Программа дополнительного образования "Мой родной край"
рабочая программа на тему
Разработанная программа ориентирована на знакомство детей с обычаями, традициями, трудом людей, проживающих в данной местности, природой и своеобразием животного мира, знакомство с художниками, поэтами, народными умельцами, прославившими наш край, город, героями гражданской и Великой Отечественной войны, защищавшими свою родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_rodnoy_kray.doc | 890.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Юрьев-Польский детский дом»
«Согласовано» Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор ГКОУ ВО «Юрьев-
ГКОУ ВО «Юрьев-Польский детский дом» Польский детский дом»
___________/____________ФИО __________/__________ФИО
«____»___________2014 г. «____»___________2014 г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
(модифицированная)
«МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
воспитателя I квалификационной категории
Мурышкиной Ирины Александровны
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
«__»___________2014 г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
В настоящее время в условиях реформирования общественно-политического и экономического устройства страны, одним из важнейших направлений в деятельности воспитания детей является духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм в нашей стране - не что-то искусственно придуманное, навязанное нам извне. Это своеобразная идеология, корнями уходящая в глубину истории.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному городу или селу, родной речи - задача первостепенной важности. Эта любовь начинается с малого - с любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – ее истории, ее прошлого, а затем ко, всему человеческому, к человеческой культуре.
Разработанная программа ориентирована на знакомство детей с обычаями, традициями, трудом людей, проживающих в данной местности, природой и своеобразием животного мира, знакомство с художниками, поэтами, спортсменами, народными умельцами, прославившими наш край, город, героями гражданской и Великой Отечественной войны, защищавшими свою родину.
Каждый народ, населяющий нашу, страну имеет богатую культуру. От поколения к поколению передаются сказания, легенды, рассказываются сказки, прибаутки, загадки, поются колыбельные песни, аккумулирующие опыт предыдущих поколений. Человек всегда любил украшать свой быт, свой дом. Умения расписывать посуду, делать игрушки передаются от старших к младшим. Нельзя забывать и о славных традициях, связанных с историей и сегодняшним днем Юрьевского ополья. Рассказы о прошлом, о каких-то событиях или людях способствуют тому, чтобы мы, родившиеся и живущие здесь, еще больше полюбили землю наших предков, научились понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Чтобы каждый человек, понимая в каком чудесном месте, он живет, преумножал эту красоту, проявлял любовь к земле под названием малая Родина.
Цель:
Целью данной программы является формирование знаний о родном крае, привитие любви к своей малой родине.
Задачи:
1. Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.
2. Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.)
3. Развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
4. Учить детей включаться в коллективную деятельность, развивать навыки межличностного общения.
5. Развивать способность, наблюдать, строить предположения, делать выводы, развивать связную речь, воображение в процессе составления рассказов, описаний.
Характеристика. Краткое содержание.
Содержание реализуемой программы предназначено для проведения системы занятий в группах детей школьного возраста 7-15 лет в детском доме. Может быть использована для проведения индивидуальных занятий. Рассчитана на 3 года. Группы детей разновозрастные. На основе программы составлен годовой план, разработаны теоретические и практические задания для воспитанников, намечены творческие и культурно-массовые мероприятия. Основными формами организации работы с детьми стали занятия следующего характера:
- теоретические (видео-занятия, беседы, экскурсии, наблюдения, викторины)
- практические (выполнение различных эскизов, рисование, составление коллажей, изготовление игрушек, организация выставок, оформление стендов, подготовка к проведению праздников)
В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с обычаями, традициями, праздниками, приметами русского народа и населению нашего края, города. Ведется обучение детей изготавливать поделки, игрушки из разных материалов. Дети знакомятся с обрядовыми праздниками, их атрибутами. (Возраст детей 7-10 лет).
Во второй год обучения (возраст детей 10-12 лет) дети знакомятся с окружающей действительностью, узнают о природе, мире животных своего края, района, истории Ополья, города, о труде людей, о предприятиях, на которых трудятся люди, о местах отдыха, культурных центрах, о символике России и своего города, знакомятся с отдельными историческими моментами, связанными с нашим городом и краем.
В третий год обучения (возраст детей 12-15 лет) происходит знакомство с историческим прошлым своей малой родины, в глубокой связи переплетения с современностью, узнают о людях, прославивших наш город, наш край (поэты, писатели, художники), встречаются с известными людьми, посещают памятные места, организовывают выставки, конкурсы, обзорные тематические экскурсии по городу, знакомятся с архитектурой зданий, историей возникновения города, улиц, сел, деревень.
В программе нашла свое место интеграция основных направлений 3-х предметов: окружающий мир, краеведение и история, которые дети изучают в школе, что позволяет сформировать у воспитанников представление об окружающем, о своей малой родине, о своей значимости в ней, чувства любви, гордости за свой край, умение беречь и преумножать богатства родины, узнавать о историческом прошлом, о ее наследии.
Формы и методы обучения.
Содержание программы обуславливает необходимость использовать различные формы и методы обучения: познавательные экскурсии, индивидуальные и исследовательские занятия, викторины, встречи с интересными людьми, чтение исторической и художественной литературы, командные соревнования, брейн- ринги, оформление фото-стендов, книжных выставок, турнир краеведов, познавательные часы, литературные знакомства «Живет поэт в Юрьев-Польском», вернисажи, тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, выставка русского быта, просмотр фильмов, демонстрация наглядных материалов.
Условия реализации программы.
Реализация данной программы возможна при взаимодействии следующих условий:
- доступность учебного материала;
- поэтапное расширение и усвоение круга знаний и умений и переход их на более высокий уровень;
- соблюдение логической связи между отдельными разделами программ;
- достижение положительного результата программы произойдет благодаря созданию атмосферы сотрудничества;
- дифференцированный подход в обучении и воспитании в зависимости от возрастных, психо-физических особенностей детей;
- использование образовательных и воспитательных ресурсов в детской доме.
Результативность программы.
Реализация программы позволит получить следующие положительные результаты:
- приобщить детей к истокам национальной культуры и прошлому своей
малой Родины.
- глубже познакомить с историей города и района, культурой, традициями и повседневным бытом, местными ремеслами, обрядами и фольклором.
- вырабатывать систематические знания по истории, культуре малой Родины.
- развивать у детей любовь к своей земле, родному очагу, Отечеству.
В процессе приобщения к традициям, народным праздникам у детей расширяется кругозор, повышается интерес к познанию культуры, рождается чувство гордости за свой край, за свой народ, что оказывает значительное позитивное влияние на формирование ценностных ориентаций личности, ее социализации. Дети учатся ценить присущее каждому человеку стремление к красоте, доброте, украшению быта, сохранению традиций гостеприимства, взаимоуважения.
Поисковое собирательное направление в работе объединяет, настраивает на общение с людьми, на использование поездок по памятным местам с познавательной целью. Составление описательных рассказов, чтение историко-художественных очерков, стихов, заучивание пословиц, поговорок обогащают речь, пробуждают эмоции.
В результате реализации этой программы город получит образованных и культурных граждан, преданно любящих свой город, свой отчий дом, болеющих душой за свой край, живущих его проблемами.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
1 год
1. Названия месяцев по народному календарю (сентябрь - листопадник, октябрь - грязник).
2. Приметы, характерные для каждого времени года или месяца.
3. Виды творчества русского народа, называть их, уметь рассказывать (сказки, загадки, песенки, заклички, прибаутки, присказки, считалки)
4. Называть традиционные русские народные праздники, характеризовать их, называть атрибуты.
5. Называть обычаи русского народа, характеризовать их.
6. Делать поделки из природного материала, глины, маски папье-маше, аппликацию, рисунок по сказке.
7. Выполнять некоторые виды прикладного ручного труда (вышивка, плетение, выжигание и др.)
2 год.
1. Знать характерные особенности природы, животного мира своего края.
2. Знать исторические ценности нашего города (памятники). Где находятся. Кому сооружены.
3. Что такое музеи. Музеи нашего города. Где они расположены.
