Годовой план работы педагога-психолога
материал

Ольга Анатольевна Велигжанина

Годовой план работы педагога-психолога в школе для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план работы на год31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор школы-интерната №2

______________ Черных М.Г.

                                                                                «    » ____________ 2021года

План работы

педагога-психолога Велигжаниной О.А

на 2021-2022 учебный год

Цель работы: содействие созданию благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения, психологического и личного развития обучающихся с ОВЗ с учётом особых образовательных потребностей, обеспечение коррекции недостатков в развитии обучающихся, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Основные задачи:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников в периоды адаптации;

- оказание помощи обучающимся в овладении содержанием образовательной программы, обеспечение специальной психолого-педагогической помощи в формировании у обучающихся жизненных компетенций;

- содействие индивидуализации образовательного маршрута с учетом возможностей обучающихся и особых образовательных потребностей, сопровождение и помощь в преодолении кризисов;

- оказание психологической помощи учащимся старших классов в профессиональной ориентации;

-повышение психологической культуры участников образовательного процесса; содействие педагогическим работникам и родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся с ОВЗ, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, развитие навыков общения и коммуникативной компетенции;

-оказание своевременной психолого-педагогической поддержки субъекту образовательной среды, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации; формирование позитивных социальных установок учащихся, способствовать установлению благоприятного микроклимата в классных коллективах, обеспечению деловой и эмоционально комфортной атмосферы.

Основные направления работы:

• Организационно – методическое - создание методической базы информации, программ, рекомендаций по работе с учащимися с ОВЗ.

• Диагностическое – выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

• Коррекционно – развивающее –  обеспечение своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-волевой сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

• Консультативное – обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания.

• Профилактическое – повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

• Просветительское - повышение уровеня психологической культуры родителей и педагогов по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.

 Диагностическая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат. Примечание

1

Изучение личных дел.

Обучающиеся

1-х классов

Сентябрь

Создание базы данных учащихся.

2

Наблюдение за обучающимися в адаптационный период.

Обучающиеся

1-х, 5-х классов

Сентябрь

Выявление детей «группы риска».

3

Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению.

Обучающиеся

1-х классов

Октябрь

Исследование психологической готовности к школе и компенсаторных возможностей детей с ОВЗ с целью учета индивидуальных особенностей учащихся при коррекционно-развивающей работе и выявления детей нуждающихся в систематическом сопровождении.

4

Прослеживание хода адаптации учащихся 5-х классов:

тест школьной тревожности Филлипса;

анкета Лускановой;

субтесты для диагностики ВПФ: «Исключение лишнего», «Расстановка чисел».

Обучающиеся

5-х классов

Октябрь

Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям.

5

Диагностика адаптации вновь прибывших учащихся к обучению в ОУ

Обучающиеся

1-9 класс

В течение года

Выявление учащихся группы риска по возникновению школьной дезадаптации

6

Изучение уровня школьной мотивации:

анкета Луксановой

Обучающиеся

2-3 классов

Январь-февраль

Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей

7

Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено

Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень Уфимцевой Л.П.

Обучающиеся

4-х классов

Март-апрель

Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям

8

Изучение уровня школьной мотивации

Обучающиеся

1-х классов

Март

Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам

9

Диагностические методики выявления уровня актуального развития учащихся

Обучающиеся школы

1; 4; 5 кл.

В течение года

Подготовка документов на ППК. Выработка рекомендаций  по дальнейшему обучению учащихся

10

Индивидуальная диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление), личностных качеств, эмоционального благополучия, профессиональных интересов

Обучающиеся

1-9 кл.

В течение года

По запросам кл. руководителей, родителей

11

Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Дети группы риска

В течение года

Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям,  родителям

12

Исследование психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов

Обучающиеся

9кл.

Апрель

Сопровождение учеников при подготовке к экзаменам.

13

Психолого-педагогический мониторинг учащихся.

