Сборник дидактических игр, направленных на развитие мыслительных операций на уровне наглядно-образного и словесно- логического мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
учебно-методический материал (1 класс)

Исследования, проведенные многими педагогами, показали, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие мыслительных операций на основе наглядно-образного и словесно-   логического мышления. Поскольку в 1 классе для большинства первоклассников ведущей деятельностью является игровая, то для большей вовлеченности детей в процесс коррекционной работы мы предлагаем использовать дидактические игры как средство развития мышления. Наше предложение основано на том, что игра мотивирует ребенка, вызывая увлечение процессом и стремление к успеху. Это, в свою очередь, стимулирует его познавательную активность, заставляя быть сосредоточенным и собранным, анализировать информацию и применять полученные знания.

Для удобства использования дидактические игры были поделены на группы по направленности развития определенной мыслительной операции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр, направленных на развитие

мыслительных операций на уровне наглядно-образного и словесно-

логического мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследования, проведенные многими педагогами, показали, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие мыслительных операций на основе наглядно-образного и словесно-   логического мышления. Поскольку в 1 классе для большинства первоклассников ведущей деятельностью является игровая, то для большей вовлеченности детей в процесс коррекционной работы мы предлагаем использовать дидактические игры как средство развития мышления. Наше предложение основано на том, что игра мотивирует ребенка, вызывая увлечение процессом и стремление к успеху. Это, в свою очередь, стимулирует его познавательную активность, заставляя быть сосредоточенным и собранным, анализировать информацию и применять полученные знания.

Для удобства использования дидактические игры были поделены на группы по направленности развития определенной мыслительной операции.

  1. Игры, направленные на развитие мыслительной операции анализ

Название: Волшебный мешочек

Цель: развитие мыслительного анализа, обучение узнавать предметы по

характерным признакам

Оборудование: различные мелкие предметы и игрушки.

 Ход игры: Педагог представляет знакомые детям (или ребенку) игрушки.

Детям необходимо рассмотреть эти игрушки и запомнить. Потом педагог

просит одного из детей (или ребенка) отвернуться и прячет одну из игрушек в

мешочек. Ребенок должен опустить руку в мешочек и догадаться, что это за

предмет и описать его. Если ребенок не отгадал предмет, то мешочек

открывается, и свойства предмета описываются вместе с учителем.

Примечание: в мешочек можно положить несколько предметов или

предметы, представленные детям впервые.

Название: «Угадай наше имя»

Цель: развитие умения проводить анализ и синтез, узнать и вспомнить

какие есть имена девочек и мальчиков.

Оборудование: 10 картинок, на каждой из которых изображен мальчик

или девочка. Под каждой картинкой даны цепочки слов, начальные буквы

которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху.

Слова из карточек:

Арбуз - ножницы - яблоко (Аня)

Арбуз - санки - яблоко (Ася)

Обруч - лопата - яблоко (Оля)

Ножницы - игра - ножницы - арбуз (Нина)

Лопата - игла - дом - арбуз (Лида)

Ведро - арбуз - санки - яблоко (Вася)

Ведро - арбуз - лопата - яблоко (Валя)

Троллейбус - облако - лопата - яблоко (Толя)

Ведро - арбуз - ножницы - яблоко (Ваня)

Ведро - очки - ведро -арбуз (Вова)

Ход игры: Учитель предлагает детям посмотреть на карточки и дает

инструкцию: «Посмотри на ребенка на картинке, отгадай как его зовут,

составив имя из первых букв слов.

Примечание: работу можно усложнить, попросив составить имя не

только из 1 букв слов, но из 2 и 3. Например: Ведро - арбуз - санки -

яблоко (Даня)

2. Игры, направленные на развитие мыслительной операции синтез

Название: Поиск предмета по описанию

Цель: Улучшение умения анализировать и синтезировать информацию.

Оборудование: игрушки и предметы знакомые детям.

Ход игры: Педагог представляет знакомые детям (или ребенку) игрушки.

Детям необходимо рассмотреть эти игрушки и запомнить. Более подобно

рассматриваются свойства предмета такие как форма, цвет, материал,

способы применения. Просит детей (или 1 ребенка) отвернуться и меняет

местоположение предмета. Затем просит найти предмет по описанию.

Например: «Пластмассовое, зелёное, в нём носят воду, чтобы полить

растения». Дети должны по описанию узнать предмет (ведро).

Название: Составление предложений

Цель: развитие умения синтезировать целое из частей. Развитие способности

устанавливать новые взаимосвязи между знакомыми предметами.

Оборудование: Карточки со словами.

