Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого класса, так и с учащимися подготовительной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malyshok.docx | 130.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Тема: Программа психологических развивающих занятий для учащихся 6-7 лет «Психологическая готовность ребенка к школе».
Актуальность: Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация (по Р.В. Овчаровой).
Психологические развивающие занятия с обучающимися подготовительной школы позволяют обеспечить условия для более легкого прохождения периода адаптации будущих первоклассников. Данные исследования процесса адаптации первоклассников позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся, посещавшие занятия в подготовительной школе, не испытывают больших трудностей в первом классе, быстрее приспосабливаются к новым условиям, показывают более стабильные результаты обученности.
Программа «психологическая готовность ребенка к школе» позволяет психологу работать не только над развитием необходимых психических процессов, но способствовать созданию комфортных условия в школе, формированию положительного эмоционального фона, конструктивного взаимодействия в группе.
Адресат:Программа рассчитана на обучающихся подготовительной школы в возрасте 6-7 лет.
Цель программы: обеспечить разностороннюю психологическую подготовку ребенку к поступлению в первый класс, с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Задачи программы:
1. Формирование психологической и социальной готовности к школе.
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
3. Развитие познавательной деятельности.
Программа является модифицированной, в основу разработки положены рекомендации Овчаровой Р.В. (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1999 год). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 35 минут. Состав группы – 10-12 человек. Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки «Комната Сказок».
При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром для психологов служит карта-характеристика, в которой заложены уровни готовности к обучению по следующим параметрам: психологическая и социальная готовность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности, состояние здоровья.
Структура программы:
Направление работы | Формирование и развитие |
Психологическая и социальная готовность к школе | 1. Положительное настроение 2. Желание учиться в школе 3. Учебная мотивация 4. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию 5. Организованность поведения |
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций | 1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат 2. Мелкая моторика руки 3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость 4. Координация в системе глаз-рука 5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов) |
Развитие познавательной деятельности | 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной активности, самостоятельности 4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей) 5. Произвольность деятельности 6. Контроль деятельности 7. Темп деятельности |
Учебно-тематическое планирование программы:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведен. |
1 | Знакомство | 35 мин. | |
2 | Знакомство | 35 мин. | |
3 | Развитие зрительно-моторной координации | 35 мин. | |
4 | Развитие навыков взаимодействия в группе | 35 мин. | |
5 | Развитие произвольных движений и самоконтроля | 35 мин. | |
6 | Развитие функций мышления | 35 мин. | |
7 | Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти | 35 мин. | |
8 | Развитие функций внимания | 35 мин. | |
9 | Развитие коммуникативных навыков | 35 мин. | |
10 | Школьная адаптация. Эмоциональный фон. | 35 мин. | |
11 | Развитие пространственной ориентации и координации движений | 35 мин. | |
12 | Развитие навыков взаимодействия в группе | 35 мин. | |
13 | Развитие функций памяти и внимания | 35 мин. | |
14 | Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации | 35 мин. | |
15 | Развитие творческого мышления | 35 мин. | |
16 | Школьная адаптация | 35 мин. | |
17 | Эмоциональная сфера и общение | 35 мин. | |
18 | Правила поведения и самоконтроль | 35 мин. | |
19 | Развитие функций мышления и речи | 35 мин. | |
20 | Развитие самостоятельности мышления | 35 мин. | |
21 | Развитие навыков взаимодействия в группе и функций внимания | 35 мин. | |
22 | Развитие мелкой моторики | 35 мин. | |
23 | Тренировка функций внимания, памяти, мышления | 35 мин. | |
24 | Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти | 35 мин. | |
25 | Развитие пространственной ориентации и координации движений | 35 мин. | |
26 | Эмоциональная сфера и общение | 35 мин. | |
27 | Развитие мелкой моторики | 35 мин. | |
28 | Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации | 35 мин. | |
29 | Развитие логического и творческого мышления | 35 мин. | |
30 | Семья. Эмоциональное присоединение | 35 мин. | |
31 | Школа. Эмоциональное присоединение | 35 мин. | |
32 | Школьная адаптация | 35 мин. | |
33 | Развитие навыков взаимодействия в группе | 35 мин. | |
34 | Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации | 35 мин. | |
35 | Формирование школьной мотивации | 35 мин. | |
36 | Подведение итогов | 35 мин. |
(после каждого занятия психолог проводит анализ, в ходе которого следующее занятие может быть скорректировано).
