Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников
статья на тему
Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления.
Учитель высшей квалификационной категории Никифорова Л
В деятельности человека нет областей, где не употреблялась бы речь. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня, в ХХI веке, ситуация иная. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Всем детям приходится учиться, а от качества развития речи ребёнка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей учителей и родителей является работа над развитием речи детей.
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников уже на первых месяцах учёбы сталкивается с трудностями в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие у дошкольника словесно-логического мышления, которое связано с приобретением речевых возможностей.
В ходе многолетней практической деятельности педагогу приходится анализировать результаты работы с детьми, поступившими в общеобразовательную школу из разных дошкольных учреждений. Большинство из них владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Изучение мыслительной деятельности младших школьников показало некоторые негативные проявления речемыслительного развития ребёнка. Это связано с различными аспектами проблемы. Во-первых, с поверхностным, непоследовательным анализом проблем и ситуаций изучаемого текста, неумением выделить главное, трудностями в синтезировании информации. Во-вторых, с неумением ребёнка планировать работу и неспособностью отвлечься от внешнего, рассмотреть внутреннюю, глубинную суть проблемы. И наконец, трудности связаны с формулированием плана логической операции, её хода и результата.
Существуют утверждения известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже о том, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, полностью базирующееся на детских ощущениях. Педагоги пришли к выводу: его необходимо развивать. И чем раньше и планомернее будет этот процесс, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребёнка, и быстрее осуществится переход конкретного мышления к более сложной форме – словесно-логической. Помочь в этом должна работа с книгой, текстами.
Цель упражнений, представленных в нашем проекте – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста, иметь своё суждение о произведении, жизненных явлениях, в нём отражённых. Тесная связь литературы и русского языка, заданная авторами данного цикла, поможет творческому развитию детей. Изучение художественной литературы даёт человеку возможность развивать духовный мир, впитывать опыт предшествующих поколений. Литература воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление, память. Начинается данная работа на уроках русского языка и развития речи.
Такие уроки очень важны в жизни ребёнка, так как каждое занятие несёт в себе лексическую тему, грамматический материал, логические упражнения по развитию речи, работу по развитию и расширению активного словаря учащихся. Важным фактором в построении занятия является распределение наглядного материала: мультипликационных и художественных фильмов, таблиц, игр, презентаций, являющихся неотъемлемым компонентом интегрированного урока.
Также предлагаемые занятия содержат упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, логического, пространственно-образного и абстрактного мышления, помогают формированию навыков речевого анализа и синтеза, тонкой моторики и графических навыков.
Полноценная учебная деятельность возможна при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определённую степень владения средствами языка, навыками свободного пользования ими.
Для детей, овладевших основными речевыми навыками, педагог выбирает упражнения, сложность которых вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенности в себе. Объединение нескольких детей в группу сделает занятие более динамичным, эмоциональным и эффективным.
В процессе выполнения предложенных упражнений активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Ещё В.Г.Белинский считал, что «произведение надо воспринимать сначала сердцем, затем анализировать и обобщать его содержание».
Следует помнить, что младшие школьники во многом «первооткрыватели», они стремятся узнавать мир, всё новое. С психологической точки зрения для успешного вовлечения учащихся в художественное творчество есть все основания, так как у детей хорошо развиты навыки сюжетно-ролевых игр, в которых они и авторы, и герои, и актёры. Очень важен в игре оценочный принцип. Всегда нужно показать зрителю свои достижения.
Основные направления в развитии речевой деятельности ребёнка можно представить в виде следующих рубрик:
- народное творчество (сказки, загадки, пословицы и поговорки );
- стихи (ритм, рифма, ударение, синквейн);
- игра со словом (на уровне слога, синонимы, антонимы, паронимы, составление диалогов);
- юмор и фантазия (весёлые стихи, рассказы, басни);
- времена года (временные представления: сутки, дни недели, месяцы, год);
- осень, зима, весна и лето в произведениях писателей и поэтов;
- человек и природа (животные, растения, явления природы);
- человек среди людей (взаимодействие, дружба, нравственность);
- мир вокруг нас (детская познавательная литература: умение выявить познавательный материал из литературного произведения);
- человек и искусство (способы изображения персонажей, инсценировка литературных произведений, настроение произведения);
- человек и история (исторические факты, патриотизм, героизм);
- праздник (умение сделать радостным день) «Ложка дорога к обеду»;
- общение с помощью писем (вежливые слова, умение общаться, слова благодарности).
