Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС.
Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:
- дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социальный контакт. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать.
- трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации.
- ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо.
- искаженное восприятие сенсорной информации. Реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью.
Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Нарушения коммуникации у детей с аутизмом как правило обусловлены нарушениями социального взаимодействия. Ребенок-аутист не способен регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: он не может показать на предметы, которые привлекают его внимание; у ребенка имеются некоторые трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; затруднено распознавание эмоционального состояния других людей.
Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.
Цель коррекционно-развивающего курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.2_formir_kommunikativ_poved.docx | 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС.
Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:
- дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социальный контакт. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать.
- трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации.
- ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо.
- искаженное восприятие сенсорной информации. Реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью.
Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Нарушения коммуникации у детей с аутизмом как правило обусловлены нарушениями социального взаимодействия. Ребенок-аутист не способен регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: он не может показать на предметы, которые привлекают его внимание; у ребенка имеются некоторые трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; затруднено распознавание эмоционального состояния других людей.
Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.
Цель коррекционно-развивающего курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.
- Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
«Формирование коммуникативного поведения»
Коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения» направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков.
Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников, через основные направления: психодиагностика; психокоррекция; психопрофилактика; психопросвещение и консультирование.
Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки ребенка.
Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.
Коммуникативное развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.
Коммуникативное развитие детей с РАС, в рамках коррекционного курса, подразумевает:
- овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и расширения знаний об окружающем мире;
- развитие связной речи путем практической деятельности на коррекционно-развивающих занятиях;
- формирование мотивации, развитие потребности детей с РАС в общении.
Коррекционный курс направлен не только на коммуникативное, но и на эмоциональное развитие детей с РАС. Две эти сферы личности тесно взаимосвязаны и от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом. Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.
Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром должна основываться сначала на доступном для ребенка с РАС уровне взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере коммуникативного развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих направлениях. На высшем из доступных уровней эмоциональной организации происходит формирование аффективной картины мира и способов реагирования на его воздействия.
Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений. Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.
Коррекционный курс способствует социализации и интеграции ребенка с РАС в общество.
Таки образом, коррекционный курс направлен на преодоление коммуникативных барьеров детей с различным уровнем владения средствами коммуникации, а также на коррекцию эмоционального развития школьников с РАС. Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими. Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта. Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
- Описание места коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»
в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО обучающегося, класс, обучающегося/обучающейся по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2) на 20____-20____ учебный год в классе возрастной нормы, коррекционно-развивающий курс «Формированию коммуникативного поведения» в (1-11) классе по 2 часа в неделю (68 часов в год).
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»
Данная программа предусматривает успешную адаптацию, быстрейшее включение в учебный процесс и как следствие психологическое здоровье обучающегося. Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я - образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.
Содержание программы коррекционной работы определяются следующими принципами:
- соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
- Личностные и метапредметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающихся, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
- Личностными результатами занятий являются следующие умения:
- развивать познавательные интересы;
- ознакомить учащихся с внутренним миром личности;
- Метапредметными результатами занятий является формирование:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
- умение находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
- Содержание коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»
Развитие навыков социального взаимодействия.
Самопознание «Какой Я?» (3 часа)
Дать понятия «человек», «личность». Показать и доказать неповторимость каждого человека.
Дать понятие «внешний вид», значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на рабочем месте. Отличие поведения мальчиков и девочек.
Мир эмоций «Я и эмоции» (9 часов)
Распознавание различных эмоциональных состояний, отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения, демонстрация подходящих к случаю жестов, рассматривание разных поз людей в различных ситуациях, прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.
Дать понятия «жест» и «мимика» в устной речи.
Позитивное общение «Мой язык общения» (12 часов)
Дать понятия «диалог», «общение»,
«уважение». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Развитие ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.
Ощущение (2 часа)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое и т. д.). Дидактические игры и упражнения: «Сухое – влажное – мокрое», «Определи, какая рука?», «Определи на ощупь».
Измерение веса разных предметов на весах. Дидактические игры и упражнения: «Весы», «Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», «Определи на глаз», «Масса предметов», «Измеряем объем воды», «В какую емкость поместится больше воды?».
Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный –светлый, вредный – полезный). Дидактические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Противоположности», «Полезно – вредно», «Соедини рисунки». «Выбираем противоположности».
Восприятие (2 часа)
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование. Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Память (2 часа)
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.
Внимание (2 часа)
Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Мышление (2 часа)
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия. Формирование мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения.
Воображение (2 часа)
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»
Семенюк Анны ученицы 2 класса Е
№ п/п | Темы | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
Самопознание «Какой Я?» | Сформировать у обучающегося умение познавать самого себя. | 3 | |
Мир эмоций «Я и эмоции» | Научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл. | 9 | |
Позитивное общение «Мой язык общения» | Научить подбирать нужные этикетные и речевые формулы приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы. Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка). Проигрывание ситуаций из реальной жизни. | 12 | |
Ощущения | Научить: различать виды ощущений, определять качества предметов. | 2 | |
Восприятие | Научить: сопоставлять, группировать предметы по форме, цвету, размеру. | 2 | |
Память | Развить объем и устойчивость слуховой, зрительной, двигательной памяти | 2 | |
Мышление | Сформировать умение: находить и выделять признаки предметов, сравнивать предметы. | 2 | |
Воображение | Развить навык сосредоточения и устойчивости внимания. | 2 | |
Внимание | Развить внимания и его характеристик: устойчивость, концентрация, переключение, распределение. | 2 | |
Итого | 36 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей младшего школьного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект. Пространство кабинета условно разделено следующими зонами: диагностической, коррекционно-развивающей, релаксационной и консультативной.
Развивающая предметно - пространственная среда позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально - волевой сферы.
Зона для проведения диагностических, коррекционно - развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитно-маркерную доску;
- стол детский;
- стулья детские;
- дидактические пособия и игры по возрастам;
- детская художественная и познавательная литература;
- набор диагностических методик стимульный материал;
- канцелярские принадлежности.
Консультативная зона включает в себя:
- набор диагностических методик;
- психологическая литература для родителей и педагогов;
- стимульный материал для проведения диагностики.
Релаксационная зона представлена сенсорным оборудованием:
- тактильная дорожка;
- фиброоптический душ;
- акустическая тактильная панель;
- световой стол для рисования песком на ножках;
- фиброоптический тоннель;
- ковровое покрытие и др. оборудование.
В кабинете также имеются:
- игрушки, способствующие установлению эмоционального контакта с детьми;
- комплексы наглядных дидактических пособий и материалов для психолого педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...
Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому
Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...
Рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 4 класс 2 вариант обучение на дому
Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 6 класс 1 вариант обучение на дому
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2...