АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»
рабочая программа (4 класс) по теме
Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолога школы с детьми ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука» | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
«Психологическая азбука»
для обучающихся 4 «Г »класса
(детей с задержкой психического развития)
Составитель: педагог – психолог
МБОУ «СШ № 8» г. Нижневартовска
Лопаткина Кристина Александровна
2016-2017 учебный год
г. Нижневартовск
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолога школы с детьми ЗПР.
Программа составлена с учетом основных особенностей развития детей с ЗПР: затрудненное развитие познавательной деятельности у детей, эмоционально-волевой регуляции, проявления - гиперактивности, тревоги, агрессии. В программе использованы игры, минутки отдыха, релаксация для предотвращения переутомления детей и их двигательной расторможенности.
Цель : создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении (ЗПР) в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию.
Задачи:
- Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов и др. с учетом особенностей развития детей с ОВЗ)
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение и др.)
- Развитие памяти (развитие различных видов памяти по способу запоминания, расширение объема, формирование приемов запоминания и др.)
- Развитие пространственного восприятия и сенсорной координации.
- Развитие воображения и творческих потенциалов личности с учетом особенностей развития детей с ОВЗ.
- Формирование адаптивных возможностей ребёнка
- Развитие учебной мотивации
- Формирование УУД с учетом особенностей развития детей с ОВЗ.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Программа коррекционно-развивающего курса «Психологическая азбука» для обучающихся 4 -го класса с ОВЗ и особенностями развития (ЗПР) направлена на изучение и гармоничное развитие личности ребенка, его индивидуальных особенностей, способностей, интересов, профилактику школьной и личностной тревожности, коррекцию трудностей в обучении с учетом их особенностей здоровья.
Основные формы проведения занятия: беседа, игры, тестирование, практикум, тренинг. В структуре каждого занятия выделяются следующие блоки:
- Вводная часть. Цель вводной части – создание у учащихся положительного эмоционального фона, установление контакта между учащимися.
- Основная часть. В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер.
Заключительная часть. Подведение основных результатов, сплочение учащихся и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, в части формируемым участниками образовательного процесса коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 4-го класса с ОВЗ и особенностями развития (ЗПР) проводятся 1,5 часа в неделю, 51 час в год.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
- Положительная динамика познавательного и личностного развития обучающихся
- Развитие адаптивных возможностей ребёнка
- Сформированность УУД по возрасту:
Личностные результаты
- положительное отношение к школе;
- интерес к новому;
- сформированность или частичная сформированность учебных мотивов;
-начальное представление о нравственных нормах.
Познавательных результаты
- умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- способность отвечать на простые вопросы учителя;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
-подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные результаты
-участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время;
-работать в паре;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
-здороваться, прощаться, благодарить;
-понимать речевое обращение другого человека.
Регулятивные результаты
- осознавать предъявляемые требования;
- осуществлять решение познавательной задачи, не изменяя ее, и не выходя за ее требования;
-может ориентироваться на образец;
-может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»:
Тема 1. Как научиться учиться?-1 ч.
Беседа с обучающимися о важности процесса обучения. Выполнение заданий и упражнений на овладение приемами учебной работы.
Тема 2-3. За что ставится оценка?-2 ч.
Беседа о требованиях к ответам. Выполнение заданий и упражнений взаимооценивание школьников в парах и группе. Памятка «Как подготовиться к урокам»
Тема 4. Как мы воспринимаем информацию-1 ч.
Лекция о восприятии, его функциях, многоканальности. Выполнение заданий и упражнений на развитие восприятия.
Тема 5-6 Как использовать наши сильные и слабые стороны-2 ч.
Лекция о человеческой индивидуальности, о наличии сильных и слабых сторон в восприятии информации. Выполнение заданий и упражнений на развитие восприятия.
Тема 7. Секреты нашей памяти-1 ч.
Лекция о памяти, ее видах, как познавательном процессе и его важности в жизни человека, взаимосвязи с другими компонентами психики. Упражнения на развитие памяти.
Тема 8-9. Учимся выделять главное-2 ч.
Обучение школьников выделять главные, ключевые положения в тексте.
