Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multiplikatsiya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция представляет собой форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. Анализ исследований, направленных на изучение особенностей эмоциональной сферы, учащихся с задержкой психического развития показывает, что при целенаправленном коррекционно-развивающем воздействии на эмоциональную сферу, недостатки развития поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.
Развитие эмоциональной сферы играет важнейшую роль в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, и является особенно актуальной, т. к. эмоциональному развитию младших школьников в дальнейшем отражается на формирование его личности.
В исследованиях рассмотрены пути и средства развития эмоциональной сферы детей школьного возраста. К традиционным техникам можно отнести игровую терапию, психотерапевтические техники, арт-терапию, музыкотерапию. Вместе с тем, в настоящее время в практике коррекционно-развивающей работы актуальными и востребованными становятся нетрадиционные технологии, к которым можно отнести использование мультипликации.
Мультипликационные фильмы – это вид искусства, который особенно привлекает детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мультипликация оказывает большое влияние на развитие детей (как интеллектуальное, так и эмоциональное). При просмотре мультфильмов у детей складываются первичные представления о добре и зле, примеры и эталоны хорошего и плохого поведения. Путем сравнения себя с любимыми героями ребенку предоставляется возможность научиться позитивно воспринимать самого себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
О. А. Воронина и Н. И. Медведева отмечают ряд положительных и отрицательных сторон в ходе просмотра мультфильмов:
– мультфильмы любимы детьми с раннего детства, так как они яркие и интересные. Персонажи мультфильмов дают возможность ребенку увидеть различные способы взаимодействий с миром. Эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле формирует у малышей видео;
– при просмотре мультфильма, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей;
– ребенок практически всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира [10].
Мультипликационные фильмы неслучайно интересны детям самого разного возраста. Яркие, насыщенные, эффектные персонажи и сюжеты с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные – с другой, они близки по своим развивающим и воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению.
Герои мультфильмов открывают детям самые различные способы взаимодействия с окружающими его людьми. Они являются основой первичных представлений у детей о добре и зле, о нормах хорошего и плохого поведения. Путем сравнения себя с любимыми героями дети имеют возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться с трудностями, с уважением и пониманием относиться к другим.
Мультипликации как средству развития детей с ограниченными возможностями здоровья уделяли, И. Л. Брызгалова, И. А. Бучилова, А. А. Миронова, и др. В частности, возможности применения мультипликации в развитии речи детей с ОВЗ различных категорий рассмотрели О. М. Гребенникова, Е. В. Громова, Е. Н. Прусакова, использование мультипликации как средства развития познавательных процессов детей с ОВЗ раскрыто в работах Т. Н. Князевой, Е. В. Сидоровой, а Н. В. Трефилова считает мультипликацию эффективным средством развития нравственных чувств детей, имеющих проблемы в развитии.
А. А. Гуськова указывает, что средства мультипликации усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу [18].
А. Ф. Лалетина считает, что мультфильмы понятны ребенку, поскольку они в доступной форме объясняют ему многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. При этом мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, задействуя два органа чувств: зрение и слух одновременно.
С. Э. Гриценко отмечает, что развивающие возможности мультипликации настолько широки, что охватывают различные образовательные области. Детская мультипликация раскрывает творческий потенциал воспитанников, активизирует мыслительные процессы и познавательный интерес, а также эстетические качества [17].
По мнению В. А. Грошенковой, Н. В. Рыжовой, мультипликационные фильмы являются прекрасным средством развития психических процессов у детей; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение. Мультфильмы дают уникальную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации образовательного процесса. Работая над содержанием мультфильма, у ребенка формируются разные стороны речи: фонетико-фонематическая, просодическая, лексико-грамматическая, именно это является фундаментом овладения ребенком связного речевого высказывания.
И. А. Гребенникова, Е. В. Громова, Е. Н. Прусакова отмечают, что использование средств мультипликации оказывает положительное влияние на речевую деятельность детей. Дети быстро запоминают образные слова и словосочетания, учатся самостоятельно составлять рассказы, участвовать в диалоге. Значительно повышается мотивация к процессу обучения, уровень усвоения лексического материала в соответствии с программными требованиями [16].
Опираясь на имеющиеся в источниках научно-практические данные, мы считаем, что мультипликационные фильмы могут эффективно использоваться в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития.
Используя мультипликацию как средство развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития, можно решить следующие задачи:
1) развивать понимание детей об эмоциях и эмоциональных состояниях;
2) способствовать развитию способности воспринимать и выражать свои эмоциональные состояния;
3) формировать умение распознавать эмоциональное состояние других людей;
4) вырабатывать и тренировать технику владения своими эмоциями;
5) расширять способности различия отрицательных эмоций от положительных;
6) способствовать формированию положительного самоотношения.
Анализ практико-ориентированных исследований позволяет выделить три наиболее эффективных варианта применения мультипликации на коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.
1. Просмотр мультфильма вместе со взрослым, обсуждение увиденного. Для того чтобы просмотренный мультфильм оказал нужное педагогическое воздействие на ребенка, взрослому необходимо вместе с ним смотреть его, а далее – беседа, в ходе которой взрослый выясняет, что из данного мультфильма ребенок воспринял и понял, а какие вопросы следует обговорить дополнительно, чтобы полученную информацию ребенок смог включить в свой внутренний опыт.
2. Групповой просмотр мультфильма с выполнением различных заданий на узнавание, отражение эмоций. Использование мультфильмов можно использовать как обогащение спектра позитивных методов и приемов взаимодействия, предложенных в сказочной форме.
3. Создание собственных мультфильмов во время индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы. Процесс создания мультфильма заставляет включить самые разнообразные виды деятельности, предоставляет решение разных психологических, педагогических и коррекционных задач. Кроме того, для детей с ограниченными возможностями здоровья огромное жизнеутверждающее значение имеют те достижения, которые они сделали непосредственно своими руками.
Таким образом, мультипликация является эффективным методом развития и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬННОГО ИСКУССТВА
В статье раскрываются вопросы коррекции зрительно-двигательного взаимодействия обучающихся с ЗПР...
Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»
В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве ал...
Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....
Рабочая логопедическая программа по коррекции произношения "В мире звуков" для младших школьников с задержкой психического развития
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности г...
Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития....