Психологическое занятие "Секреты общения"
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Аленичева Маргарита

Опорный конструкт занятия с обучающимися 1-4 классов в рамках проведения Недели психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sekrety_obshcheniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 4 класса по теме: «Секреты общения»

Опорный конструкт занятия с обучающимися 1-4 классов в рамках проведения Недели психологии.

Цель: развитие коммуникативных компетенций обучающихся 1-4 классов.

1. Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

2. Научить навыкам позитивного общения обучающихся.

3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

Используемые материалы:

  • презентация PowerPoint;
  • картинки на каждого участника в виде солнца, звезды, тучи;
  • карточки со словами к упражнению «Крокодил»;
  • Цветные карандаши;
  • Листы А4;
  • Памятки на каждого ребенка о секретах и правилах общения.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу». Упражнение «Барометр настроения»
  2. Введение в тему. Информационный блок (что такое общение, способы общения)
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Крокодил». Упражнение «Картина четырех художников». Упражнение «Пять ключей общения».
  4. Подведение итогов занятия, рефлексия. Упражнение «Барометр настроения».

Контингент: обучающиеся 1-4 классов

Литература:

1. Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы / В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 319 с.

2. Пилипко, Н.В. Приглашение в мир общения (часть 1). - М.: УЦ «Перспектива», 1999 – 112с.

3. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 544 с.

4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - 9-е изд. - М.: Генезис, 2018. - 312 с.

Секреты общения

1. Организационный момент

Приветствие

Цель: создание позитивного психологического климата в группе

Ведущий здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечом к плечу»

Ведущий:

«Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п.

Разминка

Участники рассаживаются на свои места.

Упражнение «Барометр настроения»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие?

Выбирает пожалуйста, карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние:

  • солнышко – радостное настроение,
  • звездочку– настроение спокойное, нейтральное,
  • тучку– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

(Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)

2. Введение в тему. Информационный блок

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Секреты общения» и эпиграф к уроку:

«Единственная известная мне роскошь —

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.

Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в ситуации одиночества.

А что же такое общение? (ответы детей)

Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.

Общение - это и вчерашний разговор по телефону, беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за нежелания выполнять домашнее задание, запретов на игры за компьютером. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

Дискуссия "Способы общения"

Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами? (ответы детей)

Язык — самый распространенный способ общения человека. Одну и ту же фразу человек может сказать по-разному.

Задание для детей: Скажите фразу с разной интонацией (весело, грустно, испуганно, со злостью): «У меня в кармане дырка!»

А как люди выражают свои мысли и настроение? (ответы детей)

Молодцы, вы назвали много разных способов общения.

Самый распространенный способ общения — жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

Задание для детей: поздороваться друг с соседом с помощью жеста (без слов), изобразить в воздухе фигуру …

Иногда мы в разговоре непроизвольно делаем те или иные жесты, по ним мы можем определить состояние человека.

Например:

смыкаем кончики пальцев обеих рук — уверенность в себе;

скрещиваем руки — негативное оборонное состояние;

руки в боки — агрессия, наступление и т.д.

Но кроме жестов при общении мы «используем» выражение нашего лица — мимику. Мимика — это работа мышц лица, выражающая человеческое состояние.

Задание для детей: представьте, что на столе стоит стакан с жидкостью. При помощи мимики изобразите, какая на вкус жидкость в стакане, так, чтобы класс догадался о вкусе жидкости (сладкая, кислая, горячая, горькая)

Подведем итоги:

Способы общения

вербальные (словесные)

невербальные (эмоциональные)

устная речь, письменная речь, интонация

взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы.

3. Основное содержание занятия

Теперь давайте немного потренируемся.

Упражнение «Крокодил»

Участникам необходимо объяснить своей команде слова, не используя жестов, мимики, пантомимики, однокоренных слов

1 команда: ёлка, музыка, кровать, кукла

2 команда: самолёт, лес, ручка, кошка

Упражнение «Картина четырёх художников»

Каждая команда получает лист бумаги формата А4 и карандаш. Дети вчетвером выполняют следующее задание: держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать дом, кошку, цветок. Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну подпись. Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги.

Вопросы для команды:

- Как они действовали: рисовал кто-то или они менялись ролями?

- Как изъяснялись друг с другом без слов?

- Все ли довольны результатом?

- Как можно достичь единства в чем-либо, избежав неравенства в отношениях?

Теперь мы с вами подошли к разгадке пяти секретов общения, но для того, чтобы их узнать, вам необходимо справиться с некоторыми заданиями.

Упражнение «Пять ключей общения»

1. Исключи повторяющиеся буквы и прочти ключевое слово.

Т П И П С Ж М Т С Я Ж

(имя)

Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

2. Расшифруй ключевое слово.

42516253

М Н Е В И А

1 2 3 4 5 6

(внимание)

Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

3. Чтобы прочитать ключевое слово, расставь слоги в правильной последовательности.

ЛИВЕЖВОСТЬ

(вежливость)

Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих друзей.

4. Отгадай шифр и прочти слово.

ИАНАФАОАРАМАААЦАИАЯ

(информация)

Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

5. Отгадай ребус

МАНИЕ

(понимание)

Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.

Теперь вы знаете секреты общения и сможете их применять в своей жизни. А чтобы вы о них не забыли, я приготовила небольшие памятки о правилах и секретах общения.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Скажите, что больше всего понравилось на занятии?
Что вы узнали нового и полезного?

Упражнение «Барометр настроения»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: Помните, в начале занятия мы оценивали своё настроение. Я предлагаю повторить это упражнение. Выберите карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние после проведения нашего сегодняшнего занятия. Напомню, что

  • солнышко – радостное настроение,
  • звездочка– настроение спокойное, нейтральное,
  • тучка– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

Я вижу, что ваше настроение улучшилось и надеюсь, что оно сохранится на долгое время.

Всем спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».

Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...

Взаимосвязь особенностей профессионального общения и психологических особенностей учителя

     Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индиви...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ОБЩЕНИИ. ТЕМА: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Цели:1.    Знакомство детей с невербальными способами общения.2.    Создание возможностей для самовыражения, преодоления ба­рьеров в общении.3.     Сн...

Исследовательская работа "Влияние физического и психологического общения с животным на умственную деятельность человека"

На основа наблюдений и экспериментов с участие домашних животных и людей установлено улучшение умственной деятельности человека, в частности его внимания и памяти, посредством физического и псих...

Психологическое занятие "Секреты общения"

Интересное психологическое занятие с элементами тренинга для младших подростков (5 - 6 классы) с целью формирования коммуникативных УУД. Отлично подойдет для психологического кружка во внеурочной деят...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...