План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_pedagoga_-_psihologa_2015_-_2016.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы педагога – психолога на 2015 – 2016 учебный год.
ГБОУ школа 879 с углубленным изучением отдельных предметов.
Педагог – психолог: Милютина А.В.
Цель: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи:
- способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
- содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
- принимать участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы детей;
- обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень начальной школы;
- выявление закономерностей, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
- своевременное выявление учащихся, нуждающихся в психологической помощи и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии детей (Сопровождение образовательного процесса – диагностический минимум, коррекционно-развивающая работа, консультирование);
- создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов;
- создание условий для развития самосознания, самоопределения личности.
Ожидаемый результат:
Снятие ситуативной тревожности у детей, связанной со школой. Обеспечение безболезненного прохождения адаптации. Повышение у детей жизненной активности, самооценки и уверенности в себе.
Согласованность в планируемой совместной работе с педагогами. Своевременное оказание психолого-педагогической поддержки. Психологическое просвещение родителей. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.
Направление работы | Вид работы | С кем проводится | Методика | Сроки | ||||||||||||
Диагностическая работа | ||||||||||||||||
Диагностическое | Наблюдение, направленное на изучение процесса адаптации обучающихся. Исследование детей, требующих особого внимания. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Методика наблюдения на уроке. Выборочно методики исследования особенностей развития психических процессов Д.В. Лубовского. Выборочно методики из диагностического альбома для исследования особенностей познавательной деятельности. Автор – составитель: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. | Сентябрь - октябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Скрининг-диагностика исследования социально-психологической адаптации учащихся к школе. Э.М. Александровская, В.И. Чирков. | Родители учащихся 1 «А», 1 «Б» классов. | Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе». Авторы: В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина. Опросник для родителей учащихся. | Сентябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Скрининг-диагностика исследования социально-психологической адаптации учащихся к школе. Э.М. Александровская, В.И. Чирков. | Классный руководитель 1 «А», Классный руководитель 1 «Б» класса. | Методика «Схема изучения социально – психологической адаптации ребёнка в школе по Э.М. Александровской.Опросник для педагогов. | Сентябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика вербальной и невербальной креативности одарённых учащихся начальной школы. | Учащиеся с высокой мотивацией к обучению, а также способные учащиеся со 2 – 4 классы. (были предоставлены списки учащихся классными руководителями) | Диагностика вербальной и невербальной креативности одарённых учащихся начальной школы. С. Медник, Е. Торренс (выборочные тесты) | Октябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика адаптации первоклассников к школе. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Диагностика адаптации учащихся к школе. Проективная методика «Школа зверей». С. Панченко | Ноябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика эмоциональной сферы учащихся начальной школы. | Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов. | Диагностика эмоциональной сферы учащихся. Методика «Кактус» М.А. Панфилова | Декабрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика уровня школьной тревожности у учащихся при переходе в среднее звено. | Учащиеся 4 «В» и 4 «А» классов. | Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса. | Декабрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика эмоциональной сферы учащихся и изучение личностных особенностей учащихся (по социальному запросу родителей и классных руководителей учащихся) | Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4В. | Методики: 1.Наблюдение на уроках, переменах, школьных мероприятиях. 2.Методика «Цветовой тест Люшера»; 3.Проективные рисуночные методики – «Рисунок семьи»; «Рисунок человека»; «ДДЧ»; «Рисунок несуществующего животного»; «Самый красивый рисунок» и др. 4.Беседа с учащимся. 5.Выборочно методики исследования особенностей развития психических процессов Д.В. Лубовского. | В течение года. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика уровня сформированности УУД. | Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов. | Диагностика уровня сформированности УУД «Графический диктант». Д.Б. Эльконина. | Январь. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика направленности интересов и склонностей одарённых учащихся начальной школы. | Учащиеся со 2 – 4 классы. | Методика диагностики одарённости младших школьников – изучение направленности интересов и склонностей одарённых учащихся начальной школы. Автор: А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. | Февраль. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика эмоционально – психологического климата в классе. | Учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов. | Методика – анкетирование. «Эмоционально-психологический климат в коллективе» Н.А. Шкуричева | Февраль. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика индивидуальных способностей учащихся. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей учащихся «МЭДИС». Авторы: И.С. Аверина, Е.И. Щебланова | Март. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика умственного и интеллектуального развития учащихся. | Учащиеся 4 «А» и 4 «В» классов. | Методика «Групповой интеллектуальный тест ГИТ». Тестовые задания (7 субтестов). Автор: Г.П. Логинова. | Апрель. | ||||||||||||
Диагностическое | Изучение учебной мотивации учащихся испытывающих трудности в обучении. | Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4В классов. | Методика диагносики школьной мотивации учащихся начальных классов. Лусканова А.Г. Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. А.М. Прихожан. | В течение года. | ||||||||||||
Коррекционная и развивающая работа | ||||||||||||||||
Развивающее | Адаптационные развивающие классные часы по системе работы с тревожными первоклассниками. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | «Коррекция познавательных процессов». Авторы – составители: Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников» в соответствии с ФГОС. | Сентябрь - декабрь | ||||||||||||
Развивающее | Индивидуальные адаптационные коррекционно – развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Курс внеурочной деятельности. (ФГОС) «РОСТ» Развитие, общение, самооценка, творчество. 1 – й класс. Е.Г. Коннова/2013 год. | В течение года. | ||||||||||||
Развивающее | Индивидуальные и подгрупповые занятия по профилактике повышенной тревожности у учащихся начальной школы. | Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. классов. | Методики по песочной терапии, сказкотерапия - «Сказки – подсказки» Автор: Заболотская Э. 2012 год. Арт – терапия (лепка, рисование). | В течение года. | ||||||||||||
Развивающее | Групповые психологические занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков, нравственных ценностей, успешной социализации учащихся в коллективе. | Учащиеся 1А; 1Б; 2Г; 2Б; 3А; 3Б классов. | Уроки психологии в начальной школе. 1 – 4 класс «Тропинка к своему Я». О.В. Хухлаева. | В течение года. | ||||||||||||
Развивающее | Развивающие групповые занятия, посвящённые развитию логики и интеллекта у одарённых учащихся. | Одарённые учащиеся со 2 – по 4 классы. (по спискам классных руководителей) | Программа факультативного курса «Развитие познавательных способностей» 1 – 4 классы. 36 занятий для будущих отличников. «Юным умникам и умницам». О.А. Холодова. | В течение года. О.А. Холодова. | ||||||||||||
Развивающее | Развивающие классные часы, направленные на профилактику тревожности учащихся 4 – х классов при переходе в среднее звено. | Учащиеся 4 «А» и 4 «В» классов. | Адаптационные занятия для обучающихся 4 классов «Мы - пятиклассники». Цель: повышение психологической адаптации при переходе в среднее звено. Задачи: создание условия для формирования и поддержания учебной мотивации; формирование сплоченности классного коллектива; помощь в осознавании различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы». | Ноябрь | ||||||||||||
Развивающее | Развивающие классные часы, направленные на развитие духовно – нравственного воспитания. | Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов. | Классный час – дискуссия по духовно – нравственному воспитанию «Дорога добра». Цели: Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела. Воспитывать уважение к родителям, товарищам. | Январь - февраль | ||||||||||||
Консультативная и просветительская работа. | ||||||||||||||||
Консультативная | Консультирование педагога – психолога по средней и старшей школе (передача документации на учащихся 4 классов, перешедших в среднее звено). | Педагог – психолог средней и старшей школы. | Сентябрь | |||||||||||||