4. Уметь рассказывать о своем городе, о его современном облике (места отдыха, культурные центры, предприятия по обслуживанию и жизнеобеспечению населения).
5. Знать о труде людей нашего города, села. Уметь помогать взрослым и активно участвовать самим в благоустройстве родного города, территории своего дома.
6. Знать об историческом прошлом нашего народа.
7. Откуда произошли названия улиц нашего города.
8. Почему на гербе города лев и вишня?
9. Как возникла Россия. Символика страны.
10. Роль Петра Первого в истории России.
11. История создания книги.
12. Знать имена героев-земляков Великой Отечественной войны, о их подвигах.
13. Знать названия праздников наших дней. Их значение, традиции, атрибуты.
3 год.
1. Некоторые статистические данные о своем городе (численность населения, площадь города, количество улиц, сколько учебных средних заведений, сколько мостов в городе, сколько библиотек и т.д.).
2. Уметь рассказать об одной из улиц города, ее достопримечательностях.
3. Делать зарисовки о своем городе, план улицы.
4. Узнавать по фотографиям те или иные места.
5. Как произошли названия сел, деревень, церквей.
6. О людях, прославивших наш древний город (Петр Первый и его окружение. Никон Радонежский. «Князь с длинными руками». Багратион)
7. Люди, прославляющие наш город сейчас: называть имена и фамилии отечественных художников, поэтов, писателей, рассказывать об их творчестве.
Разделы программы. 1 год.
№ | Тема | Всего | Теория | Практ. |
1 | Месяцеслов (народный календарь) | 9 | 4,5 | 4,5 |
2 | Творчество русского народа (сказки, стихи, прибаутки, песни) | 7 | 2,5 | 4,5 |
3 | Обычаи, традиции и праздники | 12 | 4 | 8 |
4 | Мы умеем сами | 8 | 8 | |
36 | 11 | 25 |
Учебно-тематический план 1 года обучения
1. Народный календарь (месяцеслов)
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Сентябрь-листопадник | Наблюдение, исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Октябрь-грязник | Практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Ноябрь-полузимник. Осень - краса. | Конкурсно- развлекат. программа | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Декабрь-хмурень | Наблюдения, сравнения | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Январь-просинец | Практич. занятие, исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Февраль-лютень | Наблюдения, сравнения | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Март-протальник | Игра-викторина | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Апрель-цветень | Наблюдения, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Май-травень | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | 4,5 | 4,5 |
2. Творчество русского народа. Прикладное искусство.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | «Ехала деревня мимо мужика» (песенки, прибаутки, шутки, присказки) | Инсценир. игра, беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Промыслы (посуда, игрушки из глины, дерева, роспись). Что характерно для Ополья. | Беседа, исследование, сравнения | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Русский народный костюм. История создания. Шитье русского народного костюма для куклы. Украшение кокошника, костюма. | Исследование, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Вечер загадок «Небесный мир, явления природы». Панно из цветной бумаги. | Игра-практикум | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Русские народные сказки. «Лесной хозяин» в сказках. Сочинение своей сказки. | Тренинг, практич. занятие | 1 | 1 | |
6 | Викторина по сказкам, загадкам, песенкам, прибауткам. | Игра-викторина | 1 | 1 | |
7 | Дом, открой свою тайну. (Крестьянская изба – в музее) | Экскурсия | 1 | 1 | |
7 | 2,5 | 4,5 |
3. Обычаи, традиции, праздники.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Именины (Что в имени тебе моем) | Беседа, исследование, сравнение | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | День семьи | Праздничное представление | 1 | 1 | |
3 | Хлебосольство | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Колядки | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Масленица. Готовимся к Масленице – изготовление чучела Масленицы. | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Не попить ли нам чайку». (Традиции чаепития, умение заваривать чай). | Познавательная игра, практикум | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Жаворонки прилетели» (Выпекание птиц из теста) | практич. занятие | 1 | 1 | |
8 | Вербное воскресение (Приди весна-красна) | Фольклорный праздник | 1 | 1 | |
