Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskogo_razvitiya.doc | 136.5 КБ |
naydi_odezhdu_po_konturu.rar | 760.62 КБ |
vremena_goda1.rar | 1.93 МБ |
emocionalnoe_sostoyaniespokoystvie.rar | 1.89 МБ |
pamyat_chto_lishnee.rar | 275.17 КБ |
vospriyatie_naydi_odezhdu_po_konturu.rar | 760.62 КБ |
zagadki.rar | 1.53 МБ |
myshlenie.rar | 1.97 МБ |
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniyzabavnaya_arifmetika.rar | 1.15 МБ |
anketa_dlya_ocenki_urovnya_shkolnoy_motivacii_.rar | 14.07 КБ |
individualnaya_adaptacionnaya_karta_pervoklassnika.rar | 4.82 КБ |
fizkultminutka_dlya_1_klassa.rar | 3.03 КБ |
sovety_roditelyam_pervoklassnikov.rar | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы
________ Кострова Т.В.
«__»__________2011г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
________Калиева Ж.А.
«__»__________2011г.
Рассмотрено на
Заседании ОМО
Протокол №______
«__»___________2011г.
Образовательная программа
Коррекционно- развивающих занятий для учащихся начальных классов
«Психологическое развитие»
1 час в неделю
Составитель: педагог - психолог
Махмутова Елена Равильевна.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ___от «_____» _____________20 ____г
2011 –2012 учебный год.
1. Пояснительная записка
В настоящее время все понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достиже ния современной психологической науки успешно осу ществлять учебный процесс в школе становится невоз можным. Все чаще специалисты признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Психологическая развивающая программа для млад ших школьников «Психологическое развитие» дает ответ на вопрос «Что конкретно может дать практике обра зования психология, чтобы повысить качество обучения, помочь де тям учиться?».
Мы считаем, что если говорить о психологии в школе, то речь прежде всего нужно вести о психологии не как о предметном уроке, а как о метауроке. Его основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умствен ные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологиче ские качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предмет ных уроках.
Программа направлена на разви тие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Как сверхзадачу проводимой работы мы рассматриваем появление позитивных сдвигов в их мотивационно-личностной сфере.
Занятия психологического развития, являясь метауроками, стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей) и в то же время, как показали полученные нами результаты, хорошо со четаются с любой из них, так как, продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, развитии, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам.
Особенно это относится к детям, наиболее нуждаю щимся в психологической коррекционной помощи.
Данная программа составлена на основе развивающей программы Махмутовой Е.Р. «Психологическое развитие младших школьников».
Курс рассчитан на 33 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность занятия в 1 классе - 35минут.
2. Цели и задачи программы.
Цель программы - последовательно и планомерно сформи ровать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в ча стности умственного развития.
Задачи:
- внести вклад в формирова ние целостной психологической основы обучения, кото рая обеспечит не только развитие личности школьни ков, но и возможность их самостоятельного развития в будущем.
- формировать позитивные личностные характери стики школьников путем целенаправленного развития и формирования их когнитивной сферы.
3. Планируемые результаты образования.
Для оценки эффективности занятий психологического развития можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель уча щимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учени ков и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, актив ность, заинтересованность школьников обеспечи вают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения контрольных психологи ческих заданий, в качестве которых даются зада ния, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями само стоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных уро ков может быть повышение успеваемости по раз ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воз действие занятий психологического развития на эмоцио нальное состояние учеников. Для этого может быть ис пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свиде тельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя ния каждого ученика под влиянием занятий психологи ческого развития.
- Основное содержание программы.
Содержание занятий психологического раз вития в начальной школе основывается на:
1) анализе психологических причин трудно стей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике;
2) необходимости целенаправленного формирования пси хологических новообразований младшего школьного возраста;
3) необходимости формирования психологиче ской готовности учащихся к переходу в среднюю шко лу.
Исходя из этого содержанием занятий является развитие познавательных процессов (ощущений, вос приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная дея тельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. уме ние подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требова ний); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана дей ствия, т.е. умения выполнять задания в интеллекту альном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуаль ными процессами - восприятием, вниманием, научить ся произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. уме ния осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Основная задача психологического развития перво классников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю позна вательную деятельность учащихся. Основное направле ние здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и ин терпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта уча щихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и од ного и того же вида, сравнения их в том или ином от ношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений.
Главная задача, решаемая в процессе развития вос приятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства вос принимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение од новременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференциро ванном отражении различных параметров и условий деятельности.
Основным направлением в развитии памяти школь ников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспо могательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объ екты на части, выделять в них различные свойства, ус танавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных зна ков.
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее опера ций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логиче ских операций. Путь от глобального, целостного к диф ференцированному, конкретному реализуется в после довательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличаю щимися, и где, следовательно, осуществляется доста точно грубый их анализ, и переходя к заданиям с опе рированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого ана лизирования. Таким образом, постепенно закладывают ся основы абстрактного мышления у младших школь ников.
Не менее важной является и подготовка мышле ния учащихся к переходу на более высокие уровни по нятийного и словесно-логического мышления, требова ния к которым в средней школе значительно повыша ются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соот ношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., форми руются элементарные логические операции.
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического разви тия, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое вообра жение.
Точно так же, основываясь на законе дифференциа ции и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формиро вание и других важных для учебной деятельности пси хологических качеств (пространственных представле ний, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
5. Тематическое планирование занятий. (1 час в неделю).
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Теория | Практика | Экскурс. | Общее кол-во | ||
1 | Введение «Зачем первокласснику занятия психологического развития» | 1 | 1 | ||
2 | Развитие умения точно и правильно называть предметы, развитие слуховых ощущений. | 1 | 1 | ||
3 | Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений | 1 | 1 | ||
4 | Развитие артикуляции, пространственных представлений (усвое ние понятий «следует за», «находится перед», «сле ва», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 | 1 | ||
5 | Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений (опреде ление местоположение объекта в строке и столбце), понятийного мышления. | 1 | 1 | ||
6 | Развитие умения выполнять словесные поручения, слуховых ощущений, формирование элементов самоконтроля. | 1 | 1 | ||
7 | Развитие объема внимания, осязательных ощущений. | 1 | 1 | ||
8 | Развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений (пони мание терминов «выше», «ниже», «левее», «пра вее», «на», «над», «под»). | 1 | 1 | ||
9 | Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти. | 1 | 1 | ||
10 | Развитие памяти на последовательность действий, пространственных представлений (на правления движения), понятийного мышления. | 1 | 1 | ||
11 | Развитие умения анализировать и сравнивать об разец, произвольного внимания. | 1 | |||
12 | Развитие зрительных ощущений и образного мыш ления, зрительно-двигательных координации, зрительной произвольной памяти | 1 | 1 | ||
13 | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений (пони мание терминов «внутри», «вне», «на»), понятийного мышления. | 1 | 1 | ||
14 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, умения воспринимать словесные указа ния и подчинять им свою деятельность, зрительных ощущений. | 1 | 1 | ||
15 | Развитие умения воспроизводить образец, слуховых ощущений. | 1 | 1 | ||
16 | Развитие осязательных ощущений, произвольного внимания, точности движений (макродвижений) | 1 | 1 | ||
17 | Развитие умения копировать образец, зрительного восприятия (выделение формы), осязательных ощущений. | 1 | 1 | ||
18 | Развитие мышления (абстрагирование), непосредственной зрительной памяти | 1 | |||
19 | Развитие зрительного анализа, словесного синтеза, понятийного мышления | 1 | 1 | ||
20 | Развитие осязательных ощущений, произвольного внимания (устойчивость и переключение). | 1 | 1 | ||
21 | Развитие зрительного анализа, произвольного внимания (переключение), пространственных представлений | 1 | 1 | ||
22 | Развитие процессов анализа, умения воспроизводить образец, зрительно-двигательных координации. | 1 | 1 | ||
23 | Развитие гибкости мышления, произвольного внимания (распределение), формирование умения сравнивать. | 1 | 1 | ||