Содержание программы:
№ | Содержание занятия |
1 | Знакомство Создание атмосферы, свободной от обычных ограничений. Введение групповых норм. Развитие коммуникативных навыков. «Солнышко-луна» «Твое имя» «Моя семья» «Путаница» «Я не знаю» «Солнышко–луна» |
2 | Знакомство Создание положительного эмоционального фона. Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», умение выделять свои достоинства. Развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников. «Солнышко-луна» «Найти себе друзей» «Самый, самый» «Поезд» «Солнышко-луна» |
3 | Развитие зрительно-моторной координации «Солнышко-луна» «Запрещенное движение» «Запретный номер» «Запомни финуру» «Солнышко-луна» |
4 | Развитие навыков взаимодействия в группе «Солнышко-луна» «Магазин игрушек» «Варим суп» «Солнышко-луна» |
5 | Развитие произвольных движений и самоконтроля «Солнышко-луна» «Флажок» «Запретный номер» «Стой» «Замри» «Волшебное слово» «Запрещенное движение» «Солнышко-луна» |
6 | Развитие функций мышления «Солнышко-луна» «Три слова» «Поиск общего» «Исключение лишнего слова» «Использование предметов» «Группировка предметов» «Солнышко-луна» |
7 | Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти «Солнышко-луна» «Запомни свою позу» «Разведчики» «Повтори за мной» «Четыре стихии» «Лишний предмет» «Солнышко-луна» |
8 | Развитие функций внимания «Солнышко-луна» «Будь внимателен!» «Слушай хлопки» «Зеваки» «Корректурная проба» «Солнышко-луна» |
9 | Развитие коммуникативных навыков «Солнышко-луна» «Передай по кругу» «Зеркала» «Солнышко-луна» |
10 | Школьная адаптация. Эмоциональный фон. «Солнышко-луна» «Школа клоунов» «Солнышко-луна» |
11 | Развитие пространственной ориентации и координации движений «Солнышко-луна» «Испорченный телефон» «Стой» «Замри» «Волшебное слово» «Солнышко-луна» |
12 | Развитие навыков взаимодействия в группе «Солнышко-луна» «Разведчики» «Жучок» «Капитан» «Солнышко-луна» |
13 | Развитие функций памяти и внимания «Солнышко-луна» «Повтори за мной» «Лишний предмет» «Будь внимателен!» «Корректурная проба» «Солнышко-луна» |
14 | Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации «Солнышко-луна» «Ролевая игра «Школа волшебства» «Солнышко-луна» |
15 | Развитие творческого мышления «Солнышко-луна» «Истории и сказки» «Солнышко-луна» |
16 | Школьная адаптация «Солнышко-луна» Рисование на тему «Школа, учитель, ученик» «Солнышко-луна» |
17 | Эмоциональная сфера и общение «Солнышко-луна» «Чунга-чанга» «Солнышко-луна» |
18 | Правила поведения и самоконтроль «Солнышко-луна» «Крепость» «Щит и меч» «Солнышко-луна» |
19 | Развитие функций мышления и речи «Солнышко-луна» «Коллаж» «Солнышко-луна» |
20 | Развитие самостоятельности мышления «Солнышко-луна» «Выражение» «Словесная ассоциация» «Поиск общего» «Солнышко-луна» |
21 | Развитие навыков взаимодействия в группе и функций внимания «Солнышко-луна» «Геометрические пазлы» «Солнышко-луна» |
22 | Развитие мелкой моторики «Солнышко-луна» «Работа с точками» «Выполни по образцу» «Гимнастика для рук» «Солнышко-луна» |
23 | Тренировка функций внимания, памяти, мышления «Солнышко-луна» «Исключение лишнего слова» «Слушай звуки!» «Повтори за мной» «Солнышко-луна» |
24 | Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти «Солнышко-луна» «Лишний предмет» «Канцелярские принадлежности» «Геометрические пары» «Запомни стишок» «Солнышко-луна» |
25 | Развитие пространственной ориентации и координации движений «Солнышко-луна» «Запомни свою позу» «Четыре стихии» «Солнышко-луна» |
26 | Эмоциональная сфера и общение «Солнышко-луна» «Я не знаю» «Найди себе друзей» «Самый, самый» «Солнышко-луна» |
27 | Развитие мелкой моторики «Солнышко-луна» «Ассоциации» «Пальчиковый театр» «Солнышко-луна» |
28 | Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации «Солнышко-луна» «Слушай и исполняй» «Будь внимателен!» «Волшебное слово» «Запретное движение» «Солнышко-луна» |