Экспертная оценка учителей по разработанной методике.

Обучающиеся

2-10 классов

Апрель

Получение информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся со 2 по 10 класс.

Своевременное выявление учащихся группы «риска», оценка психологического климата в ОУ.

14

Диагностика успешности адаптации к школе, сформированности УУД, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Методики:  

- анкета школьной мотивации и адаптации Луксановой;

- анализ выполнения заданий на познавательную сферу сходного типа в начале и конце года; субтест «исключение лишнего»

Экспертный опросник педагогов – уровень тревожности учащихся;

Наблюдение.

Обучающиеся

1-х классов

Май

Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям.

Коррекционно-развивающая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1

Групповые коррекционно -развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе.

Обучающиеся

1-х классов

Октябрь-апрель

Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников.

2

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия

Обучающиеся

5-х класс

Октябрь-Апрель

Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия.

3

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися выявленной группы риска, учащимися, стоящими на различных видах учета.

Обучающиеся

1-9 классы

В течение года

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

4

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска».

Обучающиеся

1-9 классы

В течение года

Развитие коммуникативных и личностных качеств, формирование эмоциональной стабильности. Психологическая поддержка.

5

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в познавательной или эмоционально-волевой сфере (по запросу педагогов, родителей, по результатам диагностик).

Обучающиеся

1-9 классы

В течение года

Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений.

Профилактическая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1

Посещение уроков в 1-х  и 5-х классах. Выявление  неуспевающих детей.

Обучающиеся

1-х, 5 -х

классов

Сентябрь-октябрь

Выявление  неуспевающих детей. Индивидуальная помощь детям.

2

Тренинговая программа для детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мы справимся!»

Обучающиеся

1-4 классов

В течение года

(по запросу)

Сохранение и укрепление психологического здоровья младших подростков посредством развития у них стрессоустойчивости.

3

Анкетирование «Привычки и здоровье». Беседа о ЗОЖ

4 классы

апрель

Формирование полезных привычек.

4

Программа профилактической направленности по снижению агрессии и формированию толерантного отношения в детско-подростковой среде

«Умеем общаться без агрессии»

обучающиеся

5-9 классов

В течение года

Снижение уровня агрессии у подростков путем обучения навыкам  конструктивного общения

5

Групповая беседа «Ценностные ориентации»

Обучающиеся

9-х классов

Март

Помощь обучающимся в самоопределении своих возможностей

6

Профилактика психологического переутомления, стресса: индивидуальные и групповые занятия с использованием методов арттерапии и релаксации.

Обучающиеся

1-4 классов

В течение года

(по запросу)

Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов. Улучшение самочувствия и настроения учащихся.

7

Психологические классные часы, занятия  по направлениям:

- профилактика девиантного поведения;

- профилактика употребления ПАВ;

- профилактика суицидального поведения;

- профилактика тревожности и стресса.

Обучающиеся

5-10 классы

В течение года

(по запросу)

Формирование положительных качеств личности, адаптация к социуму, профилактика употребления ПАВ, развитие познавательной деятельности, высших чувств, профилактика стресса, формирование благоприятной психологической обстановки в ОУ. Поддержание эмоционального благополучия в классных коллективах.

8

Индивидуальные беседы с учащимися: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения»

Обучающиеся

1-4 классов

В течение года

Формирование правильного отношения к себе и другим

9

Участие в заседаниях ПМПк

Обучающиеся

1-10 классы

В течение года

Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию инд. помощи учащимся

10

Участие в Советах профилактики

Обучающиеся

1-9 классы

В течение года

Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска»

11

Работа с обучающимися состоящими на учете службы сопровождения:

консультирование

занятия по индивидуальным планам

занятия направленные на релаксацию, профилактику стресса;

оказание экстренной психологической помощи.

Дети из «группы риска» с 1-классы

В течение года

(по запросу)

Профилактика девиантного поведения, дезадаптивных состояний.

