РП коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" (вариант 8.2) 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) по варианту 8.2 разработана в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, на основе рекомендаций ТПМПК Мамонтовского района и с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598
- Постановление от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2) МБОУ «Мамонтовская СОШ» с адаптацией к индивидуальным особенностям обучающегося.
С учетом особых образовательных потребностей школьников с РАС целью курса является формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации в условиях школьного обучения и в различных социальных ситуациях.
В ходе реализации программы коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» решаются следующие задачи:
-снизить дефицитарность и специфичность особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся;
- активизировать использование навыков устной коммуникации
- продолжить формирование следующих навыков и умений:
навыки запроса информации:
- умения привлечь внимание другого человека
- умения задавать вопросы с целью получения информации
- умения выражать просьбу с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации
социоэмоциональные навыки:
- умение адекватного выражения эмоции и сообщения о своих чувствах с испрользованием вербальных и невербальных средств коммуникации
социального поведения
- умение проявлять вежливость
- умение поделиться чем-либо
- умение выразить чувство привязанности
- умение оказать помощь другим
- умение утешить, когда кто-то расстроен
вербальные диалоговые навыки:
- умение инициировать и завершать диалог стандартной фразой
- умение разъяснять ситуацию или проявлять настойчивость, повторяя сообщение
- умение поддержать разговор, делясь информацией,
- умение поддерживать диалог, организованный собеседником
- умение поддерживать диалог при помощи обратной связи
- умение поддерживать диалог на разные темы
невербальные диалоговые навыки:
- умение разговаривать, повернувшись лицом к собеседнику
- умение соблюдать дистанцию по отношению к говорящему
- умение регулировать громкость голоса в зависимости от окружающей обстановки
- умение ждать подтверждения слушающего перед тем, как продолжить сообщение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8.2_3_kl_.docx | 61.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАМОНТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
филиал МКОУ «Украинская ООО»
ПРИНЯТО школьным психолого-педагогическим консилиумом Протокол от 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________Н.В,Гроо Приказ от #1075;. № 141-р
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инклюзивного обучения
для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант )
по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения»
3 класс
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель – дефектолог
Е.В.Усольцева
с. Мамонтово 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) по варианту разработана в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, на основе рекомендаций ТПМПК Мамонтовского района и с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598
- Постановление от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант ) МБОУ «Мамонтовская СОШ» с адаптацией к индивидуальным особенностям обучающегося.
С учетом особых образовательных потребностей школьников с РАС целью курса является формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации в условиях школьного обучения и в различных социальных ситуациях.
В ходе реализации программы коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» решаются следующие задачи:
-снизить дефицитарность и специфичность особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся;
- активизировать использование навыков устной коммуникации
- продолжить формирование следующих навыков и умений:
навыки запроса информации:
- умения привлечь внимание другого человека
- умения задавать вопросы с целью получения информации
- умения выражать просьбу с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации
социоэмоциональные навыки:
- умение адекватного выражения эмоции и сообщения о своих чувствах с испрользованием вербальных и невербальных средств коммуникации
социального поведения
- умение проявлять вежливость
- умение поделиться чем-либо
- умение выразить чувство привязанности
- умение оказать помощь другим
- умение утешить, когда кто-то расстроен
вербальные диалоговые навыки:
- умение инициировать и завершать диалог стандартной фразой
- умение разъяснять ситуацию или проявлять настойчивость, повторяя сообщение
- умение поддержать разговор, делясь информацией,
- умение поддерживать диалог, организованный собеседником
- умение поддерживать диалог при помощи обратной связи
- умение поддерживать диалог на разные темы
невербальные диалоговые навыки:
- умение разговаривать, повернувшись лицом к собеседнику
- умение соблюдать дистанцию по отношению к говорящему
- умение регулировать громкость голоса в зависимости от окружающей обстановки
- умение ждать подтверждения слушающего перед тем, как продолжить сообщение
2. Общая характеристика курса
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:
Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе, по сравнению с базовой программой, может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем. Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики группы.
Формы работы: индивидуальная (20 мин.) или групповая (2–6 человека,40 мин.).
Основные виды деятельности: Дидактические игры, упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические и нейропсихологические упражнения; письменные и устные задания.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, логопедическое обследование устной и письменной речи.
Формирование навыков речевого общения у младшего школьника с расстройством аутистического спектра (РАС) - одна из важнейших задач обучения. Состав обучающихся с РАС неоднороден, а противоречивость их психического развития представляет для педагогов значительную проблему, требует многовариантности удовлетворения разных образовательных потребностей, индивидуального подхода в выборе форм и видов деятельности, к отбору программного содержания.
Обучающиеся по АООП НОО по варианту с учетом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома могут быть отнесены к третьей группе (по классификации О. С. Никольской) и, в большинстве, имеют более сложные формы аффективной защиты, с формированием патологических влечений и компенсаторных фантазий. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.
Несмотря на то, что у детей этой группы более высокий уровень развития речи и при адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе на условиях инклюзии, их речевая деятельность все же отличается качественным своеобразием. На первый план выступает проблема ее использования как коммуникативного средства. Особенности речевой продукции проявляются в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, специфичности прагматического и семантического аспектов речи, сложности распознавания интонаций, буквальности в понимании обращенной речи. Присутствуют трудности в формировании собственных речевых высказываний и неумение поддерживать диалог. Бедность собственной невербальной коммуникации (мимики и жестов) и проблемы идентификации их в разговоре определяют недостаточный уровень развития коммуникативного поведения.
Для преодоления дефицитов речевой деятельности и низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Приведено тематическое планирование, которое может видоизменяться в календарно-тематической части, исходя из особенностей группы, индивидуально-психологических особенностей обучающегося и не может быть строго регламентировано, ввиду сложности прогнозирования результативности коррекционного воздействия. Распределение количества часов зависит от тяжести и характера аутистических проявлений, особенностей обработки сенсорной информации, степени дизадаптации ребенка, возможностей его социализации, темпов индивидуального продвижения в усвоении программного материала. Поэтому допустима корректировка плана за счет включения, расширения или добавления изучаемых тем.
Место коррекционного курса в учебном плане
Согласно АООП НОО (вариант ) для обучающихся с РАС продолжительность учебного года в третьем классе– 34 недели при пятидневной учебной неделе. отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
Предметные результаты
- выражать свои просьбы, сообщать о своих желаниях, употреблять «вежливые» слова
- слушать произведение, смотреть короткие фильмы и отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал
- принимать участие в обсуждении поступков героя
- называть предметы и сюжеты, соотносить их с картинками и описывать
- правильно здороваться и прощаться
- называть свое имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителей
- называть своих друзей, говорить на тему «Дружба» при помощи учителя
- пересказывать тексты
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец и анализ речевой ситуации
- уметь составить диалог не только со знакомыми, но и с незнакомыми людьми
- уметь рассказать историю из своей жизни
Личностные результаты
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Метапредметные результатыскладываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения данного коррекционного курса конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов
- устанавливать видо-родовые отношения предметов
- делать простейшие обобщения
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
Регулятивные УУД позволяют:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами
- принимать оценку деятельности
- оценивать деятельность с учётом предложенных критериев
- корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов
Коммуникативные УУД позволяют:
- слушать собеседника, вступать и поддерживать диалог в разных ситуациях социального
взаимодействия
- использовать принятые в школьной ситуации ритуалы социального взаимодействия
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
- договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими
Для определения целей обучения, их корректировки в процессе обучения и оценки результативности работы используется Таблица оценки сформированности УУД у обучающихся с РАС (младшего школьного возраста). Он построен с учетом методических разработок ФРЦ РАС под руководством Хаустова А.В. и тестовых таблиц возрастных нормативов, представленных в различных исследованиях Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф., Лисиной М.И., Стребелевой Е.А., Филичевой Т.Б., Соболевой А.В., Эльконина Д.Б. и др.
Содержание коррекционного курса
Школьная жизнь (9 ч)
Расширение активного и пассивного словарного запаса по теме.
Формирование умения отвечать на вопросы по теме в процессе беседы; составление разных по содержанию предложений. Одноклассники. Дружба и общение с ними.
Я и мои друзья (15 ч)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Я дома (23 ч)
Называние предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов.
Узнавание предметов по их частям или по признакам. Составление рассказа-описания с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий.
Я за порогом дома (7 ч)
Составление простейших рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий, на которых запечатлены изменения в природе. Рассказы о своем опыте прогулок, поездок.
Узнавание предметов по их частям или по признакам. Составление рассказа-описания с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий. Расширение активного и пассивного словаря.
Мир природы (6 ч)
Составление рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий, на которых запечатлены изменения в природе, в том числе сделанные обучающимся.
Узнавание предметов по их частям или по признакам. Составление рассказа-описания с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий. Расширение активного и пассивного словаря.
Играем в сказку(7 ч)
Составление рассказа с опорой на картинки. Пересказ и драматизация простых сказок. Расширение активного и пассивного словаря. Обсуждение поступков героев.
Тематический план
№ п/п | Темы уроков | Количество часов |
Школьная жизнь (5 часа) | ||
1 | Речевая ситуация: «Давайте познакомимся!» | 1 |
2 | Речевая ситуация: «Давайте познакомимся!» Мои привычки | 1 |
3 | Речевая ситуация: «Первое сентября». | 1 |
4 | Социальная история «Школьные правила» Для чего нужны правила. | 1 |
5 | Социальная история «Школьные правила» Я -ученик. | 1 |
Я и мои друзья (4 часа) | ||
6-7 | Речевая ситуация: «Летние каникулы». | 2 |
8 | Речевая ситуация: «Летние каникулы». | 1 |
9 | Речевая ситуация: «Летние каникулы». Мои маленькие победы | 1 |
Играем в сказку (4 часов) | ||
10 | Сказка «Сивка-бурка». Прослушивание | 1 |
11 | Составление предложений по сказке «Сивка-бурка» с опорой на картинки. | 1 |
12 | Рассказывание сказки «Сивка-бурка». опорой на картинки. | 1 |
13 | Сказка «Сивка-бурка». Инсценировка | 1 |
Я дома (4 часа) | ||
14-15 | Речевая ситуация: «Мои чувства». | 2 |
16-17 | Составление рассказа по теме. «Мои чувства» | 2 |
Школьная жизнь (4 часа) | ||
18 | Речевая ситуация: «Моя школа». Составление предложений, с использованием подсказок | 1 |
19 | Речевая ситуация: «Моя школа». Места для занятий и игр | 1 |
20 | Социальная история «Я в школе». Мои Хочу и Могу | 1 |
21 | Социальная история «Я в школе». Мои трудности | 1 |
Я дома (3 часа) | ||
22 | Речевая ситуация: «Телефонный звонок от незнакомца». Правила общения | 1 |
23 | Речевая ситуация: «День рождения!» Учимся поздравлять и отвечать на поздравления | 1 |
24 | Речевая ситуация: «Накрываем стол для праздника». Правила сервировки стола | 1 |
Играем в сказку (3 часа) | ||
25 | Прослушивание сказки «Лягушка-путешественница». Пересказ с опорой на картинки | 1 |
26 | Прослушивание сказки «Лягущка-путешественница» на звуковом носителе Пересказ. | 1 |
27 | Речевая ситуация «Лягушка-путешественница».Обсуждение поступков героев | 1 |
Я и мои друзья (5 час) | ||
28 | Речевая ситуация: «Новогодние чудеса» | 1 |
29 | Моделирование диалогов, поздравлений и пожеланий учителю и друзьям | 1 |
30 | Составление рассказа «Мой лучший Новогодний праздник» | 1 |
31 | Речевая ситуация: «Зимние забавы». Рассказ из личного опыта | 1 |
32 | Речевая ситуация: «Зимние забавы». Продолжение рассказа, начатого педагогом | 1 |
Мир природы (4 часа) | ||
33 | Речевая ситуация: «Зима в лесу» Рассказ-описание с опорой на серии картинок | 1 |
34 | Речевая ситуация: «Зима в лесу». Рассказ-описание по представлению | 1 |
35 | Речевая ситуация: «Помоги животным зимой!». Выражение оценочного отношения к ситуации, изображённой на картине. | 1 |
36 | Речевая ситуация: «Помоги животным зимой!». Способы помощи животным и птицам | 1 |
Я дома (12 часов) | ||
37 | Речевая ситуация: «Моя семья. Мой род». | 1 |
38 | Речевая ситуация: «Я и мои родители» | 1 |
39 | Социальная история «Я и мои родители» | 1 |
40 | Речевая ситуация: «Ссора с родителями» | 1 |
41 | Социальная история «Ссора с родителями» | 1 |
42 | Речевая ситуация: «Ссора с братьями и сестрами» | 1 |
43 | Социальная история «Ссора с братьями и сестрами» | 1 |
44 | Речевая ситуация: «День защитника Отечества», | 1 |
45-46 | Речевая ситуация: «Звонок в дверь». Правила безопасности | 2 |
47 | Социальная история «Встречаю гостей». Правила этикета | 1 |
48 | Речевая ситуация:«Международный женский день» | 1 |
Мир природы (2 часа) | ||
49-50 | Речевая ситуация: «Весна пришла» | 2 |
За порогом дома (7 часов) | ||
51 | Социальная история: «Идём в супермаркет» Правил поведения в магазине | 1 |
52 | Социальная история: «Идём в супермаркет» Составление списка покупок | 1 |
53 | Социальная история «Нет нужных мне продуктов». | 1 |
54 | Речевая ситуация: «В магазин за продуктами». Конструирование диалогов | 1 |
55 | Речевая ситуация: «Нет нужных мне продуктов» | 1 |
56 | Социальная история «Идём в супермаркет». Обращение за помощью | 1 |
57 | Речевая ситуация: «В магазин за продуктами». Конструирование диалогов | 1 |
Я дома (4 часа) | ||
58 | Социальная история «Варим суп». Выбор ингредиентов по рецепту | 1 |
59 | Социальная история «Варим суп». Отработка алгоритма приготовления супа | 1 |
60-61 | Речевая ситуация: «Я ухаживаю за собой». | 2 |
Я и мои друзья (6 часа) | ||
62-63 | Речевая ситуация: «Привычки человека». | 2 |
64 | Речевая ситуация: Полезные привычки | 1 |
65 | Речевая ситуация: Привычки, которые мешают | 1 |
66 | Речевая ситуация: «Встречаю друзей». | 1 |
67 | Социальная история «В гостях у друга». | 1 |
Лист фиксирования изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
приложение
Диагностический инструментарий
Таблица оценки сформированности УУД у обучающихся с РАС
Ученик: | Класс: | |||
Учитель: | Специалисты сопровождения: | |||
Дата начала наблюдений: | Дата конца наблюдений: | |||
УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Баллы | |||
баллы | начало | конец | ||
1. Мотивация к учебной деятельности | ||||
С удовольствием ходит в школу на большинство уроков, сформирована учебно-познавательная мотивация | 4 | |||
Демонстрирует единичные протестные реакции (описать какие именно) в ситуации обучения в классе, но продолжает выполнять задания | 3 | |||
Иногда демонстрирует протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать какие именно) или при выполнении определенных заданий (описать какие именно), отказ от выполнения заданий | 2 | |||
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать какие именно), отказ от выполнения определенных заданий (описать какие именно) | 1 | |||
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно), отказывается от выполнения заданий на большинстве уроков | 0 | |||
2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места) | ||||
Соблюдает нормы и правила поведения, как в школе, так и в общественных местах на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Соблюдает установленные нормы и правила поведения в школе. Изредка нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого. В незнакомой ситуации способен ориентироваться на модель поведения другого человека: «Посмотри, как ведет себя мальчик. Веди себя так же» | 3 | |||
Самостоятельно соблюдает правила поведения в структурированной ситуации (урок). В неструктурированной ситуации (перемена, столовая, экскурсия и пр.), непредвиденная смена помещения или педагога, нуждается в контроле со стороны взрослого | 2 | |||
Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при постоянном контроле со стороны взрослого | 1 | |||
Не соблюдает большинство правил поведения (например, выбегает из класса, не соблюдает очередь и пр.) в школе и в общественных местах даже при постоянном контроле взрослого | 0 | |||
3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора) | ||||
Способен действовать самостоятельно на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Способен действовать самостоятельно. Поддержка взрослого необходима в новых(каких именно), незнакомых ситуациях | 3 | |||
Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях (описать какие именно) и на некоторых уроках (описать на каких именно) | 2 | |||
Нуждается в постоянном присутствии тьютора на всех уроках и в течение всех режимных моментов, но некоторые действия ребенок способен выполнить самостоятельно (описать какие именно) | 1 | |||
Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора(максимальная степень участия тьютора) | 0 | |||
4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям | ||||
Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе (порядок уроков, место в классе и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на конкретные единичные изменения (какие). (Например, хочет сидеть на определенном месте в столовой и пр.) | 3 | |||
Иногда демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на изменения (какие), легко успокаивается | 2 | |||
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие), но легко успокаивается | 1 | |||
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие) в классе, в школе, с трудом успокаивается | 0 | |||
5. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы | ||||
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, школы | 4 | |||
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, в большинстве случаев способен найти необходимое помещение в школе | 3 | |||
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса. При передвижениях по школе нуждается в помощи взрослого, изредка ориентируется на визуальные подсказки | 2 | |||
Ориентируется в пространстве класса при использовании визуальных подсказок | 1 | |||
Не ориентируется в пространстве класса, школы | 0 | |||
6. Умение организовать учебное пространство | ||||
Может самостоятельно приготовиться к определенному уроку или в качестве подсказки способен использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддерживает порядок на рабочем месте на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Способен самостоятельно приготовиться к уроку, ориентируясь на фронтальную инструкцию. Не способен в качестве подсказки использовать модель поведения другого человека | 3 | |||
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте, в основном ориентируется на фронтальную инструкцию, но может нуждаться в частичной помощи взрослого | 2 | |||
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте при частичной помощи со стороны взрослого, но ориентируется на инструкцию, обращенную персонально к нему | 1 | |||
Нуждается в постоянной помощи со стороны взрослого при организации учебного пространства | 0 | |||
7. Умение принимать учебную задачу | ||||
Понимает и принимает большинство фронтальных и индивидуальных учебных инструкций | 4 | |||
Понимает и принимает знакомые фронтальные инструкции, иногда требуется индивидуальное дублирование | 3 | |||
Понимает и принимает инструкции, подкрепленные жестом или визуальной подсказкой | 2 | |||
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в персональной, неоднократно повторенной учебной инструкции | 1 | |||
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в физической поддержке взрослого (например, взрослый сидит рядом, берет руку ученика, и они пишут вместе слово) | 0 | |||
8. Умение сохранять учебную задачу | ||||
Самостоятельно выполняет знакомое задание до конца | 4 | |||
Эпизодически прекращает выполнение задания, но самостоятельно способен к продолжению учебной деятельности | 3 | |||
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается во внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности только для сложного или продолжительного задания | 2 | |||
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности | 1 | |||
Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности при выполнении большинства заданий | 0 | |||
9. Способность добиваться результата | ||||
Прикладывает усилия для получения результата, проявляет настойчивость, добивается результата на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, сразу обращается за помощью, не делает попыток добиться результата самостоятельно | 3 | |||
При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, протестует и отказывается от выполнения задания | 2 | |||
Как правило, начинает выполнять задание, но при необходимости прикладывать малейшие усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, прекращает деятельность | 1 | |||
Не начинает выполнять задание, если оно ему кажется сложным и не обращается за помощью | 0 | |||
10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок) | ||||
Самостоятельно проверяет и находит ошибки на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Способен найти самостоятельно незначительное количество ошибок | 3 | |||
Самостоятельно найти ошибки не способен, может найти ошибки при минимальной помощи учителя | 2 | |||
Способен найти единичные ошибки при постоянной помощи со стороны взрослого | 1 | |||
Не способен находить ошибки, не понимает, что от него требуется | 0 | |||
11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, оценка как похвала/порицание) | ||||
Адекватно воспринимает оценку, как учителя, так и одноклассников на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Адекватно воспринимает оценку учителя. Чрезмерно эмоционально реагирует на негативную оценку сверстников | 3 | |||
Эпизодически излишне эмоционально реагирует на оценку (плачет, чрезмерно расстраивается) | 2 | |||
Ребенок принимает только положительную (с его точки зрения) оценку своей деятельности. В случае неприятия оценки бурно реагирует (проявляет агрессию, плачет и пр.) | 1 | |||
Безразличен к внешней оценке (учителя, одноклассников) | 0 | |||
12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | ||||
Легко использует усвоенные знания и сформированные навыки в новых ситуациях на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием, не нуждается в специальном обучении для этого | 4 | |||
Способен в основном самостоятельно переносить знания и навыки в аналогичную среду, но иногда нуждается в специальном обучении | 3 | |||
Способен к переносу единичных усвоенных знаний и навыков в аналогичную среду без специального обучения, но в основном нуждается в таком обучении | 2 | |||
Нуждается в специальном обучении, чтобы переносить хорошо учебные знания и отработанные навыки в аналогичную учебную ситуацию | 1 | |||
Не использует сформированные навыки и усвоенные знания в новых ситуациях | 0 | |||
13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | ||||
Вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях (совместная игра, соревнование, другая совместная деятельность) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других, но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориентации на партнеров | 3 | |||
При планировании совместной деятельности настаивает на своем, не учитывает интересы и пожелания других. В случае отказа принять его требования, может избегать совместной деятельности | 2 | |||
Эпизодически(самостоятельно или с помощью взрослого) включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес | 1 | |||
Избегает совместной деятельности. Может бурно реагировать (описать как именно) при попытках включения его в совместную деятельность | 0 | |||
14. Использование коммуникативных средств | ||||
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи в любых ситуациях с разными людьми на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи. В новых(каких именно) ситуациях требуется напоминание | 3 | |||
Может выражать просьбу, отказ, просит о помощи и пр. иногда требуется напоминание в привычных для ребенка ситуациях | 2 | |||
Способен выражать просьбу, отказ, просить помощь доступными средствами при наличии поддержки со стороны взрослого. Эпизодически использует крик или другие формы нежелательного поведения (описать какие именно) | 1 | |||
Не владеет навыком выражения просьб (в том числе просьбе о помощи) либо использует с этой целью нежелательные формы поведения (какие именно) | 0 | |||
15. Умение вести диалог | ||||
Умеет адекватно начинать и завершать диалог, учитывать интересы собеседника, придерживаться темы диалога на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Может в течение некоторого времени поддерживать диалог на тему, предложенную собеседником | 3 | |||
Предпочитает говорить на интересующие его темы, не учитывая мнение собеседника | 2 | |||
Иногда инициирует диалог с другими людьми | 1 | |||
Самостоятельно диалог не инициирует. Способен отвечать на вопросы других людей | 0 | |||
16. Умение задавать вопросы | ||||
Задает вопросы разным людям в адекватной форме для получения необходимой информации на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Задает вопросы знакомым взрослым и сверстникам для получения необходимой информации | 3 | |||
Задает некоторые вопросы для получения необходимой информации, но только взрослым. Вопросы сверстникам может задать только с поддержкой взрослого | 2 | |||
Часто стереотипно повторяет один и тот же вопрос даже в тех случаях, когда на них уже был получен ответ | 1 | |||
Практически не задает вопросы | 0 | |||
17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | ||||
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям (в том числе помогает, радуется за их успехи и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям. Понимает причины некоторых эмоциональных состояний других людей | 3 | |||
Замечает эмоциональное состояние других людей. Иногда выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям | 2 | |||
Иногда проявляет интерес к эмоциям других (смотрит, подходит, комментирует, пр.) | 1 | |||
Отсутствует реакция на чувства и переживания других людей, либо реагирует специфическим образом (плачет, смеется и пр.) | 0 | |||
18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг) | ||||
Организует собственную деятельность, в том числе опираясь на модель поведения другого человека на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием. Часто выбирает себе такое же занятие, что и окружающие, занимается им продолжительное время | 4 | |||
Самостоятельно организует свою деятельность, способен заниматься чем-либо продолжительное время, но деятельность носит достаточно стереотипный характер | 3 | |||
Нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого при организации деятельности. Самостоятельно либо после подсказки выбирает себе простое занятие. Может быстро пресыщаться и менять один вид деятельности на другой | 2 | |||
Самостоятельно организовать собственную деятельность не может. Способен заняться какой-либо деятельностью только при постоянном внешнем стимулировании со стороны взрослого | 1 | |||
Не способен самостоятельно организовать свою деятельность. Будучи предоставлен самому себе демонстрирует полевое поведение и/или множественную аутостимуляцию. Попытка предложить ему какое-либо занятие не приводят к успеху (полевое поведение, аутостимуляция либо просто стоит) | 0 |
Профиль сформированностиУУД у обучающегося с РАС в 20_____/ 20______ учебном году
Фамилия, имя ребенка_________________________________________ класс________________________
Дата первичного заполнения ______________________________ Дата повторного заполнения__________________________________
Баллы | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | |
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Соблюдение правил и норм | Самостоятельность | Овладение навыками адаптации | Умение ориентироваться в пространстве школы | Умение организовать учебное пространство | Умение принимать учебную задачу | Умение сохранять учебную задачу | Способность добиваться результата | Оценивание правильности выполнения действий | Восприятие оценки учителя и одноклассников | Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | Использование коммуникативных средств | Умение вести диалог | Умение задавать вопросы | Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | Умение организовать собственную деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).
в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"
Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся. 2. Обогощать словарь учащихся....
Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-4 класс (вариант 6.1)
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется в 1-4 классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...
Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-5 класс (вариант 6.2)
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется в 1-5 классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения" Вариант 8.1 Первый класс
Формирование культуры речевого общения у школьника - одна из важнейших задачобучения. Обучение обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так ...
РП коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" вариант 8.2 2 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) по варианту 8.2 разработана в соответствии с Ф...