Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Знакомимся со школой».
методическая разработка (1 класс)

Мишина Светлана Васильевна

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников

«Знакомимся со школой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_shkola_-_ekskursiya_po_shkole_dlya_pervoklassnikov.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников

«Знакомимся со школой».

Мишина Светлана Васильевна

Цель: Адаптация первоклассников к школе и к новой социальной позиции.

Задачи:

•профилактика школьной тревожности;

• знакомство с школьными правилами и требованиями;

•формирование учебной мотивации;

•развитие рефлексии .

Оборудование:

•бейджики с именами (у детей) и с именами-отчествами (у работников школы);

•картинки-личики с изображением эмоций (изображение каждой эмоции по кол-ву учеников в классе);

•набор сигналов (1 красный и 1 зеленый круг) для каждого ученика;

•3 портфеля и 3 одинаковых набора (учебные принадлежности и вещи, не относящиеся к учебе);

•листки самоанализа и клей для каждого ребенка.

1 часть занятия. Встреча

С первоклассниками встречается школьный психолог и ученики 4-го класса .

– Здравствуйте ребята!  Вы стали школьниками! Быть школьником – очень интересно, увлекательно, почетно, но вместе с тем и очень ответственно. В школе вам предстоит многому научиться. Постарайтесь ни одного дня в школе не потратить впустую, постарайтесь, чтобы каждый день ваши знания пополнялись. Наше знакомство с удивительным миром школы мы начнем с экскурсии. Провести ее мне помогут мои помощники – ученики  4класса.

Ученик 4-го класса читает стихотворение:

Удивительный мир, мир волшебных открытий,

Полный верных друзей, удивительных книг,

Полный солнечных дней, интересных событий,

Мир, где гордо зовусь я теперь – «УЧЕНИК».

2. Экскурсия по школе

– Итак, вперед в удивительный школьный мир!

Далее учащиеся вместе с психологом и с помощниками (учениками 4 кл.) путешествуют  по школе, останавливаясь в определенных местах.

2.1. Раздевалка

Утром, когда ребята приходят в школу, куда они идут первым делом? (В раздевалку). Там можно снять верхнюю одежду и переодеть обувь.

Ученик 4класса  читает стихотворение.

Школьником быть – это значит быть вежливым,

Примером быть всегда и во всем:

На урок мы приходим в нарядной одежде

И сменную обувь из дома несем.

Первоклассники раздеваются, ученики 4го класса им помогают.

– В школе много кабинетов, где учатся ребята разного возраста, но кроме учебных классов, есть еще разные важные помещения.

2.2. Библиотека

– Сейчас мы стоим возле одного очень важного кабинета, здесь хранится то, без чего невозможно учиться в школе. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.

Ученик 4 класса читает загадку.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней (Книга)

– А кто знает, как называется место, где храниться много книг? Конечно, это библиотека. Давайте зайдем и посмотрим, как много книг читают наши школьники.

Представляем библиотекаря и рассказываем о правилах пользования библиотекой.

2.3. Музыкальный кабинет

– А кто отгадает, куда мы пришли на этот раз? Перед дверью в какой кабинет мы стоим?

Ученик 4 класса читает загадку.

Кто дверь откроет, тот попадет

В мир волшебный звуков и нот,

Здесь марши, танцы и песни живут

И вдохновенье находится тут.

– Правильно, это кабинет музыки. Вы тоже будете приходить сюда, чтобы больше узнать о чудесном мире звуков и нот. Давайте зайдем и познакомимся с его хозяйкой.

– А куда мы направимся дальше? Где нужно выполнять вот такие правила?

Ученик 4 класса читает стихотворение.

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

– Правильно, мы идем в столовую.

2.4. Столовая.

Представляем основных работников столовой.

– Повара готовят нам вкусные и полезные блюда, чтобы вы были здоровыми и никогда не болели. А кто знает, что еще надо делать, чтобы быть здоровым и крепким? Правильно, заниматься спортом. А где в школе занимаются спортом? Идем в физкультурный зал.

