Методическая разработка КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РАДУГА ЭМОЦИЙ»
методическая разработка (2 класс)

Быргазова Надежда Борисовна

Использование различных арт-терапевтических технологий в настоящее время  приобретает все большее значение в сфере коррекционной работы с детьми. Одним из видов таких технологий, который я применяю в своей работе, является эбру-терапия, так как  предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка. Дети с ОВЗ отличаются замкнутостью, тревожностью, раздражительностью, подвержены быстрому утомлению.

Уникальность эбру состоит в том, что ребенок, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Ученик будет в восторге от конечного результата, таким образом создаётся ситуация успеха, и этот фактор особенно ценен в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ребёнок начинает верить в свои возможности.

Эбру-терапия способствует проявлению индивидуальности, фантазии, повышает эмоциональный фон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotk_raduga_emotsiy.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования

Иркутской области

Методическая разработка

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ «РАДУГА ЭМОЦИЙ»

Автор:

педагог-психолог

Быргазова Надежда Борисовна

МОУ СОШ №5 УКМО

2024 г.

Аннотация к занятию

Класс/группа. Психолого-коррекционное занятие для обучающихся  начальной школы. Занятия по развитию сенсомоторики и эмоциональной сферы, которые реализуются во внеурочное время.

Тема        «Радуга эмоций» с использованием эбру-терапии

Тип занятия Коррекционно-развивающее

Возрастная группа: дети 7-8 лет с ОВЗ: легкая умственная отсталость

Время реализации занятия         30 минут

Цель: развитие психомоторики и сенсорной сферы обучающихся.

Задачи обучения:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Дать представление детям о технике рисования на воде.
  • Расширять и обогащать практический опыт детей в творческой деятельности.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, цветовое восприятие.
  • Воспитывать чувства сопереживания, эмоциональный отклик, интерес и желание создавать цветы.

Ориентация на результаты:

Предметные результаты:

  • Расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения.
  • Снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.
  • Повышение уровня самоконтроля и самооценки.

Обучающиеся будут учиться:

  • Техники рисования ЭБРУ
  • Понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно их выражать, контролировать;
  • Использовать приемлемые способы снятия внутреннего напряжения;

Регулятивные: учиться выражать свои чувства в отношении педагога  и одноклассников; работать по предложенному плану.

Познавательные: учиться навыкам рисования на воде; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками; строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: учиться понимать эмоции, чувства, настроение,  их мимические проявления, а также  передавать эмоциональные состояния свои и чужие, уметь слушать одноклассников.

Личностные: учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Место занятия в системе внеурочной деятельности. Это коррекционно-развивающее занятие, направленное на обобщение и систематизацию у обучающихся ранее приобретённых знаний: рисование, воображение, копирование, умение находить главное.

Краткая психолого – педагогическая характеристика занятия.

Наряду с развитием общих способностей предполагается исправление психофизического развития обучающихся и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Предполагается проведение индивидуального или  занятия с наполняемостью группы от 2 до 4 человек.

Использование различных арт-терапевтических технологий в настоящее время  приобретает все большее значение в сфере коррекционной работы с детьми. Одним из видов таких технологий, который я применяю в своей работе, является эбру-терапия, так как  предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка. Дети с ОВЗ отличаются замкнутостью, тревожностью, раздражительностью, подвержены быстрому утомлению.

Уникальность эбру состоит в том, что ребенок, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Ученик будет в восторге от конечного результата, таким образом создаётся ситуация успеха, и этот фактор особенно ценен в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ребёнок начинает верить в свои возможности.

Эбру-терапия способствует проявлению индивидуальности, фантазии, повышает эмоциональный фон.

Ресурсы, оборудование и материалы:        компьютер, проектор, поддоны с раствором, краски для Эбру-рисования, деревянные палочки, стаканы с водой, влажные салфетки, бумажные салфетки, листы А4, бумажные птички (желтые, красные, зелёные) для самооценки занятия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

Фаза урока/занятия/мероприятия

Этап урока, направление деятельности

Формы, методы и приемы работы

Действия, деятельность педагога

Деятельность обучающихся к достижению запланированных результатов

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в волшебную страну «Эмоциональная радуга». Эта страна отличается от других тем, что люди в ней не грустят, они всегда находятся в хорошем настроении.

