Психологический тренинг "Азбука общения"
методическая разработка по теме

Кузнецова Юлия Викторовна

психологический тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_azbuka_obshcheniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

Психологический практикум

«Азбука общения»

Разработала:

Воспитатель ГПД

Кузнецова Ю. В.

Липецк – 2013 г.

Психологический практикум «Азбука общения»

Цель:

- отработать навык общения друг с другом.

Задачи:

- познакомить со способами общения.

- развить умение пользоваться мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации.

- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим об общении. Начать я хочу сегодняшнее занятие с игры- разминки.

        Разминка «Что в нём нового?»

Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как себя проявляет. А сейчас мы будем бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днём вы в нём увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

Ведущий: Общение бывает вербальное ( при помощи слов) и невербальное ( при помощи жестов, мимики), в общении с людьми самое главное – это расположить их к себе.

Существует 6 правил как расположить к себе людей.

Правило 1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

Правило 2. Улыбайтесь!

Правило 3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

Правило 5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

Правило 6. Давайте людям почувствовать их значительность, и делайте это искренне.

Ведущий: общаясь, мы ещё оказываем на человека определённое воздействие.

 Как же воздейстовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.

Правило 1. Начинайте с похвалы и истинного признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. «Будьте» чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Ведущий: Ещё немаловажно в общении это умение слушать, выслушивать друг друга а также сдерживать эмоциональную реакцию на действия учителя, взрослого.

Игра «Ангел и бес»

Цель: мотивация детей на отношение к словам собеседника.

Задачи: понимание необходимости уметь слушать и слышать в процессе общения; обучение способам выслушивать друг друга, учителя, сдерживать эмоциональную реакцию на действия учителя, взрослого.

  Инструкция: нам часто говорят, что можно делать, что нельзя. Чтобы мы понимали друг друга, надо научиться сдерживать свои эмоции. Поэтому сегодня мы будем учиться терпеливо выслушивать друг друга.

        Сейчас мне понадобиться 3 добровольца. Одному мы завяжем глаза – ему предстоит пересечь эту комнату и дойти до клада, который лежит на столе. Второй доброволец будет выполнять роль беса, а третий ангела. Задача ангела – оберегать первого добровольца от бед, то есть от ударов о края мебели и пр., а бес, наоборот, будет мешать ему идти, специально отправляя в опасные места. Доброволец должен понять, кто ангел, а кто – бес. Как это сделать? Внимательно слушать их, попробовать сделать так, как говорит один и другой.  

Обсуждение. Что особо запомнилось, какие наиболее яркие моменты были для вас в игре? Чему может научить эта игра? Что помогло добраться до клада?

Вывод: Самое важное – научиться выслушивать другого, это поможет сделать правильные выводы.

Игра «Пароль!»

Задачи: показать взаимосвязь поведения людей в процессе общения, помочь осознать наличие у человека психологических границ и последствия их нарушения; изменить отношение к различным к различным требованиям идущим в разрез с твоими желаниями.

    Инструкция: Ребята, представьте у каждого из вас появилось собственное королевство. Как вы знаете, что бы попасть в чужое государство, нужен загранпаспорт, у людей тоже есть свои способы, свои пароли, чтобы попасть в государство чужой души. Сейчас мы попробуем понять, что это за способы.

Кто хочет первым побыть королём?

     Король должен сесть на стул, надеть корону. Каждый из участников подходит и что-то говорит  королю, чтобы тот пустил его в своё королевство. Король выслушивает слова и принимает решение: пускать или нет.

     Всем ли понятны правила игры?

     После того как все участники выступили, король принял своё решение, ведущий задаёт вопрос королю «Почему именно этих людей ты впустил?», «Какие слова были паролем?»

   Обсуждение. Что понравилось, что не понравилось в игре? Что особенно запомнилось? Почему вы пускали или не пускали людей в свои государства.

    Вывод. Паролем служат хорошие слова, взаимные симпатии. Когда человек нам приятен мы доверяем свои секреты, советуемся, его мнение становится важным для нас.

Игра «Будьте так любезны…»

Инструкция. Ребята, нравится ли вам, когда вас обзывают, оскорбляют, говорят всякие плохие слова? На самом деле это не нравится никому. Но иногда нам приходится слышать такие обидные слова совершенно незаслуженно. Если вдруг вас незаслуженно обидели, обозвали, что делать? Обижаться, перестать общаться с человеком? Но тогда он подумает, что вы боитесь, и будет продолжать вас обзывать. Нас могут обидеть близкие и незнакомые люди, заслуженно и незаслуженно. Давайте попробуем потренировать своё умение отвечать обидчику вежливо но решительно. Такой ответ поможет прекратить все споры.

    Сейчас я буду бросать каждому из вас клубочек и говорить какие–то обидные слова. Вы думаете, как бы мне ответить: вежливо но решительно. После своего ответа бросьте клубочек мне. Итак, представь себе, что тебе сказали: «Ты глупая, как курица!» Чтобы ты сказал в ответ? Ребята, как вы думаете, успокоится обидчик после таких слов?

    Обидные слова:

- Ты похож на толстого пингвина!

- Ты хуже всех в классе, мы с тобой дружить не будем!

