Программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) «Коррекция и развитие эмоциональной сферы» 1 – 4 классы .
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».
Основная цель данной программы - способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития. Это должно помочь ему адаптироваться к условиям социальной среды с учетом особенностей его отклонений.
Задачи:
1. Ознакомление ребенка со способом выражения и природой эмоций.
2. Оказание помощи в проживании определенных эмоциональных состояний.
3. Обучение словесно обозначать свои чувства.
3. Обучение адекватного выражения своих чувства и распознавать чувства других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsiya_i_razvitie_emots_sfery_detey_s_ovz_variant_8.3.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
на 20__-20__ учебный год
по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения»
АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3)
«Коррекция и развитие эмоциональной сферы»
1 – 4 классы
Составлена на основе комплекса индивидуальных коррекционно-развивающих занятий Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ»
Разработчик программы
Атаньязова В.А.
г.о. Мытищи
20__ год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013;
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2014 г. № 1598;
АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Рассмотрена и утверждена на педагогическом совете МБОУ НШДС ОВЗ г.о. Мытищи №01 29.08.2020г.
Разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».
Актуальность:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности развития детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ (в следствие интеллектуальных, речевых нарушений, а также недоразвития эмоционально-волевой сферы) характеризуются несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом и т.п. Как правило, на первое место выходят такие проблемы эмоциональной сферы, как тревожность, страхи, неуверенность в себе, негативизм по отношению к себе («я — плохой»), агрессивность (внешняя и внутренняя). Все это усложняет жизнь самих детей, окружающих их людей, родителей. В процессе взросления у каждого ребенка накапливается свой эмоциональный опыт, который помогает ему ориентироваться как в собственных чувствах и эмоциях, так и эмоциональных состояниях окружающих его людей. Так создается индивидуальный «словарь» чувств — тот набор жестов, поз, мимики, голосовых интонаций, с помощью которых выражается эмоциональное состояние. Ребенок пользуется этим «словарем» и для того, чтобы понять другого, и для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции.
Основная цель данной программы - способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития. Это должно помочь ему адаптироваться к условиям социальной среды с учетом особенностей его отклонений.
Задачи:
1. Ознакомление ребенка со способом выражения и природой эмоций.
2. Оказание помощи в проживании определенных эмоциональных состояний.
3. Обучение словесно обозначать свои чувства.
3. Обучение адекватного выражения своих чувства и распознавать чувства других людей.
Участники: обучающиеся 1-4 классов по АООП НОО для обучающихся с РАС (8.3).
Занятия проходят в индивидуальной форме или минигруппе (2 ребенка).
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 20-30 минут. У детей с более серьезной психофизиологической патологией количество занятий может быть увеличено за счет повторения каждого занятия по 2–3 раза. Максимальное количество определяется, исходя из индивидуальных возможностей ребенка. Каждое занятие лучше начинать с краткого повтора ранее пройденного материала с помощью наводящих вопросов или наглядного материала, оставшегося в результате работы на предыдущем занятии. Такая система проведения занятий используется на всех этапах методики (третий этап доступен только для детей с задержкой психического развития).
Основное содержание программы
В комплексе занятий упор делается на четыре основных чувства — радость, обида, злость и страх. Это объясняется тем, что детям с ОВЗ (и, в первую очередь, с умственной отсталостью) сложно дифференцировать чувства в целом, а тем более выделять их нюансы (такие, как восторг, восхищение, раздражение, гнев и т. д.). Поэтому основная задача — научить ребят выделять и осознавать у себя и, следовательно, у окружающих базовые чувства.
Занятия разработаны на базе 1-го этапа «Знакомство с чувствами»: дети знакомятся с чувствами радости, обиды, злости, страха и учатся различать и узнавать эти чувства у себя и у других. Он рассчитан на 27 занятий. Увеличение количества занятий возможно за счет повторений.
Диагностика: в процессе занятий проводится диагностика развития эмоциональной сферы; используется методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Структура у всех занятий одинакова, включает ритуальное приветствие (взяться за руки, улыбнуться друг другу, поприветствовать, слегка пожать друг другу руки одновременно или поочередно, например, «ток по кругу») и прощание («я-хороший»: покажи, где у тебя хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки, умелые ручки; погладь себя и скажи «я-хорошая девочка/хороший мальчик»), два-три упражнения на распознавание эмоций, подражание (картинки, зеркало, образец взрослого), игровые упражнения, основанные на мимике и пантомимике, элементы арт-терапии, обсуждение ситуаций.