24 | Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза (анаграммы), произвольного внимания (переключение, устойчивость). | 1 | 1 | ||
25 | Развитие звукового синтеза, произвольного внимания (объем), пространственных представлений (усвое ние словесных обозначений). | 1 | 1 | ||
26 | Развитие понятийного мышления, памяти на последовательность действий, пространственных представлений (ориен тировка в пространстве). | 1 | 1 | ||
27 | Развитие мышления {процессы синтеза), наблюдательности, умение устанавливать закономерности. | 1 | |||
28 | Развитие умения сравнивать, умения анализировать форму предметов, непосредственной зрительной памяти. | 1 | 1 | ||
29 | Развитие умения сравнивать, мышления (процессы синтеза), зрительно-двигательных координации. | 1 | 1 | ||
30 | Развитие умения сравнивать, формирование процессов саморегуляции, развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | 1 | 1 | ||
31 | Развитие внимания в условиях коллективной дея тельности, восприятия (расчлененность), умения копировать образец, мышления (абстрагирование признаков). | 1 | 1 | ||
32 | Психологические игры. | 1 | 1 | ||
33 | Что изменилось во мне (устный самоотчет) | 1 | 1 | ||
Всего | 1 | 32 | 0 | 33 |
6. Особенности обучения по предмету.
Совпадая по форме и структуре (вводная, основная и заключительная части) с обычными предметными уро ками, занятие психологического развития существенно от личается от них. Отличия связаны как с задачей этих уроков, так и с их содержанием и направленностью.
Кроме того, существенным отличием занятий психологического разви тия от традиционных предметных уроков является пе ренесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону.
На занятиях психологического развития не ставятся от метки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них посте пенно формируется отношение к этим урокам как сред ству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научил ся) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».
Общая атмосфера на занятиях психологического разви тия создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способ ствует раскрытию психологических возможностей уча щихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя имеют определенное последействие и постепенно рас пространяются на обычные школьные уроки. Занятия психологического развития могут быть эффек тивными только при условии их систематического про ведения (как минимум один раз в неделю).
7. Структура занятий психологического развития
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащих ся определенного положительного эмоционального фо на, без которого эффективное усвоение знаний невоз можно. Этот эмоциональный настрой, постоянно созда ваемый на занятиях, посте пенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать доб рые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помо гают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
Важным моментом вводной части является выполне ние упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воз действие физических упражнений на психическую дея тельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических про цессов под влиянием физических упражнений: увели чивается объем памяти, повышается устойчивость вни мания, ускоряется решение элементарных интеллекту альных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень рабо тоспособности, который не может не влиять положи тельно на успешность учебной деятельности. Для каж дого занятия подобраны специальные упражнения, стиму лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.
Задания для основной части занятия подбирались с учетом их направленности на осуществление дифферен циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для дос тижения развивающего эффекта необходимо неодно кратное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выпол нениям одного и того же задания обес печивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности (принцип «спирали», т.е. возвращение к од ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности).
Задача заключительной части занятия состоит в под ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
8. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психологии, который оснащен аудиомагнитофоном, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью. Имеются аудиокассеты и диски с музыкой, видеокассеты, мягкие игрушки, напольное ковровое покрытие.
9. Использованная литература.
- 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
- Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности ваше го ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 клас сов. М., 1993.
- Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увле кательные задачи для развития логического мыш ления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
- Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
- Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
- Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой про грамме лучше учиться. М., 1993.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психоло гия усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
- Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мыш ления. М., 1985.
- Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 1995.
- Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
- Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные спо собности школьников. Киев, 1993.
- Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов). М.: Просвещение, 2010.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся с особенностями развития
Данная программа предназначена для детей 7-9 лет, обучающихся в начальной школе и имеющих диагноз ЗПР, может быть использована в 1-2 классах с целью развития школьно-значимых функций....
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ
Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...