9 | Пасха – светлое Христово Воскресение. Крашение и роспись яиц. Украшение пасхального дерева. | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Выход в церковь (в воскресную школу). Встреча с отцом Сергием – настоятелем Христорождественской церкви. | Экскурсия, беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Праздник березки. Поляна игр «Твое любимое дерево» | Познавательная игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Традиции, русские народные праздники. (Итоговое занятие) | Игра-викторина | 1 | 1 | |
12 | 4 | 8 |
4. Мы умеем сами.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Выставка работ из природного материала (куклы из леса, овощей, соломы, трав и др.) | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
2 | «У нас сегодня Капустник. Учимся рубить и солить капусту, стряпать пирожки со свежей капустой. Рецепты, загадки, песни и др. | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
3 | Волшебная глина. Лепка игрушек, посуды | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
4 | Изготовление масок для колядок. Папье-маше, картон (старик, старуха, медведь, козел) | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
5 | Рисунок, аппликация по сказкам на тему «Лесной хозяин» (ткань, мех, бархатная бумага и пр.) | Вернисаж | 1 | 1 | |
6 | Готовимся к Масленице. Постройки из снега (горки, крепости, ворота и др.) | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
7 | Учимся печь блины. Рецепты, азбука кулинарии. | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
8 | Любимые виды ручного прикладного труда (вышивка, плетение, аппликация, выжигание и роспись) | Практич. Занятие | 1 | 1 | |
8 | 8 |
Разделы программы. 2 год.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Наш край (область) | 4 | 1,5 | 2,5 |
2 | Наш город | 8 | 3 | 5 |
3 | Труд людей нашего города, села. | 8 | 3 | 5 |
4 | Экскурсия в историю. | 8 | 4,5 | 3,5 |
5 | Праздники наших дней. | 8 | 3 | 5 |
36 | 15 | 21 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
1. Наш край (область)
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Наша область. Карта области. Что расскажет карта. | Исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Природа нашего края. | Беседа, игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Мир животных. | Беседа, кроссворд. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Коллаж «Наш край» (аппликация, лепка животных). | Практич. занятие | 1 | 1 | |
4 | 1,5 | 2,5 |
2. Наш город.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Целевая прогулка по валу, близлежащим улицам. Знакомство с планом города. Родоначальник Владимирского огородничества. | Беседа, исследование. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Родной город. | Беседа, составление рассказов. | 1 | 1 | |
3 | Музеи нашего города. Что такое музей. | Экскурсия, беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Выход в Дом культуры на представление, концерт. Знакомство с местами отдыха людей. | Практич. занятие | 1 | 1 | |
5 | Памятники родного края, родного города. Обзорная экскурсия на автобусе. | Экскурсия, наблюдение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Родной город. Предприятия по обслуживанию населения. Места отдыха, культурные центры (аптеки, магазины, больницы, библиотеки, стадионы, гостиницы, парикмахерские и др.) | Беседа на основе личных впечатлений, знаний. Экскурсия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Дорожные знаки в городе. Безопасность. | Исследование, экскурсия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Узнай, где я нахожусь. | Конкурс творческих сочинений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | 3 | 5 |
3. Труд людей нашего города, села.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Где трудятся люди нашего города. | Беседа, наблюдение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Как выращивают хлеб. Труд людей в селе. | Беседа, наблюдение. | 1 | 1 | |
3 | Посадка деревьев, кустарников. | Практич. Занятие. | 1 | 1 | |
4 | Экскурсия на производство (молокозавод, фабрику) | Наблюдение, беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Выставка изделий прикладного искусства детей и взрослых нашего детского дома. Создание площадки успешности. | Выставка поделок. | 1 | 1 | |
6 | Целевая прогулка по улицам города: наблюдение за трудом людей по благоустройству района, улиц, дворов. | Наблюдение, исследование. | 1 | 1 | |
