Исследовательская работа "Влияние физического и психологического общения с животным на умственную деятельность человека"
проект (4 класс) на тему
На основа наблюдений и экспериментов с участие домашних животных и людей установлено улучшение умственной деятельности человека, в частности его внимания и памяти, посредством физического и психологического общения с животным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийская научная конференция молодых исследователей "Шаг в Будущее"
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Исследовательская работа
Автор: Михайлова Дарья
Россия, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Руководитель: Бадертдинова Светлана Александровна
учитель начальных классов
Россия, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1"
Контактный телефон: 8 (3463)211020
2011-2012 год
г.п. Пойковский
2
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Аннотация
На основе наблюдений и экспериментов с участием домашних животных и людей установлено улучшение умственной деятельности человека, в частности его внимания и памяти, посредством физического и психологического общения с животным.
3
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Содержание
стр.
I.Введение ........................................................................... .. ………………...4
II.Глава I
1.Понятийный аппарат по теме исследования...............................................6
2. Анкетирование учащихся " Мой надёжный помощник" ..........................7
III. Глава II
1. Эксперимент № 1 "Пушистые доктора" ................................................8
2. Эксперимент № 2 "Исследование памяти человека"
3.Эксперимент № 3 "Исследование внимания человека".............................9
IV. Заключение..................................................................................................10
V. Список используемой литературы .........................................................11
Приложение…………………………………………………………………….
4
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Введение
Актуальность. Эпоха начала XXI века - это сложное время, в котором приходится нам жить, а порой и выживать. Где как никогда актуально высказывание " Время - деньги" и жизнь человека буквально расписана по минутам. К тому же это время в котором человек не ограждён от большого количества информации. Телевидение, интернет, средства массовой информации буквально "кишат" рекламой, объявлениями, которые чаще не нужны и не интересны человеку. В результате человек находится в постоянном напряжении и часто испытывает стрессы. Особенно сложно в этом мире детям, которые нуждаются в постоянном внимании, а у взрослых на это времени чаще не хватает. Поэтому большинство детей страдают синдромом "дефицита внимания", они не уверены в себе, неспокойны, им тяжело сосредоточиться на выполнении заданий . В результате страдает учебная деятельность ребёнка. Частично решить эту проблему смогут четвероногие друзья, которым не нужно спешить на работу и они готовы уделить столько времени своему хозяину, сколько он сам того захочет. К тому же они и сами рады почувствовать на себе внимание. Способно ли животное оказать положительное влияние на умственную деятельность человека и является предметом изучения моей работы.
Гипотеза: если человек ежедневно будет осуществлять физическое и психологическое общение с животными, то он сможет повысить уровень своей умственной активности.
Объект исследования: память и внимание человека.
Предмет исследования: влияние животных на память и внимание человека.
Цель работы: установить , способно ли общение с животным через поглаживание и дружелюбное общение, усилить концетрацию внимания и памяти человека.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать источниковую базу по данной проблеме.
2. Провести анкетирование среди учащихся "Мой надёжный помощник", целью которого является определение эмоционального отношения человека к животному.
3. Провести эксперименты для установления наличия или отсутствия влияния животного на память и внимание человека.
4. Обобщить материал исследования и сделать выводы по цели работы.
Методы исследования: анкетирование, анализ различных источников, эксперимент, сравнение, обобщение.
5
О благотворном влиянии животных на организм человека написано немало статей и книг. К примеру, в книге Д.В. Нестеровой "Кошкотерапия - пушистое лекарство" описаны случаи положительного влияния биополя кошек на сердечно-сосудистую систему человека, нервную систему и способности нормализовать психоэмоциональное состояние человека. В свою очередь, известный исследователь Бахтерев Владимир Михайлович, доказал о способности человека мысленного воздействия на животных.
Ещё в конце 18 века при одной психиатрической больнице в Англии "лечили" животными. А британцы не отказываются от традиций и сегодня: белую лечебную кошечку можно приобрести чуть ли не в каждой аптеке. В Скандинавии широко применяется "лошадиная терапия", а многих детей - инвалидов везут в Израиль, надеясь на помощь врачей - дельфинов. Сегодня, когда зоотерапия переживает бум, животных для неё дрессирут специально, а отбором занимается целый штат специалистов: дрессировщик, ветеринар, врач и психолог.