  Консультативная работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1

Индивидуальное консультирование обучающихся с ОВЗ

Обучающиеся

1-9 классов

В течение года (по запросу)

Психологическая поддержка и просвещение.

2

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ

Родители обучающихся

В течение года (по запросу)

Психологическая поддержка и просвещение.

3

Рекомендации классным руководителям, учителям, работающим с детьми с ОВЗ

Учителя, классные руководители, администрация

В течение года (по запросу)

Психологическая поддержка и просвещение.

4

Школьная служба примирения

Обучающиеся

1-9 классов,

педагоги, администрация

В течение года

Помощь в разрешении споров и конфликтных ситуаций.

Просветительская работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1

 Родительское собрание: «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка-первоклассника»

Родители обучающихся  в 1 классах с ОВЗ

Сентябрь-Октябрь

Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации.

2

Родительские собрания в 5-х классах “Ваш ребенок пятиклассник”.

Родители обучающихся в 5 «Б» класса

Октябрь-Ноябрь

Информирование родителей об особенностях адаптации учащихся 5-х классов.

3

Школьная служба примирения

Обучающиеся

1-9 классов,

педагоги, администрация

В течение года

Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах и технологиях восстановительной медиации.

4

Поддержка психолого-педагогической компетентности учителей (стенд, буклеты, семинары) на тему ОВЗ

Педагоги, администрация

В течение года

Формирование социально-психологической компетентности.

 Организационно-методическая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия        

Сроки

Планируемый результат.

Примечание

1

Ознакомление с  планом работы школы на учебный год.

Планирование работы педагога-психолога в соответствие с приоритетными направлениями учреждения.

Сентябрь

(1-15)

Согласованность работы разных специалистов и администрации.

2

Индивидуальные консультации с педагогами по психологическому сопровождению учащихся в течение года.

Сентябрь

Планирование работы по сопровождению учащихся, работы с  педагогами, родителями в течение учебного года.

3

Составление совместного плана работы специалистов ПМПК  (педагогов-психологов, социального педагога, логопедов),

классных руководителей и воспитателей ГБОУ школы-интерната № 2 на учебный год.

Сентябрь

Изучение социальных условий и психологических особенностей развития учащихся.

Оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска».

4

Подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися: обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

В течение года

Определение психологического, эмоционального, интеллектуального состояния обучающихся.

5

Разработка методического материала для учеников, родителей (буклеты по темам).

В течение года

Психологическое просвещение учащихся и родителей.

6

Индивидуальные консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися.

В течение года

Взаимодействие с классными руководителями обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении.  Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися

7

Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации)

В течение года

Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям.

8

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний (по запросу).        

В течение года

Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы.

9

Участие в работе РМО педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях.

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетенции.

10

Участие в тематических вебинарах, семинарах, конференциях.

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетенции

11

Посещение курсов повышения квалификации (по направлению администрации, самообразование)

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетенции

12

Пополнение базы нормативной документов и изучение новинок психологической литературы.

В течение года

Повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в области психологических знаний на современном этапе.

13

Заполнение аналитической и отчетной документации.

В течение года

Оформление журналов, написание аналитических справок, характеристик.

14

Создание и переработка развивающих и коррекционных программ для детей с ОВЗ.

В течение года

Оптимизация деятельности педагога-психолога.

Экспертная деятельность – в течение года

  • Участие в работе ППК ГБОУ школы-интерната №2
  • Подготовка заключений для направления учащихся в ППК

Межведомственное взаимодействие

ЦППС Адмиралтейского района, г. Санкт-Петербурга – методическая помощь.

Профориентационный центр «Вектор», г. Санкт-Петербурга

                                                                          Педагог-психолог ________________ О.А. Велигжанина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

годовое планирование работы педагога-психолога

в документе представлен план работы педагога-психолога с начальной школой в 2017-2018 учебном году...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...