2.5. Физкультурный зал

Ученик 4 класса читает стихотворение

Нам смелым, и сильным, и ловким

 Со спортом всегда по пути

 Ребят не страшат тренировки –

В учебе и спорте всегда впереди!

– Кто из вас любит спорт? Каким видом спорта вы занимаетесь? А у нас в школе вы сможете заниматься футболом, танцами. Ну и конечно, вас ждут уроки физкультуры и веселые соревнования. Давайте познакомимся с хозяевами физкультурного зала.

Представляем учителей физической культуры.

– У нас остался еще один новый кабинет. Чтобы узнать, куда мы пойдем, слушайте последнее стихотворение.

Ученик 4 класса читает стихотворение.

За окнами, братцы, не каменный век

Компьютер придумал давно человек.

Он нужен нам, чтобы не потеряться

В море нахлынувшей информации

Но техники сложной бояться не стоит:

Любой на отлично компьютер освоит

2.6. Кабинет информатики

Представляем учителя информатики. Знакомимся с кабинетом и его оснащением, правилами поведения.

2.7. В классном кабинете

– Как вы уже увидели, в школе много залов и кабинетов, но большую часть времени ученики проводят  в своем классе. Давайте зайдем и посмотрим ваш класс. Дети проходят в класс. Вот здесь вы будете учиться читать, писать, считать. А поможет вам в этом ваша учительница.

– Следующее занятие мы проведем уже в классе.

– Вам понравилась экскурсия по школе? А какие  эмоции вы испытывали, знакомясь со школой.

– Чтобы вам легче было сказать о своих эмоциях, мы поиграем.

Игра «Мои эмоции»

– Я приготовила вот такие смешные картинки с изображением эмоций. Давайте договоримся так, если я показываю вам ту картинку которая совпадает с вашим настроением, то вы хлопаете в ладоши. Если изображение не совпадает, то просто спокойно стоите.

Далее тем ребятам, которые хлопнули в ладоши, раздаются соответствующие личики-эмоции.

– А теперь положите свои личики-эмоции на те парты, за которые вы сядете.

– А теперь нам необходимо отдохнуть. И мы это сделаем на нашем прекрасном спортивном стадионе перед школой, где вы будете заниматься физкультурой в теплую погоду.

Психолог, учитель, ученики 4-го класса, учителя физкультуры  идут с детьми на стадион.

2.8. Спортивный стадион

На спортивном стадионе психолог проводит игру «Школьная фигура на месте замри». Психолог произносит слова: «Дети на перемене резвятся раз, дети на перемене резвятся два, дети на перемене резвятся три, фигура школьника на уроке на месте замри». Дети свободно двигаются в обозначенном пространстве стадиона. Когда произносится слово «замри», дети должны остановиться, неподвижно изображая школьника на уроке. Остальные дети отгадывают, какое учебное действие изображает их одноклассник. А теперь мы с вами вернемся туда, где вы будете делать то, что сейчас изображали – в ваш класс. Дети проходят в класс вместе с психологом и учителем.

3. Школьные правила

– Проходите, садитесь за парты. Вспоминайте, где вы положили свое личико-эмоцию – там и ваше место.

Первое о чем вспоминают ребята, садясь за парту, – это школьная посадка. Ну-ка, посмотрим, кто уже знает, как должен сидеть ученик?

Парта это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

– Но для того чтобы быть школьником, мало просто уметь красиво сидеть. Школьная жизнь невозможна без правил. Как вы думаете, какие правила важно соблюдать в школе?

– Наши ребята из 4 класса хотят рассказать вам о некоторых из этих правил.

Вот совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встает,

Чтоб оказать ему почет.

Учитель скажет вам: – Садитесь!

На место тихо опуститесь.

Когда садиться шумно класс,

Учитель сердится на вас.

Звонит заливисто звонок

 И начинается урок.

Но отчего же еле-еле

Все достают свои портфели.

И начинают там искать

Учебник, ручку и тетрадь?

Учитель говорит сурово:

– Опять к уроку не готовы!

Хочу, ребята, вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Прошу к занятиям без лени

Готовиться на перемене!

Как только прозвенит звонок,

Мы начинаем наш урок.

Две хвостатые сороки

Разболтались на уроке

И по «двойке» получили,

Дома близких огорчили.

Что же, пусть теперь узнают:

На уроках не болтают.

Вас не просят отвечать?

Значит, лучше помолчать!

Главный помощник в учебе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Занятия мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему –

Будь благодарен за это ему!

Быть всегда должны в порядке

Твои книжки и тетрадки.

Нужно в школе быть опрятным

Старательным и аккуратным.

И иметь нарядный вид

Никому не повредит.

Учитель в классе самый главный,

Он добрый друг, наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему.

Его не надо отвлекать –

Хихикать громко и болтать.

Ведь если вы болтать начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет,

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем-то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

Я скажу вам в заключенье:

Дело вовсе не в везенье.

И «пятерки» тот получит,

Кто сидит и честно учит.

Кто работы не боится,

Кому нравится учиться,

Тот, кто лень прогонит прочь,

Кто готов друзьям помочь,

Тот, кто умным хочет стать

И про все на свете знать!

– Конечно, это не все правила, которые необходимо соблюдать в школе, так как их достаточно много. Но, к сожалению, не все ребята выполняют всегда школьные требования. Давайте попробуем вместе разобраться, а что же не следует делать на уроке. Для этого поиграем в одну интересную игру.

Но перед этим вспомним правила перехода через проезжую дорогу. На какой свет можно переходить дорогу? Правильно на зеленый. Вот и мы с вами будем показывать зеленый сигнал, если так можно вести себя на уроке. А на какой свет нельзя переходить дорогу? Правильно, на красный. Вот и мы с вами будем показывать красный сигнал, если так нельзя вести себя на уроке.

Далее приводятся примеры разных ситуаций:

– Есть банан

– Решать задачу

– Писать в тетради

– Списывать у соседа по парте

– Рисовать в учебнике

– Рисовать рисунок

– Разговаривать с одноклассником

– Отвечать на вопрос учителя

– Играть с плюшевым мишкой

– Выполнять задание учителя

– А чтобы еще лучше запомнить школьные правила, мы сами нарисуем знаки: разрешающие и запрещающие. То, что можно делать в школе вы рисуете на шаблонах , которые чистые. А то, что нельзя делать в школе, вы рисуете на шаблонах, которые перечеркнуты красной линией.

Законченные рисунки прикрепляются на доску.

4. Школьный портфель

– Без чего невозможно представить себе школьника? Правильно, каждому школьнику нужен портфель. Но еще важно уметь этот портфель быстро и правильно собрать. Для этого договариваемся, что каждый ряд это команда.

От каждой команды выходят по 1 человеку. По сигналу учителя они собирают портфели. Важно положить в него только то, что нужно школьнику. Учитывается скорость и правильность выполнения задания.

5. Поведение итогов

– Ну что ж, как не жаль расставаться, но наша экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, что нового узнали вы сегодня? Что понравилось? Какие правила школьной жизни вы запомнили?

6. Рефлексия

– Закончим мы с вами знакомой вам игрой «Мои эмоции». В первой части нашей встречи, многие из вас немножечко тревожились, беспокоились, стеснялись. А теперь ваше настроение изменилось? Покажите, что же испытываете вы теперь, после нашего занятия. Изменились  эмоции или остались такими же, как в начале встречи? Повторим нашу игру. Давайте зафиксируем это с помощью специальных листков.

Детям выдаются листки самоанализа, куда они наклеивают 2 личика (одно под слово «до занятия», а другое под слово «после занятия»).

Список литературы:

«Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипко Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...