Тема 10. Приемы работы с текстом-1 ч.
Знакомство обучающихся с основными приемами работы с текстом. Выполнение развивающих заданий и упражнений.
Тема 11-12. Развиваем наше мышление-2 ч.
Выполнение тренинговых упражнений на развитие видов мышления, логических операций.
Тема 13. Учимся сравнивать-1 ч.
Беседа о сходствах и различии в окружающем мире. Отработка умения сравнивать параметры одного или разных предметов.
Тема 14 Учимся планировать-1 ч.
Беседа о режиме дня и о рациональной организации времени для достижения результата. Составление собственного режима дня.
Тема 15. Как готовить домашнее задание? -1 ч.
Беседа о подготовке домашнего задания, о нормах его подготовки в 4 классе и других возрастах. Знакомство с памяткой «Как готовить домашнее задание?». Выполнение развивающих игр, заданий и упражнений.
Тема 16-17. Как преодолеть неуверенность в себе. -2 ч
Знакомство с навыками уверенного поведения. Отработка навыков уверенного поведения.
Тема 18. У тебя все получится! -1 ч.
Отработка навыков уверенного поведения. Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе.
Тема 19-20. Найди лишнее -2ч.
Развитие вербально - логического мышления
Тема 21. Внимание -1ч.
Развитие произвольного внимания.
Тема 22-23. Мой режим дня -2ч.
Тема 24-25. Волшебные фигуры -2ч.
Развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения.
Тема 26. Развиваем логику -1ч.
Выполнение развивающих упражнений.
Тема 27-28. Мое поведение –2ч.
Беседа о том, что такое поведение. Выявление своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения.
Тема 29. Умеешь ли ты общаться? -2 ч.
Диагностика качеств, определяющих успешность общения. Развитие коммуникативных качеств школьника.
Тема 30-31. Учимся общаться -2 ч.
Отработка навыков по развитию коммуникативных способностей и навыков саморегуляции.
Тема 32. Спокойное место для размышления -1ч.
Развитие навыков саморегуляции в состоянии стресса.
Тема 33-34. Я сегодня и Я завтра -2ч.
Тема 35. Мое настроение -1ч.
Беседа о настроении человека.
Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики.
Тема 36-37. Мое здоровье -2ч.
Тема 38-39. Развиваем творчество -2ч.
Тема 40. Все наоборот -1ч.
Игра на развитие внимания, координации движений, концентрации внимания.
Тема 41. Веселые примеры -1ч.
Развивающие упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания.
Тема 42-43. Характер -1ч.
Беседа о том, что такое характер. Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера.
Тема 44. Путаница» -1ч.
Развитие внимания, координации движений, концентрации внимания
Тема 45-46. Воображение -2ч.
Беседа о том, что такое воображение. Развитие видов воображения. Методы стимуляции творчества.
Тема 47. На ошибках учатся -1ч.
Тема 48-49. Я и мой класс-2 ч.
Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие умения работать в паре, группе, формирование понятийного мышления, пополнение словарного запаса.
Тема 50-51. Ступеньки вверх-2 ч.
Подведение итогов курса. Получение обратной связи.
Итого:51ч.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ занятия | Тема занятия | Содержание темы | Кол-во часов | |||||||
Сентябрь | ||||||||||
1 | Как научиться учиться? | Осознание учащейся важности овладения приемами учебной работы. Развитие положительной мотивации. | 1 ч. | |||||||
2-3 | За что ставится оценка? | На основании знаний о требованиях к ответам подвести учащуюся к осознанию необходимости правильной подготовки к урокам. | 2 ч. | |||||||
4 | Как мы воспринимаем информацию | Осознание школьницей многоканальности восприятия окружающего мира. | 1 ч. | |||||||
5-6 | Как использовать наши сильные и слабые стороны | Осознание школьницей своих сильных и слабых сторон в восприятии информации. | 2 ч. | |||||||
7 | Секреты нашей памяти | Осознание обучающейся сложности процесса памяти и его взаимосвязи с другими компонентами психики. | 1 ч. | |||||||
Октябрь | ||||||||||
8-9 | Учимся выделять главное | Учить школьницу выделять главные, ключевые положения в тексте. | 2 ч. | |||||||
10 | Приемы работы с текстом | Овладение обучающейся основными приемами работы с текстом. | 1 ч. | |||||||
11-12 | Развиваем наше мышление | Тренинг по развитию мышления. | 2 ч. | |||||||
13 | Учимся сравнивать | Осознание школьницей важности умения сравнивать параметры одного или разных предметов. | 1 ч. | |||||||
Ноябрь (каникулы 03.11.16 -09.11.16) | ||||||||||
14 | Учимся планировать | Показать значение рациональной организации времени для достижения результата. | 1 ч. | |||||||
15 | Как готовить домашнее задание? | Показать значение правильной подготовки домашнего задания | 1 ч. | |||||||
16-17 | Как преодолеть неуверенность в себе. | Знакомство с навыками уверенного поведения | 2 ч. | |||||||
Декабрь | ||||||||||
18 | У тебя все получится | Отработка навыков уверенного поведения. Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе. | 1 ч. | |||||||
19-20 | Найди лишнее | Развитие вербально- логического мышления, способности к классификации, к абстрагированию | 2 ч. | |||||||
21 | Внимание | Развитие произвольного внимания: б) распределения внимания | 1 ч. | |||||||
22-23 | Мой режим дня | Развитие умения планировать свои дела, формирование уверенности в правильности воспроизведения | 2 ч. | |||||||
Январь (каникулы 29.12.16 – 11.01.17) | ||||||||||
24-25 | Волшебные фигуры | Развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти | 2 ч. | |||||||
26 | Развиваем логику | Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки | 1 ч. | |||||||
27-28 | Мое поведение | Учить ребенка брать ответственность за свое поведение. Ввести понятие полезные навыки | 2 ч. | |||||||
Февраль | ||||||||||
29 | Умеешь ли ты общаться? | Диагностика качеств, определяющих успешность общения | 1 ч. | |||||||
30-31 | Учимся общаться | Отработка навыков по развитию коммуникативных способностей и навыков саморегуляции. | 2 ч. | |||||||
32 | Спокойное место для размышления | Восстановление внутреннего равновесия, развитие навыков саморегуляции в состоянии стресса. | 1 ч. | |||||||
33-34 | Я сегодня и Я завтра | Учить выстраивать план на будущее | 2 ч. | |||||||
Март (каникулы 23.03.17-29.03.17) | ||||||||||
35 | Моё настроение | Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. | 1 ч. | |||||||
36-37 | Мое здоровье | Ввести понятие полезные навыки и вредные привычки. Использование здоровьесберегающих технологий. | 2 ч. | |||||||
38-39 | Развиваем творчество | Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения | 2 ч. | |||||||
Апрель | ||||||||||
40 | Все наоборот | Развитие внимания, координации движений, концентрации внимания | 1 ч. | |||||||
41 | Веселые примеры | Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез. Развитие внимания | 1 ч. | |||||||
42-43 | Характер | Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться. | 2 ч. | |||||||
44 | «Путаница» | Развитие внимания, координации движений, концентрации внимания. | 1 ч. | |||||||
45-46 | Воображение | Развитие видов воображения. Методы стимуляции творчества | 2 ч. | |||||||
Май (каникулы 25.05.17-31.08.17) | ||||||||||
47 | На ошибках учатся | Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе. | 1 ч. | |||||||
48-49 | Я и мой класс | Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие умения работать в паре, группе, формирование понятийного мышления, пополнение словарного запаса | 2 ч. | |||||||
50-51 | Ступеньки вверх | Подведение итогов курса. Получение обратной связи. | 2 ч. | |||||||
ИТОГО: | 51 час |
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
- природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
- создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и других умений и т. п.);
- создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).
Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно- лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Методики, учебники, и др.
|
| |
Печатные пособия | ||
Рабочая тетрадь Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. - М.,2013 | К | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Аудиоцентр/магнитофон. Мультимедийный проектор (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). | Д Д Д Д Д Д | |
Экраннозвуковые пособия | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. | Д Д Д Д | |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры | П | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | К Д Д Д Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...
Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....