Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
рабочая программа (4 класс)
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Основные задачи:
- Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
- Учить методам и приемам познания себя;
- Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
- Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
- Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
- Помочь осознать свои задатки и способности;
- Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Занятия рассчитаны на 34 часа продолжительностью 40 минут каждый. Форма проведения занятий –групповые консультации с элементами социально-психологического тренинга.
Основным критерием при формировании подгрупп для коррекционно-развивающей работы явился низкий уровень социальной адаптации учащихся в школьном коллективе, а также высокая личностная тревожность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-4_klassy_19.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Основные задачи:
- Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
- Учить методам и приемам познания себя;
- Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
- Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
- Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
- Помочь осознать свои задатки и способности;
- Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Занятия рассчитаны на 34 часа продолжительностью 40 минут каждый. Форма проведения занятий –групповые консультации с элементами социально-психологического тренинга.
Основным критерием при формировании подгрупп для коррекционно-развивающей работы явился низкий уровень социальной адаптации учащихся в школьном коллективе, а также высокая личностная тревожность.
Каждая группа действует под руководством правил, которые сама вырабатывает и которые имеют следующий вид:
- Точность начала и конца финала.
- Конфиденциальность.
- Активность.
- Право говорить «нет».
- Не обманывать.
- Право на поддержку.
- Обязанность слушать, не перебивать.
- Участвовать во всем.
- Право на личное мнение.
- Ко всем обращаться на «ты».
- Работать «от» и «до».
- Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.
Каждое занятие строиться на основе использования психотехнических игр и упражнений, направленных на достижение поставленных целей. Среди основных принципов построения занятий обязательными являются доброжелательность, принятие личности каждого подростка, активизация познавательной деятельности, учет основных потребностей данного возраста и др.
На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
- Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
- Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
- Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
У учащегося школы будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
- Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
- Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
- Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
- Формулирование проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Содержание программы
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
Тема занятия | Задачи | Планируемые результаты |
Введение в психологию общения | ||
Новая встреча с психологией | Пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества | Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми. Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии. Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач. |
Начало путешествия в Страну Общения | Осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей | |
Что взять с собой в путешествие? | Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно | |
Что я знаю о себе? | Пробуждение интереса к своему я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения | |
Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы | ||
Как и почему начинаются споры? | Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение допускать возможность существования различных точек зрения. Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Сказка о конфликте и контакте | Развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, | |
Качества, важные для общения | ||
Какие мы в общении? | Понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия | |
Я общительный или замкнутый? | Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей | |
Королевство Разорванных Связей | Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия | |
Свои и чужие | Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другим | |
Робинзоны | ||
Девчонки + мальчишки =… | Осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу | |
Друзья и недруги | Осознание ценности дружеских отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению | |
Сокровища и тайны дружбы | ||
Дружба – это… | Знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение допускать возможность существования различных точек зрения. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Умение договариваться и приходить к общему решению. Усвоение моральных ценностей |
Мы – дружная команда | Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения | |
Правила доброжелательного общения | ||
Дружная страна | Закрепление правил общения, развитие способности самовыражения | |
Как мы все похожи! | Развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других | |
Какие мы все разные! | Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения | |
Сказка о Другой Точке Зрения | Развитие взаимопонимания, развитие толерантного отношения | |
Скажи мне, кто твой друг… | Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я | |
Скажи мне, кто твой друг… | ||
Поддержка в общении | ||
Комплимент – это… | Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение задавать вопросы. Умения строить понятные высказывания. Эмпатия. |
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений | |
Давайте говорить друг другу комплименты | Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения | |
Давайте говорить друг другу комплименты | ||
Сочувствие и сопереживание | ||
Как мы переживаем эмоции? | Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения | Умение строить понятные высказывания. Усвоение моральных ценностей. Эмпатия. |
Мы умеем выражать свои эмоции! | Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции | |
Как мы понимаем эмоции других? | Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства | |
Как мы умеем сопереживать! | Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала | |
Итоговое занятие |
Содержание | Кол-во часов | Дата | |
Введение в психологию общения | |||
1 | Новая встреча с психологией | 1 | |
2 | Начало путешествия в Страну Общения | 1 | |
3 | Что взять с собой в путешествие? | 1 | |
4 | Что я знаю о себе? | 1 | |
Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы | |||
5 | Как и почему начинаются споры? | 1 | |
6 | Сказка о конфликте и контакте | 1 | |
7 | Качества, важные для общения | 1 | |
8 | Какие мы в общении? | 1 | |
9 | Я общительный или замкнутый? | 1 | |
10 | Королевство Разорванных Связей | 1 | |
11 | Свои и чужие | 1 | |
12 | Робинзоны | 1 | |
13 | Девчонки + мальчишки =… | 1 | |
14 | Друзья и недруги | 1 | |
Сокровища и тайны дружбы | |||
15 | Дружба – это… | 1 | |
16 | Мы – дружная команда | 1 | |
17 | Правила доброжелательного общения | 1 | |
18 | Дружная страна | 1 | |
19 | Как мы все похожи! | 1 | |
20 | Какие мы все разные! | 1 | |
21 | Сказка о Другой Точке Зрения | 1 | |
22 | Скажи мне, кто твой друг… | 1 | |
23 | Скажи мне, кто твой друг… | 1 | |
Поддержка в общении | |||
24 | Комплимент – это… | 1 | |
25 | Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | 1 | |
26 | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | |
27 | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | |
Сочувствие и сопереживание | |||
28 | Как мы переживаем эмоции? | 1 | |
29 | Мы умеем выражать свои эмоции! | 1 | |
30 | Как мы понимаем эмоции других? | 1 | |
31 | Как мы умеем сопереживать! | 1 | |
32 | Подготовка творческого проекта | 1 | |
33 | Защита проекта | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
- Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
- Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Генезис, 2012.
- Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
- Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....
Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ
Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Календарно-тематическое планирование индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 - 4 класса VIII вида.
Календарно-тематическое планирование индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 - 4 класса VIII вида....
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-4 классов
Цель программы - реализация потенциалньых возможностей для развития психологических процессов у детей младшего школьного возрастаПрограмма рассчитанана работу с учащимися 1-3 классов. Количество корре...