Психологическое развивающее занятие «Знакомимся с правилами взаимоотношений»
рабочая программа
Психологическое развивающее занятие
«Знакомимся с правилами взаимоотношений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_razvivayushchee_zanyatie.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишина Светлана Васильевна
психолог МОУ Лицей г. Истры
Психологическое развивающее занятие
«Знакомимся с правилами взаимоотношений»
Форма проведения: комбинированная с использованием элементов тренинга, дискуссии, беседы.
Продолжительность занятия: 45 мин. (урок).
Возраст школьников: 9 – 10 лет.
Причина выбора темы: запрос учителей начальной школы.
Оборудование и материалы:
- столы стоят буквой “П”;
- магниты;
- плакаты;
- набор карточек с качествами людей;
- набор карточек с правилами самовоспитания;
- цветные мелки.
Набор материалов для каждого ученика:
- «светофорики» (красные и зеленые кружки);
- бумажные очки;
- бумажные ладошки;
- цветные карандаши.
Цели и задачи:
1) закрепление знаний школьников об основных человеческих качествах;
2) формирование принятия других на основе осознания общности между другими и собой;
3) развитие способности к самооценке и самонаблюдению;
4) ознакомление с правилами и приемами самовоспитания положительных качеств.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Приветствие:
Влево, вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дотронемся руками,
Пусть дружба остается с нами.
Релаксационное упражнение «Спаси птенца»:
Представьте, что на ваших ладошках беспомощный замерзший птенец. Согрейте его, спрячьте в своих ладонях, подышите на него. Приложите ладони к своей груди – поделитесь с птенцом теплом своего сердца, добротой своей души. Птенчик согрелся. Раскройте ладони. Улыбнитесь ему: «Лети, птенчик».
В атмосфере добра продолжим занятие.
А цель наша: Подумать о себе, подумать о других и найти пути и правила, как развить в себе положительные качества. Ведь каждый хочет быть хорошим! Так?!
- Основная часть.
Психолог читает стихотворение Л. Кузьмина
«Дом с колокольчиком»:
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок. –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если…
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром…
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Обсуждение стихотворения:
Как поняли стихотворение?
Какие пословицы можно применить к этому стихотворению? («Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь»)
Психолог начинает известные высказывания, дети – продолжают:
«Относись к людям так, … (как ты хочешь, чтобы они относились к тебе)»;
«Чаще ставь себя … (на место другого человека)»;
«Вежливость порождает и вызывает … (вежливость)»;
«Доброта порождает и вызывает … (доброту)»;
«Улыбка порождает и вызывает … (улыбку и дружбу)».
Песня «От улыбки станет всем светлей…».
Слова психолога: Известные выражения, произнесенные выше, примем за правила воспитания в себе положительных качеств?
Существуют и другие правила самовоспитания.
Упражнение «Волшебные очки».
Ребята, я уверена, все знают сказку «Снежная королева».
Кто ее написал?
Как зовут детей?
Что случилось с Каем? Кто его спас?
Хотите услышать продолжение этой сказки?
Когда Кай и Герда выросли, они изобрели волшебные очки, в которых можно было разглядеть все хорошее, что есть в человеке, даже если оно глубоко спрятано.
Я эти очки принесла к вам в класс. Примерим их! Посмотрите внимательно на одноклассников.
Кто хочет сказать, что он видит в волшебных очках?
Обсуждение упражнения «Волшебные очки».
Что чувствовали те дети, которые говорили об одноклассниках, и что чувствовали те, о ком говорили? (всем было приятно).
Вывод: почаще мысленно одевать волшебные очки и доставлять радость людям, замечая в них хорошее. Это тоже пусть станет нашим правилом.
Другие правила мы с вами найдем в ситуациях.
Ситуация первая о мальчике Саше, ученике третьего класса одной из школ города Москвы.
