Коррекционная работа психолога в школе
учебно-методическое пособие на тему
Коррекционная работа психолога в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_psikhologa_v_shkole.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребёнок стал счастливым, удачливым, умным, добрым… Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Ребёнок воспринимает окружающий его социальный мир, не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.
Целью представленной программы является развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
- Сохранить естественные механизмы развития ребёнка, сделать всё для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение.
- Сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребёнка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.
- Развивать навыки социального поведения.
- Способствовать повышению уверенности в себе.
- Сформировать чувство принадлежности к группе.
- Учить выражать своё отношение к другим людям.
- Повысить уровень развития познавательной сферы.
- Развивать любознательность, наблюдательность.
Ценностью программы является психологически обоснованная последовательность групповых занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Цикл занятий рассчитан на семь месяцев (26 занятий).
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, в отечественной психологии и педагогике написано достаточно убедительно (Дубровина И.В. Овчарова Р.В. и др.).
Именно в первые месяцы пребывания в школе начинают формироваться те системы отношений ребенка с окружающими и самим собой, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, устойчивость форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также возможности личностной самореализации в школьной среде.
Адаптация, в психолого-педагогической системе вхождения ребенка в школу и школьную жизнь, понимается не только как приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Адаптационный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
К середине первого класса большинство детей выходят на достаточно успешный уровень функционирования. Но на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем и психосоматическом самочувствии. Это признаки проявления дезадаптационного синдрома.
Дезадаптационный ребенок это не только тот ребенок, кому трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат, повышения тревоги, низкой самооценки, психологических заболеваний, невротических синдромов и других явлений.
В последнее время увеличилось количество детей, поступающих в школу с невысоким уровнем интеллектуального и психологического развития.
На протяжении последних лет в СШ поступает определенный процент детей с различными нарушениями развития:
- недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;
- физически ослабленные и т. д.
Занимаясь отбором детей в «группу риска» в своей школе, мы наблюдали, что общим для этих учащихся является низкий уровень произвольности психических процессов и неспособность к успешному преодолению у них затруднений без специальной помощи.
Результаты психологического исследования учащихся начальной школы за 1998-99 уч. г. выявили определенное количество детей с низкой мотивацией к школе – синдромом дезадаптированности.
Поэтому для школы стало актуальным создание программы по психолого-педагогическому сопровождению и развитию адаптации учащихся в начальной школе.
Данная программа является также коррекционно-развивающей и рассчитана на продолжение.
Цели, задачи, этапы программы.
Цель: создание психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе.
Задачи:
1.Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психолого- педагогической поддержки первоклассников в период их первичной адаптации.
3. Осуществлять развивающую, коррекционно- формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Основные этапы работы с детьми.
1.Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.(2 раза в год).
2.Развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего года.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия.
Ожидаемые результаты.
1.Повышение интеллектуального уровня.
2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.
3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.
4.Устранение дефектов произвольного поведения.
5.Развитие произвольности психологических процессов.
6.Развитие навыков рефлексии.
Содержание
Описание содержания развивающих занятий
на этапе адаптации.
Основное содержание групповых занятий составляли игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.
На протяжении всей работы занималась развитием и поддержанием групповой динамики. С этой целью использовались ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения; игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей; соревновательные ситуации и т. д.
Структура группового занятия.
Включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- рефлексия прошлого занятия;
- основное содержание прошлого занятия;
- рефлексия прошедшего занятия;
- ритуал прощания;
Частота групповых встреч:
2 раза в неделю.
Длительность занятий: 35-40 мин
Количество занятий: 20
Занятия проведены по системе психолога Азаровой Т.В.
Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развития наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия №1:
1.Вступительное слово психолога.
Объяснение цели занятия, как будут проходить, знакомство с элементарными правилами поведения.
2.Разминка. Игра «Хлопки».
Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает вначале круга, т.е. вначале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующим около него повторяет хлопок, следующие дети тоже хлопают по одному разу.
3.Содержание занятия:
а) игра «Мяч»
б) игра «Тропинка»
в) игра «Штирлиц»
4. Рефлексия занятия.
1. С чем мы познакомились на нашем занятии?
2. Что вам понравилось на нем?
3. Что не понравилось?
4. Для чего мы играем в эти игры?
Занятие № 2
Задачи: стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, логического мышления, работа со словарным запасом.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение .
Ход занятий
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2. Содержание занятия
а) повторение игры «мяч»;
б) игра «Закончи слово»;
в) игра «Штирлиц»;
г) игра «Гомеостат».
Занятие №3.
