Развитие словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Материал содержит задания (субтесты) для развития словесно-логического мышления младших школьников (1-4 кл.) с задержкой психичекого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для развития словестно-логического мышления
младших школьников с ЗПР
1 класс
субтест – 1
Какое слово подходит?
- месяц зимы… а) сентябрь, б) октябрь, в) февраль, г) ноябрь, д) март.
- в году… а) 24 месяца, б) 3 месяца, в) 12 месяцев, г) 4 месяца,
д) 7 месяцев.
- отец старше сына… а) всегда, б) часто, в) никогда, г) редко, д) иногда.
- у дерева всегда есть… а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
- пассажирский транспорт… а) комбайн, б) самосвал, в) автобус,
г) экскаватор, д) тепловоз.
- летом всегда… а) светит солнце, б) тепло, в) сухо, г) жарко,
д) прохладно.
субтест – 2
Какое слово лишнее?
- тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка.
- река, озеро, море, мост, пруд.
- кукла, прыгалка, кирпич, мяч, юла.
- стол, ковер, кресла, кровать, табурет.
- курица, петух, орел, гусь, индюк.
- круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
- веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
субтест – 3
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово,
которое подходило бы также, как «овощ» - к огурцу.
1. огурец гвоздика
------------ -------------------------------------------------------------- овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. огород сад
-------------- --------------------------------------------------------------- морковь забор, трубы, яблоня, колодец, скамья
3. часы градусник
------------- --------------------------------------------------------------- время стекло, больной, кровать, температура, врач
4. машина лодка
--------------- ---------------------------------------------------------------- мотор река, маяк, парус, волна, берег
5. стол пол
------------- ---------------------------------------------------------------- скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
6. пуговица ботинок
---------------- ------------------------------------------------------------------ пальто портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
7. бежать кричать
-------------- ----------------------------------------------------------------- стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
субтест –4
Каким одним словом можно назвать?
- окунь, карась…………………………………………
- огурец, помидор …………………………………….
- шкаф, диван …………………………………………
- июнь, июль ………………………………………….
- слон, собака …………………………………………
2 класс
субтест – 1
Какое слово подходит?
- У сапога всегда есть… а) шнурок, б) пряжка, в) подошва,
г) ремешок, д) пуговица.
- В теплых краях обитает … а) медведь, б) олень, в) верблюд,
г) пингвин.
- В году … а) 11 месяцев, б) 8 месяцев. в) 12 месяцев,
г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.
- Месяц осени … а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь,
д) февраль, е) март.
- В Белоруссии не живут … а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус,
д) скворец.
- Мать старше своего сына… а) часто, б) всегда, в) иногда, г) редко,
д) никогда.
- Время суток … а) год, б) месяц, в) неделя, г) день,
д) понедельник.
- Вода всегда … а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая,
г) белая, д) вкусная.
- У дерева всегда есть…а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
- Столица Белоруссии. а) Орша, б) Киев, в) Москва, г) Минск, д) Сочи.
субтест – 2
Какое слово лишнее?
- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- река, озеро, море, мост, болото.
- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
- шиповник, сирень, каштан, жасмин, смородина.
- курица, петух, воробей, гусь, индюк.
- окружность, треугольник. Четырехугольник, указка, квадрат.
- Сергей, Света, Миша, Иванов, Коля.
- число, деление, сложение, вычитание, умножение.
- веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
- одеяло, подушка, простыня, матрац, диван.
Субтест – 3
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово,
которое подходило бы так, как «овощ» - к огурцу.
1. огурец георгин
------------ -------------------------------------------------------------- овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. огород сад
-------------- --------------------------------------------------------------- лук забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. учитель врач
------------- --------------------------------------------------------------- ученик очки, больница, палата, больной, укол
4. цветок птица
--------------- ---------------------------------------------------------------- ваза клюв, чайка, гнездо, перья, крылья
5. перчатка сапог
---------------- ---------------------------------------------------------------- рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. темный ботинок
---------------- ------------------------------------------------------------------ светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холод
7. часы термометр
------------- --------------------------------------------------------------- время стекло, кровать, температура, врач, боль
8. машина лодка
--------------- ---------------------------------------------------------------- мотор река, маяк, парус, волны, берег
9. стол пол
------------- ---------------------------------------------------------------- скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
10. стул игла
--------------- ---------------------------------------------------------------- деревянный острая, тонкая, блестящая, стальная, короткая
субтест –4
Каким одним словом можно назвать?