Консультативная | Тематические консультации для педагогов и родителей одарённых учащихся. | Классные руководители учащихся со 2 – 4 классы, родители одарённых учащихся. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Проведение консультаций учителей, родителей по результатам диагностик. | Участники образовательного процесса. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Рекомендации учителям и родителям по результатам диагностик. | Классные руководители и родители учащихся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Проведение консультаций педагогов и родителей учащихся по социальным запросам. | Классные руководители и родители учащихся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Участие в совещаниях комиссии образовательного учреждения по учащимся с нарушениями поведения и трудностями в обучении. | Участники образовательного процесса. Цель создания комиссии: подготовка по результатам обследований рекомендаций по оказанию детям психолого - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции развития детей с нарушениями поведения. Обсуждение с педагогами и специалистами школы проблем воспитания и обучения учащихся. Информация родителей (законных представителей) о стиле семейного воспитания, личностных особенностях ребёнка, его развития и поведения в детском саду и т.п. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Собеседование с родителями будущих первоклассников | Родители будущих первоклассников ДО1; ДО2; ДО3. | Март | |||||||||||||
Просветительская | Выступление на родительских собраниях в 1 – х классах. | Родители учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов. 1.Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. 2.Дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников. 2.Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами. | Сентябрь | |||||||||||||
Просветительская | Выступление на педагогическом совете. | Педагоги и административный состав школы. Тема выступления: «Теория гуманистического обучения Карла Роджерса», а также «Развивающие технологии обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова». | Сентябрь | |||||||||||||
Просветительская | Проведение мастер – класса для родителей одарённых учащихся. | Родители одарённых учащихся со 2 – 4 классы. Подготовка и раздача родителям буклетов и информационных листов. | Октябрь | |||||||||||||
Просветительская | Психологическая гостиная. | Педагоги начальной, средней и старшей школы. Тема: «Причины неуспеваемости подростков и способы её преодоления». | Октябрь | |||||||||||||
Просветительская | Просвещение педагогов начальной школы. Раздача информационных материалов для педагогов по теме педагогического совета «Мотивационная среда». | Педагоги начальной школы. 1.Рекомендации педагога – психолога для учителей начальной школы по работе с детьми с ОВЗ. 2.Рекомендации по социально – образовательной интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения. 3.Роль мотивации в работе с одарёнными учащимися. Типология ММД. Рекомендации педагогам и родителям. | Ноябрь | |||||||||||||
Просветительская | Проведение мастер – классов по песочной терапии (работа с космическим песком). | Учащиеся ГБОУ №879 и других школ, округов (окружное мероприятие), родители учащихся, педагоги, директора и специалисты школ. | Декабрь | |||||||||||||
Просветительская | Психологическая гостиная. | Педагоги начальной школы. Тема: «Рефлексивные техники на уроке». Подготовка и раздача учителям буклетов и информационных листов. | Апрель | |||||||||||||
Просветительская | Повышение психолого – педагогической компетентности учителей, родителей и администрации. | Педагоги и администрация образовательного учреждения. | В течение года. | |||||||||||||
Организационно – методическая. | ||||||||||||||||
Подготовка информационных буклетов, листовок, памяток. Подготовка и размещение информации на сайте психологической службы. | ||||||||||||||||
Оформление информационного психологического стенда. | ||||||||||||||||
Аналитическая работа с документацией, подготовка рекомендаций для учителей и родителей учащихся, ведение документации педагога – психолога. Наполнение индивидуальных пакетов учащихся. | ||||||||||||||||
Составление банка данных на одарённых учащихся и учащихся, требующих психолого – педагогической помощи. | ||||||||||||||||
Изучение психолого – педагогической литературы, современных методических разработок. | ||||||||||||||||
Участие в педагогических советах, семинарах, вебинарах, окружных и школьных мероприятиях. | ||||||||||||||||
Экспертная | ||||||||||||||||
Посещение уроков (психологический анализ урока) | Участники образовательного процесса. | В течение года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями на 2015-2016 учебный год
В данной работе представлен план работы с родителями.Необходим в работе учителя-логопеда....
План работы МО «Старт» на 2015-2016 учебный год
План работы МО «Старт» на 2015-2016 учебный год...
Годовой план работы психологической службы на 2015-2016 учебный год
План работыпсихологической службына 2015-2016 учебный год Годовой план работы психологической службы составле с учетом ниже изложенных целей и задач по ряду приоритетных направлений.Ц...
План работы учителя - логопеда на 2015 - 2016 учебный год.
План работы учителя-логопеда в школе...
план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...
Отчёт педагога-психолога о проделанной работе за первое полугодие 2015-2016 учебный год.
2016 учебный год.Психолого-педагогическая работа проводилась в течении учебного года соответственно с планом работы школы и планом работы психолога.Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение ...
План работы педагога-психолога Ахмедуллиной Адели Фанисовны на 2016-2017 учебный год
Цель: Содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной ад...