7 | Благоустройство территории своего дома. | Практич. занятие | 2 | 2 | |
8 | 2 | 6 |
4. Исторические времена.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Беседа о том, как давали названия улицам. | Беседа, сравнение. | 1 | 1 | |
2 | История возникновения герба нашего города. | Беседа, исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Как возникла Россия. Символика страны. Гимн. | Беседа. Практич. занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Царь Петр Первый в истории России. | Беседа | 1 | 1 | |
5 | Как жили в прошлом веке. Выставка изделий народного прикладного искусства. | Выставка, беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | История создания книги. | Библиотечный урок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Наши герои-земляки | Экскурсия в Центр внешкольной работы | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Конкурс знатоков | Викторина | 1 | 1 | |
8 | 4,5 | 3,5 |
5. Праздники наших дней.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | День народного единства | Беседа, наблюдение. | 1 | 1 | |
2 | Новый год (традиции, обычаи, атрибуты) | Беседа на основе личного опыта, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Рождество. | Праздничное представление | 1 | 1 | |
4 | День защитника Отечества | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | 8 Марта | Праздничное поздравление, концерт | 1 | 1 | |
6 | День космонавтики. | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Так шли мы к Победе…» | Литературно-музыкальная композиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Конкурс знатоков «Назови атрибуты праздника» | Викторина, исследование | 1 | 1 | |
8 | 3 | 5 |
Разделы программы. 3 год.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Истории прошлого | 11 | 7,5 | 3,5 |
2 | Моя малая Родина | 14 | 3,5 | 10,5 |
3 | Люди, прославившие наш город | 10 | 4 | 6 |
4 | Экскурсии, прогулки | |||
35 | 15 | 20 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
1. Истории прошлого.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Голоса минувшего. Откуда произошли названия сел, деревень, церквей. | Беседа, наблюдение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Петр Первый, его окружение и связь с нашей малой Родиной (книга «Неспелые вишни») | Чтение познавательной литературы, беседа | 1 | 1 | |
3 | Ученик преподобного Сергия Радонежского. Осмотр исторических памятников, их архитектуры, внутреннего убранства | Беседа, экскурсия | 2 | 1 | 1 |
4 | Юрьевские князья (книга «Неспелые вишни») | Чтение исторической литературы | 1 | 1 | |
5 | «Князья с длинными руками». История возникновения родного города | Беседа, игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Юрьев-Польская жемчужина – Георгиевский собор» | Беседа, экскурсия, практич. занятие | 2 | 1 | 1 |
7 | Княжеская усобица | Чтение исторической литературы, игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Наши святыни «Троицкий собор» | Беседа, экскурсия, игра «Мы экскурсоводы» | 2 | 1 | 1 |
11 | 6,5 | 4,5 |
2. Моя малая Родина
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Вводное занятие «Знаешь ли ты свой город» | Брей-ринг | 1 | 1 | |
2 | Просмотр фильма «Очарование Юрьевского Ополья» | Просмотр фильма, беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Путешествие по улице Шибанкова | Прогулка, исследование | 1 | 1 | |
4 | Праздник улицы героя-земляка. | Экскурсия, игры | 1 | 1 | |
5 | Моя родная улица. Зарисовка плана улицы, на которой мы живем (улица 1 Мая) | Экскурсия, практич. занятие | 1 | 1 | |
6 | Чтение стихов о нашем городе, о природе, о людях. | Конкурс стихов | 1 | 1 | |
7 | Фотовыставка «Родные места» | Исследование, беседа, игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Наш город – глазами детей. Рисунки, аппликации о своем городе | Беседа, практич. занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Обзорная экскурсия по родному городу. | Экскурсия, наблюдение, сравнение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Во всю Ивановскую». Что ты можешь рассказать о главной улице нашего города – улице Шибанкова. | Игра-викторина | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | По историческим местам (село Ненашенское, село Городищи). | Исследование | 2 | 1 | 1 |
12 | Послание внеземным цивилизациям «Я расскажу вам про…(мой город, край)» | Игра-конкурс | 1 | 1 | |
13 | «Мой город в будущем». Защита своего проекта. | Практич. занятие | 1 | 1 | |
14 | 3,5 | 10,5 |
3. Люди, прославившие наш город.