Учёными установлено, что владельцы кошек и собак живут в среднем на 5 лет дольше, волнистые попугайчики облегчают боли в сердце, верховая езда помогает людям с нарушениями психики. Зоотерапия набирает обороты во всём мире. В США, к примеру, лечение животными применяется в детских больницах, домах престарелых и даже в армии. Британцы, в свою очередь, подметили: в доме, где есть домашние животные, дети вырастают более здоровыми, с нормальной психикой и отличным иммунитетом. Они не только лучше учатся в школе, но и обладают развитым чувством ответственности. Основано это качество на том, что любой любой домашний питомец, независимо от того собака это, кошка или рыбка, появляясь в доме, становится частью энергетического поля хозяина, а также его семьи. " Включившись" в энергетику людей, животные выполняют сразу несколько функций: энергетического щита, "предохранителя" и "аккумуляторной батареи". В результате этого идёт постоянный и очень мощный обмен энергией междуживыми существами.
6
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Глава I
Понятийный аппарат по теме исследования
Энергетическое поле - составная часть энергетических полей космоса. Энергетические поля живых существ имеют достаточно сложный состав. В их состав входит масса полей известных современной науке. Это и магнитные, и электрические, и , возможно, торсионные поля. Энергетическое поле это составная часть энергетического поля Земли и всего Космического пространства.
Физическое общение - общение телесное, непосредственно с использованием различных частей тела контактируемых живых существ.
Психологическое общение - духовное общение с использованием слов, звуков, жестов, мимики.
Синдром дефицита внимания - устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения.
К состоянию «психоэмоционального напряжения» можно отнести разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности.
Умственная деятельность человека ( умственные действия )— действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Положительные эмоции - связаны с удовлетворением различных потребностей организма и, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
Отрицательные эмоции - связаны с неудовлетворением потребностей организма.
( страх, гнев, раздражение, обида).
Стресс - состояние напряжения организма человека или животного, возникающее как защитная реакция в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
7
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Анкетирование учащихся " Мой надёжный помощник"
С целью определения эмоционального отношения человека к животному было проведено анкетирование среди учащихся 3 классов. Всего приняли участие 24 человека. Участникам было предложено ответить на вопросы: " Как часто они общаются со своим домашним животным? В какой форме проходит это общение ? Какие эмоции они испытывают при этом? Было установлено, что 80 % семей, в которых проживают данные учащиеся имеют хотя бы одно домашнее животное. Так же удалось выяснить, что 64% опрошенных контактируют с животным лишь при непосредственном уходе за ним. И только 34% общаются с питомцем в течении всего дня при наличии свободного времени.
96 % участников испытывают положительные эмоции , контактируя с животным, и лишь 4% испытывают раздражение и гнев. Все 100% учеников уверены в том, что животное способно оказывать лечебное действие на организм человека.
Таким образом, зная, кто из учеников имеет домашнее животное и испытывает чувства удовлетворения и удовольствия при общении с ним, мы выявили дальнейших участников нашего эксперимента.
8
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Глава II
Эксперимент № 1 "Пушистые доктора"
Цель данного эксперимента - выяснить, способно ли домашнее животное улучшить настроение и психологическое состояние человека. В нём принимали участие 22 ученика. Участникам было предложено пообщаться с питомцем в течении 15 минут в состоянии гнева и раздражения. В своих наблюдениях все 100% учеников подтвердили улучшение настроения , а раздражение сменилось чувством спокойствия и даже радости.
Во второй части эксперимента было необходимо осуществить физический контакт с животным в момент ощущения боли (головной, зубной и так далее...). 70% испытуемых подтвердили снижение болевых ощущений ,а 30 % - ощутили полное избавление от боли.
Мы убедились в том, что домашние животные - это наши верные доктора. Осталось установить: способны ли животные повысить умственную деятельность человека?
Бланки участников с заданиями смотреть в приложении.
Эксперимент № 2 Исследование памяти человека
При исследовании памяти человека использовалась методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти .
Цель данного эксперимента - установить факт положительного влияния домашнего питомца на умственную деятельность человека, в частности на его память.
В эксперименте приняли участие 22 человека. Участникам было необходимо читать 15 слов в течении 1 минуты. Затем эти слова нужно было воспроизвести по памяти на другом листе бумаги. На другой день подобную работу ( с другой группой слов) ученики проделали после того, как 15 минут общались с животным ( котом или собакой). В результате 88 % участников на второй день слов запомнили и записали больше, чем в первый. У 8% - результат не изменился, и лишь у 4% - понизился.