29 | Развитие логического и творческого мышления «Солнышко-луна» «Использование предметов» «Предметы из геометрических фигур» «Солнышко-луна» |
30 | Семья. Эмоциональное присоединение «Солнышко-луна» «Зеркало» «Моя семья» «Солнышко-луна» |
31 | Школа. Эмоциональное присоединение «Солнышко-луна» Рисунок на тему «Первое сентября» «Солнышко-луна» |
32 | Школьная адаптация «Солнышко-луна» «Школьная пиктограмма» «Солнышко-луна» |
33 | Развитие навыков взаимодействия в группе «Солнышко-луна» «Волшебные пазлы» «Солнышко-луна» |
34 | Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации «Солнышко-луна» «Зеваки» «Запомни порядок» «Запретный номер» «Солнышко-луна» |
35 | Формирование школьной мотивации «Солнышко-луна» Рисунок на тему: «Я – ученик» «Солнышко-луна» |
36 | Подведение итогов «Солнышко-луна» «Музыкальные задания» «Солнышко-луна» |
Формы и методы работы: Основной метод работы – развивающее групповое игровое занятие с элементами психологического тренинга. Каждое занятие включает набор упражнений по трем основным направлениям (психологическая и социальная готовность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности). Поскольку, при поступлении в школу, у ребенка происходит смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной, то для того, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс, в работе используется, как основной, игровой метод.
Ожидаемые результаты программы:
Психологическая и социальная готовность к школе: | |
Желание учиться в школе | Ребенок хочет идти в школу |
Учебная мотивация | Ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность |
Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию | Ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя |
Организованность поведения | Поведение организовано |
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: | |
Фонематический слух, артикуляционный аппарат | Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильная, отчетливая |
Мелкая моторика | Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами |
Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость | Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок |
Координация в системе глаз-рука | Ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски) |
Объем зрительного восприятия | Количество выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров соответствует средним показателем возрастной группы |
Развитие познавательной деятельности: | |
Кругозор | Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года |
Развитие речи | Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна |
Развитие познавательной активности, самостоятельности | Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах |
Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей) | Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи |
Произвольность деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца |
Контроль деятельности | Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью |
Темп деятельности | Соответствует средним показателям возрастной группы |
Диагностика и показатели эффективности программы:
В основу диагностики положены рекомендации Р.В. Овчаровой и Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе».
Направление работы | Методы диагностики |
Психологическая и социальная готовность к школе | Цветовой тест Люшера «Рисунок семьи» «Дерево» «Отношение к школьной деятельности» Тест тревожности Р. Тэммл-Дорки-Амен |
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций | Тест фонематического слуха Тест копирования бессмысленных слогов Тест «Змейка» Тест «Работай по точкам» |
Развитие познавательной деятельности | Тест кратковременной памяти и умозаключений Тест «Речевые классификации» Тест «Произвольное владение речью» Тест «Абстрактное мышление» |
Взаимодействие с другими специалистами: Для решения поставленных задач психолог взаимодействует с учителями начальной школы, логопедом, специалистами ТМПК, проводит консультации для родителей.
