Рабочая программа по курсу "Край родной, как ты чудесен!"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Краеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc-38_2kray_rodnoy_kak_ty_chudesen.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу "Край родной, ты – край чудесный"
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Краеведение » для 2 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
- Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2 на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МАОУ СОШ №2 на 2016-2017 учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности
- авторской программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского
автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры естественно-
математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской
Федерации. ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год.
Курс краеведения «Край родной, ты – край чудесный» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс краеведения «Край родной, ты край - чудесный» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира во 2 классе.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
- психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
- основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
- теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
- закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы – дети природы» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры;
- в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Образовательная программа «Мы - дети природы» рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий
- Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);
- Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка, поход
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
Цель и задачи данной образовательной программы:
Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
Обучающие:
- развитие познавательного интереса к изучению природы края;
- приобретение знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- повышение интеллектуального уровня учащихся.
Развивающие:
- развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;
- привитие навыков познавательной творческой деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Учащиеся будут знать:
- Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
- Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.
- Писателей и поэтов округа, их творчество.
- Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.
Учащиеся будут уметь:
- Вести самостоятельные наблюдения в природе.
- Узнавать изученные растения и животных.
- Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.
- Работать с элементами народного творчества.
- Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, выступление – презентацию по изученному материалу.
Критерии результативности
- Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
- Участие в социально-значимых проектах;
- Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
- представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
- знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
- умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
- Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
- Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
- Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
- Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
- Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.
Для ученика:
- Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Край родной, ты – край чудесный»
№ темы | Тема | Кол - во часов | Тип учебного занятия | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Наш край ХМАО-Югра | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
2 | Что нас окружает? | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
3 | Живая и неживая природа. | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
4 | Явления природы. Народный календарь Югры. | |||||
5 | Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья. | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
6 | Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья. | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Практическая работа | ||
7 | Урок-экскурсия. Югорские леса и лесные чудеса. | 1 час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
8 | Урок-экскурсия. Югорские леса и лесные чудеса. | 1 час | Закрепление знаний. | |||
9 | Югорские леса и лесные чудеса. КВН. | 1 час | Обобщение и систематизация знаний | |||
10 | Ягоды нашего края. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
11 | Ягоды нашего края. | 1час. | Закрепление знаний. | Самостоятельная работа | ||
12 | Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда. | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
13 | Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры. | 1час. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
14 | Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры. | 1 час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
15 | Югорское разнотравье. Мхи и лишайники. | 1 час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Практическая работа | ||
16 | Наши грибы. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
17 | Лес даёт нам стол и дом. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
18 | Жилище народов Севера раньше и теперь. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
19 | Домашняя утварь – искусное мастерство северян. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Самостоятельная работа | ||
20 | Праздники в нашем доме. Медвежий праздник. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
21 | Праздники в нашем доме. У нас гости. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
22 | Праздники в нашем доме. У нас гости. | 1час | Закрепление знаний | Практическая работа | ||
23 | Дружная семья: дети помощники родителей. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
24 | Дружная семья: с мамы начинается Земля. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
25 | Дружная семья: наша бабушка. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
26 | Образы детей в Югорских сказках. | 1 час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
27 | Образы детей в Югорских сказках. | 1час | Закрепление знаний | |||
28 | Образы детей в Югорских сказках. | 1 час | Закрепление знаний. | |||
29 | Игры и игрушки детей Югры. | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
30 | Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси. | 1 час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Самостоятельная работа | ||
31 | Народный календарь. | 1 час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
32 | Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва" | 1час | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | |||
33 | Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы" | 1 час | Изучение и закрепление знаний. | |||
34 | Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый» | 1 час | Обобщение пройденного материала | КР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш.
Рабочая программа с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...
Рабочая программа по русскому родному языку 3 кл по программе
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...
Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл по программе
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «...
Рабочая программа по курсу "РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 1 класс (3 ч.)
Рабочая программа для 1 класса...