Целью развития речи школьников является формирование читателя, который понимает художественное произведение и способен «выражать себя в слове», научить, согласно Н.Н. Бахтину, «понять произведение так, как понимал его сам автор», определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами. Это связано, прежде всего, с расширением читательского кругозора, развитием интереса к художественной книге; развитием памяти, воображения, эмоций; пониманием смысла художественного произведения, самостоятельным выбором литературы для чтения.
Вся работа по развитию речи имеет одну конечную цель - научить школьников правильно говорить и грамотно писать, то есть составлять текст в устной и письменной форме.
Основные задачи, связанные с темой работы, касаются владения навыками осознанного выразительного чтения, ознакомления с произведениями и с творчеством их авторов, с умением ориентироваться в мире книг, подбирая необходимую литературу, чтобы находить нужную информацию и систематизировать её, с отработкой практических навыков. Главная же задача учителя - дать читателю необходимые и достаточные средства для его самостоятельной читательской деятельности, направленной на осознанное, выразительное чтение.
В основу работы были положены следующие научные принципы:
- эстетический принцип – целостное художественное произведение, как эстетическая ценность;
- системности – установление связей между всеми элементами содержания литературного образования: целью, задачами, содержанием и методами работ;
- доступности – отбор содержания в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями читателя;
- преемственности и перспективности - выражается в едином подходе к формированию читателя и развитию литературного творчества с первого по выпускной класс, основанном на контроле и самоконтроле учащихся.
Каждое занятие должно нести обучающий характер. Кроме того, занятия рекомендуется организовывать на основе гуманно-личностного подхода, при котором предполагается наличие в ребёнке задатков духовных качеств, получающих дальнейшее развитие в ходе учебно-игровой деятельности.
Результатами письменно-речевой деятельности должны быть мини-сочинения.
Конкурсы и игровые занятия, драматизацию художественных произведений проводить не реже одного раза в четверть. Целесообразно подготовленный материал выносить на суд зрителя.
Проект составлен при помощи различных методических пособий и пожеланий учителей и родителей. Каждая лексическая тема проекта предполагает организацию книжных выставок, беседы, обсуждения, речевые упражнения. Особенное внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети здесь учатся не только читать, но и слушать. Деловые игры, проигрывания ситуаций с элементами инсценировок. Проектом предусмотрены: коллективная и индивидуальная работа в группе, устная и письменная работа, наблюдение и различение разных видов текста, инсценировка художественных произведений, тематические конкурсы и ролевые, развивающие игры, словарно-аналитическая работа, интерактивные игры по развитию речи.
В проекте представлена литература по лексическим темам, рекомендуемая для прочтения. Для экономии времени учителя при подготовке к занятиям предлагаем использовать готовые наглядные материалы по темам (ссылка на сайт указана в нашей книге «Всем и каждому. Универсальные дидактические материалы по развитию речи»). Электронные презентации наши и других авторов, а также ссылки на художественные произведения в проекте обозначены условными значками. С целью повышения мотивации учащихся предлагаем использовать анимационные и художественные фильмы из Госфильмофонда. Весь материал нашего проекта рекомендуем копировать и разрезать на карточки для индивидуальной работы. Наш проект будет иметь продолжение. Дополненная версия готовится выйти CD-сборником, где для вас будут предложены авторские презентации по данному проекту. Со всеми коллегами, кого заинтересовала представленная работа, мы готовы общаться по электронному адресу: vsem2013kagdomy@gmail.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Особенности развития различных видов мышления младших школьников
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА к аттестации учителя на категорию.Целью исследования: определить эффективность заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение наглядно-действенного, наглядно...
Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника
Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...
Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использоват...
Наглядное моделирование как способ развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения
в презентации рассмотрены цели и задачи наглядного моделирования, формы применения...
ИКТ технология как способ развития читательских интересов у младших школьников.
ИКТ технология как способ развития читательских интересов у младших школьников....
Статья "Письмо с "окошками" способ развития орфографической зоркости у младших школьников с ОВЗ"
Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...