Урок обучения грамоте в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте. Буквы Ч ч ,звук [ч'] В уроке принимают участие перчаточные куклы Знайка и Незнайка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_obucheniya_gramote_1__klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1  класс.

Тема урока: Звук [ч’], буквы Ч ч.

На уроке применяется фронтальное, индивидуальное, парная и групповая работа. Применяется ТРКМЧП (приём «Корзина идей»)

 Обучение грамоте 1  класс.

Тема урока: Звук [ч’], буквы Ч ч.

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с новыми буквами и звуком; учить детей находить новые буквы, обозначать звуком, читать слоги и слова с новой буквой.

Развивать умение применять полученные знания, выдвигать идеи, анализировать, сравнивать, обсуждать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь.

Создать условия для формирования познавательного интереса учащихся; воспитывать культуру общения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

-Возьмём в дорогу с собой умение и хорошее настроение.

С нами вместе наши друзья Знайка и Незнайка.

-Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Пустим стрелы прямо в цель. Всё сумеем, ты поверь.

Учащиеся имитируют выпускание стрелы в цель, выбирая при этом цвет попадания.

2. Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.

-Давайте вспомним «секреты звуков». С нами вместе будут Знайка и Незнайка.

Незнайка .

-А кто такие Тим и Том?

Знайка.

 -А я хочу чтоб вы вспомнили «секрет». Учащиеся, которые его не знают, делают ошибки, когда пишут.

-А сейчас вы все вместе со Знайкой и Незнайкой напечатаете буквы с «секретом» в тетради, а наши друзья- на доске.

-Посмотрите звуки каких букв написали на доске Знайка и Незнайка. Сравните со своими записями. Кто согласен со Знайкой? А кто согласен с Незнайкой? Встаньте по разные стороны.

-Давайте посмотрим кто прав.

-Молодцы, ребята. С заданием справились, хорошо запомнили «секрет». ЖИ и ШИ- это первая Ваша орфограмма. Мы договорились со Знайкой, что он выполнит задание неточно.

-Мы знаем звуки-певицы, они гласные.

-Буква одна, а звука два. Это я,ё,ю,е. Это не всегда.

А ещё друзья Тима и Тома.

-Согласные бывают мягкие и твёрдые.

Работа выполняется.

-Знайка! Он всегда всё знает. ( на доске [ж])

-Незнайка. ( на доске [ж],[ш]).

Идёт обсуждение.

Учащиеся спорят и отстаивают свою точку зрения.

3. Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с Вами с новыми буквами и звуками и узнаем ещё один «секрет».

-Я предлагаю Вам прочитать слова, написанные на доске. Кто прочитает- говорит мне на ушко.

-Молодцы. Все прочитали правильно. Покажите мне букву, с которая вам сегодня встретилась впервые.

-Заполним «Корзинку идей» .

Какая буква у нас сегодня хозяйка? Кто мне назовёт  тему урока?  Скажите, чем мы будем заниматься?

-Спасибо за идеи! Корзинка полна, в путь!

Учащиеся читают, подходят, сообщают слова.

Учащиеся выбегают к доске и показывают  букву Ч, обращают внимание на то, что она стоит в разных местах.

На доске слова «чудо», «мечта», «учитель», «зайчик», «мечтать», «чудесный».

Учащиеся, которые читают быстро выполняют дополнительное задание в группе.

- Это буква Ч. Тема нашего урока про эту букву и звук. А ещё мы должны узнать «секрет».

Учащиеся говорят о том, что при знакомстве с новой буквой они читают и выполняют  много интересных заданий.

 

4. «Открытие» учащимися нового знания.

-Открываем Азбуку на странице 95.

Незнайка пытается выяснить у Знайки «секрет». Знайка говорит Незнайке, что ребята его уже открыли и сейчас всё ему объяснят.

Учитель хвалит ребят и сообщает, что они познакомились с новой орфограммой – ЧА пиши с буквой А, ЧУ  пиши с буквой У.