Основные методы, формы и приемы, средства:
Объяснение, инструктирование – используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Метод наглядного обучения - дидактический, демонстрационный и раздаточный материал.
Практическая работа – практическая деятельность детей: упражнения, повторения.
Методы символической системы коммуникации (жесты).
Приемы игровой психокоррекции.
Материалы:
Карточки (изображения, фотографии, пиктограммы) с изображением чувств «радость», «обида», «злость», «страх»; мягкие игрушки; краски, пластилин, цветные карандаши, альбом; зеркало.
Планируемые результаты:
Нарушения сферы: | Предполагаемый результат |
Эмоционально-волевая | Формирование/развитие: - эмоционального контакта со взрослым и детьми; - сотрудничества со взрослым и детьми; - подражания действиям взрослого: повторение слов и действий повторение интонации речи; - умения выражать свои чувства: словами, мимикой, жестами; - умения распознавать чувства: - по пиктограмме (показывать, называть), - по картинке (показывать, называть), - по мимике другого (показывать на картинке, называть). Формирование/развитие умения следовать определенному порядку (алгоритму действий, расписанию). |
Оценка результатов – уровень сформированности действия/операций и представлений:
*При оценке результативности должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. Для формирования учебного поведения имеет значение концентрация на сохранных анализаторных ощущениях (демонстрирует зрительные и слуховые ориентировочно-поисковые реакции, прислушивается, фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого или на демонстрируемом предмете, находящемся в поле зрения, прислушивается и концентрируется на тактильных, вестибулярных ощущениях);
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной (взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости) или невербальной), «выполняет действие по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания)», выполняет инструкцию методом «рука в руке»/«рука под рукой», «выполняет действие с частичной физической помощью (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его)», «выполняет действие со значительной физической помощью (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно)», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
** Уровни самостоятельности при выполнении заданий/динамика | ||
Не выполняет задание | Отсутствие динамики или регресс. | 0 |
Выполняет задание со значительной физической помощью | Динамика в освоении минимум одной операции, действия | 1 |
Выполняет задание с частичной физической помощью | Минимальная динамика | 2 |
Выполняет задание по подражанию | Средняя динамика | 3 |
Выполняет задание по образцу | Выраженная динамика | 4 |
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | Значительная динамика | 5 |
Выполняет задание самостоятельно без ошибок | Полное освоение действия | 6 |
* АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Рассмотрена и утверждена на педагогическом совете МБОУ НШДС ОВЗ г.о. Мытищи №01 29.08.2020г.
** Средства мониторинга и оценки динамики обучения по СИПР.
Тематическое планирование
№ занятия | Наименование форм работы, упражнений |
Занятия 1-5: познакомить ребенка с четырьмя основными чувствами (радость, страх, обида, злость) | |
1 занятие | 1. «Погодный массаж» (Хухлаева О.В., с.112). 2. Рассмотрение пиктограммы четырех чувств и называние их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств. 3. Подбор цвета к каждой пиктограмме (красный, желтый, коричневый, черный). 4. «Зеркало»: один из них мимикой изображает те чувства, о которых говорилось в ходе занятия, а другой — повторяет за ним; потом играющие меняются. |
2 занятие | 1. «Погода на спине» (Хухлаева О.В.,с.114). 2. Раскрашивание круга 4 цветами «настроений» (красный, желтый, коричневый, черный). 3. Рассмотрение пиктограммы четырех чувств и называние/распознавание их. 4. Раскрашивание листа бумаги - чувство-цвет (красный, желтый, коричневый, черный) в свободном соотношении. 5. «Зеркало»: один из них мимикой изображает те чувства, о которых говорилось в ходе занятия, а другой — повторяет за ним; потом играющие меняются. |
3 занятие | 1. «Семья собачек» (Хухлаева О.В.,с.77). 2. Актуализация материала: рассмотрение пиктограммы четырех чувств и называние/распознавание их. 3. Раскладывание на 4 группы картинок с эмоциями. 4. Раскрашивание листа бумаги - чувство-цвет (красный, желтый, коричневый, черный), лист делится на 4 части. 5. «Зеркало»: один из них мимикой изображает те чувства, о которых говорилось в ходе занятия, а другой — повторяет за ним; потом играющие меняются. |
4 занятие | 1. Актуализация материала: рассмотрение пиктограммы четырех чувств и называние/распознавание их. 2. Раскладывание на 4 группы картинок с эмоциями. 3. Раскрашивание листа бумаги - чувство-цвет (красный, желтый, коричневый, черный) в свободном соотношении 4. «Зеркало»: один из них мимикой изображает те чувства, о которых говорилось в ходе занятия, а другой — повторяет за ним; потом играющие меняются. 5. «Покажи чувства язычком», «Покажи чувства руками» (Хухлаева О.В.,с.75). |
5 занятие | 1. «Раз, два, три, зайцы – замри» (Хухлаева О.В., с.71). 2. Актуализация материала: рассмотрение пиктограммы четырех чувств и называние/распознавание их. 3. Раскладывание на 4 группы картинок с эмоциями. 4. Игры с зеркалом (показывание эмоций мимикой). 5. «Покажи чувства язычком», «Покажи чувства руками» (Хухлаева О.В.,с.75). 6. Раскрашивание круга «настроения». |
Занятия 6-8: знакомство с чувством радости; получение навыка выражения этого чувства. | |
6 занятие | 1. «Кто как веселится» (Хухлаева О.В., с.72). 2. Пиктограмма «Радость», картинки, изображающие «радостные» ситуации. Рассматривание, обсуждение картинок. 3. Рисунок «Улыбающееся солнце». 4. Игры с зеркалом: показать радость, обсудить мимику (улыбка, лицо веселое и т.д.). 5. Фигура «радости» (движения, мимика, жесты). |
7 занятие | 1. «Что чувствует кошечка?» (Хухлаева О.В.,с.76). 2. Выбор картинок, пиктограмм «радость». 3. Раскрашивание листа «радостным» цветом. 4. Игрушки кукольного театра, изображение чувства радости с помощью кукол+ «Игры с зеркалом». 5.«Праздничный салют». |
8 занятие | 1. «Превратились-кошечки-радость» (с.79). 2. Выбор картинок, пиктограмм «радость»+ «Игры с зеркалом». 3. «Дорисуй». 4. «Вот так» (с.78). |
Занятия 9-13: знакомство с чувством обиды; получение навыка выражения этого чувства. | |
9 занятие | 1. «Пальцы-мышки» (Хухлаева О.В.,с.80). 2. Сравнение пиктограмм «радость» и «обида». 3. Игры с зеркалом (показать обиду, описать выражение лица). 4. Раскрашивание листа цветом «обиды». 5. Обсуждение чувства обиды. «Не стоит обижаться, лучше рассмеяться».(ХухлаеваО.В., с. 81) |
10 занятие | 1. «Пальцы-зайцы» (Хухлаева О.В.,с.81). 2. Пиктограмма «Радость», картинки, изображающие «радостные» ситуации. Рассматривание, обсуждение картинок. 3. Игры с зеркалом. Показать обиду мимикой, движениями. 4. Лепка чувства обиды. 5. Трансформация вылепленной фигурки. |
11 занятие | 1. «Пальцы-медведи» (Хухлаева О.В.,с.82). 2. Выбор картинок, пиктограмм «радость». 3. Игры с зеркалом. Показать обиду мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. История игрушечного героя/ «Кто как обижается» (Хухлаева О.В.,с.81). 5. Рисунок обиды. |
12 занятие | 1. «Чувство замри» (Хухлаева О.В., с.85) 2. Сортировка картинок «радость», «обида». 3. Игры с зеркалом. Показать обиду мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. Лепка чувства обиды. 5. Трансформация вылепленной фигурки. 6. «Пожалей обиженного» (Хухлаева О.В.,с.82). |
13 занятие | 1. «Ветер, ветерок, ураган» (Хухлаева О.В., с.86). 2. Сортировка картинок «радость», «обида». 3. Игры с зеркалом. Показать обиду мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. «Обиженный кустик» (Хухлаева О.В., с. 87). 5. Рисунок обиды. |
Занятия 14-20: знакомство с чувством злости; получение навыка выражения этого чувства. | |
14 занятие | 1. «Покажи голосом» (Хухлаева О.В., с. 84). 2. Сравнение пиктограмм «радость» и «злость». 3. Игры с зеркалом. 4. Раскрасить лист цветом «злости». |
15 занятие | 1. «Походи как» (Хухлаева О.В., с. 88). 2. Сравнение пиктограмм «обида» и «злость». 3. Игры с зеркалом. Показать злость мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. Рассмотреть лицо, глаза, брови, губы. 4. Лепка из глины «веселого» и «злого». |