Литература для психолога:
1. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М., 2004 год
2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – Детство-Пресс, 2013 год
3. Вьюкова Н.И., Гайдар К.М., Темпова Л.В. Психологическая готовность ребенка к школе. – Академический Проект, 2005 год
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. – СПб.,2007 г
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991 год
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1994 год
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999 год
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995 год
9. http:// ps_got_skola
10. http:// psischool.ucoz.ru
Литература для родителей:
1. Венглер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». - М., 1994 год
2. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка». – М., 1994 год
3. Пиаже Ж. «Суждения и рассуждения ребенка». – М., 1997 год
4. Лютова Е.К. «Шпаргалка для родителей». – М., 2002 год
5. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». – Ярославль, 1997 год
6. Чуднявцев С.Е. Мое солнце идет в школу, или Готовность ребенка к обучению. – Феникс, 2015 год
7. http://psihologicheskaya-gotovnost...k-shkole
Приложение:
1. Упражнение «Солнышко-Луна». Цель: определение настроения учащихся, отношения к работе, рефлексия. Проводится в начале и в конце каждого занятия. Учащиеся сравнивают свое настроение с луной или солнышком. Объясняют свое настроение. В конце занятия рассказывают, что им понравилась, а что нет.
2. Упражнение «Твое имя». Цель: идентификация со своим именем.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
3. Упражнение «Путаница». Цель: сплоченность группы.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
4. Упражнение «Я не знаю». Цель: Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
5. Упражнение «Найди себе друзей». Цель: развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
6. Упражнение «Самый, самый». Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», умения выделять свои достоинства.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
7. Упражнение «Поезд». Цель: развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников, сплоченность группы.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
8. Упражнение «Паровозик». Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
9. Упражнение «Зеркало». Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
10. Упражнение «Передай по кругу». Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
11. Упражнение «Жмурки». Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
12. Упражнение «Кораблик». Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
13. Упражнение «Моя семья». Цель:создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
14. Упражнение «Рисование на обозначенную тему». Цель: формирование умения сравнивать противоположение понятия и передавать свое эмоциональное состояние. Приятное в школе – неприятное в школе.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
15. Упражнение «Слушай звуки!». Цель: развитие активного внимания.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
16. Упражнение «Зеваки». Цель: развитие волевого (произвольного) внимания.(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
17. Упражнение «Запомни свою позу». Цель: развитие моторно-слуховой памяти. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
18. Упражнение «Разведчики». Цель: развитие моторно-слуховой памяти, снятие двигательной расторможенности, негативизм.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
19. Упражнение «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)20. Упражнение «Выложи сам». Цель: развитие восприятия. Ребенку даетсяконтурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
21. Упражнение «Узнай, кто я?». Цель: развитие воображения. Нужно угадать предмет по устному описанию.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
22. Упражнение «Моя семья». Цель: создание положительного эмоционального фона, снятие тревожности, сплоченность группы.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
23. Упражнение «Зеркала». Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
24. Упражнение «Разведчики». Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских навыков.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
25. Упражнение «Жучок». Цель: раскрытие групповых отношений.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
26. Упражнение «Крепость». Цель: снятие агрессивности.
(Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)
27. Упражнение «Щит и меч». Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения. (Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)
28. Упражнение «Чунга-Чанга». Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. (Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)
29. Упражнение «Корректурная проба». Цель: развитие внимания.
(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
30. Упражнение «Повтори за мной». Цель: развитие памяти, внимания.
(Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)
31. Упражнение «Лишний предмет». Цель: развитие зрительной памяти.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
32. Упражнение «Три слова». Цель: развитие мышления.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
33. Упражнение «Поиск общего». Цель: развитие мышления.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
34. Упражнение «Исключение лишнего слова».Цель: развитие мышления.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
35. Упражнение «Использование предметов». Цель: развитие мышления.