Учащиеся находят букву, печатают её, говорят о том, для чего в Русском языке нужна большая буква. В руках у учащихся появляется карточка со значком «!», это значит, что они обнаружили что-то необычное. Дети сообщают, что на странице только один квадратик звука [ч‘] и два столбика для чтения. Произносится звук  [ч‘], читаются слоги, производится звуковой анализ слов.

Несколько учеников замечают, что  в слоговых столбиках ЧА и ЧУ выделены цветом.

Учащиеся рассказывают, что у буквы Ч только один звук, он всегда мягкий, что рядом с Ч буквы А и У, а читается мягко.

5. Первичное закрепление.

Учащиеся задают Знайке и Незнайке вопросы по теме.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Прочитайте слова на странице 96. Найдите слова, соответствующие схемам на доске.  Выполните самопроверку. Кто не допустил ошибок поставьте на полях тетради «+», кто немного сомневался- «?», кто допустил ошибки и ему нужно потренироваться- «-«.

Учитель даёт задание для детей, быстро выполнивших работу.

Проводится беседа о результатах выполненной работы, делается общий вывод.

Выполняют задание; затем самопроверку по эталону.

Самооценка деятельности.

Учащиеся быстро выполнившие работу, выбирают задание по желанию:

  1. консультант;
  2.  обсуждение в группе пословицы стр. 96.

7. Динамическая пауза.

8.Включение нового знания в систему знаний.

1. Чтение текста «Лесная школа»

Вопросы по содержанию. Кто открыл в лесу школу? Какая это была лесная школа? Какой урок был первый? Как читали ученики? Как оценивал чтение учитель.

2.Упражнение «буксир».

-Волчата-драчуны бегали и всем досаждали.

-И только зайцы… скучали.

-Ученики открыли азбуки и начали читать.

-Можно ли было заменить слова в учебнике на слова, которые читал учитель?

3.Упражнение «финиш»:

1з. чтение до слова «скучали»

2з.(для хорошо читающих детей) читают до нахождения ответа на вопрос «Как  читали ученики лесной школы?»

Текст читают ученики с хорошей техникой чтения.

Ученики отвечают на вопросы по содержанию.

-Докучали!

-Зайчата!

-Буквари! Стали!

Ученики отвечают, что можно, так как слова близкие по смыслу.

Учащиеся выполняют упражнение «финиш». Учащиеся, читающие хорошо, объединяются в пары или в группы, отвечают на вопрос, изображая ответ в лицах.

9. Рефлексия.

Появляется Знайка и Незнайка.

Незнайка.

-Спасибо вам, ребята! Без вас я никогда не научился бы читать слова с буквой Ч.

Учитель.

-Грач-учитель огорчился и проворчал: «Слушать такое чтение- для меня мучение». Как вы думаете, я хотела бы кому-то сказать такие слова?

- Конечно ,нет! Потому что вы у меня- МОЛОДЦЫ!

-Ребята, а вы попали в цель, которую ставили себе?  Покажите цвет своего попадания?

Покажите мне карточку своего настроения.

 Я вижу, что многие попали в ту цель, которую наметили. Буква Ч будет нашей гостьей ещё 2 урока. Я уверенна, все попадут в желаемую цель.

Высказывания детей.

Учащиеся показывают цвет попадания.

Учащиеся показывают  карточку настроения.

10. Итог урока.

Знайка.

-Незнайка, перечисли всё, чем ты занимался на уроке.

Незнайка.

- Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Учитель.

-Хорошо, Незнайка! Мы тебе поможем.

-С какой буквой и звуком мы сегодня познакомились? Удалось ли нам прочитать слоги и слова с этой буквой? Хорошо ли мы справились с работой над текстом?

О чём или о ком рассказ «Лесная школа»?

Знайка.

-Можно мне вопрос? Какой секрет у звука [ч‘] ?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, Знайки и Незнайки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...