План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Милютина Анна Валентиновна

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_pedagoga_-_psihologa_2015_-_2016.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

План работы педагога – психолога на 2015 – 2016 учебный год.

ГБОУ школа 879 с углубленным изучением отдельных предметов.

Педагог – психолог: Милютина А.В.

Цель: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи:

  • способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
  • содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
  • принимать участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы детей;
  • обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень начальной школы;
  • выявление закономерностей, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;    
  • своевременное выявление учащихся, нуждающихся в психологической помощи и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии детей (Сопровождение образовательного процесса – диагностический минимум, коррекционно-развивающая работа, консультирование);       
  • создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов;      
  • создание условий для развития самосознания, самоопределения личности.

Ожидаемый результат:

Снятие ситуативной тревожности у детей, связанной со школой. Обеспечение безболезненного прохождения адаптации. Повышение у детей жизненной активности, самооценки и уверенности в себе.

 Согласованность в планируемой совместной работе с педагогами. Своевременное оказание психолого-педагогической поддержки. Психологическое просвещение родителей. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Направление работы

Вид работы

С кем проводится

Методика

Сроки

Диагностическая работа

Диагностическое

Наблюдение, направленное на изучение процесса адаптации обучающихся. Исследование детей, требующих особого внимания.

Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

Методика наблюдения на уроке.

Выборочно методики исследования особенностей развития психических процессов Д.В. Лубовского.

Выборочно методики из диагностического альбома для исследования особенностей познавательной деятельности.

Автор – составитель: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Сентябрь - октябрь

Диагностическое

Скрининг-диагностика исследования социально-психологической адаптации учащихся к школе.

Э.М. Александровская, В.И. Чирков.

Родители учащихся 1 «А», 1 «Б» классов.

Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе». Авторы: В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина. Опросник для родителей учащихся.

Сентябрь

Диагностическое

Скрининг-диагностика исследования социально-психологической адаптации учащихся к школе.

Э.М. Александровская,

В.И. Чирков.

Классный руководитель

1 «А»,

Классный руководитель

1 «Б» класса.

Методика «Схема изучения социально – психологической адаптации ребёнка в школе по Э.М. Александровской.Опросник для педагогов.

Сентябрь

Диагностическое

Диагностика вербальной и невербальной креативности одарённых учащихся начальной школы.

Учащиеся с высокой мотивацией к обучению, а также способные учащиеся со 2 – 4 классы.

(были предоставлены списки учащихся классными руководителями)

Диагностика вербальной и невербальной креативности одарённых учащихся начальной школы. С. Медник,  Е. Торренс

(выборочные тесты)

Октябрь

Диагностическое

Диагностика адаптации первоклассников к школе.

 Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

Диагностика адаптации учащихся к школе. Проективная методика «Школа зверей».

С. Панченко

Ноябрь

Диагностическое

Диагностика эмоциональной сферы учащихся начальной школы.

Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов.

Диагностика эмоциональной сферы учащихся. Методика «Кактус» М.А. Панфилова

Декабрь

Диагностическое

Диагностика уровня школьной тревожности у учащихся при переходе в среднее звено.

Учащиеся 4 «В» и 4 «А» классов.

Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса.

Декабрь

Диагностическое

Диагностика эмоциональной сферы учащихся и изучение личностных особенностей учащихся (по социальному запросу родителей и классных руководителей учащихся)

Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4В.

Методики:

1.Наблюдение на уроках, переменах, школьных мероприятиях.

2.Методика «Цветовой тест Люшера»;

3.Проективные рисуночные методики – «Рисунок семьи»; «Рисунок человека»; «ДДЧ»; «Рисунок несуществующего животного»; «Самый красивый рисунок» и др.

4.Беседа с учащимся.

5.Выборочно методики исследования особенностей развития психических процессов Д.В. Лубовского.

В течение года.

Диагностическое

Диагностика уровня сформированности УУД.

Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов.

Диагностика уровня сформированности УУД «Графический диктант». Д.Б. Эльконина.

Январь.

Диагностическое

Диагностика направленности интересов и склонностей одарённых учащихся начальной школы.

Учащиеся со 2 – 4 классы.

Методика диагностики одарённости младших школьников – изучение направленности интересов и склонностей одарённых учащихся начальной школы.

Автор: А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета.

Февраль.

Диагностическое

Диагностика эмоционально – психологического климата в классе.

Учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов.

Методика – анкетирование.

 «Эмоционально-психологический климат в коллективе»

Н.А. Шкуричева

Февраль.

Диагностическое

Диагностика индивидуальных способностей учащихся.

Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей учащихся  «МЭДИС».

Авторы: И.С. Аверина, Е.И. Щебланова

Март.

Диагностическое

Диагностика умственного и интеллектуального развития учащихся.

Учащиеся 4 «А» и 4 «В» классов.

Методика «Групповой интеллектуальный тест ГИТ».

Тестовые задания

(7 субтестов).

Автор: Г.П. Логинова.

Апрель.

Диагностическое

Изучение учебной мотивации учащихся испытывающих трудности в обучении.

Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4В классов.

Методика диагносики школьной мотивации учащихся начальных классов. Лусканова А.Г.

Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга. 

Проективная методика для диагностики школьной тревожности. А.М. Прихожан.

В течение года.

Коррекционная и развивающая работа

Развивающее

Адаптационные развивающие классные часы по системе работы с тревожными первоклассниками.

Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

«Коррекция познавательных процессов». Авторы – составители: Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников» в соответствии с ФГОС.

Сентябрь - декабрь

Развивающее

Индивидуальные адаптационные коррекционно – развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД.

Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

Курс внеурочной деятельности. (ФГОС) «РОСТ» Развитие, общение, самооценка, творчество. 1 – й класс. Е.Г. Коннова/2013 год.

В течение года.

Развивающее

Индивидуальные и подгрупповые занятия по профилактике повышенной тревожности у учащихся начальной школы.

Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. классов.

Методики по песочной терапии, сказкотерапия - «Сказки – подсказки» Автор: Заболотская Э. 2012 год. Арт – терапия (лепка, рисование).

В течение года.

Развивающее

Групповые психологические занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков, нравственных ценностей, успешной социализации учащихся в коллективе.

Учащиеся 1А; 1Б; 2Г; 2Б; 3А; 3Б классов.

Уроки психологии в начальной школе. 1 – 4 класс «Тропинка к своему Я». О.В. Хухлаева.

В течение года.

Развивающее

Развивающие групповые занятия, посвящённые развитию логики и интеллекта у одарённых учащихся.

Одарённые учащиеся со 2 – по 4 классы.

(по спискам классных руководителей)

Программа факультативного курса «Развитие познавательных способностей» 1 – 4 классы. 36 занятий для будущих отличников. «Юным умникам и умницам». О.А. Холодова.

В течение года. О.А. Холодова.

Развивающее

Развивающие классные часы, направленные на профилактику тревожности учащихся 4 – х классов при переходе в среднее звено.

Учащиеся 4 «А» и 4 «В» классов.

Адаптационные занятия для обучающихся 4 классов

«Мы - пятиклассники».

Цель: повышение психологической адаптации при переходе в среднее звено.

Задачи:

создание условия для формирования и поддержания учебной мотивации;

формирование сплоченности классного коллектива;

помощь в осознавании различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы».

Ноябрь

Развивающее

Развивающие классные часы,  направленные на развитие духовно – нравственного воспитания.

Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов.

Классный час – дискуссия по духовно – нравственному воспитанию «Дорога добра».

Цели:

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.

Воспитывать уважение к родителям, товарищам.

Январь - февраль

Консультативная и просветительская работа.

Консультативная

Консультирование педагога – психолога по  средней и старшей школе (передача документации на учащихся 4 классов, перешедших в среднее звено).

Педагог – психолог средней и старшей школы.

Сентябрь

Консультативная

Тематические консультации для педагогов и родителей одарённых учащихся.

Классные руководители учащихся со 2 – 4 классы, родители одарённых учащихся.

В течение года.

Консультативная

Проведение консультаций учителей, родителей по  результатам диагностик.

Участники образовательного процесса.

В течение года.

Консультативная

Рекомендации учителям и родителям по результатам диагностик.

Классные руководители и родители учащихся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б.

В течение года.

Консультативная

Проведение консультаций педагогов и родителей учащихся по социальным запросам.

Классные руководители и родители учащихся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б.

В течение года.

