Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
рабочая программа (4 класс)

Орлова Светлана Анатольевна

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • Учить методам и приемам познания себя;
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
  • Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
  • Помочь осознать свои задатки и способности;
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Занятия рассчитаны на 34 часа продолжительностью 40 минут каждый. Форма проведения занятий –групповые консультации с элементами социально-психологического тренинга.

Основным критерием при формировании подгрупп для коррекционно-развивающей работы явился низкий уровень социальной адаптации учащихся в школьном коллективе, а также высокая личностная тревожность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1-4_klassy_19.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • Учить методам и приемам познания себя;
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
  • Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
  • Помочь осознать свои задатки и способности;
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Занятия рассчитаны на 34 часа продолжительностью 40 минут каждый. Форма проведения занятий –групповые консультации с элементами социально-психологического тренинга.

Основным критерием при формировании подгрупп для коррекционно-развивающей работы явился низкий уровень социальной адаптации учащихся в школьном коллективе, а также высокая личностная тревожность.

Каждая группа действует под руководством правил, которые сама вырабатывает и которые имеют следующий вид:

  1. Точность начала и конца финала.
  2. Конфиденциальность.
  3. Активность.
  4. Право говорить «нет».
  5. Не обманывать.
  6. Право на поддержку.
  7. Обязанность слушать, не перебивать.
  8. Участвовать во всем.
  9. Право на личное мнение.
  10. Ко всем обращаться на «ты».
  11. Работать «от» и «до».
  12. Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

Каждое занятие строиться на основе использования психотехнических игр и упражнений, направленных на достижение поставленных целей. Среди основных принципов построения занятий обязательными являются доброжелательность, принятие личности каждого подростка, активизация познавательной деятельности, учет основных потребностей данного возраста и др.

На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
  • Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
  • Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

У учащегося школы будут сформированы:

•        внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

•        способность к оценке своей учебной деятельности;

•        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
  4. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Виды регулятивных УУД:

1.        Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2.        Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  1. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  2. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  3. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  4. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  5. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

 • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
  4. Подведение под понятие, выведение следствий.
  5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
  1. Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
  2. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
  3. Формулирование проблемы.
  4. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Содержание программы

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

Тема занятия

Задачи

Планируемые результаты

Введение в психологию общения

Новая встреча с психологией

Пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества

Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.

Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач.

Начало путешествия в Страну Общения

Осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей

Что взять с собой в путешествие?

Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно

Что я знаю о себе?

Пробуждение интереса к своему я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения

Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы

Как и почему начинаются споры?

Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение допускать возможность существования различных точек зрения.

Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение предвидеть последствия коллективных решений.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Сказка о конфликте и контакте

Развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества

осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия,

Качества, важные для общения

Какие мы в общении?

Понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия

Я общительный или замкнутый?

Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей

Королевство Разорванных Связей

Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия

Свои и чужие

Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другим

Робинзоны

Девчонки + мальчишки =…

Осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу

Друзья и недруги

Осознание ценности дружеских отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению

Сокровища и тайны дружбы

Дружба – это…

Знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение допускать возможность существования различных точек зрения.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Умение договариваться и приходить к общему решению.

Усвоение моральных ценностей

Мы – дружная команда

Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения

Правила доброжелательного общения

Дружная страна

Закрепление правил общения, развитие способности самовыражения

Как мы все похожи!

Развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других

Какие мы все разные!

Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения

Сказка о Другой Точке Зрения

Развитие взаимопонимания, развитие толерантного отношения

Скажи мне, кто твой друг…

Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я

Скажи мне, кто твой друг…

Поддержка в общении

Комплимент – это…

Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение задавать вопросы.

Умения строить понятные высказывания.

Эмпатия.

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений

Давайте говорить друг другу комплименты

Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения

Давайте говорить друг другу комплименты

Сочувствие и сопереживание

Как мы переживаем эмоции?

Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения

Умение строить понятные высказывания.

Усвоение моральных ценностей.

Эмпатия.

Мы умеем выражать свои эмоции!

Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции

Как мы понимаем эмоции других?

Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства

Как мы умеем сопереживать!

Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала

Итоговое занятие

Тематическое планирование

                                                       Содержание

Кол-во часов

Дата

                Введение в психологию общения

1

Новая встреча с психологией

1

2

Начало путешествия в Страну Общения

1

3

Что взять с собой в путешествие?

1

4

Что я знаю о себе?

1

 Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы

5

Как и почему начинаются споры?

1

6

Сказка о конфликте и контакте

1

7

Качества, важные для общения

1

8

Какие мы в общении?

1

9

Я общительный или замкнутый?

1

10

Королевство Разорванных Связей

1

11

Свои и чужие

1

12

Робинзоны

1

13

Девчонки + мальчишки =…

1

14

Друзья и недруги

1

Сокровища и тайны дружбы

15

Дружба – это…

1

16

Мы – дружная команда

1

17

Правила доброжелательного общения

1

18

Дружная страна

1

19

Как мы все похожи!

1

20

Какие мы все разные!

1

21

Сказка о Другой Точке Зрения

1

22

Скажи мне, кто твой друг…

1

23

Скажи мне, кто твой друг…

1

Поддержка в общении

24

Комплимент – это…

1

25

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

26

Давайте говорить друг другу комплименты

1

27

Давайте говорить друг другу комплименты

1

Сочувствие и сопереживание

28

Как мы переживаем эмоции?

1

29

Мы умеем выражать свои эмоции!

1

30

Как мы понимаем эмоции других?

1

31

Как мы умеем сопереживать!

1

32

Подготовка творческого проекта

1

33

Защита проекта

1

34

Итоговое занятие

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
  2. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
  4. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Генезис, 2012.
  5. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
  8. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ

Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Календарно-тематическое планирование индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 - 4 класса VIII вида.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных  комплексных коррекционно-развивающих занятий  для учащихся 1 - 4  класса VIII вида....

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-4 классов

Цель программы - реализация потенциалньых возможностей для развития психологических процессов у детей младшего школьного возрастаПрограмма рассчитанана работу с учащимися 1-3 классов. Количество корре...