- Ты любимчик учительницы, поэтому тебе ставят хорошие отметки!

- Да ты такой слабак, что никого догнать не сможешь!

- Ты что, глупый, такую простую задачку решить не можешь?

- У тебя одежда не красивая, умишком ты тоже не вышел!

- Вот и хорошо, что ты уже уходишь, а то нам весь урок испортил!

Обсуждение. Какой ответ больше всего запомнился? Что понравилось, что не понравилось? Убедительно ли прозвучали ответы? Понравилось ли вам говорить вежливо, но решительно?

Игра «Подарок»

Игрок, сидящий справа от меня передаёт своему соседу справа некий воображаемый подарок. Вручение будет производиться молча, поэтому единственная информация, которой будет обладать игрок, - это пантомимическая игра дарящего. Получив подарок, его счастливый обладатель должен понять, чем его одарили, а затем передать тот же подарок соседу справа. Возможно, добавив новые детали, конкретизирующие суть подарка. Так подарок пройдёт  всю цепочку игроков до последнего участника.

        Игра «Крокодил»

Цели:

  • Продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестами в невербальной коммуникации, потренироваться в передачи информации
  • Способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путём развития спонтанности участников тренинга.

Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.

Каждая команда должна придумать слово – имя существительное – и вызвав игрока противоположной команды, потихоньку передать ему загаданное слово. Получив слово, игрок становится между двумя командами, и с помощью жестов, мимики  в теч. 2 мин. Должен передать своей команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы и людей.

          Команда, отгадывающая слово, должна засыпать своего игрока вопросами, на которые он мимически даёт положительный или отрицательный ответ.

 Примерные вопросы:

- Это предмет?

- Это абстрактное понятие?

- Это профессия?

- Это едят?

- Покажи, как это двигается?

- Какого это размера?

- Как этим пользуются?

 Если по истечении 2 мин. команда не угадала слово, то загадывающая команда получает очко. Команда , которая отгадывала, передаёт своё слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.

                

Игра на привлечение внимания.

«Напиши сказку»

Инструкция: Напишите сказку, где были бы такие герои: Вежливый Поросёнок, злой волк, испуганный заяц, серьёзная сова. В сказке должны происходить такие события:

  • Встреча героев.
  • Доброе привлечение внимания.
  • Злое привлечение внимания
  • Перевоспитание героя.
  • Герои должны подружиться.

После написания, попробуйте инсценировать и показать нам. Сейчас мы разделимся на команды: «Сказочный» и «Волшебный». Каждой команде я раздам роли, план сказки.

Обсуждение. Понравилось, не понравилось? Что было сложно, что просто? Каким образом привлекали внимание герои в ваших сказках.

 

Игра «Что дальше?»

Я начинаю предложение, а заканчивает его тот участник, кому я бросаю мяч. Например: «Я очень люблю…» ( бросаю мяч участнику А.)…

 А: (ловит мяч и продолжает) гулять.(бросает мяч участнику Б).

Б: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении ведущего)…мороженое. (бросает Г.).  и.т.д.

Когда ведущий хочет сменить ключевое предложение, он даёт команде знак, получает от участников мяч и сам даёт завершение предложения, либо избегает включённости в игру, задавая новое предложение-ключ.

  Предложения-ключи:

- Я пришёл сегодня на психологический практикум с желанием…

- Я горжусь собой, если…

- Я радуюсь, когда…

- Я думаю, что друг – это…

- Жизнь удалась если…

- Настоящий интеллигент – это тот, кто…

- Самое страшное в жизни – это…

- Мне трудно заставить себя…

- Терпеть не могу, когда…

Завершение:

Коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.

        

Напишите сказку, где были бы такие герои:

Вежливый Поросёнок,

Злой волк,

Испуганный заяц,

Серьёзная сова.

В сказке должны происходить такие события:

  • Встреча героев.
  • Доброе привлечение внимания.
  • Злое привлечение внимания
  • Перевоспитание героя.
  • Герои должны подружиться

Напишите сказку, где были бы такие герои:

Вежливый Поросёнок,

Злой волк,

Испуганный заяц,

Серьёзная сова.

В сказке должны происходить такие события:

  • Встреча героев.
  • Доброе привлечение внимания.
  • Злое привлечение внимания
  • Перевоспитание героя.
  • Герои должны подружиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».

Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...

Взаимосвязь особенностей профессионального общения и психологических особенностей учителя

     Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индиви...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ОБЩЕНИИ. ТЕМА: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Цели:1.    Знакомство детей с невербальными способами общения.2.    Создание возможностей для самовыражения, преодоления ба­рьеров в общении.3.     Сн...

Исследовательская работа "Влияние физического и психологического общения с животным на умственную деятельность человека"

На основа наблюдений и экспериментов с участие домашних животных и людей установлено улучшение умственной деятельности человека, в частности его внимания и памяти, посредством физического и псих...

Психологическое занятие "Секреты общения"

Интересное психологическое занятие с элементами тренинга для младших подростков (5 - 6 классы) с целью формирования коммуникативных УУД. Отлично подойдет для психологического кружка во внеурочной деят...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Публикация "Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе"

laquo;Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе»( стр. 103)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педа...