Годовой план работы педагога-психолога
материал
Годовой план работы педагога-психолога в школе для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы на год | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы-интерната №2
______________ Черных М.Г.
« » ____________ 2021года
План работы
педагога-психолога Велигжаниной О.А
на 2021-2022 учебный год
Цель работы: содействие созданию благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения, психологического и личного развития обучающихся с ОВЗ с учётом особых образовательных потребностей, обеспечение коррекции недостатков в развитии обучающихся, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Основные задачи:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников в периоды адаптации;
- оказание помощи обучающимся в овладении содержанием образовательной программы, обеспечение специальной психолого-педагогической помощи в формировании у обучающихся жизненных компетенций;
- содействие индивидуализации образовательного маршрута с учетом возможностей обучающихся и особых образовательных потребностей, сопровождение и помощь в преодолении кризисов;
- оказание психологической помощи учащимся старших классов в профессиональной ориентации;
-повышение психологической культуры участников образовательного процесса; содействие педагогическим работникам и родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся с ОВЗ, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, развитие навыков общения и коммуникативной компетенции;
-оказание своевременной психолого-педагогической поддержки субъекту образовательной среды, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации; формирование позитивных социальных установок учащихся, способствовать установлению благоприятного микроклимата в классных коллективах, обеспечению деловой и эмоционально комфортной атмосферы.
Основные направления работы:
• Организационно – методическое - создание методической базы информации, программ, рекомендаций по работе с учащимися с ОВЗ.
• Диагностическое – выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
• Коррекционно – развивающее – обеспечение своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-волевой сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
• Консультативное – обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания.
• Профилактическое – повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.
• Просветительское - повышение уровеня психологической культуры родителей и педагогов по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
Диагностическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Изучение личных дел. | Обучающиеся 1-х классов | Сентябрь | Создание базы данных учащихся. |
2 | Наблюдение за обучающимися в адаптационный период. | Обучающиеся 1-х, 5-х классов | Сентябрь | Выявление детей «группы риска». |
3 | Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению. | Обучающиеся 1-х классов | Октябрь | Исследование психологической готовности к школе и компенсаторных возможностей детей с ОВЗ с целью учета индивидуальных особенностей учащихся при коррекционно-развивающей работе и выявления детей нуждающихся в систематическом сопровождении. |
4 | Прослеживание хода адаптации учащихся 5-х классов: тест школьной тревожности Филлипса; анкета Лускановой; субтесты для диагностики ВПФ: «Исключение лишнего», «Расстановка чисел». | Обучающиеся 5-х классов | Октябрь | Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям. |
5 | Диагностика адаптации вновь прибывших учащихся к обучению в ОУ | Обучающиеся 1-9 класс | В течение года | Выявление учащихся группы риска по возникновению школьной дезадаптации |
6 | Изучение уровня школьной мотивации: анкета Луксановой | Обучающиеся 2-3 классов | Январь-февраль | Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей |
7 | Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень Уфимцевой Л.П. | Обучающиеся 4-х классов | Март-апрель | Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям |
8 | Изучение уровня школьной мотивации | Обучающиеся 1-х классов | Март | Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам |
9 | Диагностические методики выявления уровня актуального развития учащихся | Обучающиеся школы 1; 4; 5 кл. | В течение года | Подготовка документов на ППК. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению учащихся |
10 | Индивидуальная диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление), личностных качеств, эмоционального благополучия, профессиональных интересов | Обучающиеся 1-9 кл. | В течение года | По запросам кл. руководителей, родителей |
11 | Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Дети группы риска | В течение года | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям |
12 | Исследование психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов | Обучающиеся 9кл. | Апрель | Сопровождение учеников при подготовке к экзаменам. |
13 | Психолого-педагогический мониторинг учащихся. Экспертная оценка учителей по разработанной методике. | Обучающиеся 2-10 классов | Апрель | Получение информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся со 2 по 10 класс. Своевременное выявление учащихся группы «риска», оценка психологического климата в ОУ. |
14 | Диагностика успешности адаптации к школе, сформированности УУД, познавательной и эмоционально-волевой сфер. Методики: - анкета школьной мотивации и адаптации Луксановой; - анализ выполнения заданий на познавательную сферу сходного типа в начале и конце года; субтест «исключение лишнего» Экспертный опросник педагогов – уровень тревожности учащихся; Наблюдение. | Обучающиеся 1-х классов | Май | Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям. |
Коррекционно-развивающая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1 | Групповые коррекционно -развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе. | Обучающиеся 1-х классов | Октябрь-апрель | Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников. |
2 | Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия | Обучающиеся 5-х класс | Октябрь-Апрель | Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия. |
3 | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися выявленной группы риска, учащимися, стоящими на различных видах учета. | Обучающиеся 1-9 классы | В течение года | Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. |
4 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска». | Обучающиеся 1-9 классы | В течение года | Развитие коммуникативных и личностных качеств, формирование эмоциональной стабильности. Психологическая поддержка. |
5 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в познавательной или эмоционально-волевой сфере (по запросу педагогов, родителей, по результатам диагностик). | Обучающиеся 1-9 классы | В течение года | Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений. |
Профилактическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1 | Посещение уроков в 1-х и 5-х классах. Выявление неуспевающих детей. | Обучающиеся 1-х, 5 -х классов | Сентябрь-октябрь | Выявление неуспевающих детей. Индивидуальная помощь детям. |
2 | Тренинговая программа для детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мы справимся!» | Обучающиеся 1-4 классов | В течение года (по запросу) | Сохранение и укрепление психологического здоровья младших подростков посредством развития у них стрессоустойчивости. |