Саша видел, что его соседа по парте уважают одноклассники, с хорошей стороны отмечает учительница…
«Почему? – подумал Саша, – Я хочу, чтобы ко мне тоже так относились».
«А ты понаблюдай за ним», – посоветовала мама.
Мальчик подметил, что его одноклассник всегда аккуратен, внимателен на уроках, не выкрикивает ответы, вежлив с одноклассниками и взрослыми.
Что мы можем посоветовать Саше? (брать пример с хорошего – это тоже правило).
Ситуация вторая о девочке Кате, ученице третьего класса, которая, выходя отвечать к доске, очень волнуется, переживает и поэтому многое путает в ответе.
Ей не хватает одного качества. Какого? (уверенности).
Но учительница сказала, что можно себя тренировать при подготовке домашнего задания.
Дадим совет Кате.
И так, мы получили новое правило – тренировать положительные качества.
А теперь загадка:
В школе есть свои…
В театре есть свои…
В столовой есть свои…
Кто догадался, какими словами нужно закончить эти предложения? (правила поведения).
Ребята вот мы и познакомились с правилами, как воспитать в себе положительные качества.
Упражнения на развитие способности к самооценке и самонаблюдению.
Упражнение «Мешки».
На доске два нарисованных мешка: красный и зеленый. У каждого ребенка набор «светофорик» (красный, зеленый кружок).
Психолог показывает по очереди карточки с положительными и отрицательными качествами людей (трудолюбие, смелость, лень и т.д.).
Школьник показывает красный кружок, если этого качества в нем много или он хочет, чтобы было много. Если большинство детей показывает красный кружок – психолог кладет карточку с качеством в красный мешок.
Школьник показывает зеленый кружок, если этого качества в нем мало или он хочет, чтобы было мало. Если большинство детей показывает зеленый кружок – психолог кладет карточку с качеством в зеленый мешок.
Обсуждение упражнения «Мешки».
Какие получились мешки?
Предполагаемые ответы:
- в одном мешке положительные качества, в другом – отрицательные;
- в нас больше положительных качеств;
- каждому положительному качеству соответствует отрицательное;
- чем больше места занимает положительное качество в человеке, тем меньше остается – отрицательному.
Красный мешок увеличивается, а зеленый сморщивается, уменьшается.
Остались только положительные качества.
Упражнение «Ладошки».
В каждом человеке одно положительное качество хорошо развито, другое хуже.
Ребята, у вас на партах ладошки из бумаги и два карандаша (зеленый и красный). Подумайте и напишите красным карандашом на пальчиках бумажной ладошки те свои положительные качества, которые в вас развиты и вы хотите их сохранить; зеленым – напишите те качества, которые в вас мало развиты, но вы хотите их воспитать.
Звучит музыка. Дети работают.
Ладошки остаются у школьников как напоминание и ориентир в самовоспитании.
- Заключительная часть.
Подведение итогов:
- С чем мы познакомились сегодня?
- Что нового узнали?
- Какие приемы и правила развития в себе положительных качеств запомнили и будете использовать?
Дети повторяют правила и приемы развития в себе положительных качеств. Психолог вывешивает на доску заранее подготовленные плакаты с правилами:
«Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»;
«Чаще ставь себя на место другого человека»;
«Вежливость вызывает вежливость»;
«Доброта вызывает доброту»;
«Улыбка вызывает улыбку»;
«Доставляя радость людям, замечай в них лучшие стороны»;
«Бери пример с хорошего»;
«Выполняй правила поведения»;
«Проявляй положительные качества».
Мы смогли сегодня заглянуть в себя. Оценить себя. Значит, лучше будем понимать других.
Прощание:
Влево, вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дотронемся руками,
Пусть дружба остается с нами.
Всем спасибо! Занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"
Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»
Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозиро...
Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Знакомимся со школой».
Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников«Знакомимся со школой»....
Публикация "Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе"
laquo;Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе»( стр. 103)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...