Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Мирленко Елена Вячеславовна

Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлениями природы, развивая и обогащая речь. Загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов: логического и эвристического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника.

План:

Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника.        1

1.        Сущность понятий "речь", "развитие речи"        1

2.  Влияние загадок на развитие речи и мышления младшего школьника        3

3. Основные типы загадок        4

  1. Сущность понятий "речь", "развитие речи"

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": «Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление».

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": «Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему».

В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие "развитие речи учащихся": "Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого".

В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа:

1) Усвоение литературной языковой нормы. Детей учат отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учат литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять те или иные языковые средства в определенных речевых ситуациях.

2) Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

3) Совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления:

работа над словом;

работа над словосочетанием и предложением;

работа над связной речью.

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением - это синтаксический уровень. Лингвистической базой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью - это уровень текста.

Эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д.

Развивая речь учащихся, следует придерживаться четко определенных характеристик речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.

Таким образом, мы рассмотрели понятия "речь" и "развитие речи". При организации работ по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, функции речи, формы речи, виды речи, а также важно учитывать особенности речевого развития.

2.  Влияние загадок на развитие речи и мышления младшего школьника

Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлениями природы, развивая и обогащая речь. Загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов: логического и эвристического мышления. Еще К.Д.Ушинский смотрел на этот жанр, как на «картинное описание» предметов. Великий педагог считал, что изучение загадок надо строить так, «чтобы доставлять уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

При отгадывании загадок необходимо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, а доказать, что отгадка правильная. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки.

При обучении детей начальных классов учителя часто используют загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия.

Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете, слове, букве, слове и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

3. Основные типы загадок

Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.

  1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска.)


Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Решение загадок подобного вида основано на анализе и синтезе.

  1. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному- двум признакам восстановить целостный образ). Например:

Голубой платок,

алый колобок,

по платку катается,

людям улыбается. (Небо, солнце.)

Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

  1. В загадку включено отрицательное сравнение. 

Например:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Береза.)


Чистое небо, да не вода,

Клейкое, а не смола,

Белое, да не снег,

Сладкое, да не мед,

От рогатого беру,

Малым детям дают. (Молоко.)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

  1. Загадки, в описании которых использованы метафоры. 

Например:

По деревянной речке

Плывет кораблик новый,

Свивается в колечки

Дымок его сосновый. (Рубанок.)

Четыре брата по одной дороге бегут,

А друг друга не догонят. (Колеса.)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

  1. Загадки-шутки, например:

Какой город летает? (Орел).

На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое).

Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным).

Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой).

 6. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. Например:

Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Бук-вы.)

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши –

И покачусь я по дороге,

Или тебе обую ноги. (Ре-зина.)

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю,

Но К на Ц перемени –

Я по болоту зашагаю. (Капля – Цапля.)

С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П – от вас не утаю,

Тоже в школе я стою. (Карта – Парта.)

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот- ток) или при перестановке слогов и букв (сосна- насос).


Задачу ты решил свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца – 
Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон)

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтёшь наоборот. (Дог – год)

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенные в друг порядке: атлас – салат, акт – так, адрес – среда, армия – Мария, автор – товар – отвар.

Перевертыши:

Прочитайте предложение наоборот (справа налево):

АННА, БАРАБАН НА!

АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

АРБУЗ У ЗУБРА.

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

А ЛИЗА МАЗИЛА.

г) Логографы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв.

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь – 
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга.)

Я с Л смягчённым – под землёй – 
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол.)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон. Слово-отгадка, может быть словарным словом, словом с безударной гласной в корне слова, с парным согласным и т.д.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной литературной речи, обеспечивает наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие.


Используемая литература.

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
  2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.
  4. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. - 80с.
  5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с.
  6. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1977. – 384с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Особенности развития различных видов мышления младших школьников

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА к аттестации учителя на категорию.Целью исследования: определить эффективность заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение наглядно-действенного, наглядно...

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников

Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....

Развитие словесно-логического мышления младших школьников

В статье рассмотрены виды мышления, логические операции, формы логического мышления. Представлены педагогические  условия для развития логического мышления. Приведены примеры заданий и упражнений...

Загадка как средство развития речи и мышления учащихся

Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....

Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся

Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся...