меленковского района.
Достаточно органично в проведение краеведческих уроков вписывается технология «музей в чемодане». Это урок (или его фрагмент) с использованием вещей, которые «исполняют роль исторического предмета».
В процессе урока раскрывается волшебная способность предметов быть символом своего времени, отражать господствующие в нем отношения, вкусы, свидетельствовать о происходивших событиях и свершившихся открытиях.
Давая детям возможность взаимодействовать с предметами старины – трогать их, рассматривать – вы ненавязчиво вовлекаете их в учебное исследование.
Именно так можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведет к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации.
«Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами», - звучат как завещание слова известного американского ученого Джона Дьюи.
Как вид моделирования следует рассматривать и театрализацию.
Театрализованные представления, посвященные национальным русским и христианским праздникам, уже широко используются в практике работы начальной школы.
Театрализация – наиболее гибкая и естественная форма обучения, которая помогает ребенку войти в мир истории, усвоить знания из области культурного наследия.
Включая в урок, экскурсию, праздник небольшую костюмированную интермедию, педагог поступит совершенно правильно методически и согласно программе курса.
Усвоение культурологического материала особенно продуктивно, когда дети не смотрят готовое действо, а сами разыгрывают его.
Краеведческий курс имеет ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семьей и является ядром воспитательной системы моего класса. Поэтому работу всей четверти чаще всего завершает совместное с родителями мероприятие, организованное в форме экскурсии, поездки, похода или праздника на краеведческую тему.
Проигрывание народных традиций – один из вариантов передачи «из рук в руки» народного бытового опыта. А ролевая форма общения заключает в себе особую эмоциональную привлекательность.
Учитывая способности и интересы своих ребят, для домашней работы предлагаю задания творческого и поискового характера. Предлагаю участвовать в работе и родителям. С этой целью часто использую «Тетради для творческих заданий», разработанных первоначально к учебному пособию программы «Люблю тебя, мой край родной!». Познавательные задания «Тетрадей» - от репродуктивного до творческого уровня – позволяют мне дифференцировать процесс обучения и осуществить контроль знаний, т. к. программа действует в модели безотметочного обучения.
На практических этапах уроков составляем семейные гербы и родословные, конструируем жилища древнего человека, лепим предметы крестьянской утвари, рисуем народные костюмы прошлого, фантазируем и мечтаем. Совершаем поездки и походы в города и села родного края.
На обобщающем занятии организуем просмотр выполненных работ и знакомимся с тематическими сообщениями. Лучшие сообщения «участвуют» в школьном конкурсе «Мои открытия».
Анализируя результаты работы по внедрению в свою педагогическую практику краеведческого курса, могу отметить, что дети, изучая историю края, с уважением относятся к природе и культурному наследию своего народа, искренне гордятся заслугами и достижениями земляков. Ребята стремятся строить взаимоотношения на основе нравственных ценностей - добра и взаимопомощи, что свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности их нравственных качеств.
Познавательная активность учащихся также позволяет судить о достаточно высоком уровне интереса учащихся к краеведению как предмету.
Анализ знаний свидетельствует о сформированности навыков в работе с документально – художественными источниками информации, овладении навыками групповой и индивидуальной самостоятельно – поисковой работы.
Учащиеся способны ориентироваться в образцах изделий народно – прикладного искусства края, рассматривая их как информативный источник об истории развития народного ремесла и искусства Владимирской земли.
Реализация учебно – воспитательных задач при изучении курса повышает и обеспичивает более «мягкий», безболезненный переход переход к изучению предмета истории в основной школе.
Подводя итог, следует сказать, что основная проблема в преподавании курса на начальном этапе (в 1 – ой четверти) – это отсутствие учебника (учебного пособия для учащихся).
Другая – это затруднения в организации контроля знаний учащихся: затруднялись самостоятельно разрабатывать тестовые проверочные задания, не имея верного представления о критериях оценки и результативности;
(вопрос проработан после выхода сборника ВИПКРО «Наша школа», № 1, 2007 г.).
И третья – материал учебника несколько сложен в плане «объемности», т. к. навык чтения у 2 – ков еще недостаточно хорошо сформирован.
Но «объемность» можно рассматривать и как достоинство. Ведь педагог, разрабатывая урок, имеет полное право использовать предлагаемый материал по принципу «мини – макс», избранно. И фрагментарно предлагая для работы учащимся на уроке или для домашнего ознакомления. А также в плане самообразования и подготовки своих монологов на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...
Люблю тебя, мой край родной! Сочинение
Краевой конкуурс сочинений "Люблю тебя, мой край родной!"...
Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"
сочинения учащихся 2 класса о родном крае...
Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"
Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....
Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"
Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....
Сборник творческих работ учащихся «Люблю тебя, мой край родной!»
Данный проект был приурочен к 75-летию образования Краснодарского края и реализован в январе – сентябре 2012 года. Итогом работы стало издание сборника творческих работ учащихся, выпущенного к 1...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ С ВНЕДРЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА "ЯМАЛ. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!"
Красота и богатство ЯНАО, запечатленная в музыке, живописи, поэзии коренного населения севера....