- метла, лопата ……………………. 6. шкаф, диван ……………………
- лето, зима ………………………. 7. май, август …………………….
- окунь, карась …………………… 8. день, ночь ………………………
- огурец, помидор ………………… 9. слон, собака …………………….
- сирень, жасмин ………………… 10. дерево, цветок …………………
3 класс
субтест – 1
Подчеркни одно слово, которым нужно
закончить предложение
- На ветвях деревьев всегда есть… а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.
- У каждой собаки есть … (выбери одно словосочетание) а) черное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.
- У лошади всегда есть ... а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.
- Год, месяц, неделя, минута – это … а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.
- Крылатая летательная машина – это… а) самолет, б) ракета, в) вертолет, г) воздушный шар.
- У кустарника всегда есть … а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.
- Километр, метр, сантиметр, миллиметр – это… а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объем.
- В предложении всегда есть… а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) запятая.
- Сутки – это… а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.
- Число 25 делится без остатка на … а) 3, б) 8, в) 7, г) 5, д)10.
субтест – 2
В каждом ряду слов зачеркните лишнее.
- метр, дециметр, килограмм, сантиметр, километр.
- сахар, соль, мука, вода, чашка.
- дождь, град, лед, ветер, снег.
- плащ, костюм, платье, туфли, пальто.
- солнце, свеча, звезда, река, лампа.
- минута, секунда, час, день, утро.
- около, кольцо, колоть, колесить, околесица.
- капуста, помидор, морковь, лук, яблоко.
- колхоз, дежурный, однажды, пятница, лопата.
- корень, суффикс, окончание, прилагательное, приставка.
Субтест – 3
Дано 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний приведенных, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые друг с другом. Нужное слово или словосочетание подчеркни.
1. хлеб река
-------------------- ------------------------------------------ зерно ручей, вода, родник, море, лужа
2. добро нежность
------------------------ ----------------------------------------
- зло грубость, любовь, жадность, ненависть, зависть
3. дерево книга
----------------------- -------------------------------------------------------------
- ветка буква, древесина, картинка, слово, страница
4. дядя Степа Дюймовочка
--------------------------------------------------------------------------------------------------- Гулливер мышка, гном, Иванушка, мальчик с пальчик, лилипут
5. птица рыба
--------------------------------------------------------------------------------------------------- самолет подводная лодка, вертолет, корабль, чайка, машина
6. вишня колос
--------------------------------------------------------------------------------------------------- сад лес, поле, земля, зерно, луг
7. число слово
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- цифры книга, фраза, буквы, читать, рассказ
8. болезнь поломка
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- лечение мастер, ремонт, деталь, смазка, мастерская
9. бежать кричать
--------------------------------------------------------------------------------------------------- стоять молчать, шептать, шуметь, звать, говорить
10. паровоз конь
--------------------------------------------------------------------------------------------------- вагоны конюх, лошадь, ехать, конюшня, телега
Субтест – 4
Подумай и напиши, что общего между этими двумя
словами.
Например: трамвай-автобус-это виды пассажирского транспорта.
- Год, неделя – это ……………… 6. Обруч, мяч - это ……………………
- Шапка, платок – это ………… 7. Конь, собака - это ……………
- Ветер, туча – это ……………… 8. Тетрадь, пенал - это ……………
- Муравей, дуб - это……………… 9. Приставка, окончание - это ……
- Диван, стол - это ……………… 10. Сентябрь, июнь - это……………
Субтест – 5
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.
а) 8, 13, 23, 28, 33, 38, …
б) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …
в) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, …
г) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …
д) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …
е) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …
ж) 15, 35, 55, 75, 95, 115, …
з) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …
и) 2, 8, 32, 128, 512, 2048, …
к) 4, 40, 400, 4000, 40000, 400000, …
4 класс
субтест – 1
Подумайте и закончите предложения используя
один из приведенных ответов. Нужный ответ подчеркните.
- У дерева всегда есть…а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.
- У лошади всегда есть …а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива,
д) уздечка.
- Лес никогда не бывает без … а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот,
д) деревьев.
- Настоящий товарищ всегда … а) дисциплинирован, б) добр,
в) приветлив, г) силен, д) поможет.
- Дисциплинированность – это … а) ответственность, б) послушание,
в) скромность, г) застенчивость,
д) вежливость.
- В книге всегда есть … а) иллюстрации, б) автор, в) страницы,
г) стихи, д) рассказы.
- Полезными ископаемыми называется все то, что … а) находится под землей, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли,
г) нефть, д) газ, е) уголь, ж) железо, з) человек берет у природы.
- Тундра находится … а) на Юге, б) на Севере, в) на Востоке,
г) на Западе. Д) на Юго-Западе.
- Четверг, пятница, суббота, вторник, среда – это … а) время, б) сутки,
в) дни недели, г) дни, д) года.
- Город Минск – это столица … а) Украины, б) Белоруссии, в) Грузии,
г) Польши, д) Латвии.
субтест – 2
Дано 5 слов. Подумайте и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.
- коза, баран, рысь, корова, лошадь.
- дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток, дом.
- шкаф, стул, кровать, печь, тумбочка.
- отвертка, болт, сверло, молоток.
- имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, слог.
- красный, розовый, бордовый, желтый, оранжевый.
- тюльпан, ромашка, роза, гвоздика, ольха.
- хоккей, футбол, шашки, волейбол, баскетбол.
- отважный, смелый, храбрый, талантливый, трусливый.
- бережливость, обязанность, добросовестность, ответственность, старательность.
Субтест – 3
Дано 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний приведенных, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые друг с другом. Нужное слово или словосочетание подчеркни.
1. искать думать
-------------------------------------------------------------------------------------------------- находить расследовать, запоминать, приходить к
выводу, забывать, рассуждать.
2. голод труд
--------------------------------------------------------------------------------------------------- слабость усилие, отдых, плата, усталость, подъем
3. самолет корабль
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- сигнальные огни сирена, бакен, маяк, парус, мачта
4. автобус барабан
--------------------------------------------------------------------------------------------------- ехать стучать, звать, играть, брать, зазывать
5. сад ваза
--------------------------------------------------------------------------------------------------- деревья сосуд, цветы, украшения, держатель,
приспособление
6. тундра пустыня
--------------------------------------------------------------------------------------------------- Крайний Север жара, сухо, песок, Юг, лето
7. растение курица
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- семя мясо, перо, лететь, яйцо, клюв
8. коза хлеб
--------------------------------------------------------------------------------------------------- животное обед, пища, батон, тарелка, булка
9. рожь яблоня
--------------------------------------------------------------------------------------------------- поле сажать, яблоки, урожай, сад, дерево
10. пароход поезд
--------------------------------------------------------------------------------------------------- пристань депо, вокзал, рельсы, шпалы, вагоны
субтест – 4
Подумай и напиши, что общего между этими двумя
словами.
Например: трамвай-автобус виды пассажирского транспорта.
- Корова, лошадь – это ………………… 6. Лыжи, коньки - это …………
- Яблоко, земляника – это ……………… 7. Озеро, река - это ……………
- Муравей, дуб – это …………………… 8. Голод, жажда - это …………
- Самолет, паровоз - это………………… 9. Портфель, ручка - это ………
- Человек, птица - это ………………… 10. Вагон, телега - это…………
субтест – 5
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное
число.
а) 16 28 41 58
21 33 46 ?
б) 3 5 7 9
9 25 49 ?
в) 2 4 8
3 6 12
4 ? 16
г) 1, 3, 5, 7, 9, 11, …
д) 10, 7, 12, 9, 14, 11, 16, …
е) 6, 9, 12, 15, 18, …
ж) 10, 7, 12, 9, …
з) 21, 42, 63, 84, …
и) 8, 2, 8, 3, 8, 4, …
к) 4, 1, 5, 2, 6, 3, …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития различных видов мышления младших школьников
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА к аттестации учителя на категорию.Целью исследования: определить эффективность заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение наглядно-действенного, наглядно...
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Исследовательская работа "Формирование навыка связной речи, как средство развития словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлена система работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста....
Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников
Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....
Развитие словесно-логического мышления младших школьников
В статье рассмотрены виды мышления, логические операции, формы логического мышления. Представлены педагогические условия для развития логического мышления. Приведены примеры заданий и упражнений...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гусева надежда Сергеевнаучитель начальных классов МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска», Россия,г. Благовещенск ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У...
Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника
Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...