Вывод: общение с животным способно оказывать положительное влияние на процесс запоминания у человека.
Карточки со словами, предлагаемых школьникам и бланки участников смотреть в приложении.
9
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Эксперимент № 3 Исследование внимания человека
При исследовании внимания использовалась методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперина.
Цель данного эксперимента - определить, способно ли домашнее животное повысить концетрацию внимания человека.
В эксперименте приняли участие 22 человека. Участникам эксперимента был предложен текст, который необходимо прочитать и исправить найденные ошибки. ( для нахождения ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль). На другой день подобную работу ( с другим текстом ) ученики проделали после того, как 15 минут общались с животным ( котом или собакой). В результате 76 % участников на второй день ошибок заметили и исправили больше, чем в первый. У 16% - результат не изменился, и лишь у 8% - понизился.
Карточки с текстами, предлагаемых школьникам смотреть в приложении.
10
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Заключение
В ходе работы мною изучена и проанализирована источниковая база по данной теме. Было проведено анкетирование и эксперименты, которые установили факт положительного влияния животных на умственную деятельность и повышают концетрацию внимания и памяти человека, посредством снятия негативного психоэмоционального напряжения.
Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале работы, нашла своё подтверждение. Подводя итоги работы, хотелось бы, чтобы люди, бравшие под опеку животное , понимали, что не следует ограничивать общение с животным только заботой о нём. Положительный эмоциональный и физический контакт, принесёт вам не только удовольствие, но и поможет справиться с различными умственными операциями.
Примечание: рекомендации, озвученные в ходе работы, имеют место для людей, не имеющих аллергическую реакцию на животных.
11
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Список используемой литературы:
1. http:// zootur. ru ( 09.12.2011г. )
2. http:// revolution. allbest. ru ( 12.07.2010г. )
3. http:// terver. ru deyatelnost _ cheloveka. php
4. http:// A ll womens.ru > Животные ( 07.10. 2009г.)
5. http:// rastyagki.ua / forum / 26 - 107 - 1
6. П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 2006г
7. Немов, Р. С. Психологический словарь – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
8. http:// www. atticus - group.ru ( 2009 г)
I
Влияние физического и психологического общения с животным
на умственную деятельность человека
Михайлова Дарья
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, городское поселение Пойковский,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №1", 3 класс
Приложение
1. Бланки анкет учащихся " Мой надёжный помощник"
2 .Бланки с результатами эксперимента № 1 "Пушистые доктора"
3. Бланки с результатами эксперимента № 2 "Исследование памяти человека"
4. Бланки с результатами эксперимента № 3 "Исследование внимания человека"
Уважаемые родители! Пожалуйста укажите место отдыха вашего ребёнка в летний период помесячно ( область, город, лагерь или родственники)
июнь..............................................................................
июль................................................................................
август...............................................................................
Фамилия ........................................................................
Уважаемые родители! Пожалуйста укажите место отдыха вашего ребёнка в летний период помесячно ( область, город, лагерь или родственники)
июнь..............................................................................
июль................................................................................
август...............................................................................
Фамилия ........................................................................
Уважаемые родители! Пожалуйста укажите место отдыха вашего ребёнка в летний период помесячно ( область, город, лагерь или родственники)
июнь..............................................................................
июль................................................................................
август...............................................................................
Фамилия ........................................................................
Уважаемые родители! Пожалуйста укажите место отдыха вашего ребёнка в летний период помесячно ( область, город, лагерь или родственники)
июнь..............................................................................
июль................................................................................
август...............................................................................
Фамилия ........................................................................
Уважаемые родители! Пожалуйста укажите место отдыха вашего ребёнка в летний период помесячно ( область, город, лагерь или родственники)
июнь..............................................................................
июль................................................................................
август...............................................................................
Фамилия ........................................................................
Уважаемые родители! Пожалуйста укажите место отдыха вашего ребёнка в летний период помесячно ( область, город, лагерь или родственники)
июнь..............................................................................
июль................................................................................
август...............................................................................
Фамилия ........................................................................
Напал на зайчонка ястреб. Мимо шёл лесник со своей собакой. Они отбили зайчонка у хищника. У зверька была порвана шкурка. Дед принёс зайчёнка домой .