Задачи: развитие м/личностных отношений в группе, развитие памяти (тактильной) внимания, пополнение словарного запаса.
Инструментарий: мяч, платок.
Содержание занятия:
а) игра «Конспиратор»;
б) игра «Закончи предложение»;
в) игра «Гомеостат».
Занятие №4
Задачи: развитие общения, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять к какой группе относится то или иное слово.
Инструментарий: мяч , платок.
Содержание занятия:
а) повторение игры «Конспиратор» (После игры выделяю из детей наиболее внимательных и наблюдательных);
б) игра «Переходы» ; усвоение детьми понятия о существующих цветах волос.
в) Игра «Кто есть кто? Что есть что?»
г) Игра «Гомеостат» (повторение).
Занятие №5.
Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам.
Содержание занятия:
а) Игра «Переходы» (повторение);
б) Игра «Кто есть кто? Что есть что?» (продолжение, взять следующие группы
Слов : овощи, фрукты, деревья ).
в) Игра «Запретное движение»;
г) Игра «Гомеостат» (повторение).
Занятие №6
Задачи: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово) произвольности движений, расширение словарного запаса.
Содержание занятия:
а) Игра «Запретное движение» (повторение);
б) Игра «Запомни порядок» (паровозик);
в) Игра «Угадай группу» (бросание мяча);
г) Игра «Составим сказку».
Занятие №7
Задачи: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольности внимания, памяти, воображения.
Содержание занятия:
а) повторение игры «Составим сказку» (усложнение правил игры).
б) игра «Слушай хлопки» (принятие соответствующей позы).
в) игра «Тактильный образ».
Занятие №8.
Задачи: развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентировки, расширение словарного запаса.
Инструментарий: музыкальное сопровождение, мяч, набор предметных картинок.
Содержание занятия:
а) повторение игры «Слушай хлопки!»
(упражнение до 5-ти хлопков).
б) Игра «Рассказ наоборот»;
(выделить из игры лучших);
в) игра «Футболист» ( повт. 4 раза)
г) игра «Определения» показ карточек, придумать слово- «переходной мостик»
Занятие №9
Задачи: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти.
Инструментарий: мяч, ручки, бумага.
Содержание занятия:
а) повторение игры «Футболист».
(выбор новых ведущих).
б) Игра «Кто что сделал?» (повт. 4-5 раз)
( в конце игры выделить наиболее внимательных).
в) Игра «Невидимые слова» ( повт. 2-3 раза) 5 слов.
Занятие №10.
Задачи: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.
Инструментарий: бумага, ручка.
Содержание занятия:
а) повторение игры «Невидимые слова»;
б) Игра «Запомни свое место»;
г) Игра «Запретный номер».
Занятие №11.
Задачи: развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей.
Инструментарий: музыкальное сопровождение набор карточек «Азбука настроений»
Содержание занятия:
А) повторение игры «Запретный номер» (усложнять увеличением «запретных цифр»)
Б) игра «Заколдованные» (под музыку).
В) игра «Пасьянс» (использование азбуки настроения).
Г) игра «Я не знаю» (в конце игры отметить лучших).
Занятие № 12.
Задачи: Развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроение других людей.
Содержание занятия:
А) повторение игры «Пасьянс», «Заколдованные».
Б) игра «Штирлиц»;
В) игра «Имитация»;
Г) игра в мяч.
Занятие №13.
Задачи: Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других снятие агрессии и страхов.
Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений », бумага, кисточки, краски разных цветов (гуашь).
Содержание занятия:
А) повторение игры «Имитация»;
Б) игра «Цвета»;
В) игра «Кто быстрей?»;
Г) игра «Кляксы» (повторение)
Занятие №14.
Задачи: развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать чувства и настроения других, изображать эти настроения и чувства, работа по снятию страхов перед школой.
Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений», лист бумаги, ручка.
Содержание занятия:
А) повторение игры «Кто быстрей?»;
Б) игра «Инсценировка»(10мин);
В) игра «Сочиним рассказ».
Занятие №15.
Задача: развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других, снятие напряженности, страхов, боязни школы.
Содержание занятия:
А) игра «Инсценировка» (повторение);
изменение состава группы.
Б) игра «Сочиним рассказ» (повторение);
(изменение начала рассказа);
в) игра «Дракон кусает свои хвост»;
г) игра «Слушай команду».
Занятие №16.
Задачи: обучение детей расслаблению, раскованности, снятию страхов, агрессии, развитие воображения, восприятия, наблюдательности.
Инструментарий: детские стулья, бумага, кисточки, разноцветные краски (гуашь), игрушки детей из дома.