(Е.Е. Туник Психодиагностика творческого мышления)
36. Упражнение «Выражение». Цель: развитие мышления.
(Е.Е. Туник Психодиагностика творческого мышления)
37. Упражнение «Истории и сказки». Цель: развитие творческого мышления. (Ю.Б. Гатанов «Курс развития творческого мышления»)
38. Упражнение «Слушай и исполняй». Цель: развитие устойчивого внимания. (Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)
39. Упражнение «Будь внимателен!». Цель: стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
40. Упражнение «Слушай хлопки». Цель: развитие активного внимания.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
41. Упражнение «Зеваки». Цель: развитие волевого (произвольного) внимания. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
42. Упражнение «Запретный номер». Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
43. Упражнение «Замри». Цель: развитие произвольных движений.
(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
44. Упражнение «Волшебное слово». Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
45. Упражнение «Запрещенное движение». Цель: развитие произвольности. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)
46. Упражнение «Геометрическиепазлы».
Цель: развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков.
Оборудование: пазлы в виде геометрических фигур.
Время выполнения: 20 минут
Процедура: учащиеся делятся на подгруппы. Каждая группа получает задание: «Собрать волшебные картинки. Собрать их можно только при следующем условии: работают все участники команды.
В зависимости от состава группы могут быть различные варианты выполнения задания: каждый учащийся собирает одну геометрическую фигуру, геометрические фигуры используются последовательно, загадать загадку для другой группы по своей картинке, составить небольшой рассказ, разыграть сценку.
47. Упражнение «Предметы из геометрических фигур». Цель: развитие творческого мышления. Время выполнения: 5 минут Процедура: ребятам предлагается дорисовать к геометрическим фигурам детали так, чтобы получились предметы. Если ребята достаточно подготовлены к выполнению подобных заданий, можно усложнить процедуру, предложив создать общий рисунок или один предмет. После завершения работы каждый ребенок представляет свою работу.
Образец:
48. Упражнение «Корректурная проба». Цель: развитие внимания.
Процедура: ребятам предлагается закрасить фигуры по образцу. После завершения работы, происходит проверка результатов в парах.
Время выполнения: 2 минуты
Образец:
49. Упражнение «Поиск общего». Цель: развитие самостоятельности мышления.
Процедура: ребятам предлагается нарисовать предметы одной группы. После выполнения задания, происходит обсуждение, поиск общих деталей.
Время выполнения: 5 минут
Художник нарисовал колбасу и ягоды. Это пища. Какие предметы ты отнесешь к пище? Нарисуй и раскрась.
Вспомни, какие ты знаешь инструменты для физического труда. Попробуй их нарисовать.
50. Упражнение «Повтори за мной!». Цель: развитие внимания, самоконтроля, умение работать в парах.
Процедура: ребятам предлагается помочь волку найти зайчика. Для этого необходимо проложить дорогу, но не прямую, а в виде путаницы. Затем ребятам предлагается поменяться работами в парах и другим цветным карандашом проложить самый близкий путь по той дороге, которую нарисовал партнер в паре.
Время выполнения: 5 минут
51. Упражнения с использованием ЭОР.
«Лишний предмет»
«Канцелярские принадлежности»
«Геометрические пары»
«Группировка предметов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе
Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности....
Психологическая готовность детей к школе
Материал подобран для проведения родительских собраний в 1 классе....
Психодиагностика для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе
Психодиагностикадля определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе. Разработано педагогом-психологомНОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.(на основе раб...
«Психологическая готовность детей к школе»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Педагогическая психология»на тему:«Психологическая готовность детей к школе»...
Психологическая готовность детей к школе
При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учитья в школ...
Психологическая готовность детей к школе
Психологическая готовность детей к школе...
Психологическое обследование детей по программе Веракса Готовность детей к школе
Психологическое обследование детей по программе Веракса о готовности детей к школе....