№ | Тема | Форма проведения | Всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Манит земля Ополья. О талантах народа, отечественных живописцах (Поленове, Репине…) | Беседа, исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Экскурсия в художественную мастерскую | экскурсия | 1 | 1 | |
3 | Родные напевы. Стихи поэтов нашего города, района (В. Туговой, С. Торгова, А. Прогоннова, В. Фадеева, С. Рыбаковой) | Чтение литературы | 1 | 1 | |
4 | Встреча с писателем нашего города (С. Рыбаковой) | Встреча с интересными людьми | 1 | 1 | |
5 | П.И. Багратион – прославленный полководец Бородинского сражения. Посещение Бородинской панорамы в Москве. | Беседа, экскурсия | 2 | 1 | 1 |
6 | П.И. Багратион и наш край (село сима). | экскурсия, | 1 | 1 | |
7 | Солоухинскими проселками. Знакомство с творчеством писателя нашего края. | Встреча с библиотекарем, чтение познавательной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | К русскому писателю Солоухину В.А. в село Алепино | экскурсия | 1 | 1 | |
9 | 3 | 6 |
Традиционные праздники, чаепития, посещения мероприятий, зрелищ, встречи с интересными людьми, вечерние чтения книг
а) Солоухина В.А «Владимирские проселки»;
б) Фадеева В. «Русь Опольная»;
в) Хламова С. Ю. «Неспелые вишни», обзор газеты «Вестник Ополья».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Беспятова, Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: методическое пособие /Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев,- М.: Айрис Пресс, 2006,- 256с.
Город Св. Георгия: Юрьев-Польский в старой открытке /Авт.-сост. В.П. Машковцев,- Владимир: Посад, 2002,- 253с.: ил.
История Владимирского края: учеб. пособие /Под ред. Д.И. Копылова. - Владимир: Дюна, 2006.- 389с.
Календарь дат и событий Владимирской области /Администр. Владим. обл.- 3- е изд., доп. и перераб.- Владимир, 2008.- 174с.
Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию /С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Воронеж, 2006,- 272с.
Моделирование воспитательной системы: планирование, диагностика, досуговая деятельность /Авт.-сост. М.А. Павлова, - Волгоград: Учитель, 2009.- 238с.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей.- М.: Аркти, 2008.- 312с,- (Методическая библиотека)
Пэнэжко, Олег. Город Юрьев-Польский, храмы Юрьев-Польского района /Протоиерей Олег Пэнэжко.- Владимир, 2005,- 159с.: ил.
Сергеев, С. Георгий Победоносец - покровитель Юрьева /С.Сергеев //Вестник Ополья,- 2003,- 6 мая.
Современные технологии воспитательной работы /Авт.-сост. Т.В. Панафидина и др. - Волгоград: Учитель, 2009,- 233с.
Солоухин, В.А. Владимирские проселки: лирические повести/В.А. Солоухин. - Владимир: Посад, 2005,- 254с.
Тропинка: хрестоматия по литерат. чтению. Произведения писателей и поэтов Владимирского края,- Владимир, 2000,- 256с.
Хламов, Сергей. Два «дня»: «Седьмой» и «Юрьев»: историко-художеств. Очерки /Сергей Хламов,- Колчугино, 2008,- 66с.
Хламов, Сергей. Неспелые вишни: историко-худож. очерки /Сергей Хламов.- Кольчугино, 2006.- 91с.
Чернов, Г.В. Град Юрьев «в поле» /Г.В. Чернов //Вестник Ополья,- 2003,- 30
мая.
Юрьев-Польская старина: альманах. Вып. 1. ЯОрьев-Польская районная обществ, организация по изучению родного края,- Юрьев-Польский, 1999,- 63с.
Журналы «Читаем, учимся, играем», «Воспитание школьников».
Газета «Вестник Ополья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мой край родной"
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Основная цель программы:...
Программа кружка "Мой родной край"
Программа по внеучебной деятельности для 1 класса по направлению "Туристко-краеведческий"...
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Программа дополнительного образования «МОЙ КРАЙ».
Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения национальных идеалов, народных традиций, обычаев, обрядов. Патриоти...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
Программа кружка "Кубань родная-край казачий"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...
Программа кружка "Кубань родная-край казачий"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...