16 занятие | 1. «Простучи на барабане» (Хухлаева О.В., с. 101). 2. Пиктограмма «Злость», картинки, изображающие «злые» ситуации. Рассматривание, обсуждение картинок. 3. Игры с зеркалом. Показать злость мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. Рассмотреть лицо, глаза, брови, губы. 4. «Рубка дров». |
17 занятие | 1. Пальчиковый этюд: поссорились, помирились» (Хухлаева, с. 84). 2. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость». 3. Игры с зеркалом. Показать злость мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. Закончи предложение. 5. Скульптура злости. 6. «Толкалки». |
18 занятие | 1. «Ладошка-шарик» (Хухлаева, с.89). 2. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость». 3. Игры с зеркалом. Показать злость мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. «Портрет злости». 5. Боксерская груша/куб эмоций. |
19 занятие | 1. «Громко, тихо, средне» (Хухлаева,с.88). 2. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость». 3. Игры с зеркалом. Показать злость мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4.Лепка злости. 5. Изменение скульптуры. |
20 занятие | 1. «Походить как» (Хухлаева,с.88). 2. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость». 3. Игры с зеркалом. Показать злость мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. Игра с персонажами, сочинение сказки, обыгрывание. |
Занятия 21-25: знакомство с чувством страха; получение навыка выражения этого чувства. | |
21 занятие | 1. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость», «страх». 2. Игры с зеркалом. Показать страх мимикой. 3. «Чувство замри» (Хухлаева, с. 85). 4. Раскрасить лист в цвет «страха». |
22 занятие | 1. «Пальчиковый этюд: поссорились, помирились» (Хухлаева, с. 84). 2. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость», «страх». 3. Игры с зеркалом. Показать страх мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. «Чего боялся зайчик?» (Хухлаева О.В., с.74) 5. Фигура смелости. |
23 занятие | 1. «Превратились» (Хухлаева, с. 83). 2. Сортировка пиктограмм, картинок «обида», «радость», «злость», «страх». 3. Игры с зеркалом. Показать страх мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. Кто как боится. 5. Лепка страха. |
24 занятие | 1. «Большие-маленькие» (Хухлаева, с. 83). 2. Что лишнее? (из 4 картинок – 3 с одинаковыми эмоциями – 1 лишняя) 3. Игры с зеркалом. Показать страх мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. Игра с героем. 5. «Лев». |
25 занятие | 1. «Смелый-трусливый» (Хухлаева, с. 83). 2. Что лишнее? (из 4 картинок – 3 с одинаковыми эмоциями – 1 лишняя) 3. Игры с зеркалом. Показать страх мимикой, движениями, язычком, пальчиками, ножками. 4. Рисунок страха. |
Занятия 26-27: закрепление знаний о чувствах радости, злости, обиды и страха; закрепление навыков понимания чувств других людей. | |
26 занятие | 1. «Покажи чувства язычком, руками, ножками, голосом» (Хухлаева О.В., с.75). 2. Игры с зеркалом+пиктограммы. 3. «Ковер чувств». 4. «Листочек падает» (Хухлаева О.В., с.75) |
27 занятие | 1. «Покажи чувства язычком, руками, ножками, голосом» (Хухлаева О.В., с.75). 2. Игры с зеркалом+пиктограммы. 3. «Мягкий мишка и твердый солдатик» (Хухлаева О.В., с.77). 4. «Праздник чувств». |
Список литературы
1. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
2. Савинова Л.Ю., Танцюра С.Ю. Общаться – это просто. Занятия по взаимодействию с ребенком ОВЗ:Учеб.-метод.пособие.Ч.2. – М.: ТЦ Сфера, 2021.
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятеьности. Дошкольный и младший школьный возраст. – М.: АРКТИ, 2014.
4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему: "Игра и упражнение -как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"
доклад на тему : Игра и упражнение как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...
Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)
Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...
РП коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" (вариант 8.2) 3 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) по варианту 8.2 разработана в соответствии с Ф...
РП коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" вариант 8.2 2 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) по варианту 8.2 разработана в соответствии с Ф...