Содержание занятия:
А) повторение игры «Слушай команду»;
Б) игра «Кляксы» (повторение);
В) игра «Скучно, скучно так сидеть»;
Г) игра «Определим игрушку».
Занятие №17.
Задачи: развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, развитие произвольного внимания, самоорганизации.
Инструментарий: детские стулья, игрушки, мяч.
Содержание занятия:
А) повторение игры «Скучно, скучно так сидеть»;
Б) «Определение игрушки»;
В) «Дракон кусает свой хвост»;
Г) игра в мяч.
Занятия №18, 19, 20.
Задачи: развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности, формирование внутреннего плана действий, развитие координации, словарного запаса.
Содержание занятий:
А) игра «Слушай и выполняй»;
Б) игра «Возьми и передай»;
В) игра «Снежный ком»;
Г) игра «Испорченный телефон»;
Д) игра «Части тела»;
Е) игра «Поиск аналогий»;
ж) игра «Определи игрушку»;
З) игра «Повтори за мной».
Содержание занятий.
1.Игра «Мяч».
«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно стараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.
На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжать играть в эту игру.
2. Игра «Тропинка».
«Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок за ….(выбираю сама ведущего – этот ребенок должен быть сообразительным и бойким). Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем, ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения, которые называет в ходе игры руководитель. По хлопку руководителя, ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке.
Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего. Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали!»
Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих игры, следует разобрать вместе с детьми изображение тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием.
Игра «Штирлиц».
«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Смелей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил (а)? Посмотри еще немного, запоминай. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно и найди пять изменений в позах и одежде играющих. Не у каждого игрока, а у пяти. Еще немного осталось. Если ты сумеешь правильно найти пять изменений, то у тебя хорошая наблюдательность.
Рекомендации: на первом занятии достаточно чтобы водящими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трех.
Игра «Закончи слово».
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
Игра «Штирлиц»
Можно повторить под спокойнейшую музыку, усложнив ее увеличением измененных поз (4-6 изменений).
Игра «Гомеостат».
«Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра и сразу она у нас не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Наша группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участником игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, т. е. нельзя пытаться согласовать свои действия каким – либо незаконным способом. Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время.
Рекомендации: В первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они не плохо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.
Игра «Конспиратор».
«Внимание! Встанем в круг, лицом к центру. Водящий становится внутрь круга. Внимательно смотрим на ребят, затем водящему повязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы должен узнать ребят, к которым его подводят.
Рекомендации: Дать возможность половине детей побывать в роли водящего. Каждому ребенку дается четыре попытки подвести итог. Кто из детей сумел угадать и сколько. Эту игру нужно проводить в 3 этапа. На первом занятии 1 этап, половина детей должны быть водящими; 2-й этап, на следующем занятии вторая группа детей должна быть водящими. На 3-м этапе ребята могут изменять элементы одежды, внешность. И детям предоставляется возможность ещё раз быть ведущими. На третьем этапе игры можно давать 4-5 попыток. Его можно считать итоговым. Если руководитель успевает по времени, то1-й и 2-й. 3-й этапы игры можно провести на 1 занятии.
Игра «Закончи предложение».
Эта игра проводится практически аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение: летом тепло, а зимой …(холодно); птицы летают, а змеи …(ползают); осенью листья желтые, а летом …(зеленые); сахар сладкий, а лимон …(кислый) и т.д.
Рекомендации: Если учение неверно заканчивает предложение нужно разобрать и выяснить, почему, слово, подобранное учеником не подходит. Также необходимо подобрать правильное слово и объяснить почему оно подходит.
Игра «Переходы».
«Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на своих товарищей, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у кого волосы посветлей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми.
Итак, по моей команде, без лишней суеты вам нужно будет сесть на соответствующее место. Учтите, тот, кто нарушает порядок, выбывает из игры. Итак, справа от меня – брюнет (черный цвет волос) из брюнетов, слева – блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенка своих волос места между ними».
Рекомендации: Игру нужно проводить не более 3-х раз, если многие дети допустили ошибки и выбыли из игры, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места (возможные причины: ребенок не знает точно какой цвет волос у него; плохо ориентируется в названиях цветов волос). В этих случаях следует разобраться с детьми на конкретных примерах. Показать возможные цвета волос их варианты на примере присутствующих. На следующем занятии необходимо повторить эту игру, чтобы выяснить, насколько дети усвоили понятие о существующих цветах волос.
Игра «Кто есть кто? Что есть что?».
Дети внимательно вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому- либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т.д.)
«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе
а) домашних животных;
б) диких животных;
в) деревьев и т.д.
Но вы должны, как можно быстрее называть слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово, или неправильно его назовут, выбывают из игры.
Игра «Запретное движение».
Звучит веселая ритмичная музыка (например Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом в центре – ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся – выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
Рекомендации: Ведущих следует заранее подготовить на первых занятиях.
Игра «Запомни порядок».
Выбирают 5-6 детей. Остальные – «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 игроков выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 мин., а затем надо отвернуться и пересчитать детей по именам так. Как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а на «сцену» выходят другие дети.
Рекомендации: отметить детей, которым удалось запомнить правильно.
Игра «Угадай группу».
Принцип этой игры тот же, что и в игре «Кто есть кто? Что есть что?» Кидая мяч, водящий называет любое слово, а ребенок, поймав мяч и кинув его обратно, должен сказать к какой группе относится это слово.
Рекомендации: Привести примеры до занятия.
Игра «Составим сказку».
Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить её содержание. «А теперь мы попробуем рассказать эту сказку следующим образом; каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».
Рекомендации: Оказание помощи затрудняющимся детям.
Игра «Слушай хлопки!»
Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку).Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек. Количество хлопков. Позы детей примерные:
1. Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
2. Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
3. Дети возобновляют ходьбу.
Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)
Игра «Тактильный образ».
Дети разбиваются на пары, один из пары детей встает вперед, другой сзади за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например, корабли или дом. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрее дойдет до руководителя.
Рекомендации: Предметы выбирать точно и небольшое количество деталей.
Игра «Рассказ наоборот».
Детям предлагается попробовать сочинить рассказ, т. е с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий « в конце часовой стрелки» .Например: «И после этого они жили долго и счастливо». Следующий перед ним сосед продолжает «Наконец они поженились и т д ( кто нарушил последовательность, выбывает из игры).
Рекомендации: Играть 2 раза. 1-й раз не исключать детей из игры.
Игра «Футболист».
«Внимание! Пожалуйста, выберите футболиста, пусть он выйдет на середину комнаты. Сейчас мы ему завяжем глаза, недалеко положим мяч. Кое-кто из вас будет направляющим для футболиста, будет словами вести его к мячу и объяснять, что нужно сделать чтобы попасть точно по мячу.»
Рекомендации: Нужно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч, одобрительная поддержка футболиста словами.
Игра «Определения».
Ведущий показывает одну карточку на которой нарисован предмет, а затем вторую. Ребенок должен придумать слово, находящееся между ними (двумя этими словами) и служило как бы «переходным мостиком между ними. Каждый ребенок отвечает по очереди.
Рекомендации: привести примеры. «Гусь» и «дерево» - «переходные мостики» - слова лететь, взлететь «спрятаться за дерево».
Игра «Кто что сделал?»
Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных ведущий. Остальные дети – зрители. 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия (не более 3-х). Ведущий смотрит и старается их запомнить. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.
Рекомендации: Показ несложных действий, желательно под музыку.
Игра «Невидимые слова».
«Сейчас вы возьмете бумагу и карандаш. Приготовьтесь писать простые слова. А вы, если сумели их прочитать, то запишите к себе на листок. А потом ведущий выберет из детей самых сообразительных».
Рекомендации: Писать не быстро ведущему понятные слова, состоящие из 2-3 слогов. Писать 5слов.
Игра «Запомни свое место».
Руководитель быстро и четко называет место в комнате для каждого ребёнка, которое он должен занять по команде руководителя. Например, у одного ребенка это место – угол, у другого – стул и т д Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде «место» они разбегаются по своим местам.
Рекомендации: Можно под музыку – команду ведущего.
Игра «Запретный номер»
Выбирается определенная цифра, например 4 запретная. Дети встают в круг по часовой стрелке и начинают по очереди счет :1,2,3 когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру 4, а хлопает в ладоши (раз).
Рекомендации: В ходе дальнейшего счета, как только встречается число. Содержащее четыре (14, 24, 34 и т. д.) вместо этого числа надо дать набор цифр, между которыми заключена какая-то логическая связь. Например : если считают до 25 (2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24).
Игра «Заколдованные» (под музыку).
«Внимание! Выбираем водящего, остальная группа свободно расходится по комнате. По команде «Стоп!» - все замирают. Ведущий старается рассмешить «заколдованного» и если ему это удается, заколдованный присоединяется к водящему.
Рекомендации: Прекращение игры, когда все «расколдованы». Отметить самых стойких.
Игра «Я не знаю».
Выбирают ведущего мальчика или девочку – незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети по очереди начинают задавать вопросы, а он молчит, разводит руками т. е. при помощи мимики и жестов показывает, что он не «знает», « ничего не видел».
Рекомендации: Показать детям жестами – поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Игра «Имитация».
Используется набор картинок из «Азбуки настроений». Одного ученика просят найти среди карточек всех веселых людей и зверей, другого ребенка – найти всех недовольных и т. д. , а затем изобразить их настроение.
Игра «Кляксы».
В этой игре необходимо заранее подготовить чистые листы бумаги, жидкую краску (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть краску на лист бумаги и сложить лист вдвое, так чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Рекомендации: Если кто-либо из ребят затрудняется ответить, на что похожа его «клякса», можно коллективно обсудить и помочь ребенку при ответе.
Информация для руководителя группы, которую можно получить в ходе этой игры:
1. Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.) Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.
2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светящиеся краски и видеть приятные вещи ( бабочек, сказочные букеты и др.) Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.
3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.
4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим цветам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении)
6. Возможны такие ситуации. Когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием человека.
Игра «Инсценировка».
Попробуйте вместе с детьми придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Идет коллективное обсуждение с детьми возможных вариантов ситуаций. К этим ситуациям подбираю соответствующие картинки. Затем детей можно разбить на группы. И каждая из групп должна подготовить (за 10 мин.) сценку, где дети обыграли бы придуманные ими ситуации.
Рекомендации: Оказание группам помощи.
Игра «Сочиним рассказ» (2 варианта)
Каждому ребенку дается лист бумаги и ручка. Детям нужно в течение 10-12 мин написать одно сложное предложение. Которое состояло бы , допустим из 20, 30 слов и начиналось бы «когда я прихожу из школы…»
Рекомендации: Количество слов определяется в зависимости от возраста детей.
11-й вариант – дети начинают рассказывать историю, по очереди в кругу. Рассказ начинается по часовой стрелке. «Маша пошла в школу» и т д
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребёнок – «голова Дракона», последний – «хвост дракона». «Голова Дракона « пытается поймать «хвост», а тот изворачивается от нее.
Рекомендации: Ведущим в этой игре нужно дать возможность побывать многим детям. Во время игры следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
Игра «Слушай команду».
Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду ( сесть на стул, поднять правую ногу, присесть, взять за руки).
Рекомендации: Усложнение команд в следующих играх.
Игра «Скучно, скучно так сидеть».
Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок.
«Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достался стул.
Рекомендации: Соблюдение правил игры.
Игра «Определим игрушку».
Игрушки, принесенные детьми, расставлены на столах или стульях. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 мин из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадки». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумал «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят : правильно, неправильно.
Анализ результатов апробации программы.
Апробация программы проводилась во всех классах начальной школы, в основном, диагностического характера.
Коррекционно-развивающие занятия проведены с группой детей ( в кол-ве 15 человек).
Из разных классов: 3 детей – 1 «В» класс (сист. обслед-я 1- 4)
2 детей - 1 «А» класс ( трад-я с 0)
10 детей – 2 «А» класс ( сист. Об. 1- 4)
Все эти дети имели недостатки;
- в учебе и поведении;
- в интеллектуальном развитии;
- в личностном и эмоциональном развитии;
- низкий уровень мотивации к школе, что говорило
Коррекционно-формирующая работа проводилась с детьми в группе и индивидуально. Диагностика проводилась в 2-х временных этапах - перед началом реализации программ и по ее завершению.
Диагностика проводилась в 2-х временных этапах – перед началом реализации
Программы и по ее завершению.
Результаты отслеживания степени адаптации учащихся начальной школы показали положительную динамику в её развитии.
Так, на 1-м этапе обследования выявлено 34 уч. /8% склонных к ВДА (возможности дезадаптации).
На 11-м этапе – выявлено улучшение степени адаптации у 17 уч/14% - 50%
Хорошие результаты в дезадаптации к школе проявлены учащиеся 2 «В» класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кататимно-имагинативная психотерапия. Использование символдрамы в коррекционной работе педагога-психолога в образовательном учреждении
Символдрама, или метод сновидений наяву – направление психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Х. Лейнером, занимающее одно из ведущих мест среди психот...
рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"
рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам...
система коррекционной работы педагога-психолога ДОУ
В плане-программе кратко представлены:направления работы психологической службы ДОУ,содержание работы,сроки реализации....
Коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе.
Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка. Система коррекционн...
Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися
Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...
Программа коррекционной работы в начальной школе в рамках ООП НОО
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а ...
Родитель, как активный помощник в работе психолога в школе
Установки , которые затрудняют работу с родителями. Анализируем и делаем выводы.Рекомендации родителю предлагаются после анализа ситуации и исходя из запроса....