Родитель, как активный помощник в работе психолога в школе
статья
Установки , которые затрудняют работу с родителями. Анализируем и делаем выводы.Рекомендации родителю предлагаются после анализа ситуации и исходя из запроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditeli.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Родитель, как активный помощник в работе психолога в школе.
Анализируя опыт работы педагога- психолога в школе можно выделить некоторые типичные ошибочные установки педагогического и родительского сообщества, которые существенно затрудняют консультативную работу с родителями.
Предлагаю рассмотреть установку - « всемогущий повелитель ребенка». Предполагается, что мать или отец должны полностью контролировать ребенка и его поведение даже на расстоянии и нести полную ответственность за то, что делает их ребенок.
Довольно часто можно услышать что-нибудь подобное: «Ваш сын опять плохо вел себя на математике. Принимайте меры!». Если на следующий день мальчик, не дай бог, опять будет плохо вести себя на математике то большая часть негодования и разочарования педагога будет адресована родителю, который не принял необходимых мер.
Видимо, предполагается, что у родителя есть некая волшебная палочка, которой он может (да только не хочет) взмахнуть, — и поведение ребенка сразу же изменится.
Мне не раз приходилось наблюдать довольно типичную ситуацию: ребенок совершает какую-то шалость на перемене, мимо проходит учитель и говорит: «Чему только тебя родители учат?!» (читается: «В том, что ты делаешь сейчас, виноват не ты, а родитель») или «Я все расскажу твоей матери. (читается: «Ответственность за твое поведение несет родитель»). К ситуации «здесь и сейчас» искусственно привязывается родитель, которого в данный момент рядом нет. А педагог, вместо того чтобы личностно отреагировать на происходящее, прячется за надежную спину виноватого и ответственного родителя.
С другой стороны, родителям постоянно дается косвенная и прямая обратная связь, содержание которой можно выразить так: «Вы слишком мало знаете, умеете, можете».
Наиболее распространенная форма такого послания — это советы, которые в изобилии сыплются на родителей со стороны друзей, родственников, педагогов и даже просто случайных прохожих. Кстати, как правило, родители этих советов не просят.
Часто бывает, что именно окружающие указывают родителю на проблему (или пробелы в воспитании), не интересуясь тем, насколько это сейчас волнует родителя. А после щедро делятся своими представлениями о том, как эту ситуацию разрешить. Получается, что родитель настолько недалек и невежествен, что, если ему не указать на проблему, она останется незамеченной. И еще настолько неумел и беспомощен, что если ему не дать подробных наставлений по преодолению трудностей, то он, конечно, с ними ни за что не справится.
Другая форма установки — это прямое оценивание родителей. Наиболее часто такие оценки ставятся в школе педагогами или собственными родителями: дедушками и бабушками детей. В школе родителям часто приходится слышать, что их ребенок плохо учится (или ведет себя), потому что: «Вы, наверное, мало занимаетесь с ним»; «Вы не проверяете у него уроки»;«Вы ему слишком много позволяете»;«Вы его совсем задавили. Нужно с ним помягче».
За глаза оценки даются более жесткие. Во время работы в школе довольно часто приходилось слышать от сотрудников школы фразы типа: «А что вы хотите от ребенка, если его матери совершенно на него наплевать. Она занята только своей карьерой!»
Вот и получается, что, с одной стороны, отправляется посыл родителю о его всемогуществе, а с другой стороны — послания о его никчемности и неточности.
В заключение хочется отметить несколько важных моментов.
Во-первых, педагогическое сообщество ставит родителей действительно в очень непростое положение: с одной стороны, чрезвычайно много требует от них, ожидая волшебства, с другой стороны, нещадно критикует и обвиняет в несчастьях детей. Поэтому, если психолог в работе с родителем занимает одну из этих позиций, он не помогает родителю, не создает ему условия для получения нового опыта.
Во-вторых, задача психолога — быть немного впереди и над общественной ситуацией. Только из такой нейтральной позиции, с моей точки зрения, можно помочь родителям.
И последнее. Надо помнить, редко встречаются родители, которые являются по-настоящему плохими для своих детей и сознательно причиняют им вред. И уж точно, таких родителей невозможно встретить в кабинете консультирующего психолога. Если родитель пришел к психологу на своих ногах и по собственной воле, значит, его не устраивает действительное положение вещей и он хочет изменить ситуацию. Очень важно, чтобы психолога не смущали противоположно направленные тенденции, присутствующие в этом родителе.
Рекомендации родителю предлагаются с моей стороны после анализа ситуации и исходя из запроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
"Активные формы работы с родителями"
Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы...
Коррекционная работа психолога в школе
Коррекционная работа психолога в школе...
Пример согласия родителей на работу педагога-психолога в школе
Данный образей заявления для родителей раздается на первом родительском собрании для индивидуального заполнения родителями учащегося. Оригиналы хранятся в кабинете педагога-психолога школы....
Взаимодействие педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися
Подробнее мы остановимся на такой новой, современной форме работы как тренинг коррекции Детско-Родительских отношений....
Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...