Ребята, скажите, какие бывают эмоции у людей? (ответы обучающихся). А какое у вас сейчас настроение? На доске для вас прикреплены смайлики с разными эмоциями. Возьмите себе смайлик с той эмоцией, которая вам подходит под ваше сегодняшнее настроение.

Обучение понимать эмоции, чувства, настроение,  их мимические проявления и значение

Приветствие детей, заряд хорошим настроением 

Обучающиеся фиксируют эмоциональное состояние людей в тот или иной период

Мотивация

Ребята, мы с вами научимся рисовать волшебные рисунки, от которых у всех будет подниматься настроение.

Но прежде примите удобное для себя положение. Посмотрите на экран, вы сейчас увидите  волшебство. Оказывается красками можно рисовать на воде.

Видео-ролик «Рисование ЭБРУ»

Создание атмосферы заинтересованности

Дети просматривают видеоролик, заряжаются положительной энергией

Ознакомительный

Вы когда-нибудь пробовали рисовать на воде? Хотите попробовать? Эта техника рисования называется ЭБРУ

Вопросы проблемного характера

Организует постановку проблемных задач.

Отвечают на вопросы

Основной этап

Ребята, вода для рисования у вас уже налита в ванночки.

Возьмите бутылочку с краской и набрызгайте ей на воду. Посмотрите, краска не растворилась, а красиво легла на поверхность. Возьмите другую краску, но не более 3 – 4 цветов, и набрызгайте опять на воду, можете так повторить и с другими красками. Краски не смешиваются, а медленно передвигаются по поверхности воды. Для создания волшебных узоров нам понадобится палочка с заостренным концом, гребень или кисточка. Работать нужно аккуратно и плавно. Посмотрите, какие необычные и красивые узоры у нас получаются. Сейчас начинается настоящее волшебство.  Аккуратно кладём на воду краски и вытягиваем их по краю. Что произошло?

Знакомство с техникой ЭБРУ

Рассказывает последовательность рисования

Создает атмосферу заинтересованности. Побуждает к высказываниям.

Рассматривают получившиеся узоры. Отвечают на вопросы.

Динамическая пауза

Физминутка «Как живешь…»

Показ двигательных движений

Выполняет с детьми движения

Выполняют движения по показу педагога

Завершающий

А теперь, возьмите листы бумаги и плавно приложите их к вашим узорам. Какое чудо получается у каждого из вас! Аккуратно положите свои листы на стол. Обратите внимание, что узоры не повторяются.

Играет  спокойная музыка

Наблюдает творческий процесс, помогает в случае затруднения

Вовлечены в творческий процесс. Дети удивляются своей работой.

Рефлексия

У вас получись замечательные узоры! У меня сразу поднялось настроение. А у вас?

Ребята, если у вас изменилось настроение, то возьмите себе тот смайлик, который символизирует ваше настроение. Если не изменилось, то оставьте себе свой смайлик. Ребята, покажите свои смайлики.  Как ваше настроение? Понравилось творить волшебство.

Сюрпризный момент

Рефлексия

Создание ситуации успеха 

Побуждает детей к самооценке

Высказывание по поводу выполненных работ.

Использованная литература:

1. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016.

2. Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013.

3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2011. 128 с. 7. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. М. Академия, 2001.  

4. https://ya.ru/video/preview/7840719831315824031

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Методическая разработка коррекционно - развивающего занятия для детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики рук и других психических функций....

методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Эмоции и эмоциональные переживания"

ЦЕЛЬ: ознакомить детей с различными эмоциональными переживаниями.ЗАДАЧИ:научить детей узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям (мимика, жесты);обучение произвольному выражению различны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ НА ТЕМУ - «СБОР УРОЖАЯ ОСЕНЬЮ – ОВОЩИ» (2 КЛАСС, ШКОЛА 8 ВИДА, 2 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ  НА ТЕМУ -   «СБОР УРОЖАЯ ОСЕНЬЮ – ОВОЩИ» (2 КЛАСС, ШКОЛА 8 ВИДА, 2 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ)....