Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети знакомятся с основными эмоциями (злость, радость, испуг, удивление) - учатся их распознавать, определять признаки различных эмоциональных проявлений, а также определять эми оциональное состояние в соответствии с различными ситуациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_emotsiy_novoe.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
города Липецка «Университетская»
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций»
(из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития»
по профилактике школьной дезадаптации).
Подготовила: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Люфт Ольга Владимировна
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций».
Цели:
образовательная - формирование эмоционально-волевой сферы;
развивающая - развитие произвольного внимания и коммуникативных навыков;
воспитательная - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Задачи:
1. знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей;
2. содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;
3. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;
4. создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Цель: создание эмоционально комфортной атмосферы, введение в тему занятия.
Материалы: перчаточная кукла Незнайка или игрушка, интерактивная доска или экран, подборка моментов из мультфильма.
Описание:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу лицом, поприветствуйте друг друга по имени и улыбнитесь.
Посмотрите, ребята, кто пришел к нам сегодня в гости? Как зовут этого героя? Какое настроение у Незнайки, как вы думаете? Как вы это определили? Помните, ребята, Незнайка жил в Цветочном городе и у него был много друзей-коротышек.
Давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним их!
(По каждому фрагменту попросить детей определить настроение персонажа-какое настроение у …?. Примеры на доске-таблички с эмоциями).
- «Незнайка за рулем» - 4-ая минута. Что чувствует Торопыжка и остальные коротышки? Используйте опорные слова на доске.
- «Незнайка за рулем» - 10:50. Что чувствует Пончик, Винтик и Шпунтик?
- «Незнайка за рулем» - 17:40. Какое настроение у Незнайки?
- «Воздушный шар» - 14:15. Что чувствует Знайка?
- «Незнайка-художник» - 10:04. Что чувствует Гунька?
Психолог: Ребята, мы с вами увидели, что у героев было разное настроение.
Ребята, а кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
(Об эмоциях, о настроении……)
Правильно, и знаете учеными доказано, что на наше настроение и самочувствие влияет цвет.
Красный цвет повышает активность помогает избавиться от сомнений страхов и вселяет в человека решимость и оптимизм, но в то же время этот цвет предупреждают об опасности.
Оранжевый и желтый – цвет радости, веселья и счастья.
Зеленый цвет – он успокаивает и освежает, это цвет природы и весны.
Голубой цвет – цвет прохлады, спокойствия, расслабления.
Фиолетовый цвет – цвет чувствительности, капризности.
Психолог: Ребята, скажите, а в каком явлении природы мы наблюдаем сразу все эти цвета? (Радуга).
В радуге это соединение не только цветов, это ещё и целый спектр эмоций – от спокойствия, умиротворения до бурной радости, оптимизма и счастья.
Ребята, а кто может сформулировать тему нашего занятия?
(Тема «Радуга эмоций»).
Правильно! Мы будем с вами учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
II. Основная часть.
Упражнение "Найди половинку".
Цель: развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.
Материалы: заготовки бланков с нарисованными эмоциями (портреты гномиков), музыкальная композиция.
Описание:
Психолог: Ребята, мы уже немного научились узнавать эмоции, а для того, чтобы лучше их запомнить, мы поиграем с вами в игру «Найди половинку». Правила игры: каждый из вас получает половинку от целой картинки. Я включаю музыку и пока она играет ваша задача найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.
(Звучит музыка, дети выполняют задание)
Психолог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте посмотрим, какое настроение у каждой из картинок.
(По очереди дети отвечают на вопрос: - Какая эмоция? - Как вы это определили? Дети описывают эмоции)
Психолог: Ребята, вы все правильно говорите, а это значит, что эмоции мы можем определить по выражению лица. И чтобы потренироваться в выражении этих эмоций мы с вами сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется "Эмоциональная гимнастика".
Упражнение «Эмоциональная гимнастика»
Цель: развитие умений выражать и определять различные эмоциональные состояния.
Материалы: не требуются.
Описание:
Психолог: А теперь ребята, каждая пара продемонстрирует нам ту эмоцию, которая у них получилась.
(Психолог по очереди вызывает каждую пару).
Психолог: Ребята, вы чувствуете здесь обиду, радость и т.д. Молодцы, у вас правильно получилось выразить свою эмоцию с помощью мимики.
Мы совсем забыли про нашего друга Незнайку, а он к нам пришел не с пустыми руками. Он принес нам…. Кто догадался? Цветик – семицветик. Это не простой цветок, он волшебный. Посмотрите - у него разноцветные лепестки и на каждом лепестке для вас, ребята, приготовлено задание. Каждый из вас оторвет лепесток, на котором написано начало предложения, а вам необходимо придумать его окончание.
(Психолог подходит к каждому из ребят, лепесток отрывается и читается задание - ребенок должен закончить предложение (Мне грустно, когда…, Мне обидно, когда..., и т.д.).
Психолог: Ребята у вас у всех все получилось, вы молодцы! А сейчас немного отдохнем. Я попрошу вас встать, быть внимательными и повторять за мной движения.
(Вызвать одного ребенка к доске. Физминутка).
III. Заключительная часть.
Психолог: Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог и проверим все ли из вас научились различать эмоции? А для этого сыграем в игру «Конструктор эмоций».
Упражнение «Конструктор эмоций».
Цель: закрепление представлений детей об эмоциональных состояниях.
Материалы: конверты по числу участников, листы А4 по числу участников, части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей-карандаш, музыкальная композиция.
Описание:
Психолог: В каждом конверте наборы частей лица. Вам необходимо из частей сделать аппликацию. Открывайте свои конверты, доставайте содержимое и принимайтесь за работу.
(Под музыку дети создают аппликации).
Психолог: Я вижу вы уже готовы. А скажите ребята, у всех ли аппликации получились одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Они отличаются настроением). Какая эмоция у вас получилась?
(Дети по очереди отвечают, эмоции вывешиваются на магнитную доску)
Психолог: Молодцы, ребята, у нас получилась целая галерея различных эмоций!
IV.Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия.
Материалы: магниты двух цветов (синего и желтого), смайлики желтого цвета.
Психолог: Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним - о чем мы сегодня говорили и что нового узнали на занятии? А скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? Мне хотелось бы, чтобы вы вышли к доске и передали свое настроение и впечатление от занятия, используя цвета радуги. Спокойное или грустное настроение можно обозначить магнитом фиолетового, синего или зеленого цветов; если вам радостно и весело используйте желтый, оранжевый и красный цвета.
Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение и дарю вам желтые смайлики. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...
ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа"
Пояснительная запискаНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к ново...
Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...