Консультативная

Участие в совещаниях комиссии образовательного учреждения по учащимся с нарушениями поведения и трудностями в обучении.

Участники образовательного процесса.

Цель создания комиссии: подготовка по результатам обследований рекомендаций по оказанию детям психолого - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)  по вопросам воспитания, обучения и коррекции развития детей с нарушениями поведения. Обсуждение с педагогами и специалистами школы проблем воспитания и обучения учащихся. Информация родителей (законных представителей) о стиле семейного воспитания, личностных особенностях ребёнка, его развития и поведения в детском саду и т.п.

В течение года.

Консультативная

Собеседование с родителями будущих первоклассников

Родители будущих первоклассников ДО1; ДО2; ДО3.

Март

Просветительская

Выступление на родительских собраниях в 1 – х классах.

Родители учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов.

1.Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период.

2.Дать рекомендации родителям по организации режима дня  первоклассников.

2.Способствовать  формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

Сентябрь

Просветительская

Выступление на педагогическом совете.

Педагоги и административный состав школы.

Тема выступления: «Теория гуманистического обучения Карла Роджерса», а также «Развивающие технологии обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова».

Сентябрь

Просветительская

Проведение мастер – класса для родителей одарённых учащихся.

Родители одарённых учащихся со 2 – 4 классы.

Подготовка и раздача родителям буклетов и информационных листов.

Октябрь

Просветительская

Психологическая гостиная.

Педагоги начальной, средней и старшей школы.

Тема: «Причины неуспеваемости подростков и способы её преодоления».

Октябрь

Просветительская

Просвещение педагогов начальной школы.

Раздача информационных материалов для педагогов по теме педагогического совета «Мотивационная среда».

Педагоги начальной школы.

1.Рекомендации педагога – психолога для учителей начальной школы по работе с детьми с ОВЗ.

2.Рекомендации по социально – образовательной интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения.

3.Роль мотивации в работе с одарёнными учащимися.

Типология ММД. Рекомендации педагогам и родителям.

Ноябрь

Просветительская

Проведение мастер – классов по песочной терапии (работа с космическим песком).

Учащиеся ГБОУ №879 и других школ, округов (окружное мероприятие), родители учащихся, педагоги, директора и специалисты школ.

Декабрь

Просветительская

Психологическая гостиная.

Педагоги начальной школы.

Тема: «Рефлексивные техники на уроке».

Подготовка и раздача учителям буклетов и информационных листов.

Апрель

Просветительская

Повышение психолого – педагогической компетентности учителей, родителей и администрации.

Педагоги и администрация образовательного учреждения.

В течение года.

Организационно – методическая.

Подготовка информационных буклетов, листовок, памяток. Подготовка и размещение информации на сайте психологической службы.

Оформление информационного психологического стенда.

Аналитическая работа с документацией, подготовка рекомендаций для учителей и родителей учащихся, ведение документации педагога – психолога. Наполнение индивидуальных пакетов учащихся.

Составление банка данных на одарённых учащихся и учащихся, требующих психолого – педагогической помощи.

Изучение психолого – педагогической литературы, современных методических разработок.

Участие в педагогических советах, семинарах, вебинарах, окружных и школьных мероприятиях.

Экспертная

Посещение уроков (психологический анализ урока)

Участники образовательного процесса.

В течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями на 2015-2016 учебный год

В данной работе представлен план работы с родителями.Необходим в работе учителя-логопеда....

План работы МО «Старт» на 2015-2016 учебный год

План работы МО «Старт» на 2015-2016 учебный год...

Годовой план работы психологической службы на 2015-2016 учебный год

План работыпсихологической  службына 2015-2016 учебный год  Годовой план работы психологической службы составле с учетом ниже изложенных целей и задач по ряду приоритетных направлений.Ц...

План работы учителя - логопеда на 2015 - 2016 учебный год.

План работы учителя-логопеда в школе...

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Отчёт педагога-психолога о проделанной работе за первое полугодие 2015-2016 учебный год.

2016 учебный год.Психолого-педагогическая работа проводилась в течении учебного года соответственно с планом работы школы и планом работы психолога.Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение ...

План работы педагога-психолога Ахмедуллиной Адели Фанисовны на 2016-2017 учебный год

Цель: Содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной ад...