Слова:

сад, пчела дом

озеро, карандаш, медведь

собака, палка, машина

дерево, белка, корень

штаны, ручка, блокнот

Ход игры: Педагог предлагает детям карточки со словами. Задача каждого

ребенка составить как можно больше предложений. Падеж слов можно

менять, в предложениях могут использоваться и другие слова, предложения

могут быть логичными, но странными по смыслу. Например: «Медведь

утопил в озере карандаш», предложения «Мальчик взял карандаш и

нарисовал медведя, купающегося в озере», «Мальчик, тонкий, как карандаш,

стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

3. Игры, направленные на развитие мыслительной операции

сравнение

Название: «Похож - не похож»

Цель: улучшить умение детей сравнивать предметы между собой, искать

черты сходства и различия по разным группам признаков

Оборудование: знакомые детям предметы и игрушки

Ход игры: Педагог представляет детям знакомые предметы, вместе они

описывают каждый предмет по выделенным признакам (размер, цвет,

материал, способы применения и т.д.) ребенку необходимо выбрать по его

мнению 2 похожих предмета и доказать сходство этих предметов. На

отвечающего ребенка показывает стрелочка. Выигрывает тот, кто докажет

сходство наибольшего количество предметов.

Примечание: чаще всего дети находят похожие предметы по внешним

признакам. Скрытое качество им трудно обнаружить. Например, взяв

машинку и кастрюлю, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи,

потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов

вызывает у детей смех. - Чем похожи ведро и машинка? - недоумевают дети и

смеются. - Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их

похожими, доказывает правильность своего выбора.

Название: «Найди пару»

Цель: овладения навыками анализирования, синтезирования и сравнения.

Оборудование: одинаковые парные картинки и дополнительны картинки с

похожими изображениями, имеющими некоторые отличия.

Ход игры: Педагог оставляет одну из пар картинок себе, а остальные

картинки раздает детям. Ребята переворачивают, выданные им картинки

изображением вниз и открывают их, после демонстрации картинки учителем.

Педагог демонстрирует картинку и обращает внимание на существенные

свойства предмета. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите на свои картинки, у

кого-то из вас спряталась такая же. Найдите ее.». Если ребенок находит у

себя картинку, кладет ее возле картинки педагога. Вся группа детей вместе с

педагогом сравнивает 2 предмета.

Примечания: игра может иметь еще один вариант. Детям раздаются

одинаковые картинки, а похожие учитель оставляет себе. Детям необходимо

найти у друг друга одинаковые картинки, потом учитель кладет радом свою

похожую картинку и говорит: «У меня вот есть ….. на картинке! Похожа ли

картинка на ваши? Чем они отличаются? А чем похожи?». С помощью

взрослого ученики сравнивают между собой картинки. Особенно обращая

внимание на черты сходства предметов и их назначение.

Название: «Сравни слова»

Цель: развитие умения находить черты сходства предметов и сравнивать их

между собой

Оборудование: карточки слов

Слова: бабочка- муха; волк-собака; карандаш- ручка; дом-беседка; палка-

бревно; город-деревня; книга- буклет; сундук-коробка; свеча- фонарь

Ход игры: Педагог задает детям вопросы: «Представь бабочку. Как она

выглядит? Представь муху. Как она выглядит?». После этого взрослый задает

еще одну серию вопросов: «Муха и бабочка похожи? Чем?». Задача ребенка

найти как можно больше черт сходства за определенное время, которое

зависит от уровня развития мыслительной операции сравнения.

4. Игры, направленные на развитие мыслительной операции

обобщения

Название: «Как назвать предметы одним словом»

Цель: развитие умения обобщать предметы

Оборудование: карточки со словами

Слова: свинья, лошадь, корова, баран; – волк, лисица, медведь, заяц; –

морковь, свёкла, помидор, капуста; – шуба, шарф, куртка, кофта; – туфли,

сапоги, ботинки, тапочки; – борщ, гуляш, каша, макароны; – липа, берёза,

ёлка, сосна; – трактор, грузовик, трамвай, метро.

Ход игры: Педагог предлагает одному из пары детей выбрать карточку.

Задача детей назвать обобщающее слово быстрее соперника. Педагог

говорит: «Я вам назову несколько предметов. Назовите их одним словом.»

выигрывает тот, кто назовёт больше ответов.

Примечание: ученики в паре должны быть подобраны по принципу

примерно одинакового уровня развития мыслительной операции обобщения.

Название: «Найди и отложи»

Цель: развитие умения обобщать предметы одним словом

Оборудование: картинки, объединённые определёнными лексическим

темами

Ход игры: Педагог дает ребенку часть картинки и говорит: «Кто-то

спрятался, давай узнаем кто это? Для этого перед тобой картинки, объедини

картинки по группам и назови эти группы?». Детям нужно найти картинки,

определенной теме и назвать их одним словом. За каждый верный ответ

педагог дает ребенку часть картинки изображения сказочного персонажа.

Название: «Что это?»

Цель: развитие умения обобщать слова

Ход игры: Взрослый предлагает детям прослушать слова и назвать к ним

обобщающее слово. Например, педагог говорит: «Что такое помидор?». А

ребенок отвечает: «Овощ». Кто называет обобщающее слово быстрее

правильно получает звездочку. Выигрывает тот, у кого больше звездочек.

5. Игры, направленные на развитие мыслительной операции

абстракции

Названия: «Заполни ячейки»

Цель: развитие мыслительной операции абстракции

Оборудование: карточки с заданиями

Ход игры: Взрослый говорит: «Перед тобой карточка, внимательно

рассмотри рисунки. Дорисуй по аналогии и заполни пустые ячейки».

Название: «Кто тут?»

Цель: развитие умения вычленять определенные свойства предмета и

устанавливать неочевидных связей между предметами.

Оборудование: картинки с изображением предметов, «волшебная» палочка,

звёздочки из картона.

Ход игры: Взрослый раскладывает перед карточки, с изображением ягоды,

корзины, мальчика, машинки, лисы, курицы, солнца и панамки. Потом

педагог переворачивает карточки. Один из детей берет в руку палочку и

стучит по любой выбранной им картинке, спрашивает: «Кто здесь

спрятался?». Другой отвечает: «Это я, мальчик». Взрослый спрашивает: «Кто

покажет, где спряталась картинка, которая подходит к изображению

мальчика?». За каждый верные ответ ребенок получает звездочку. В конце

педагог просит одного из детей назвать все подобранные картинки.

6. Игры, направленные на развитие мыслительной операции

нахождения причинно-следственных связей

Название: «Составь историю»

Цель: отработка умения находить причинно-следственные связи

Оборудование: серия сюжетных картинок

Ход игры: Педагог раскладывает перед учениками сюжетные картинки и

просит их разложить картинки по порядку. Выигрывает тот, кто быстрее всех

разложить картинки.

Название: «В чем причина?»

Цель: развитие умения поиска причин произошедшего

Оборудование: набор ситуаций

Ход игры: Взрослый представляет детям определенную ситуацию.

Например, педагог говорит: «Когда ты вернулся домой, ты увидел, что

твой брат или сестра плачет. В чем может быть причина слез? Как вы решите

эту ситуацию? Выиграет тот, кто назовет больше причин и способов решения

проблемы. Вы можете назвать как самые простые ответы «разбил мамину

кружку», так и более абсурдные «не получил олимпийскую медаль».

7. Игры, направленные на развитие мыслительной операции

построения рассуждений

Название: «Отгадай кто я»

Цель: развитие умения логически мыслить и рассуждать

Оборудование: карточки с загадками

Ход игры: Взрослый раскладывает перед детьми (или ребенком) карточки с

загадками перевернув их «пустой» стороной вверх. Ребенок выбирает

карточку и учитель ее зачитывает. Например, «Мое имя – Иван. У моей

сестры один брат. Как его зовут?». Задача ребенка отгадать загадку. За

каждый верный ответ ребенок получает звездочку.

Название: «Нелепица»

Цель: развитие умения логически мыслить и строить рассуждения

Оборудование: картинки с «нелепыми» изображениями

Ход игры: Взрослый раскладывает перед детьми картинки с загадками

перевернув их «пустой» стороной вверх. Дети выбирают карточку и учитель

ее переворачивает. Дает такую же карточку другому ребенку. Педагог просит

найти в этих рисунках ошибки и объяснить свой ответ. Выигрывает тот кто

найдет больше ошибок.

Название: «Отгадай куда я иду»

Цель: развитие внимания, умения строить рассуждения

Оборудование: наборы карточек с изображениями одежды, обуви, кухонной

утвари, мебели и т.д.

Ход игры: педагог собирает группу людей, дети рассматривают карточки,

обсуждают зачем нужны эти предметы. Из группы детей выбирают одного

ребенка. Он выходит из комнаты или отворачивается. Педагог вместе с

детьми загадывают ситуацию и подбирают 7 картинок под ситуацию.

Например, к ситуации «я делаю иду в школу», дети подбирают картинки

учебника, тетради, пенала, карандашей, рюкзака, глобуса, цветов. Ребенок,

поворачивается обратно. Его задача посмотреть на картинки и угадать

ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников

Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....

Развитие словесно-логического мышления младших школьников

В статье рассмотрены виды мышления, логические операции, формы логического мышления. Представлены педагогические  условия для развития логического мышления. Приведены примеры заданий и упражнений...

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия....

Развитие словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР.

Материал содержит задания (субтесты) для развития словесно-логического мышления младших школьников (1-4 кл.) с задержкой психичекого развития....

Дефектологический тренажер диагностики словесно-логического мышления младших школьников

Дефектологический тренажер диагностики словесно-логического мышления младших школьников...