3 | Анкетирование «Привычки и здоровье». Беседа о ЗОЖ | 4 классы | апрель | Формирование полезных привычек. |
4 | Программа профилактической направленности по снижению агрессии и формированию толерантного отношения в детско-подростковой среде «Умеем общаться без агрессии» | обучающиеся 5-9 классов | В течение года | Снижение уровня агрессии у подростков путем обучения навыкам конструктивного общения |
5 | Групповая беседа «Ценностные ориентации» | Обучающиеся 9-х классов | Март | Помощь обучающимся в самоопределении своих возможностей |
6 | Профилактика психологического переутомления, стресса: индивидуальные и групповые занятия с использованием методов арттерапии и релаксации. | Обучающиеся 1-4 классов | В течение года (по запросу) | Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов. Улучшение самочувствия и настроения учащихся. |
7 | Психологические классные часы, занятия по направлениям: - профилактика девиантного поведения; - профилактика употребления ПАВ; - профилактика суицидального поведения; - профилактика тревожности и стресса. | Обучающиеся 5-10 классы | В течение года (по запросу) | Формирование положительных качеств личности, адаптация к социуму, профилактика употребления ПАВ, развитие познавательной деятельности, высших чувств, профилактика стресса, формирование благоприятной психологической обстановки в ОУ. Поддержание эмоционального благополучия в классных коллективах. |
8 | Индивидуальные беседы с учащимися: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения» | Обучающиеся 1-4 классов | В течение года | Формирование правильного отношения к себе и другим |
9 | Участие в заседаниях ПМПк | Обучающиеся 1-10 классы | В течение года | Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию инд. помощи учащимся |
10 | Участие в Советах профилактики | Обучающиеся 1-9 классы | В течение года | Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска» |
11 | Работа с обучающимися состоящими на учете службы сопровождения: консультирование занятия по индивидуальным планам занятия направленные на релаксацию, профилактику стресса; оказание экстренной психологической помощи. | Дети из «группы риска» с 1-классы | В течение года (по запросу) | Профилактика девиантного поведения, дезадаптивных состояний. |
Консультативная работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1 | Индивидуальное консультирование обучающихся с ОВЗ | Обучающиеся 1-9 классов | В течение года (по запросу) | Психологическая поддержка и просвещение. |
2 | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ | Родители обучающихся | В течение года (по запросу) | Психологическая поддержка и просвещение. |
3 | Рекомендации классным руководителям, учителям, работающим с детьми с ОВЗ | Учителя, классные руководители, администрация | В течение года (по запросу) | Психологическая поддержка и просвещение. |
4 | Школьная служба примирения | Обучающиеся 1-9 классов, педагоги, администрация | В течение года | Помощь в разрешении споров и конфликтных ситуаций. |
Просветительская работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1 | Родительское собрание: «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка-первоклассника» | Родители обучающихся в 1 классах с ОВЗ | Сентябрь-Октябрь | Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации. |
2 | Родительские собрания в 5-х классах “Ваш ребенок пятиклассник”. | Родители обучающихся в 5 «Б» класса | Октябрь-Ноябрь | Информирование родителей об особенностях адаптации учащихся 5-х классов. |
3 | Школьная служба примирения | Обучающиеся 1-9 классов, педагоги, администрация | В течение года | Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах и технологиях восстановительной медиации. |
4 | Поддержка психолого-педагогической компетентности учителей (стенд, буклеты, семинары) на тему ОВЗ | Педагоги, администрация | В течение года | Формирование социально-психологической компетентности. |
Организационно-методическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Ознакомление с планом работы школы на учебный год. Планирование работы педагога-психолога в соответствие с приоритетными направлениями учреждения. | Сентябрь (1-15) | Согласованность работы разных специалистов и администрации. |
2 | Индивидуальные консультации с педагогами по психологическому сопровождению учащихся в течение года. | Сентябрь | Планирование работы по сопровождению учащихся, работы с педагогами, родителями в течение учебного года. |
3 | Составление совместного плана работы специалистов ПМПК (педагогов-психологов, социального педагога, логопедов), классных руководителей и воспитателей ГБОУ школы-интерната № 2 на учебный год. | Сентябрь | Изучение социальных условий и психологических особенностей развития учащихся. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска». |
4 | Подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися: обработка, анализ и обобщение полученных результатов. | В течение года | Определение психологического, эмоционального, интеллектуального состояния обучающихся. |
5 | Разработка методического материала для учеников, родителей (буклеты по темам). | В течение года | Психологическое просвещение учащихся и родителей. |
6 | Индивидуальные консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися. | В течение года | Взаимодействие с классными руководителями обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении. Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися |
7 | Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям. |
8 | Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний (по запросу). | В течение года | Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы. |
9 | Участие в работе РМО педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях. | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции. |
10 | Участие в тематических вебинарах, семинарах, конференциях. | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции |
11 | Посещение курсов повышения квалификации (по направлению администрации, самообразование) | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции |
12 | Пополнение базы нормативной документов и изучение новинок психологической литературы. | В течение года | Повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в области психологических знаний на современном этапе. |
13 | Заполнение аналитической и отчетной документации. | В течение года | Оформление журналов, написание аналитических справок, характеристик. |
14 | Создание и переработка развивающих и коррекционных программ для детей с ОВЗ. | В течение года | Оптимизация деятельности педагога-психолога. |
Экспертная деятельность – в течение года | |||
| |||
Межведомственное взаимодействие | |||
ЦППС Адмиралтейского района, г. Санкт-Петербурга – методическая помощь. Профориентационный центр «Вектор», г. Санкт-Петербурга |
Педагог-психолог ________________ О.А. Велигжанина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...
Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...
План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.
Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....
план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...
годовое планирование работы педагога-психолога
в документе представлен план работы педагога-психолога с начальной школой в 2017-2018 учебном году...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...