АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»
рабочая программа (4 класс) по теме

Лаишевцева Кристина Александровна

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолога школы с детьми ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к адаптированной основной образовательной программе

 начального общего образования

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

«Психологическая азбука»

для обучающихся 4 «Г »класса

(детей с задержкой психического развития)

Составитель: педагог – психолог

МБОУ «СШ № 8» г. Нижневартовска

Лопаткина Кристина Александровна

2016-2017 учебный год

г. Нижневартовск

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолога школы с детьми ЗПР.

Программа составлена с учетом основных особенностей развития детей с ЗПР: затрудненное развитие познавательной деятельности у детей, эмоционально-волевой регуляции,  проявления - гиперактивности, тревоги, агрессии. В программе использованы игры, минутки отдыха, релаксация для предотвращения переутомления детей и их двигательной расторможенности.

Цель : создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении (ЗПР) в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию.

Задачи:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов и др. с учетом особенностей развития  детей с ОВЗ)
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение и др.)
  • Развитие памяти (развитие различных видов памяти по способу запоминания, расширение объема, формирование приемов запоминания и др.)
  • Развитие пространственного восприятия и сенсорной координации.
  • Развитие воображения и творческих потенциалов личности с учетом особенностей развития  детей с ОВЗ.
  • Формирование адаптивных возможностей ребёнка
  • Развитие учебной мотивации
  • Формирование УУД с учетом особенностей развития  детей с ОВЗ.

  1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Программа  коррекционно-развивающего курса «Психологическая азбука» для обучающихся 4 -го класса с ОВЗ  и особенностями развития (ЗПР) направлена на изучение и  гармоничное развитие личности ребенка, его индивидуальных особенностей, способностей, интересов, профилактику школьной и личностной тревожности, коррекцию трудностей в обучении  с учетом их особенностей здоровья.

Основные формы проведения занятия: беседа, игры, тестирование, практикум, тренинг. В структуре каждого занятия выделяются следующие блоки:

  1. Вводная часть. Цель вводной части – создание у учащихся положительного эмоционального фона, установление контакта между учащимися.
  2. Основная часть. В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер.

Заключительная часть. Подведение основных результатов, сплочение учащихся и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

  1. ОПИСАНИЕ  МЕСТА ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом, в части формируемым участниками образовательного процесса коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 4-го класса с ОВЗ  и особенностями развития (ЗПР) проводятся 1,5 часа в неделю, 51 час в год.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

  • Положительная динамика познавательного  и личностного  развития обучающихся
  • Развитие адаптивных возможностей ребёнка
  • Сформированность УУД по возрасту:

Личностные результаты

- положительное отношение к школе;

- интерес к новому;

- сформированность  или частичная сформированность учебных мотивов;

-начальное представление о нравственных нормах.

Познавательных результаты

- умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- способность отвечать на простые вопросы учителя;

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

-подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

Коммуникативные результаты

-участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время;

-работать  в паре;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-здороваться, прощаться, благодарить;

-понимать речевое обращение другого человека.

Регулятивные результаты

- осознавать предъявляемые требования;

- осуществлять решение познавательной задачи, не изменяя ее, и не выходя за ее требования;

-может ориентироваться на образец;

-может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»:

Тема 1. Как научиться учиться?-1 ч.

Беседа с обучающимися о важности процесса обучения. Выполнение заданий и упражнений на овладение  приемами учебной работы.

Тема 2-3. За что ставится оценка?-2 ч.

Беседа о требованиях к ответам. Выполнение заданий и упражнений  взаимооценивание школьников в парах и группе. Памятка «Как подготовиться к урокам»

Тема 4. Как мы воспринимаем информацию-1 ч.

Лекция о восприятии, его функциях, многоканальности. Выполнение заданий и упражнений на развитие восприятия.

Тема 5-6 Как использовать наши сильные и слабые стороны-2 ч.

Лекция о человеческой индивидуальности, о наличии сильных и слабых сторон в восприятии информации. Выполнение заданий и упражнений на развитие восприятия.

Тема 7. Секреты нашей памяти-1 ч.

Лекция о памяти, ее видах, как познавательном процессе и  его важности в жизни человека, взаимосвязи с другими компонентами психики. Упражнения на развитие памяти.

Тема 8-9. Учимся выделять главное-2 ч.

Обучение школьников выделять главные, ключевые положения в тексте.         

Тема 10. Приемы работы с текстом-1 ч.

Знакомство обучающихся с основными приемами работы с текстом. Выполнение  развивающих заданий и упражнений.

Тема 11-12. Развиваем наше мышление-2 ч.

Выполнение тренинговых упражнений на развитие видов мышления, логических операций.

Тема 13. Учимся сравнивать-1 ч.

Беседа о сходствах и различии в окружающем мире. Отработка умения сравнивать параметры одного или разных предметов.

Тема 14 Учимся планировать-1 ч.

Беседа о режиме дня и о рациональной организации времени для достижения результата. Составление собственного режима дня.

Тема 15.  Как готовить домашнее задание? -1 ч.

Беседа о подготовке домашнего задания, о нормах его подготовки  в 4 классе и других возрастах. Знакомство с памяткой «Как готовить домашнее задание?». Выполнение развивающих игр, заданий и упражнений.

Тема 16-17.   Как преодолеть неуверенность в себе. -2 ч

 Знакомство с навыками уверенного поведения. Отработка навыков уверенного поведения.          

Тема 18. У тебя все получится! -1 ч.

Отработка навыков уверенного поведения. Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе.

Тема 19-20.  Найди лишнее -2ч.

Развитие вербально - логического мышления

Тема 21. Внимание -1ч.

Развитие произвольного внимания.

Тема 22-23. Мой режим дня -2ч.

Тема 24-25. Волшебные фигуры -2ч.

Развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения.

Тема 26. Развиваем логику -1ч.

Выполнение развивающих упражнений.

Тема 27-28. Мое поведение –2ч.

Беседа о том, что такое поведение. Выявление своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения.

Тема 29. Умеешь ли ты общаться? -2 ч.

Диагностика качеств, определяющих успешность общения. Развитие  коммуникативных качеств  школьника.

Тема 30-31.  Учимся общаться -2 ч.

Отработка навыков по развитию коммуникативных способностей и навыков саморегуляции.

Тема 32. Спокойное место для размышления -1ч.

Развитие навыков саморегуляции в состоянии стресса.

Тема 33-34. Я сегодня и Я завтра -2ч.

Тема 35. Мое настроение -1ч.

 Беседа о настроении человека.

 Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей,     развитие языка жестов и мимики.

Тема 36-37. Мое здоровье -2ч.

Тема 38-39. Развиваем творчество -2ч.

Тема 40. Все наоборот -1ч.

Игра на развитие внимания, координации движений, концентрации внимания.

Тема 41. Веселые примеры -1ч.

Развивающие упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Тема 42-43. Характер -1ч.

Беседа о том, что такое характер.  Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера.

Тема 44. Путаница» -1ч.

Развитие внимания, координации движений, концентрации внимания

Тема 45-46. Воображение -2ч.

Беседа о том, что такое воображение. Развитие видов воображения.    Методы стимуляции творчества.

Тема 47. На ошибках учатся -1ч.

Тема 48-49.  Я и мой класс-2 ч.

Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие умения работать в паре, группе, формирование понятийного мышления, пополнение словарного запаса.

Тема 50-51.  Ступеньки вверх-2 ч.

Подведение итогов курса. Получение обратной связи.

Итого:51ч.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

занятия

Тема

занятия

Содержание темы

Кол-во часов

                Сентябрь

1

Как научиться учиться?

Осознание учащейся важности овладения приемами учебной работы. Развитие положительной мотивации.

1 ч.

2-3

За что ставится оценка?

На основании знаний о требованиях к ответам подвести учащуюся к осознанию необходимости правильной подготовки к урокам.

2 ч.

4

Как мы воспринимаем информацию

Осознание школьницей многоканальности восприятия окружающего мира.

1 ч.

5-6

Как использовать наши сильные и слабые стороны

Осознание школьницей своих сильных и слабых сторон в восприятии информации.

2 ч.

7

Секреты нашей памяти

Осознание обучающейся сложности процесса памяти и его взаимосвязи с другими компонентами психики.

1 ч.

Октябрь

8-9

Учимся выделять главное

Учить школьницу выделять главные, ключевые положения в тексте.

2 ч.

10

Приемы работы с текстом

Овладение обучающейся основными приемами работы с текстом.

1 ч.

11-12

Развиваем наше мышление

Тренинг по развитию мышления.

2 ч.

13

Учимся сравнивать

Осознание школьницей важности умения сравнивать параметры одного или разных предметов.

1 ч.

                                        Ноябрь (каникулы 03.11.16 -09.11.16)

14

Учимся планировать

Показать значение рациональной организации времени для достижения результата.

1 ч.

15

Как готовить домашнее задание?

Показать значение правильной подготовки домашнего задания

1 ч.

16-17

Как преодолеть неуверенность в себе.

Знакомство с навыками уверенного поведения

2 ч.

                                                          Декабрь

18

У тебя все получится

Отработка навыков уверенного поведения. Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе.

1 ч.

19-20

Найди лишнее

Развитие вербально- логического мышления, способности к классификации, к абстрагированию

2 ч.

21

Внимание

Развитие произвольного внимания:
а) устойчивости  внимания.

б) распределения внимания

1 ч.

22-23

Мой режим дня

Развитие умения планировать свои дела, формирование уверенности в правильности воспроизведения

2 ч.

           Январь (каникулы 29.12.16 – 11.01.17)

24-25

Волшебные фигуры

Развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти

2 ч.

26

Развиваем логику

Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки

1 ч.

27-28

Мое поведение

Учить ребенка брать ответственность за свое поведение. Ввести понятие полезные навыки

2 ч.

Февраль

29

Умеешь ли ты общаться?

Диагностика качеств, определяющих успешность общения

1 ч.

30-31

Учимся общаться

Отработка навыков по развитию коммуникативных способностей и навыков саморегуляции.

2 ч.

32

Спокойное место для размышления

Восстановление внутреннего равновесия, развитие навыков саморегуляции в состоянии стресса.

1 ч.

33-34

Я сегодня и Я завтра

Учить выстраивать план на будущее

2 ч.

                                               Март (каникулы 23.03.17-29.03.17)

35

Моё настроение

Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля.

1 ч.

36-37

Мое здоровье

Ввести понятие полезные навыки и вредные привычки. Использование здоровьесберегающих технологий.

2 ч.  

38-39

Развиваем творчество

Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения

2 ч.

Апрель

40

Все наоборот

Развитие внимания, координации движений, концентрации внимания

1 ч.

41

Веселые примеры

Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез. Развитие внимания

1 ч.

42-43

Характер

Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться.

2 ч.

44

«Путаница»

Развитие внимания, координации движений, концентрации внимания.

1 ч.

45-46

Воображение

Развитие видов воображения. Методы стимуляции творчества

2 ч.

                                                      Май (каникулы 25.05.17-31.08.17)

47

На ошибках учатся

Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе.

1 ч.

48-49

Я и мой класс

Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие умения работать в паре, группе, формирование понятийного мышления, пополнение словарного запаса

2 ч.

50-51

Ступеньки вверх

Подведение итогов курса. Получение обратной связи.

2 ч.

ИТОГО:

51 час

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
  • создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и других умений и т. п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно- лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Методики, учебники, и др.

 

  1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 2010
  2. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2009
  3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2009.
  4. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 2009
  5. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2010
  6. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2008
  7. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007
  8. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003
  9. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2010.
  10. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  11. Шевченко С.Г. Диагностика и  коррекция задержки психического развития у детей, М., 2009
  12. Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомлённости (степени обученности) учащихся.
  13. Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей.
  14. Методики изучения личностной сферы детей.
  15. Методики диагностики семейных отношений.
  16. Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.
  17. Методики по развитию познавательных процессов.
  18. Методики психокоррекционной работы.
  19. Раздаточный материал для детей
  20. Единая коллекция ЦОР:http://school-collection.edu.ru

Печатные пособия

Рабочая тетрадь Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. - М.,2013

К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экраннозвуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

П

Оборудование класса

Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

Д

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....