Собака каждый день зализывала кровяные заячьи раны. Вскоре зайчонок окреп и поправился. Лесник выпустил его в лес.
С этих пор лесник ещё долго оставлял на крыльце морковку. А ночью она исчезала. Собака лесника слышала, как кто-то у дверей топтплся по ночам. Но на этого гостя никогда не лаяла.
1. В магазине было 16 кг свеклы и 7 кг моркови. На сколько кг свеклы больше, чем моркови?
2. Слава в понедельник прочитал 12 страниц книги, а во вторник - 6 страниц. Во сколько раз меньше Слава прочитал во вторник, чем в понедельник?
3. На ветке сидело 4 синицы, а воробьёв в 3 раза больше. Сколько воробьёв сидело на ветке?
4. У Ольги в коллекции было 27 открыток, а у Татьяны на 17 открыток меньше. Сколько открыток было у Татьяны?
1.В 4 одинаковых вёдрах было 20 литров воды. Сколько литров воды в 7 таких вёдрах?
2. За 3 дня школьный музей посетили 265 учеников. В 1 день его посетили 3 класса по 30 человек в каждом классе. Во 2 день - 4 класса по 20 человек. Сколько детей посетили музей в 3 день?
3. У Миши несколько солдатиков, а у Саши в 2 раза больше. Вместе у мальчиков 9 солдатиков. Сколько солдатиков у каждого мальчика?
Реализация проекта "История вещи"
В данном 2011-2012 учебном году мною была поставлена воспитательняц цель - создать условия для развития личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны. Она должна быть достигнута через реализацию следующих задач: формировать чувство "малой родины" при знакомстве с историей нашего посёлка, воспитывать ответственность и гордость за свою страну, приобщать учащихся к образцам культуры и быта народов ХМАО. В рамках осуществления данных задач мы с ребятами запланировали работу над проектом "История вещи", который должен завершиться оформлением альбома .
Ещё в начале года ученики вспомнили о том, в какой области и районе они проживают, а так же кто является коренными жителями нашей местности. Ребят очень заинтересовала жизнь народов ханты и манси, их быт, культура, традиции. На одном из уроков они представили информацию о национальной одежде, предметах быта коренных народов Севера. Ознакомившись подробно с тем, какая использовалась посуда, возник вопрос: " Почему хантыйцы предпочли керамической, фарфоровой и стеклянной посуде, посуду из натурального сырья?" Узнав, что в нашем посёлке существует музей, в котором собраны предметы быта народов ханты и манси на базе "Дома творчества", решили его посетить. Оказалось, что основным материалом для изготовления посуды служит береста. Удивила красота узоров и орнаментов, которые наносятся на бересту выскабливанием на праздничную посуду. Создательница и хранительница музея ...... рассказала ребятам о том, что у народов Севера обозначает каждый элемент узора. В заключении встречи поделилась с ребятами фотографиями и вырезками из журналов с изображениями посуды. Получив положительный эмоциональный заряд после экскурсии, ребята решили создать каждый свою страничку, на которой разместили информацию и рисунки о каком - либо одном предмете из бересты. Дополнительно пополнить свои знания они смогли в детсой библиотеке "Радость" и сетях " Интернета". Через несколько дней появились красочные странички, которые дети украсили ярким национальным орнаментом. Данные странички мы оформили в альбом, которому дали название " История вещи". Данный альбом является предметом гордости всего класса и украшением любого урока, посвящённому традициям и быту народов Севера. А воспоминания о проделанной работе будут долго согревать детские души и воодушевлять на более великие и благородные дела.
Классный руководитель: Бадертдинова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и психологические особенности 10-летних детей.
Краткая характеристика особенностей детей десятилетнего возраста. Возраст, с которым я сейчас работаю (3-й-4-й классы)...
физические явления в биосфере и их влияние на них деятельности человека
исследовательская работа написана на тему сохранения экологической среды и защита от загрязнения атмосферы...
Проект психологического сопровождения детей с умственной отсталостью "Путь возможностей"
Проект направлен на построение системы психологического сопровождения детей с умственной отсталостью для создания необходимых условий их всестороннего развития, обогащения социального опыта и гармонич...
Доклад выступления на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников"
Коррекционная педагогика. Доклад на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников" Использование арттерапии и куклотерапии как основных приемов ра...
Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью
В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...
Статья на тему – «Особенности психологической адаптации школьников с умственной отсталостью».
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется нео...