Психологическое занятие "Секреты общения"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Интересное психологическое занятие с элементами тренинга для младших подростков (5 - 6 классы) с целью формирования коммуникативных УУД. Отлично подойдет для психологического кружка во внеурочной деятельности, для классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие с обучающимися 5 класса:
"Секреты общения"
Цель: развитие коммуникативных УУД младших подростков.
Задачи:
- Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
- Научить навыкам бесконфликтного общения.
- Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
- Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
- Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим одноклассникам.
Целевая группа: обучающиеся 5-го класса в возрасте 11-12 лет.
Длительность занятия: 45 минут.
Место проведения: классная комната.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников, клубок ниток, мяч.
Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, клей, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг. Поздороваться с гостями.
Приветствие.
1.Упражнение «Скажите привет те, кто…"
Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
- Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я буду называть какой-нибудь признак, и если он совпадает, то вы встаёте и говорите «Привет». Например: "Скажите "Привет" те, у кого сегодня хорошее настроение. Скажите «Привет» те, у кого много друзей, кому интересно учиться. Скажите «Привет» те, кто хочет узнать секреты общения.
2. Вводное слово ведущего.
Цель: информирование участников группы о целях занятия.
- Сегодня у нас с вами необычный урок общения. Часто, общаясь друг с другом, у нас возникает множество конфликтных ситуаций. Задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные. Мы будем много играть, разрешать разные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления. Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Тема нашего занятия – «Секреты общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.
3. Упражнение «Паутинка хороших отношений».
- Давайте подумаем, какие отношения с человеком считаются хорошими?
Хорошие отношения
- отношения, в которых мы стараемся понять человека
- умеем простить его и принять таким, какой он есть
- умеем договариваться, уступать
Возьмите клубок ниток, назовите человека из нашей группы (можно любого человека), с которым у вас самые хорошие отношения и передайте ему клубок. Крепко держите свою ниточку. Получилась паутинка хороших отношений, паутинка дружбы.
II. Основная часть.
1. Разыгрывается ситуация общения. (Имя), я хотела тебя спросить, с каким настроением ты пришел сегодня в школу, а какие отметки ты сегодня получил, а на каком уроке ты сегодня активно работал?
-Ребята, скажите, а что мы сейчас с (Имя) делали?
-Скажите, а всегда ли и со всеми людьми вы можете так пообщаться? А что нам иногда мешает общению с другими людьми?
-У меня на столе лежат листочки, на которых написаны препятствия, которые мешают нам общаться. Я предлагаю вам выбрать ту карточку, на которой написано то, что возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми (Приложение 1.doc). Если такой карточки нет, то вы можете взять пустой лист и написать на нём свой вариант.
2. Игра «Шеренга» («Перестройка»)
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
- Ну а теперь давайте поиграем в игру, которая нам поможет включиться в работу, сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого из "Волшебного мешочка" вслепую вы достаёте жетоны с красным и зелёным цветом. Команды будут формироваться по цвету.
Итак, я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд. Команда закончившая выполнять задание, поднимает руки.
- Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева), до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга! (невербальное общение).
И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать (вербальное общение).
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!
- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Продолжим?
3. Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
- Мы остаёмся в тех же командах и продолжаем работать.
- Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Саша и Игорь, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу (имя) и (имя) зачитать её вслух (Приложение 5.ppt).
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.
- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой?
- А сейчас, я предлагаю разделиться на две группы и исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Саши, которому нужна ручка. А вторая группа будет выступать от имени Игоря, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе Саше. У каждой группы есть картинки, в которые вам надо вписать исправленные ошибки в разговоре ребят (Приложение 3.doc).
- Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят! (Приложение 6.ppt). А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?
Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которая часто бывает в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Женя одолжил у своего друга Никиты новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. (Приложение 7.ppt). Саша и Катя прочитайте вслух.
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.
- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Жене? (Извиниться).
- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.
- Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Жени, который возвращает поцарапанный диск. А вторая группа будет выступать от имени Никиты (Приложение 4.doc).
- Молодцы ребята! Вы правильно исправили все ошибки ребят! (Приложение 8.ppt). А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики, какие отношения будут между этими мальчиками.
- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили ?
- А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с людьми приятным ?
- Да действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.
- Я хочу вам сделать подарок, на листочках я написала «Секреты общения» (Приложение 2.doc), которые помогут вам быть хорошим собеседником и сделают ваше общение с окружающими приятным.
4. Вербальное и невербальное общение (презентация).
5. Игра «Комплименты»
Цель: развитие навыков позитивного общения.
- Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.
- Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?
5. Игра «Рисуем не договариваясь».
Цель: развитие навыков взаимодействия, умения чувствовать своего партнера по работе.
- Вам необходимо взять по одному карандашу. А сейчас я предлагаю разделиться на пары (с помощью счета). Найдите удобное вам место для рисования. Я предлагаю сейчас каждой паре нарисовать картину на любую тему, постоянно держась за один карандаш. Но рисовать вы будете молча. А потом мы все вместе рассмотрим картины, которые у вас получились.
- Предлагаю разместить ваши картины в картинной галерее и рассмотреть их, а художники своей картины расскажут, что они нарисовали.
- У вас получились замечательные картины!
- Ребята, что вы чувствовали, когда рисовали вдвоем свою картину? Как вы общались: вербально или невербально? Вам было трудно или легко её рисовать? Что мешало вам в рисовании ваших картин? Спасибо вам за работу!
III. Заключение.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось? Мы с вами целый час приятно общались и совсем забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю посмотреть на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.
Ритуал завершения.
- Продолжите фразу:
- Сегодня на занятии я узнал…
- Мне было трудно…
- Я хочу похвалить …
- Мне понравилось…
«Градусник настроения»
- Какой сейчас у нас психологический климат: стало ли теплее. Измерим групповую температуру – покажите руками градусник настроения – чем выше руки, тем настроение радостнее и наоборот.
Оцените свою работу на уроке с помощью кулачков и ладоней. Кулачки – я недоволен собой, работал недостаточно активно. Раскрытые ладони – я максимально раскрылся, активно работал.
«Состояние моей души». Напишите свое имя и первую букву фамилии на лесенке.
- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, называем имя и обращаемся со словами «…мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо…, мне тоже!»
- Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение! Занятие окончено. Упражнение «Спасибо».
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».
Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...

Взаимосвязь особенностей профессионального общения и психологических особенностей учителя
Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индиви...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ОБЩЕНИИ. ТЕМА: «ПОЙМИ МЕНЯ»
Цели:1. Знакомство детей с невербальными способами общения.2. Создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении.3. Сн...

Исследовательская работа "Влияние физического и психологического общения с животным на умственную деятельность человека"
На основа наблюдений и экспериментов с участие домашних животных и людей установлено улучшение умственной деятельности человека, в частности его внимания и памяти, посредством физического и псих...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Публикация "Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе"
laquo;Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе»( стр. 103)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педа...