Рабочая программа по курсу "Край родной, как ты чудесен!"
рабочая программа (2 класс)

Людмила Дмитриевна Лаврентьева

Рабочая программа по курсу "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.doc-38_2kray_rodnoy_kak_ty_chudesen.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу "Край родной,  ты – край чудесный"

Пояснительная записка.

Рабочая    программа    курса «Краеведение » для   2 класса на 2016-2017 учебный год составлена  на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 

  •  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  •  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
  •  Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189           «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
  •  Основной образовательной программы  начального общего образования МАОУ СОШ №2   на 2016-2017 учебный год;
  • Учебный план МАОУ СОШ №2   на 2016-2017 учебный год;
  • Положение о структуре, порядке  разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности
  • авторской программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского

автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры естественно-

математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской    

Федерации.   ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год.

Курс краеведения «Край родной, ты – край чудесный» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Курс краеведения «Край родной, ты край - чудесный» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования  у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира  во 2 классе.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
  • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы – дети природы» заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

               Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

  • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;
  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры;
  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

Образовательная программа «Мы - дети природы» рассчитана на 1 год.

                Формы и режим занятий

  • Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);
  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

                Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

                 Формы проведения

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий

                 Цель и задачи данной образовательной программы:

Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

Обучающие:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы края;
  • приобретение знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном  органическом единстве;
  • повышение интеллектуального уровня учащихся.

Развивающие:

  • развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;
  • привитие навыков познавательной творческой деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
  • привитие навыков здорового образа жизни.

            Ожидаемые результаты реализации программы:

Учащиеся будут знать:

  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
  • Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.
  • Писателей и поэтов округа, их творчество.
  • Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.

Учащиеся будут уметь:

  • Вести самостоятельные наблюдения в природе.
  • Узнавать изученные растения и животных.
  • Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.
  • Работать с элементами народного творчества.
  • Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, выступление – презентацию по изученному материалу.

Критерии результативности

  • Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 

  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Список литературы по реализации программы.

     Для учителя:

  1. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
  3. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
  4. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
  5. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
  6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

       Для ученика:

  1. Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Край родной, ты – край чудесный»

темы

Тема

Кол - во

часов

Тип учебного занятия

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

 1

Наш край ХМАО-Югра  

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 2

Что нас окружает?  

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 3

Живая и неживая природа.  

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 4

Явления природы. Народный календарь Югры.

 5

Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 6

Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Практическая работа

 7

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса. 

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 8

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

1 час

Закрепление знаний.

 9

Югорские леса и лесные чудеса. КВН.

1 час

Обобщение и систематизация знаний

 10

Ягоды нашего края.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 11

Ягоды нашего края.

1час.

Закрепление знаний.

Самостоятельная работа

 12

Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 13

Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 14

Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 15

Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Практическая работа

 16

Наши грибы.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 17

Лес даёт нам стол и дом.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

18

Жилище народов Севера раньше и теперь.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 19

Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Самостоятельная работа

 20

Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 21

Праздники в нашем доме. У нас гости.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 22

Праздники в нашем доме. У нас гости.

1час

Закрепление знаний

Практическая работа

 23

Дружная семья: дети помощники родителей.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 24

Дружная семья: с мамы начинается Земля.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 25

Дружная семья: наша бабушка.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 26

Образы детей в Югорских сказках.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 27

Образы детей в Югорских сказках.

1час

Закрепление знаний

 28

Образы детей в Югорских сказках.

1 час

Закрепление знаний.

 29

Игры и игрушки детей Югры.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 30

Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Самостоятельная работа

 31

Народный календарь.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 32

Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва"

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 33

Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы"

1 час

Изучение и закрепление знаний.

 34

Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»

1 час

Обобщение пройденного материала

КР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш.

Рабочая программа  с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш....

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по русскому родному языку 3 кл по программе

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл по программе

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «...